Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Административное право. Словарь-справочник.
Статьи на букву "С"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С"

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания людей, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. При этом под средой обитания понимается определяющая условия жизнедеятельности человека совокупность объектов, явлений и факторов окружающей природной и искусственной среды. К факторам среды обитания относятся: биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и на состояние здоровья будущих поколений. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения достигается посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; разработки и реализации федеральных целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также региональных целевых программ и научных, научно-технических программ в данной области; выполнения санитарно-противоэпидемических мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Деятельность, связанная с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируется Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г.

Сбор

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами. Уплата сбора является одним из условий совершения в интересах его плательщиков юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

СВР России

Служба внешней разведки Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Сертификат соответствия

Сертификат соответствия - документ, выданный для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

Сертификация продукции

Сертификация продукции - деятельность по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям. Сертификация может иметь обязательный и добровольный характер.

Система высшего и послевузовского профессионального образования

Система высшего и послевузовского профессионального образования - представляет совокупность государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования; высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм; научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских предприятий, учреждений и организаций, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования; органов управления высшим и послевузовским профессиональным образованием, а также подведомственных им предприятий, учреждений и организаций. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г.

Государственные образовательные стандарты высшего и послевузовского профессионального образования предназначены для обеспечения качества высшего и послевузовского профессионального образования; они являются основой объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. В Российской Федерации устанавливаются следующие ступени высшего профессионального образования: высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "бакалавр"; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации "дипломированный специалист"; высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) "магистр".

Система исполнительной власти

В соответствии с Конституцией РФ исполнительная власть, являясь составной частью государственной власти, осуществляется в Российской Федерации и в ее субъектах. Органы местного самоуправления, исходя из положений Конституции РФ, не являются органами государственной, в том числе исполнительной, власти, хотя их административные структуры и соответствующие должностные лица, безусловно, выполняют существенный объем функций исполнительного и распорядительного характера, обладают значительными административно-властными полномочиями. Исполнительные и распорядительные полномочия, помимо соответствующих государственных и муниципальных органов и их должностных лиц, осуществляет также администрация предприятий, учреждений, других организаций (в том числе и негосударственных) в процессе управления ими, при проведении внутриорганизационных мероприятий. Более того, в современных условиях, когда происходит определенное ослабление непосредственного государственного управления в ряде сфер жизни, повышается роль местного самоуправления, в значительной степени получают хозяйственную самостоятельность государственные предприятия, целые регионы, идут процессы приватизации и становления института частной собственности, значение исполнительной и распорядительной деятельности субъектов, которые формально не являются элементами исполнительной власти, резко возрастает. В этой связи, рассматривая субъекты исполнительной и распорядительной деятельности и соответствующие правовые институты, целесообразно говорить не просто об исполнительной власти как составной части государственной власти, а о системе исполнительной власти. В такую систему, наряду с самими органами исполнительной власти в их конституционном понимании, следует включить также органы и должностных лиц, которые осуществляют исполнительные и распорядительные функции в муниципальных образованиях, и администрацию предприятий, учреждений, организаций.

Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности. Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; производство пожарно-технической продукции; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; лицензирование деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности и сертификация продукции и услуг в области пожарной безопасности; противопожарное страхование, установление налоговых льгот и осуществление иных мер социального и экономического стимулирования обеспечения пожарной безопасности; тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ; учет пожаров и их последствий; установление особого противопожарного режима.

Система федеральных органов исполнительной власти

Система федеральных органов исполнительной власти - определена Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти" (в редакции Указов Президента РФ от 22 августа 1996 г. № 1234 и от 6 сентября 1996 г. № 1326). В систему федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти: государственные комитеты Российской Федерации, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также некоторые органы Президента Российской Федерации.

Системы органов исполнительной власти субъектов РФ

В соответствии со статьей 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам ее совместного ведения с субъектами Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Таким образом, составными частями единой системы исполнительной власти в Российской Федерации являются системы органов исполнительной власти субъектов Федерации. Субъекты Федерации устанавливают свои системы органов исполнительной власти в соответствии с общими принципами, определенными Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В субъекте Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Федерации, которое возглавляет высший исполнительный орган этого субъекта. Наименование высшего исполнительного органа, его структура и порядок формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Федерации с учетом существующих там исторических, национальных и иных традиций.

Служба

Служба - орган исполнительной власти отраслевой компетенции (когда является структурным подразделением правительств республик в составе России, администраций других субъектов Федерации) либо орган исполнительной власти внутриотраслевой компетенции (когда является структурным подразделением министерств, государственных комитетов, комитетов и прочих органов исполнительной власти). Службами иногда называются органы межотраслевой и специальной компетенции субъектов Федерации (на федеральном уровне существуют федеральные службы России). Служба является также организационно-правовой формой территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Служба судебных приставов

Служба судебных приставов - образована в Министерстве юстиции РФ. Она призвана обеспечить охрану судов, соблюдение порядка в судебных заседаниях, повысить эффективность исполнения принятых судебных решений. Полномочия органов юстиции по организации Службы судебных приставов, их обязанности и права, гарантии правовой и социальной защиты и др. регулируются положениями Федерального закона "О судебных приставах" от 21 июля 1997 г. Минюст России осуществляет организационное и методическое руководство этой Службой.

Служебное оружие

Служебное оружие - это оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, нарезное служебное оружие должно иметь отличия от боевого ручного стрелкового оружия по типам и размерам патрона, а от гражданского - по следообразованию на пуле и гильзе. Емкость магазина (барабана) служебного оружия должна быть не более 10 патронов. Пули патронов к служебному оружию не могут иметь сердечников из твердых материалов.

Совет

Совет - вспомогательный консультативный орган в системе федеральных органов исполнительной власти. Советы в системе исполнительной власти (в отличие от советов - органов законодательной власти) не наделены государственно-властными полномочиями, а создаются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, имеющих рекомендательный характер. Статус советов определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 года № 788. Существуют правительственные и межведомственные советы.

Совет Безопасности РФ

В соответствии с Конституцией РФ в Российской Федерации образуется Совет Безопасности РФ, который занимает важное место в системе органов обеспечения безопасности. Его статус определен Законом РФ "О безопасности" от 5 марта 1992 г. Совет безопасности, являясь совещательным органом при Президенте Российской Федерации, осуществляет подготовку решений Президента РФ в области обеспечения безопасности. В состав Совета безопасности входят: председатель, секретарь, постоянные члены и члены Совета безопасности. Председателем Совета безопасности является Президент Российской Федерации. Совет безопасности рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности; стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности; охраны здоровья населения, прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, обеспечения стабильности и правопорядка и отвечает за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Основными задачами Совета безопасности являются: определение жизненно важных интересов личности, общества и государства и выявление внутренних и внешних угроз объектам безопасности; разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации и организация подготовки федеральных программ ее обеспечения; подготовка рекомендаций Президенту РФ для принятия решений по вопросам внутренней и внешней политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций, которые могут повлечь существенные социально-политические, экономические, военные, экологические и иные последствия, и по организации их ликвидации; подготовка предложений Президенту РФ о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения; разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности и оценка их эффективности; совершенствование системы обеспечения безопасности путем разработки предложений по реформированию существующих либо созданию новых органов, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства. Решения Совета безопасности по важнейшим вопросам претворяются в жизнь указами Президента РФ.

Создание религиозных организаций

В соответствии с Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях" учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное этой организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Соискатель лицензии

Соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о выдаче лицензии на осуществление конкретного вида деятельности.

Состав административного правонарушения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социальная защита ветеранов

Социальная защита ветеранов - система мер, направленных на создание условий, которые обеспечивают экономическое и моральное благополучие ветеранов, а также на предоставление им дополнительных прав и льгот: по пенсионному обеспечению, налогообложению, выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; По получению, приобретению, строительству и содержанию жилых помещений; по коммунально-бытовым услугам и торговому обслуживанию; по медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию, санаторно-курортному лечению, обеспечению лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; обеспечению транспортными средствами и оплате проезда; трудоустройству, обучению, переподготовке и условиям труда; пользованию услугами учреждений связи, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений; по получению услуг учреждений социального обслуживания, социальной и юридической помощи. Федеральным законом "О ветеранах" подробно регулируются меры социальной защиты всех категорий ветеранов.

Социальная защита инвалидов

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ определяется Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Социальное управление

Социальные системы являются наиболее сложными системами, а управление ими - наиболее сложным видом управления. Под социальным управлением понимается воздействие на общность людей с целью упорядочения общества, его совершенствования и развития, достижения стоящих перед людьми задач. Объективная необходимость социального управления обусловлена общественным характером существования людей - труда, иных отношений, общения, взаимодействия. Социальное управление т необходимо всегда, когда осуществляется совместная деятельность людей, для обеспечения ее координации и регулирования, согласованности индивидуальных действий. Объектом социального управления являются существующие в обществе отношения, социальные образования, отдельные люди. Субъект управления - руководители, осуществляющие персональное руководство, и коллективные органы управления любыми общностями людей, в том числе государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, их структурными подразделениями, общественными объединениями, международными организациями; органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица. Несмотря на значительную роль, которую играют при управлении социальными системами субъективные факторы волевого, эмоционального, иного психологического характера, сложившиеся отношения между людьми, традиции, устои, привычки, морально-этические нормы и др., управление такими системами любой величины и иерархии обусловливается общими закономерностями, свойственными процессу управления, едиными подходами к принятию и реализации управленческих решений на основе получения, преобразования и передачи информации. Однако организация обмена информацией между элементами социальных систем, методы ее получения, оценки и анализа, механизмы принятия управленческих решений и воздействия на людей во многом принципиально отличаются от управления в системах иной природы. Это объясняется не только сложностью социально-экономических процессов, а также биологическими, психологическими и социальными особенностями людей, как элементов социальной системы, но и многообразием информационных потоков в таких системах.

Специальное право на жалобу

Специальное право на жалобу - регламентируется законодательством, которое наделяет граждан специальной правосубъектностью в дополнение к общей. Например, лицо, имеющее право обжаловать постановление по делу об административном правонарушении, является не просто гражданином, а либо лицом, в отношении которого данное постановление вынесено, либо потерпевшим. Порядок реализации гражданами специального права на жалобу регламентируется специальными нормами, в данном случае - содержащимися в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях. Общее право на жалобу, т.е. право подачи жалобы на все иные действия и решения в отношении граждан органов, организаций и должностных лиц, регламентируется общим законодательством об обжаловании действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. При этом общее право на жалобу подразделяется на право на административную жалобу (административное обжалование) и право на судебную жалобу (судебное обжалование).

Стадии производства по делу об административном правонарушении

Производство по делу об административном правонарушении состоит из четырех основных стадий: возбуждение дела; его рассмотрение; обжалование и опротестование постановления по делу об административном правонарушении; исполнение постановления о наложении административного взыскания. Ряд авторов стадию рассмотрения дела представляют как две самостоятельные стадии - рассмотрение дела и вынесение постановления по делу (разрешение дела). Стадия обжалования и опротестования постановления по делу является необязательной (факультативной) и осуществляется только в случае подачи жалобы или принесении протеста на постановление по делу об административном правонарушении.

Стаж государственной службы

Стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления. Включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.

Структура федеральных органов исполнительной власти

Структура федеральных органов исполнительной власти - определена Указом Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 г., № 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти". В структуру федеральных органов исполнительной власти в настоящее время входят 59 органов: Правительство РФ, 24 федеральных министерства, 6 Государственных комитетов РФ, 2 федеральные комиссии России, 13 федеральных служб, 8 российских агентств, 2 федеральных надзора России, 3 иных федеральных органа исполнительной власти.

Субъекты административной опеки

Субъекты административной опеки - лица, которые по причине своей слабой социальной защищенности нуждаются в специальной помощи государства. Опека состоит в содействии при организации их труда и условий жизни, предоставлении различных льгот и привилегий, выдаче различных компенсаций и дополнительных денежных сумм, оказании необходимых медицинских и иных услуг и т.п. К субъектам административной опеки следует отнести: безработных; инвалидов; вынужденных переселенцев; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; инвалидов и участников Великой Отечественной войны, других боевых действий; ветеранов труда и военной службы; представителей некоторых иных категорий граждан. Такие граждане обладают большими правами, чем иные лица, их административно-правовой статус определяется не только общим статусом гражданина Российской Федерации, но и нормами, содержащимися в целом ряде законов и подзаконных актов, актов органов местного самоуправления. Например, в соответствии с Законом РСФСР "О занятости населения в Российской Федерации" государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости; оплату периода временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу, и предоставляет некоторые другие льготы. А согласно Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", к таким мерам, в частности, относится предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней всероссийским общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам и др.

Счетная Палата Российской Федерации

Счетная Палата Российской Федерации - постоянно действующий орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием. Счетная палата действует на основе Федерального закона "О счетной палате Российской Федерации" от 11 января 1995 г. Задачами Счетной палаты являются: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Счетная палата состоит из Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов Счетной палаты, аппарата Счетной палаты. Аудиторами Счетной палаты являются должностные лица, возглавляющие определенные направления деятельности Счетной палаты, которые охватывают комплекс, группу или совокупность ряда доходных или расходных статей федерального бюджета, объединенных единством назначения. Конкретное содержание направления деятельности Счетной палаты, возглавляемого одним из аудиторов Счетной палаты, устанавливается Коллегией Счетной палаты. Аудиторами Счетной палаты могут быть назначены граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование и опыт профессиональной деятельности в области государственного контроля, экономики, финансов. Аудиторы Счетной палаты в пределах своей компетенции самостоятельно решают все вопросы организации деятельности возглавляемых ими направлений и несут ответственность за ее результаты.

Предыдущая страница Следующая страница