Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Юридический словарь (С.Н. Братусь, 1953г.)
СЕНАТ

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

СЕНАТ

СЕНАТ - 1) Правительственное учреждение Древнего Рима. Первоначально -собрание родовых старейшин, с разделением общества на классы - орган аристократической верхушки. В период республики (5-1 вв. до н. э.) С. - высшее государственное учреждение. Его одобрение было необходимо для принятия законов. В руках С. сосредоточивалось принятие особых мер для обеспечения государственной безопасности, предоставление высшим должностным лицам чрезвычайных полномочий, высшее заведование финансами, общее управление провинциями, руководство внешней политикой и ведение дипломатических сношений, проведение важных религиозных мероприятий и т. д. Сенаторы назначались из представителей знатных родов (патрицианских, а затем и плебейских), образовавших т. н. сенаторское сословие. В период империи, в связи с сосредоточением единоличной власти в руках императора, С. постепенно утратил своё значение. 2) В Российской империи С. - один из высших государственных органов, функции и правовое положение которого за двухсотлетнее его существование потерпели значительные изменения. С. был учреждён Петром I в 1711 г. взамен ранее существовавшей Боярской думы (см.) и являлся главным проводником петровских реформ. В отличие от Боярской думы, как органа боярского сословного представительства, С. состоял из 9 членов (сенаторов), назначаемых царём, независимо от их происхождения. Учреждённый на время отъезда Петра I в Прутский поход для управления всем государством С. вначале был наделён чрезвычайно широкими функциями и полномочиями. Во время отсутствия Петра I С. являлся высшим органом государственной власти и не только издавал новые законы, но даже отменял законы, изданные царём. В царствование Петра I и его дочери Елизаветы Петровны С. был и высшим административным органом, и высшим судебным органом, и органом верховного надзора: С. были подчинены коллегии (см.) и органы местного управления в лице губернаторов. Позднее Петр I для контроля над деятельностью сенаторов учредил должность генерал-

ревизора, преобразовав её в 1722 г. в должность генерал-прокурора. Екатерина II, стремившаяся всячески укрепить неограниченную монархическую власть, реорганизовала С, лишив его прежних широких функций и полномочий. С. был разделён на 6 департаментов, которые она подчинила себе непосредственно. За генерал-прокурором оставались некоторые общие функции и общий надзор за деятельностью С. Из ведения С. была изъята часть коллегий. Ещё более уменьшилось значение С. после губернской реформы 1775 г., когда поставленные во главе ряда губерний генерал-губернаторы были подчинены непосредственно императрице и этим из компетенции С. исключался надзор за местным управлением. С учреждением в 1810 г. Александром I Государственного совета (см.) С. превратился гл. обр. в высшую судебную инстанцию. Должность генерал-прокурора была объединена с должностью министра юстиции. С конца 19 в., кроме функций высшего судебного органа, С. выполнял также функции по обнародованию и толкованию законов и общему надзору за исполнением законов, изданием административных распоряжений. Особые обер-прокуроры состояли при каждом департаменте для наблюдения за его решениями. Число сенаторов законом не определялось.

На протяжении всего своего существования С. являлся бюрократическим аппаратом, с помощью которого царизм осуществлял реакционную политику.

Буржуазное Временное правительство сохранило С. без существенных изменений. С. был упразднён Великой Октябрьской социалистической революцией вместе с прочими органами реакционного помещичье-буржуазного государства.

3) Наиболее распространённое в буржуазных странах (США, Канада, Австралия, Южно-Африканский союз, Эйре, Италия, Бельгия, Египет, Ирак, Иран, страны Латинской Америки) наименование верхней палаты парламента (см.). Как и всякая верхняя палата, С. построен на антидемократических началах. В некоторых странах С. состоит из сенаторов, назначаемых полностью (Канада, Ирак) или частично (Иран, Италия). В странах, где С. формально выби-рается, выборы являются ещё более антидемократическими, чем выборы в нижнюю палату.

В США для сенаторов установлен более высокий возрастной ценз, чем для членов палаты представителей (30 лет вместо 25), более продолжительный стаж гражданства (9 лет вместо 7); более длительный срок полномочий (6 лет вместо 2). Через каждые 2 года переизбирается из С. Под предлогом обеспечения равноправия штатов, являющихся лишь территориальными образованиями, установлено равное представительство всех штатов (по 2 сенатора от штата) независимо от численности их населения. Так как ряд важнейших решений С. принимается 2/3 голосов, то сенаторы, представляющие 17 наиболее отсталых и малонаселённых штатов (в частности, южных штатов, в которых значительная часть населения - негры -фактически отстранена от выборов), могут сорвать любые неугодные им решения. При этом С. США наделён большими полномочиями, чем палата представителей: помимо законов, он утверждает назначение на федеральные должности и ратифицирует международные договоры США, а также имеет право судить президента (см.), вице-президента и других федеральных должностных лиц. С. США является одним из оплотов американских монополистов, рассадником расовой дискриминации, проводником внешней политики американского империализма, преследующей экспансионистские цели.

В начало словаря