Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Элементарные начала общей теории права
Согласование интересов как разновидность законодательных технологий

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Согласование интересов как разновидность законодательных технологий

СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - специально организованная (направляемая, координируемая) деятельность субъектов законотворчества по согласованию позиций относительно выражаемых в законе интересов. Согласование в этом смысле есть выражение согласия законодателя по поводу характера закрепляемых им в законе тех или иных интересов. Согласованный интерес выступает первоисточником, первоосновой законодательной воли, выраженной в законе, которая в этом случае приобретает характер общей воли; есть необходимое условие того, что выраженные в законе специфические интересы в действительности обладают свойствами всеобщего интереса, а сам закон в силу этого приобретает качество правового.

Как способ воспроизводства права посредством законодательной деятельности согласование выступает в двух аспектах - в материально-правовом (содержательном), или в социально-правовом и в формально-юридическом, или в специально-юридическом.

В социально-правовом (материальном) значении согласование может быть представлено как процесс (деятельность) определенного законодательством круга субъектов по поводу фактического достижения согласия о пределах, объеме, формах законодательного выражения специфических интересов тех групп людей (индивидов, их объединений, общества в целом, государства), чье поведение и деятельность является предметом законодательного регулирования.

Во-первых, это, прежде всего, уяснение вопроса о том, в какой мере необходимо удовлетворение специфических интересов и в какой - их ограничение; чем определяется их пропорция и каков критерий вычленения приоритетного интереса; при наличии каких объективных и субъективных условий возможно оптимальное согласование различных интересов и каков его практический механизм воплощения в законе и в правореализационной практике.

Во-вторых, определение (выбор) способа (принципа) согласования конкурирующих (а равно несовпадающих) интересов, подлежащих законодательному признанию. Научное решение этой проблемы предложено социологией: основой согласования специфических интересов является взаимный компромисс, суть которого заключена в добровольном подчинении специфических интересов общему интересу. Без такого добровольного подчинения «оказывается, что люди лишаются возможности удовлетворить те свои специфические интересы, которыми они сами сочли необходимым поступиться в процессе согласования своих интересов с интересами других людей с целью нахождения общего интереса».

В-третьих, целью законодательной деятельности является также выявление меры согласия с основными положениями разрабатываемого законопроекта той части общества, интересы которой он затрагивает. Очевидно, что в идеале применению в законотворчестве технологий согласования соответствовала бы система консенсуальной демократии. Однако и в существующих социально-правовых условиях применение таких технологий не исключается.

В-четвертых, специфика согласования в значительной мере предопределена характером подлежащих закреплению в законе интересов, и прежде всего: а) реально сложившейся их «иерархией», т.е. объективно существующим приоритетом одних интересов перед другими; б) степенью совместимости тех интересов, которые выступают объектом регуляции.

В специально-юридическом (формально-юридическом) аспекте согласование интересов может быть представлено как:

набор разнообразных тактических приемов применения технико-юридических средств выражения согласованных интересов в конструируемом законе. В этом, собственно, заключена квинтэссенция технологии согласования. Данный элемент технологий, пожалуй, можно отнести к самому неразработанному в теории и наиболее трудно применяемому в практике. В то же время в законотворчестве используются разного рода тактические схемы применения технико-юридического инструментария, в частности, использование приема отсылок. Юридическим инструментом согласования в этом случае является применение бланкетного способа конструирования оспариваемого нормативного положения. Применяется в случае, если сложно достигнуть соглашения по принципиальным моментам, подлежащим урегулированию. В частности, посредством использования данного технико-юридического приема решен вопрос об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Земельном кодекса РФ (ст. 23).

Анализ показывает, что целям согласованного выражения интересов в законе способствует применение (тактическое построение) в законодательном тексте исходных правовых положений: определение цели закона; закрепление принципов правового регулирования, формулирование дефинитивных норм в законодательном тексте и пр. Иногда законодатель под влиянием различных обстоятельств (давлением определенных политических сил) намеренно не использует этот прием концептуализации. Очевидно, что применение законодателем технико-юридических средств должно быть сформулировано в форме юридических требований, предъявляемых к законодательной деятельности. Свою роль в этом мог бы сыграть предварительный конституционный контроль, правом инициирования которого следовало бы наделить в том числе общероссийские объединения граждан и Уполномоченного по правам человека в РФ;

как составная часть законодательного процесса. С этих позиций согласование интересов имеет свои особенные технологические циклы, рассматриваемые а) в контексте стадий законодательного процесса, т.е. как совокупность действий участников законодательного процесса и б) как совокупность применяемых в законодательной деятельности процедур или как законодательную процедуру.

А. Анализ показывает, что деятельность по согласованию интересов охватывает, по меньшей мере, следующие шесть этапов: предпроектный этап согласования интересов; согласование интересов на этапе реализации права законодательной инициативы; этап предварительного согласования интересов; основной этап согласования интересов, охватывающий все стадии обсуждения законопроекта (данный этап в свою очередь распадается на ряд стадий, которые соответствуют стадиям обсуждения законопроекта, (или выделяющимся чтениям законопроекта - первому, второму и третьему) и принятия закона); этап согласования интересов с участием Совета Федерации; согласование интересов при проведении процедуры подписания закона главой государства.

Каждый из выделенных этапов согласования интересов имеет свою специфику: характеризуется своеобразием форм, методов согласования интересов; отличается специфичностью субъектов, участвующих в деятельности по согласованию интересов и т.д. В то же время все эти этапы взаимосвязаны; каждый следующий есть ступень, характеризующая движение к суммарному результату - достижению такого соотношения интересов в законе, которое применительно к данному закону и условиям его принятия является наиболее оптимальным.

В начало словаря