Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Элементарные начала общей теории права
Законодательная политика

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Законодательная политика

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА - стратегические направления и тактические меры государства в законодательной сфере. Это стратегия и тактика законодательной деятельности. Являясь частью общей правовой политики, законодательная политика есть прежде всего, проявление стратегии и тактики государства в правотворческой сфере. Если правовая политики - это система мер, направленных на создание правового порядка, то законодательная политика есть установление (с точки зрения идеалов и интересов политических сил, представляющих государственную власть) правового порядка законодательными (нормативно-правовыми) средствами. Законодательная политика есть требование должного (идеального или проектируемого) правопорядка.

Субъектами законодательной политики выступают те же социальные силы, органы власти, которые законодательствуют, но полностью к этим последним не сводимы. В качестве таких субъектов выступают: глава государства и его администрация; правительство и его аппарат; законодательный орган власти, а также структуры, оказывающие им консультативную и экспертную помощь; исполнительные органы власти в лице своих центральных ведомств, выступающие с требованиями изменения отраслевого законодательства, лоббирующие его принятие, изменений тех или иных законодательных актов. В федеративном государстве субъектами законодательной политики выступают также органы государственной власти субъекта федерации и его население.

В демократическом государстве главным действующим лицом законодательной политики выступает народ. Именно он вправе непосредственно путем процедуры референдума принимать тот или иной законодательный акт. Народ вверяет принадлежащую ему на праве безраздельного господства («собственности») власть доверительному управляющему в лице государства и его органов; народ формирует непосредственно представительный (законодательный) орган власти; путем непосредственного общения с парламентариями выражает свою волю по отношению к тому или иному законодательному акту и пр. Наконец, именно с волей народа соизмеряется государственная воля, содержащаяся в принятом законе. При мнимой, декоративной демократии народ де-факто отстраняется от прямого и опосредованного участия в законодательствовании. Воля народа «замещается» волей его посредников, присвоивших власть суверена и распоряжающиеся ею в собственных интересах или же в интересах небольшой группы (групп) людей, именуемых элитой. В этих условиях и референдумы, и проводимые так называемые всенародные обсуждения законопроектов лишь по форме выполняют функцию народного волеизъявления.

Источниками законодательной политики являются те официально-документальные, а также официозно-документальные либо неофициальные акты, в которых содержатся обоснования стратегии и тактики развития законодательства на ближайшую и отдаленную перспективу, концептуальные положения относительно обновления законодательства и его совершенствования по форме. Это: ежегодное послание Президента страны, обращенное к Федеральному Собранию, Программы (планы) законодательной работы Государственной Думы Федерального Собрания, Планы (программы) подготовки законопроектов Правительства РФ, а также заявления палат Федерального Собрания, послание Конституционного Суда, решения Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, послание Федеральному Собранию Уполномоченного по правам человека, планы (программы) законодательных работ представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации, акты (решения) международных организаций, международных форумов; научные публикации и др.

Сущность законодательной политики, ее специфика, закономерности, назначение раскрываются через принципы законодательной политики.

В начало словаря