Приглашаем посетить сайт

Набоков (nabokov-lit.ru)

Элементарные начала общей теории права
Законодательный стиль (язык)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Законодательный стиль (язык)

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ (ЯЗЫК) - совокупность лингвистических средств, используемых для выражения законодательных суждений (мыслей).

Значение языка не исчерпывается только тем, что он выступает средством выражения правовых норм. Законодательный язык выполняет важную социальную задачу. Иначе говоря, языка закона не ограничивается только функцией отображения, но и выполняет функции общения, сообщения (коммуникативные функции) и воздействия. Социальная направленность языковой нормы проявляется, во-первых, в том, что посредством такой формы в законе, получает всеобщее признание правообразующий интерес (общая воля). От точности и адекватности вербального выражения интересов в законе проявляется истинная роль права, закона в обеспечении таких интересов. Посредством языка категория «законодательная воля» становится общей, или общегосударственной волей. Во-вторых, язык закона является средством официального общения государственной власти и населения. Через язык реализуются цели и задачи законодательной политики. В-третьих, язык выступает ретранслятором между замыслом законодателя, его намерениями и восприятием закона индивидуальным и массовым правосознанием. Посредством языка законодатель воздействует на людей, убеждает их подчинить свою волю, согласовать свои специфические интересы с общей волей и согласованным в законе интересом. В этом смысле язык обеспечивает регулятивную направленность закона.

Значит, посредством законодательного языка общезначимые воля и интересы приобретают государственное признание, доводятся до всеобщего сведения, становятся юридическим мотивом и, в конечном счете, находят свое воплощение в индивидуальном и массовом поведении людей др.

При этом отмечается, что основаниями для выделения законодательного стиля (языка) являются использование в законотворческой деятельности (в деятельности по созданию законодательного произведения) языковых средств, выраженных специально, преимущественно или даже исключительна для этих целей: несовпадение специфических функций законодательного языка с общепринятыми функциями литературного языка, наличие в законодательных текстах особых средств для выражения нормативно регулятивных потребностей общественного развития, их оценки и текстуального закрепления и др.

Являясь разновидностью официально-делового стиля, законодательный язык характеризуется официальностью, нормативностью; ему присущ особый грамматический строй и использование общеупотребительных стилистически нейтральных слов, лишенных экспрессивности и эмоциональной окраски при обозначении предмета.

Законодательный язык - это язык повествовательной прозы, отличающийся точностью, логичностью, последовательностью, что соответствует стилистическим особенностям языка законов. Специфичность законодательной речи проявляется также в отсутствии в ней метафор, сравнений, инверсий. В тексте законодательного акта они неуместны. Законодательный стиль - официально-документальный: он служит оформлению отношений, признаваемых и охраняемых государством, является средством общения власти с населением; законодательный текст есть документ, имеющий правовое значение, и в этом смысле это не только официально-деловой, но и документальный стиль. Язык законодательства имеет также директивный характер, что находит выражение в словесных оборотах, образуя особую семантическую категорию.

Нейтральность стиля языка законов предопределяет истолкование специфических языковых средств выражения правовых норм: отказ от приемов риторического усиления или ослабления экспрессий (так называемая холодность тона); отсутствие стилистически окрашенных, эмоционально или художественно выделенных слов; отсутствие в законодательном тексте метафор, гипербол, аллегорий, а также поговорок, пословиц, крылатых выражений и иных средств выразительности и яркости речи; неупотребление лексических форм с оценочными суффиксами: увеличительными, уменьшительными, ласкательными («тяжелейший», «слабейший», «слабенький» и т.п.). Императивный (повелительный) характер законодательного произведения исключает употребление сослагательного наклонения (как правило), наличие вопросительных и восклицательных предложений, многоточий, диалогов, прямой речи и т.п.

Внутренняя связанность, точность и последовательность законодательного произведения указывает на безличный (неперсонифицированный характер, что отличает его от всякого художественного, публицистического, научного произведения). Безличный характер законодательной речи исключает использование в ней личных местоимений, личных форм глаголов, повелительного наклонения. В значении повелительных используются и инфинитивные конструкции - передать, обязать, обеспечить, гарантировать и др.

Требование точности, определенности и экономичности законодательного языка предопределяет высокую степень его формализации. Для выражения одной и той же мысли законодатель использует один и тот же ряд слов или приемов, используемых в определенной последовательности. Формализация законодательного языка проявляется в стандартизации и унификации юридической терминологии, использовании стереотипных фраз и выражений, устоявшихся языковых конструкций. Проявлением формализации речи является унифицированное использование скобок, сокращений, композиционное построение закона, его разбивка на части, разделы, главы, статьи, пункты, абзацы. Использование графической письменной формы законодательного текста - также проявление его формализации.

В начало словаря