Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Элементарные начала общей теории права
Исполнение правоприменительного решения

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Исполнение правоприменительного решения

ИСПОЛНЕНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ - необходимая и заключительная стадия применения права, означающая фактическое достижение целей принятого решения. Исполнение правоприменительного решения - это меры органов государства, государственных и иных организаций, граждан, связанные с фактическим исполнением решения, вынесенного правоприменительным органом.

Признание за правоприменением правообеспечительной роли, т.е. значения специально-юридического гаранта обеспечения реализации прав и обязанностей субъектами права требует переосмысления его конечных целей. Практика изобилует примерами того, как вынесенное судами или исполнительными органами решения оставались лишь на бумаге, что создавало почву для бюрократизма, ущемления прав и законных интересов граждан. Концепция усеченного правоприменения должна быть пересмотрена, приведена в соответствие с потребностями реализующих права и свободы граждан и их объединений. Конечно, правы авторы, усматривающие принципиальное различие в принятии (вынесении) решения и его исполнении. Оно заключается в том, что выносят и исполняют решения подчас не одни и те же субъекты; если для принятия решения требуются юридические средства и действия, то исполнение, прежде всего, связано с фактической деятельностью. Но эти различия имеют, так сказать, «внутреннее значение» для правоприменяющих и правоисполняющих субъектов и совершенно безразличны для того, чьи интересы обеспечиваются в ходе этого процесса. Напрашивается интересная аналогия с правопониманием, когда в его содержание включают лишь нормы права, которые не будучи осуществленными на практике, так сказать, обесточивают реальную силу права.

Правовым следует признать лишь то правоприменительное решение, которое вынесено на основе закона, целесообразно и достигло той фактической цели, ради которой оно принималось, т.е. воплощено в фактических действиях его адресатов. С этой точки зрения механизм правоприменения должен «работать» так, чтобы он отвечал потребностям действующего права, вписывался в предусмотренную правовой реформой задачу действенного обеспечения и охраны прав и свобод граждан. Поэтому принимающий решение, (правоприменитель), должен иметь все полагающиеся для этой цели правовые возможности (средства), и нести за их использование персональную ответственность. В противном случае может сложиться ситуация, при которой, государственный орган, администрация предприятия или учреждения не проявляют активности в исполнении, скажем, судебного решения и никаких неблагоприятных последствий для них не наступает.

Действующая практика учитывает анализируемую стадию. Для этой цели создаются специализированные государственные структуры, в частности: Федеральное ведомство Судебного пристава; ГУИН в составе Министерства юстиции, а также специальные структуры исполнения решений по гражданским и уголовным делам. Предпринимаются меры по отработке исполнения решений Конституционного Суда РФ. Федеральным конституционным законом от 15 декабря 2001 г. О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» предусмотрены специальные юридические механизмы обеспечения обязательности решений Конституционного Суда о приведении в соответствии с Конституцией РФ закона (иного нормативного акта), признанного неконституционным. Из фактов вынесения такого решения Конституционным Судом вытекает обязанность соответствующих органов государства устранить пробел в правовом регулировании. В этой связи после опубликования решения Конституционного Суда Правительство РФ обязывается не позднее трех месяцев после опубликования данного решения внести в Государственную Думу проект нового федерального закона о внесении изменений и дополнений в признанный неконституционным закон; Президент РФ, а также высшее должностное лицо субъекта РФ обязаны не позднее двух месяцев отменить принятые им нормативные акты, признанные неконституционными; законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ в течение шести месяцев обязан внести необходимые изменения в конституцию (устав), отменить принятый им закон, признанный неконституционным. Двухмесячный срок установлен указанным Законом для отмены так называемых внутрифедеральных договоров, признанных не соответствующими Конституции РФ.

В начало словаря