Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Элементарные начала общей теории права
Взаимосвязь (соотношение) систем права и законодательства

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Взаимосвязь (соотношение) систем права и законодательства

ВЗАИМОСВЯЗЬ (СООТНОШЕНИЕ) СИСТЕМ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - существующая связь между объективно формирующейся национальной системой права и складывающейся по усмотрению правотворческих органов государства системой законодательства. В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства есть выражение системы права, ее объективированная форма. Законодательство является формой существования норм права, средство придания им формальной определенности, организации и объединения в соответствующие нормативные подразделения.

Система права и система законодательства находятся во взаимной зависимости, хотя степень такой зависимости различна. Система права, формируясь под влиянием деятельности законодателя, вместе с тем носит объективный и несколько независимый от воли законодателя характер. Этот связано с тем, что системообразующим фактором правовой системы выступает предмет правового регулирования и соответствующий ему интерес законодателя в построении комплексной системы права. Система права поэтому выступает для законодателя как объективная закономерность. Формируя правовую систему страны, законодатель связан особенностями строения (структуры) национального права, взаимосвязями между соответствующими отраслями и пр. Система законодательства - «детище» законодателя, хотя, безусловно, также имеет социальную (объективную) обусловленность, должна строиться в соответствии со сложившейся системой права. Сближение системы права и системы законодательства является, по-видимому, идеальным строением правовой системы.

Первичным элементом системы права выступает норма права, в то время как для системы законодательства первичным элементом является нормативный правовой акт. По своему содержанию нормативные акты могут содержать однородные либо разнопредметные нормы права. На этом основании отрасли законодательства по кругу регулируемых отношений могут совпадать с отраслями права (гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и др.) либо представлять массив нормативных актов, содержащих нормы, не образующих отрасль права. В этом случае системообразующим принципом отрасли законодательства является соответствующая сфера (функция) государственного управления (таможенное законодательство, лесное, горное, водное, финансовое право, право социального обеспечения и т.д.). Имеют место ситуации, когда отрасль права есть, а отрасль законодательства отсутствует (финансовое право, право социального обеспечения и др.). Отрасль права в этом случае не кодифицирована, действующий нормативный материал рассредоточен в различных нормативных правовых актах. Первый вариант наиболее желателен, поскольку сближение двух систем сособствует эффективности действия всего правового механизма.

Система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены: система законодательства воплощена в законодательстве, иных нормативно-правовых актах; система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, «неписаных» принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.

В отличие от системы законодательства система правая отличается высокой степенью однородности. Это обусловлено тем, что каждая отрасль в составе системы права обладает присущим ей предметом и методом правового регулирования. Отрасли же законодательства такими объединяющими началами не обладают. Поэтому, к примеру, земельное право в качестве отрасли регулирует однородный вид отношений, в то время как земельное законодательство кроме этих регулирует и смежные области отношений. Так, при решении вопроса предоставления земли для нужд строительства необходимо, как это вытекает из земельного законодательства, предоставление застройщиком справки госбанка о финансировании строительства, что составляет сферу административного права. Обширно законодательство о мелиорации земель, о землеустройстве, однако лишь частично оно относится к земельному праву. Внутренняя структура системы права не совпадает с внутренней структурой системы законодательства. Вертикальная структура системы законодательства формируется в соответствии с юридической силой нормативных актов, компетенцией правотворческого органа; она непосредственно отажает государственное устройство страны (в федеративном государстве эта структура имеет двухуровневое строение).

В начало словаря