Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Элементарные начала общей теории права
Конституционная ответственность

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Конституционная ответственность

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - неблагоприятные последствия, которые наступают в случае отступления от конституционно-правовых требований полномочных органов государства, его должностных лиц, а также иных субъектов политической деятельности. В отличие от иных видов юридической ответственности конституционную ответственность характеризуют следующие признаки: субъектами конституционной ответственности выступают государства, органы государственной власти, общественные объединения граждан, должностные лица, полномочные принимать решения, затрагивающие основные права и свободы граждан, интересы государства или какой - либо его территории. На гражданина, не являющегося его должностным лицом, такая ответственность не распространяется.

Конституционная ответственность применяется не только за совершение правонарушения, но и при несовершении таковых - за неправильный политический курс, неэффективную государственную деятельность, слабость руководства и др.; ее характеризуют специфический набор санкций, не присущий какому - либо иному виду юридической ответственности. Для конституционной ответственности специфичным являются применяемые санкции. Так, в соответствии с Федеральным законом «О свободе вероисповедания» деятельность религиозного объединения может быть прекращена решением суда, если она противоречит уставу религиозного объединения и действующему законодательству. Совершение главой государства государственной измены либо иного особо тяжкого преступления влечет за собой его отрешение от должности (ст. 93 Конституции РФ). Обобщенно к таковым по Конституции РФ, относятся: роспуск Государственной Думы; отставка Правительства (ч. 3 ст. 117); недоверие Правительству; отрешение Президента от должности (ст. 93); признание неконституционным нормативного правового акта (ч 6. ст. 125); приостановление Президентом действия нормативного правового акта органа исполнительного органа исполнительной власти субъекта РФ (ч. 2 ст. 85); отмена актов (ч. 3 ст. 115); запрещение применения актов при определенных условиях; приостановление деятельности общественного объединения; ликвидация и запрещение деятельности общественного объединения. Сущность конституционной ответственности проявляется в лишении определенных прав органов и лиц государственно-властных отношений, смещение их с должности вследствие отрицательной оценки их деятельности. Конституционная ответственность отличается от ответственности за нарушение конституционных норм, которая возлагается на граждан, должностных лиц в случае виновного нарушения ими таких норм (например, умышленное невключение граждан в списки избирателей или отказ от регистрации лица в качестве кандидата на выборную должность, фальсификация результатов голосования и другие влекут административную и уголовную ответственность). Для конституционной ответственности, как правило, характерен отсылочный способ определения санкций за нарушение конкретных конституционных норм. Очень часто меры государственного воздействия на случай нарушения конституционных норм сформулированы в самой норме в виде общего указания о наступлении ответственности (см. ч. 3 ст. 41 Конституции РФ).

Разновидностью конституционной ответственности является федеративная ответственность, т.е. такие неблагоприятные последствия (меры принуждения), которые наступают в случае невыполнения конституционных обязательств участниками (субъектами) федеративных отношений. Федеративное государство предполагает, что федеральная власть и субъекты Федерации находятся между собой в длящихся правоотношениях. Каждая из сторон этих отношений имеет друг перед другом определенные Конституцией обязательства. Соответственно субъектами федеративной ответственности являются: РФ (как государство), субъекты Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, уполномоченные должностные лица. Федеративная ответственность предназначена для обеспечения, с одной стороны, правомерного вмешательства Федерации в дела ее субъектов, а с другой - для принудительного исполнения требований федерального права каждым субъектом Федерации, его органами и должностными лицами. Основанием применения федеративной ответственности являются правонарушающие действия (решения) субъекта Федерации, а также его неспособность обеспечить стабильность на своей территории, гарантированность и реальность прав и свобод граждан, а также действия властных структур субъекта Федерации, разрушающие единое правовое (экономическое) пространство страны.

Действующим российским законодательством предусматривались две формы федеративной ответственности: 1) введение чрезвычайного (военного) положения и 2) приостановление и отмена решений исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Федеральным законом от 29 июля 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» установлены еще две формы федеративной ответственности - роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ. Предлагается также наряду с этими мерами законодательно предусмотреть возможность принудительного изменения правового статуса субъекта Федерации; ввод специальных милицейский или военных подразделений в случаях, определенных федеральным законом, а равно перевод под непосредственное подчинение федерального Правительства подразделениймилиции, внутренних войск, иных силовых структур субъекта Федерации и др.

В начало словаря