Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Элементарные начала общей теории права
Общая теория права (общетеоретическое правоведение, общая юриспруденция)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Общая теория права (общетеоретическое правоведение, общая юриспруденция)

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА (ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ, ОБЩАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ) - наука, призванная выявлять и обобщать общие и специфические закономерности правовой действительности (бытия права) и выражать их в специфической понятийной (категориальной) форме (форме систематизированного знания), а также исследовать природу права, механизмы его действия, восприятия и объективирования в правосознании (психике) и правовой активности отдельного человека и групп людей. В понимании ее основателей, теория права есть наука, обобщающая (как это мыслилось Д. Остину - родоначальнику позитивной теории права) эмпирический материал отраслевых юридических дисциплин. В научный обиход понятие теории права - науки, призванной в отличие от философии права исследовать и анализировать действующую систему права, т.е. позитивное право, ввел в 70-е гг. XIX в. А. Меркель. Таким образом, используемое в континентально-европейском правовом регионе понятие «теория права» своим происхождением обязано немецким юристам. Англо-американская правовая мысль склонна оперировать понятием права - «общая юриспруденция». С конца XIX в. теория права институционализируется и становится базовой, методологической юридической дисциплиной. Если философии права - предшественница теории права - отображала идеальные первоосновы права (что, собственно, и составляло предмет теории естественного права, положенной в основание философии права), то теория права призвана была охарактеризовать право в значении действующей системы правовых норм. При этом, вобрав в себя уже накопленные энциклопедией и философией права знания, теория права (общетеоретическое правоведение) одновременно представляла собой и философское осмысление правовой действительности (подчинив своему влиянию философию права), и обобщающую отрасль знаний (или общие представления о системе юридических наук) - направление изучения права, свойственное прежде энциклопедии права.

Современная теория права есть одновременно и часть юридического знания (юриспруденция), и идейная, мировоззренческая основа права. В этом смысле теория права является и наукой, и учением. В последнем значении теория права интегрирует своим содержанием не только специально-юридический пласт знаний, но и философскую оценку смысла права, его личностное видение. Объектом теории права является не только должное, но и сущее; право позитивное - есть составляющая общетеоретического анализа, который предполагает изучение права действующего, надпозитивного. В этом значении теория права включает в свое содержание и социологическое знание. Одновременно объектом общетеоретического правоведения является исследование психологических (психических) закономерностей действия права, а равно познание его в антропологическом измерении. В структуру современной теории права поэтому органично включены социологические и антропологические аспекты права. Однако являются ли философская, социологическая, психологическая и атропологическая составляющие элементами общей теории права? Очевидно, что теоретику права желательно было бы получить утвердительный ответ, хотя против этого существуют веские доводы.

Действительно, теория права, соседствуя с философским, социологическим, психологическим, атропологическим знанием дает импульс развитию цикла новых дисциплин (учений, теорий), в которых одновременно право выступает объектом общетеоретического осмысления и философского, социологического, антропологического, психологического и др. подходов. На этом основании формируются теории, учения, которые одновременно являются и предметом общетеоретического правоведения, и дисциплин социо-гуманитарной направленности - философии, социологии, общей психологии, антропологии. Решение проблемы относимости этих «дочерних» дисциплин к одной из «материнских» ее оснований, по принципу «или-или» вряд ли оправданно (а именно такой подход достаточно распространен). Видимо, все же перед нами формирующаяся некая маргинальная ветвь знаний, которая призвана «собирать» разрозненные сведения о праве, интегрируя их в целостную теорию, учение.

В начало словаря