Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Элементарные начала общей теории права
Правотворческие ошибки

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Правотворческие ошибки

ПРАВОТВОРЧЕСКИЕ ОШИБКИ - такое упущение законодателя, которое привело к принятию некачественного либо по форме, либо по содержанию закона. В более узком понимании, законодательные ошибки - это отступления правотворческого органа от требований законодательной техники, логики или грамматики, т.е. ошибки не касающиеся содержания акта. И принятый, скажем, ошибочно закон (подобных примеров, к сожалению, множество) не является правотворческой ошибкой. Думается, что все же правы те авторы, которые не сводят правотворческие ошибки к ошибкам формально-юридическим. Типология законотворческих ошибок должна осуществляться с учетом природы самого закона, качество которого, как известно, характеризуют два аспекта - социальный и специально-юридический. Следовательно, правомерно выделять два вида законотворческих (правотворческих) ошибок: 1) социальные и 2) юридические.

К правотворческим ошибкам социального характера относятся: неадекватное отображение правотворческим органом специфических интересов в акте; несвоевременность принятия акта; неправильная оценка предмета правового регулирования и др. Такого рода ошибки имеют принципиальное значение и напрямую связаны с ущемлением интересов участников регулируемых отношений. С этой точки зрения важно как формировать демократический стиль деятельности парламента, так и создать такие юридические механизмы, которые препятствовали бы появлению подобных ошибок содержательного характера. Такими механизмами могут стать законодательное урегулирование всех форм лоббизма в законотворческой практике, использование института текущего (предварительного) конституционного контроля. Действующая Федеральная Конституция и Федеральный Конституционный закон «О Конституционном Суде» закрепляют за Конституционным Судом возможность постзаконодательного контроля. Среди этой группы правотворческих ошибок особо следует выделить допущенные правотворческим органом ошибки при подготовке концепции законопроекта. Это также ошибки законодателя, пусть даже и являющиеся результатом издержек в правотворческом процессе; концептуальные ошибки - это также ошибки законотворческие (противоположно мнение проф. В. М. Сырых). Отсюда ответственность за ошибочную концепцию законопроекта законодатель не должен перекладывать на научные учреждения. Это его брак в работе. Обоснованно поэтому относить к социальным упущения законодателя ошибки: познавательные, порожденные неверной оценкой предмета будущего правового регулирования, и социальные, означающие игнорирование общественного мнения.

Что касается собственно юридических ошибок, то они всецело находятся в сфере компетентности законодательного органа. Среди них, в частности, выделяются: содержательные, выражающиеся в недостатке средств и методов правового воздействия; формационные, означающие неверный выбор формы акта; процедурные, связанные с нарушением процедур подготовки и принятия актов (Ю. А. Тихомиров).

Типология имеет важное значение, в том числе и собственно психологическое, поскольку, несомненно, будет способствовать стремлению законодателя избегать типичных упущений в работе.

В начало словаря