Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Элементарные начала общей теории права
Принципы законодательной политики

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Принципы законодательной политики

ПРИНЦИПЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ - основополагающие начала, обладающие императивностью, общей значимостью и выражающие закономерность и сущность политики государства в области законодательствования. Принципы законодательной политики тесно связаны с принципами права и правотворчества, в определенной мере являются их конкретизацией. Так же как и общеправовые принципы, принципы законотворчества, могут быть выведены на эмпирическом уровне, а могут быть и зафиксированы в законодательстве. К основным принципам законодательной политики относятся следующие:

а) научный характер законодательной политики, опора на динамично развивающееся правоведение, практику государственно-правового строительства, общественное мнение населения. Данный принцип указывает на то, что законодатель обязан мыслить применительно к сфере своей деятельности на уровне закономерностей, фиксируя в законодательстве типичное, закономерное, имеющее тенденцию к развитию и характеризующееся общественной пользой личностной и общечеловеческой ценностью.

Научный характер законодательной политики характеризует как высокую степень научного освоения законодателем правовой действительности, так и высоко профессиональное владение искусством законодательствования. Законодатель с этой точки зрения должен быть не только оснащен правотворческими познаниями, но и в совершенстве оперировать приемами и средствами законодательной техники, владеть современными законодательными технологиями;

б) оптимальный учет законотворческой практикой интересов различных групп населения и адекватное их отражение в законодательстве. Это требование должно учитываться в самых разных формах: при составлении планов (программ) законотворческой деятельности, в официальных источниках документах, решениях, которые формулируют основные направления практики в области законодательствования, в концепции закона и т.д. Данное требование является генеральным, оно отражает глубинную сущность права и его социальное предназначение в обществе;

в) связанность законодательной политики приоритетами и ценностям человеческой личности. Эго предполагает личностную направленность законодательной политики, для которой признание, защита и соблюдение прав человека является собственно содержанием деятельности; недопустимость принятия законов, ограничивающих права и свободы человека и гражданина, ущемляющих законные интересы граждан и их объединений; отказ от использования в законодательной практике юридических средств, закрепощающих правовое поведение граждан, ограничивающих их свободу и стесняющих частную инициативу; отказ от практики принятия заведомо нереализуемых законов (законов, не обеспеченных соответствующими организационно-техническими и материально-финансовыми возможностями государства);

г) организация законодательствования и принятие законодательных актов, соответствующих природе права, его общесоциальному назначению. Это, в свою очередь, предполагает принятие качественных законодательных актов; отработанность законодательной процедуры и обеспеченность законодательного процесса; подготовленность парламентариев к профессиональной деятельности в правотворческой сфере; создание благоприятного фона (идеологии) законодательной деятельности и другие;

д) сочетание преемственности в правовом регулировании общественных отношений с явлением интернационализации современного законодательства. Современный уровень правовой политики призван, с одной стороны, учитывать в законотворчестве общие черты типа права, его собственную историю (национальную самобытность), историю предшествующих правовых систем, их положительные и отрицательные стороны, а с другой - ориентировать законодателя на сближение национального законодательства с законодательством европейских стран. Интернационализация общественной жизни, вхождение России в ряд международных организаций, обязывает законодателя следовать этому требованию. В тоже время разумная мера учета соотношения национального (самобытного) и интернационального (иностранного) должна соблюдаться. Иначе возможно неприятие принятого закона массовым и индивидуальным правосознанием;

е) привлечение оптимальных нормативно-правовых средств. Данный принцип предполагает достаточность правовых средств, их экономичность, надежность и оптимальность;

ж) предвидение последствий принимаемых законотворческих решений. Субъект законодательной политики вынужден прогнозировать тенденции и перспективы развития законодательства, определять возможные последствия акта до его вступления в силу. Этим же принципом охватывается требование предвидения появления побочных социальных последствий, не отвечающих целям принимаемого закона;

з) соответствие законотворческих решений природе права. Это соответствие законотворческого решения целям законодательной политики.

и) постановка истинных целей, согласующихся с правом, то есть определение тех целей, обеспечению которых право призвано служить;

к) учет законодательной политики объективной (социальной) обусловленности права, знание и понимание механизмов правообразования. Данный принцип ориентирует законодателя не только искусственно моделировать норму, но и использовать такой метод законотворчества, как правотворческий эксперимент.

л) гибкое и современное реагирование на изменения в общественной жизни. Законодатель в силу этого требования обязан: своевременно выявлять потребности правового регулирования, определять назревшую необходимость принятия законодательного акта либо внесения изменений в действующее законодательство, а равно приостановления действия такого акта; соответственно вызревшей необходимости формулировать законодательные цели и задачи, входить с законодательной инициативой и тем самым вынуждать законодателя принять необходимый закон; быть оснащенным надежной системой мониторинга социальной среды, способной четко улавливать изменения в общественных отношениях и соответствующим общественным ожиданиям. Мониторинг позволит не только своевременно принимать качественный законы или вносить в действующие изменения, но и приостанавливать действие данного закона.

В начало словаря