Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Элементарные начала общей теории права
Принципы правотворчества

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Принципы правотворчества

ПРИНЦИПЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА - основополагающие государственно-правовые идеи, требования, выступающие ориентирами, методологической основой правотворческой деятельности. Правотворчество достигает своих целей, соответствует своему истинному предназначению лишь в том случае, когда оно базируется на апробированных практикой принципах. К числу таких принципов относятся:

принцип гуманизма, или соответствия правотворческой деятельности гуманистической природе права, означающий, что принимаемые правотворческим субъектом нормативно-правовые акты призваны формулировать, защищать общечеловеческие ценности, естественные права человека, юридическими средствами (средствами правового регулирования) создавать условия и механизмы воплощения их в жизнь. Гуманистическая природа закона связана с его соответствием нравственным началам. В нем не должно быть ничего такого, что толкало бы человека к совершению безнравственных действий или удерживало от совершения поступков, основанных на альтруистических побуждениях. Это предполагает, что цели и предписания закона должны быть нравственно ориентированы и обращены к «внутренним» (моральным) регуляторам поведения человека. Закон, как отмечал Платон, должен не просто управлять, но и убеждать. Усиление нравственного потенциала закона увеличивает его правовую ценность, снимает проблему противостояния закона и адресатов, является мощным побудителем их правовых действий;

принцип демократизма, предполагающий признание за высшим представительным органом государственной власти либо непосредственно народом исключительного права издавать законы; демократические процедуры обсуждения и принятия нормативных правовых актов, в особенности законов (гласность правотворческого процесса, участие граждан, их объединений в правотворчестве, использование института всенародных обсуждений законопроектов, освещение законотворческого процесса в средствах массовой информации и др.); обнародование принятых законов и иных нормативных правовых актов;

принцип законности, предполагающий, что нормативные правовые акты: а.) издаются правомочными на то органами и должностными лицами. Их принятие основывается на учете принципа разделения властей, а в федеративном государстве, кроме того, неукоснительном соблюдении принципа, разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами государственной власти субъекта Федерации; б) соответствуют Конституции страны и законам; в) принимаются в соответствии с установленными законом правотворческими процедурами; г) внешне выражены в форме, предусмотренной законодательством (закон, указы, постановления, инструкции и т.д.), учитывают сложившуюся иерархию, или субординацию, действующих правовых актов;

принцип научности, или научный характер правотворчества, означающий, что правотворчество призвано отображать объективные потребности общественного развития при принятии, отмене, изменении нормативных актов, придании им той или иной юридической формы; учитывать достижения юридической науки и потребности общественной практики; основываться на компетентном мнении ученых-правоведов, их непосредственном участии в разработке и подготовке проектов нормативно-правовых актов; использование в правотворчестве приемов и методов научного анализа, достижений науки и строгое следование объективным критериям оценки;

принцип компетентности, или профессионализма правотворчества, предполагающий: а) привлечение к правотворческой работе специалистов, обладающих специализированными профессиональными познаниями и опытом в области правотворчества, в совершенстве владеющих технологией законопроектной работы. Использование такого рода специалистов (юристов, социологов, лингвистов, политологов, экономистов, финансистов и др.) должно обеспечивать подготовку качественного законопроекта, свободного от законотворческих ошибок как социального, так и юридического свойства;

б) высокий профессионализм субъектов правотворчества, тех, кто принимает правотворческое решение, соглашаясь с экспертными оценками, либо отвергая их. В условиях сильно выраженной стратификации общества, поляризации его интересов, возможности некоторых социальных групп (промышленников, банкиров, крупных предпринимателей, представителей криминального бизнеса и др.) активно воздействовать на ход принятия правотворческого решения, принципиально важно создать такие механизмы (социально-политические и юридические), которые бы блокировали распространение нежелательных для интересов общества форм социального заказа на подготовку законопроектов и их экспертизу. Закон есть «продукт» деятельности законодателя и от последнего в значительной (если не в решающей) мере зависят мера пригодности закона в реализации тех целей, ради которых он принимался;

принцип обеспеченности правотворческого процесса. Специфика его проявляется в использовании в правотворческой практике системы специальных средств (организационных, технических, юридических и др.) организации правотворческой деятельности, призванных обеспечить выработку эффективных способов правотворческого воздействия на принятие обоснованных нормативных правовых актов. К средствам обеспечения правотворческой деятельности относятся: информационное обеспечение правотворчества; планирование и программирование правотворческой деятельности; использование правотворческого эксперимента, правотворческого экспертного заключения; организационно-юридическое обеспечение правотворчества; демократическая поддержка правотворчества.

В начало словаря