Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Элементарные начала общей теории права
Систематизация законодательства

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Систематизация законодательства

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - деятельность по упорядочению нормативных актов, приведению их в упорядоченную, согласованную систему. Национальное законодательство современных государств представляет обширное (порой трудно обозримое) нормативное хозяйство, состоящее из разноуровневых законодательных массивов, внутри которых нормативные акты отличаются своей тематической (предметной) направленностью, сферами действия, объемом нормативного материала, юридической силой и др. При этом нормативное хозяйство весьма динамично: одна часть нормативных актов подвергается изменениям, дополнениям, определенная часть актов подлежит отмене. Законодательство постоянно дополняется вновь принятыми актами. Юридическим средством обеспечения доступности и работоспособности законодательства является его Соответственно, в процессе систематизации нормативный материал подвергается определенной обработке в результате которого нормативные акты располагаются в определенном порядке: распределяются (классифицируются) по разделам, рубрикам т.е. упорядочиваются, приводится в определенную систему. Это так называемая внешняя систематизация. Внутренний аспект систематизации направлен на обеспечение единства правовых норм, устранение коллизий и пробелов в правовом регулировании, издержек юридической техники при изложении правовых норм. В зависимости от состояния законодательства, целей систематизации каждый из отмеченных ее аспектов применяется порознь либо комбинированно.

С учетом отмеченного значение систематизации законодательства заключается в следующем:

во-первых, научно обоснованная систематизация, предполагающая анализ и переработку действующих нормативных актов, группировку их по определенной схеме, создание внутренне единой непротиворечивой и согласованной системы нормативного материала, является необходимым условием дальнейшего совершенствования законодательства, повышения его эффективности, устранения его пробельности и освобождения от устаревших предписаний;

во-вторых, приведение законодательства в логически последовательную, упорядоченную и непротиворечивую систему нормативных актов, является важным требованием эффективного осуществления права гражданами, должностными лицами государства. Систематизированное законодательство удобно для оперативного поиска и надлежащего толкования необходимых правовых норм. В этом смысле систематизация выступает одной из важных гарантий законности правоприменительной деятельности;

в-третьих, презумпция знания закона гражданами обязывает государство обеспечить обозримость и доступность законодательства, гарантировать возможность беспрепятственного пользования населением нормативной правовой информации. Систематизация законодательства, таким образом, создает удобства в пользовании правовой информацией, на этой основе повышается действенность правовых средств, создается благоприятная среда действия права.

В современной юридической практике используется следующие четыре способа систематизации нормативно-правовых актов:

1) сбор, обобщение нормативно-правовых актов государственными и иными организациями по предмету их деятельности; 2) объединение, «инкорпорирование» нормативных правовых актов по тем или иным признакам в различные сборники, собрания; 3) укрупнение или консолидирование множества нормативных актов по одному и тому же или нескольким взаимосвязанным вопросам в один акт; 4) подготовка и принятие новых кодифицированных акт на основе переработки содержания действующих нормативных правовых актов, а также введения в действие для регулирования данного вида отношений.

Каждому способу систематизации соответствует специфический ей вид систематизации нормативно-правовых актов 1) учет, 2) инкорпорация, 3) консолидация и 4) кодификация.

В начало словаря