Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Элементарные начала общей теории права
Современная философия права (рефлексирующее учение права)

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Современная философия права (рефлексирующее учение права)

СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА (РЕФЛЕКСИРУЮЩЕЕ УЧЕНИЕ ПРАВА) - учение (философско-юридическое направление), призванное охарактеризовать мировоззренческие основы права, первопричины его происхождения (бытия), сущность (природу, «дух» права), смысл и общесоциальное предназначение, общечеловеческую и общекультурную ценность. Это сформировавшаяся «на стыке» философии и общей теории права отрасль научного знания, изучающая первоосновы, сущность и методологические средства правопознания. Как мировоззренческая основа общетеоретической юриспруденции философия права есть система знаний о фундаментальных принципах бытия права, об онтологической сущности права, его человеческой и социальной природе. Философия права претендует на объективный обзор различных правовых школ, направлений, на некий взгляд со стороны (рефлексию), охватывающий всю совокупность правовых теорий и их мировоззренческих оснований. Обладая собственным взглядом на правовую действительность, философия права имеет своей важнейшей целью определить локус (место) права в жизни современного человека. Не случайно ее и определяют как науку о праве в жизни людей (С. С. Алексеев). Философия права имеет также своей целью обоснование методологии правовой науки. Предмет философии права - обоснование концепции (парадигмы) действующего права, разработка методологического инструментария его изучения.

Соответственно, в систему философско-правового знания включены: а) онтология права - исследует проблемы природы права и его основ, бытия права и формы его существования, связи права с социальным бытием и местом в обществе; б) антропология права, рассматривающая антропологические основы права, соотношение личности и права и др.; в) гносеология права, рассматривающая особенности правопознания, основные этапы, уровни и методы освоения правовой действительности, проблемы истины в правопознании, ее критерии; г) аксиология права, исследующая ценность как определяющую характеристику человеческого бытия, способ бытия ценностей, основные правовые ценности (справедливость, воля, согласованный интерес, равенство, права человека и др.), их иерархию и способы реализации в условиях современной правовой реальности, а также соотношение права с иными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией; вопросы правового идеала и правового мировоззрения; д) прикладной раздел, в котором рассматриваются философские проблемы ряда основополагающих отраслей права, в частности, конституционного, уголовного, процессуального и др.

Отличие теории от философии права усматривается в отличиях между наукой и философией.

Предметом философии права являются неюридические (предельные) основания права, что в понимании некоторых авторов справедливо раскрывается как познавательные, ценностные, социальные и антропологические основания права. Обобщенно говоря, философия права - это философское учение о праве, которое отвечает на вопросы, возникающие в правовой сфере методом философии. Ее предметом, прежде всего, есть определение смысла права, а также обоснование понимание этого смысла. Философия права не просто стремится объяснить правовую реальность, которая противостоит человеку, но стремится понять ее. В отличие от теории права у философии права не только «свой» предмет, но и «свой» метод. При этом, если сферу предмета философии коротко можно обозначить термином «основания», то сферу метода - термином «рефлексия» или «критика». Рефлексия (от лат. reflexio - отображение) в современном гуманитарном знании понимается как анализ собственных мыслей и переживаний; осмысление, наполненное сомнениями и раздумиями. Отдельные науки, в том числе правоведение, по своему методу - в том смысле, что не в такой мере как философия «занимаются» критической проверкой своих основ. Философия же по своей природе критическая по той причине, что она постоянно оценивает свои основания. Такая оценка и представляет собой философскую рефлексию (обоснована, в частности, в трудах Дж. Локка, Гегеля). Философию поэтому можно назвать мыслью о мысли (Дж. Коллинвуд). Таким образом, рефлексия является обязательным элементом философско-правового познания. Более того, именно рефлексивный характер философии обусловливает то, что проблемы ее предмета предстают одним из центральных вопросов этой дисциплины. Таким образом, философия права предполагает общефилософскую или общеметодологическую рефлексию, направленную на поиск гармоничных основ, условий существования права, когда право соотносится со всей сферой (миром) человеческого бытия - культурой, обществом, наукой и т.п. Другой стороной рефлексии философии права как критического анализа своих основ является обсуждение, дискурс. Рефлексия и дискурс - важнейшие особенности метода современной философии и философии права.

Существует ряд подходов к определению статуса философии права. Один из них видит философию права составляющей общефилософской теории. Часто философию права считают разделом социальной философии, что, однако, оспаривается самими философами. Как одна из форм философского знания, философия права главное внимание уделяет не праву, а философии, можно сказать, что право для философии права выступает некоей иллюстрацией, неспецифическим объектом познания, в то время как для теории - это главный и единственный объект внимания. Философский же интерес к праву продиктован потребностями самой философии. Во всяком случае значительная часть философов исходит из такого понимания.

Согласно иному подходу, предметом философии права является обоснование права, определение его смысла, связи с человеком и пр. Философия права в этом смысле обособляется в самостоятельное учение о праве. При этом в рамках данного подхода существует несколько направлений. Правоведы, занимающиеся проблемами теории и/или истории правовых учений более всего склонны считать философию права составляющей теории права.

Существует мнение, согласно которому философию права наделяют качеством самостоятельной дисциплины в рамках юриспруденции (В. С. Нерсесянц). По иной версии, философия права является составляющей правоведения, в которое помимо философии права включаются еще юриспруденция с ее главной составляющей теорией права и совокупность социогуманитарных наук (антропология, социология, психология права (С. Г. Чукин).

Логика рассуждений тех авторов, которые исключают философию права из предметной области общетеоретического правоведения следующая: во-первых, главное отличие между теорией и философией права видится ее сторонникам в различии между философским и научным способом освоения правовой действительности (для теории права специфичен «теоретико-правовой», юридический срез освоения права, а для философии права - «философско-правовой»). Философия не есть наука, у нее свой, специфический взгляд на мир правовых явлений, теория права как разновидность науки познает этот мир исключительно научным (рациональным) способом. Отсюда, если теория права связана с познанием права, то философия имеет своим назначением - философское обоснование права. С этим следует согласиться, не забывая, однако, о том, что: а) философия есть одновременно и идеология, мировоззрение и в то же время и наука (теория теории, или метатеория); б) теория права есть также и наука и мировоззренческий пласт осмысления права; во-вторых, по данной версии, теория права - это наука, имеющая дело исключительно с позитивным правом (догмой права), философский дискурс права направлен на выяснение предельных оснований права, оправдание правового принуждения, значения для человека и др. Вряд ли с первой частью суждения можно согласиться, поскольку теория права давно «занимается» проблемами как должного, так и сущего в праве. Не случайно, что именно теоретики права положили начало развитию социологии права в нашей стране (В. П. Казимирчук). Однако следует согласиться с тем, что для теории права не специфичен чисто философский метод рациональной рефлексии, (рефлексивное познание, или философия «самосознания») «состоящий в том, что знание сущности исследуемого объекта опирается на внутреннее воспроизведение и фиксацию схемы представления предметности этого объекта в сознании» (С. Г. Чукин). Парадигмальность мышления, освоение правовой действительности преимущественно в категориальных параметрах - все это, действительно, не специфично для теории права (хотя в общетеоретических исследованиях именно такой стиль изучения права имеет проявления).

Принципиальным является вопрос о статусе философии права. Очевидно, что существующие подходы к этой проблеме, не лишенные сугубо прагматичных моментов, не в полной мере учитывают особенности философии права. Отмеченное свидетельствует о том, что философия права не умещается, не вписывается в систему юридических наук своей философской составляющей, но и становится компонентом общефилософской теории (учения) из-за чрезмерного «погружения» в юридическую среду. Философия права (точно так же как социология, антропология, психология права) - это маргинальная ветвь социо-гуманитарного освоения социально-правового мира, освоение которого в равной мере может быть осуществлено солидарно - философами и правоведами.

В начало словаря