Приглашаем посетить сайт

Спорт (sport.niv.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

Абстрактный способ

АБСТРАКТНЫЙ СПОСОБ - способ изложения норм права, когда обстоятельства, факты, признаки моделируемых действий, их условий и последствий излагаются в тексте в обобщенном виде, то есть в виде абстрактного понятия. Примером абстрактного изложения служит ст. 14 ГК РФ: «допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения».

Адекватное (букальное) толкование

АДЕКВАТНОЕ (БУКАЛЬНОЕ) ТОЛКОВАНИЕ - результат толкования, когда содержание разъясняемого правового предписания совпадает с его текстуальным выражением. Буквальное толкование - основной и наиболее распространенный вид толкования. При буквальном толковании действительное содержание правовой нормы понимается в точном соответствии с его текстуальным выражением (словесной формулировкой). Никакое другое, кроме буквального, толкование нормы права недопустимо, если ее текстуальный и содержательный смысл не расходятся. От слов закона не отступать! Так считали римские юристы.

О расширительном и ограничительном толковании речь идет тогда, когда субъект, разъясняя норму, отступает от буквы закона и меняет объем буквального выражения закона. Дореволюционные русские правоведы считали, что расширительное толкование применяется тогда, когда законодатель сказал меньше того, что хотел сказать (Е. Н. Трубецкой).

Административное право

Статья большая, находится на отдельной странице.

Административное правонарушение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Административное производство

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - регламентируемая нормами административного процессуального права деятельность суда по разрешению административного спора, а также разрешению иных дел, возникающих в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти. Соответственно, в составе административных производств обособляются два вида производств - юрисдикционное и неюрисдикционное. Первое, в соответствии с действующим Кодексом РФ об административных правонарушениях, связано преимущественно с производством по делам об административных правонарушениях. Это также производство по делам о жалобах граждан на незаконные действия (решения) государственных органов и их должностных лиц. К числу производств, имеющих неюрисдикционный характер, принято относить производство по приватизации государственного и общественного имущества, учредительное производство, регистрационно-разрешительное производство, лицензионное производство и др.

Административно-правовая ответственность

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ответственность, применяемая за те правонарушения, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях. Как и уголовно-правовая, административно-правовая ответственность носит публичный характер. К административно-правовой ответственности в случаях, определенных законом, могут привлекаться как физические, так и юридические лица, что не характерно для уголовно-правовой ответственности. Основанием административно-правовой ответственности является совершение лицом административного правонарушения, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Аксиологическая функция теории государства и права

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - способность науки формировать у отдельного человека, коллективов людей ценностные ориентации о государстве и праве. Общетеоретическое правоведение в этом смысле не только преследует получение истинных познаний, но и в конечном счете есть познание общественного идеала, показ того, каким должен быть разумный, справедливый, гуманный государственно-правовой строй общества. Теория государства и права - это мост, соединяющий государственно-правовые знания с этической стороной жизни, с духовным строем человека.

Аксиологический подход в праве

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРАВЕ - способ познания права, в основе которого лежит ценностное восприятие социально-правовой действительности, а критерием истинности правового выступают общечеловеческие начала. В основе данного подхода лежит личностное соизмерение права.

Акт референдума

АКТ РЕФЕРЕНДУМА - нормативный документ (решение), принятый в результате всенародного голосования по важнейшим вопросам государственной жизни, содержащий нормы права. Силу источника права приобретает так называемый законодательный, или конституционный референдум: одобрение простого или конституционного закона, предложенного органами публичной власти (Франция, Российская Федерация), или который принимается по инициативе граждан (Швейцария). В зарубежной практике законы, принятые на общенациональном референдуме акты (решения), выделяют в особую категорию - референдарные законы. Их выделяют в особую категорию, поскольку они имеют особую юридическую силу. Так, во Франции закон, принятый на референдуме, неподконтролен органу конституционного контроля - Конституционному совету. В Российской Федерации (хотя принятые на референдумах Конституцию РФ, Конституцию Республики Чечни, не именуют референдарными законами) в соответствии с Федеральным конституционным законом от 1995 г. «О референдуме» и Федеральным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» решение, принятое на референдуме, не подлежит утверждению каким-либо органом и не может быть изменено, кроме как на самом референдуме. Решение, принятое на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения соответственно на референдуме субъекта Российской Федерации, местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке.

Акты официального толкования норм права (интерпретационные акты)

АКТЫ ОФИЦИАЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА (ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ АКТЫ) - акты-документы, которые содержат конкретизирующие нормативные предписания, выражающие разъяснение юридических норм. Это вспомогательные подзаконные юридические акты, конкретизирующие путем разъяснения для нужд практики нормы права и адресованные к правоприменительным органам. Акты официального толкования права - это особая разновидность юридических актов, составляющих в целом сложную иерархическую (соподчиненную) систему. Целью их принятия является установление единства в понимании и применении правовых норм, акты разъяснения, обобщающие практику регулирования общественных отношений, издают органы государственной власти, управления, судебные органы и т.д. Специфика их такова:

акт толкования не устанавливает новых норм права, не отменяет и не изменяет действующих юридических норм. Он имеет практическое значение лишь в связи с разъясняемой нормой права. Без разъясняемых норм акты толкования применяться не могут. Они имеют обязательную силу и значение только в течение срока действия, т.е. акты толкования носят вспомогательный характер;

акты толкования - подзаконные акты, ибо их содержание не может выходить за рамки толкуемой нормы. Они не должны браться в качестве единственной юридической основы решения дел. Субъект, решающий дело, прежде всего, обязан ссылаться на правовую норму;

акты толкования содержат указания на то, как следует понимать и применять действующие нормы. Они содержат конкретизацию обстоятельств, относящихся к гипотезе, диспозиции либо санкции толкуемой правовой нормы;

акты официального толкования правовых норм обладают государственной обязательностью, что обусловлено наличием у издающих их органов контрольно-надзорных полномочий. Такие акты специально адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, действия которых непосредственно регулируются нормой;

акты толкования отличаются от правоприменительных актов. Так же как и правоприменительные акты, акты толкования призваны содействовать правильной реализации права, обладают обязательностью, имеют форму, сходную с правоприменительными актами. Они содержатся в определениях Конституционного Суда, постановлениях Верховного и Высшего Арбитражного Судов, разъяснениях Центризбиркома РФ, письмах и инструкциях органов государства. Правоприменительные акты играют подчиненную по отношению к актам толкования роль. Акты толкования находятся в этом смысле ближе к нормативному акту. В правоприменительной деятельности приходится руководствоваться в том числе и актами толкования права.

Различие между этими актами состоит в том, что акты применения осуществляют индивидуальное регулирование, а акты толкования призваны лишь объяснять, разъяснять содержание, характер и направленность требований нормативного акта.

Акты применения права

АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА - официальный акт - документ, закрепляющий решение компетентного органа по юридическому делу и содержащий государственно-властное, индивидуально-конкретное правовое предписание. Можно отметить следующие признаки актов применения:

содержат индивидуально-властное предписание, обязательность исполнения которого гарантируется, в том числе, принудительными возможностями государства;

внешне выражены в форме акта - документа, т.е. имеют преимущественно письменную форму (хоть могут иметь устную форму или выражаться в форме конклюдентных действий);

характеризуются специальными атрибутами, т.е. содержат указание о наименовании, дате и месте применения акта, кому адресовано содержащееся в акте предписание, подпись должностного лица (органа) и т.п., ссылки на применяемый закон. Отсутствие этих атрибутов может повлечь признание принятого решения незаконным. Так, если приговор не подписан кем-то из судей, он подлежит отмене (п. 6. ч. 2. ст. 345 УПК РФ);

отличаются свойственной им структурой. В акте применения права различают описательную, мотивировочную и резолютивную части. Применительно к некоторым правоприменительным решениям требования в этой части, предъявляемые к ним, закрепляются непосредственно в законе (ст. 197 ГПК РФ, ст. 312 - 317 УПК РФ);

распространяют свое действие в отношении строго определенных фактов и персонально определенных субъектов;

не имеют обратного действия во времени;

доводятся до сведения заинтересованных лиц в установленном законом порядке (так, приговор суда должен быть немедленно провозглашен в зале судебного заседания председательствующим или народным заседателем) (ст. 318 УПК РФ).

Акты применения права следует отличать от нормативных актов. Главное отличие заключается в том, что нормативный акт есть источник права, содержит нормы права, распространяется на неопределенное количество фактов и лиц, действует более или менее продолжительное время. Акт применения права не содержит норм права, он содержит предписание, которое касается конкретного лица, и, как правило, исчерпывается однократным применением (сравним: Закон Российской Федерации «О гражданстве» и Указ Президента Российской Федерации о приеме в гражданство конкретного лица).

Предписание, содержащееся в акте применения права, не может выходить за пределы общей нормы, содержащейся в нормативном акте. Правоприменитель во всех случаях связан волей законодателя, выраженной в законодательном тексте.

Аналогия закона

АНАЛОГИЯ ЗАКОНА - решение конкретного дела (спора) при наличии пробела на основании сходной, наиболее близкой по содержанию нормы.

Данный вид аналогии означает, что конкретной нормы для ее применения к данному случаю в законодательстве нет, но есть сходные нормы, на основе которых этот случай может быть разрешен юридическими средствами. Так, новое гражданское законодательство регулирует порядок проведения лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр (ст. 1062, 1063 ГК РФ). Однако не все вопросы, связанные с проведением игр и пари, урегулированы нормами данного института (очевидно, что в этом и нет такой необходимости). Поэтому, если, к примеру, выигравшему участнику лотереи в качестве обусловленного выигрыша передана вещь с недостатками, то возникший спор может быть разрешен по правилам обмена товаров (вещей), приобретенных в предприятии розничной торговли, т.е. в соответствии с требованиями ст. 502 ГК РФ. В ряде случаев на необходимость применения аналогии закона содержится прямое указание в самом законе. Так, согласно ст. 778 ГКРФ к цене и срокам выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также к последствиям неявки заказчика за получением результатов работ применяются правила статей 708,709 и 738 ГК РФ, т.е. нормы, регулирующие отношения, возникающие по договору подряда и договору бытового подряда.

Аналогия права

АНАЛОГИЯ ПРАВА - решение конкретного неурегулированного правом случая на основании общих начал и смысла законодательства.

При аналогии права дело (спор) рассматривается правоприменителем не на основе сходных юридических предписаний, а соответственно выработанным юридической практикой общим началам и принципам права. Грубо говоря, при аналогии права правоприменитель следует не букве, а духу закона (хотя принцип права также является нормой, хотя и отличается высоким уровнем нормативного обобщения). Решение дел по аналогии требует от судей высокой правовой квалификации, профессиональной, если угодно, смелости.

Аналогия, используемая в правоприменительной деятельности, не ликвидирует пробелы в законодательстве. Решение дела по аналогии является обязательным для данного дела (для правовых систем, признающих прецедент источником права, ситуация выглядит более благоприятной и не применима к таким случаям). Устранение пробела становится возможным лишь правотворческим путем. В то же время наивно полагать, что можно добиться беспробельного законодательства, к тому же, в условиях предоставления гражданам и их объединениям возможности действовать в соответствии с общедозволительным принципом правового регулирования это оказалось бы излишним.

Англо-американская школа происхождения права

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛА ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА - концепция происхождения права, основывающаяся на той посылке, что право в примитивной форме существует во всяком первобытном обществе. Такое право предложено именовать примитивным. Оно (примитивное право) есть проявление племенной жизни, так же нераздельно, как и сама жизнь. Это не юридический феномен, в нем есть лишь крупинки, зачаточные формы, которые только в последующем могут развиться в настоящее право. Различие касается временных границ завершения этого этапа развития права. В понимании одних ученых примитивное право существует вплоть до появления писанных законов. С точки зрения представителей аналитической юриспруденции (У. Сигл, Хартлэнд, Д. Салмонд и др.) концом примитивного права явилось появление судов. Не возникновение письменности, а появление судов завершает стадию примитивного права и возвещает приход эры права так же, как и самого государства. Схема развития права такова: обычаи существуют до появления судов (примитивная фаза), но в архаическую фазу они должны быть объявлены правом судами, и лишь с приходом профессиональных юристов правовые системы становятся зрелыми. Позиция аналитиков критикуется на том основании, что суды или судебные институты существовали далеко не везде, в то время как по логике самих же аналитиков примитивное право уже было.

Антропологическая теория происхождения права

АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА - учение, согласно которому право есть система самообязывающих обязательств, рассматриваемых как право на одной стороне и признаваемых как обязанность на другой стороне. В понимании сторонников этой теории, представленных антропологами, никаких внешних сил для появления права не требуется. Оно возникает в силу необходимости людей вступать между собой во взаимоотношения, связывая себя разного рода обязательствами. Подчинение нормам обеспечивается по преимуществу различными наградами и «внутренними санкциями самих социальных отношений».

Антропология права

АНТРОПОЛОГИЯ ПРАВА - отрасль социо-гуманитарного научного знания, имеющая объектом своего изучения правовую действительность, обращенную к человеку, его правовой жизни (правовому бытию). Это наука, изучающая взаимосвязь человека и права, можно сказать, что она изучает правовую жизнь общества или жизнь человека в ее правовых проявлениях на разных этапах человеческой истории - от древности до наших дней. Объектом юридической антропологии является право, но в его «человеческом измерении». Цель данной науки - посредством изучения правового бытия человека на разных исторических этапах получение истинных представлений о современном homo juridicus. Человек в системе права - главный объект изучения юридической антропологии.

Аутентическое толкование

АУТЕНТИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ - разъяснение, которое исходит от органа, установившего толкуемое правовое предписание. Это толкование, определяющее собой разъяснение нормы права органом, ранее ее установившим. При этом положения, толкующие нормы права, могут содержаться в том же акте, в котором содержатся данные нормы.

Следующая страница