Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Энциклопедия юриста
Статьи на букву "Ю"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

ЮНЕСКО

ЮНЕСКО - см. Организация Объединенных. Наций по вопросам образования, науки и культуры.

ЮНИДО

ЮНИДО (Организация Объединенных Наций по промышленному развитию) специализированное учреждение ООН, цель которого - содействовать промышленному развитию развивающихся стран. Создана в 1966 г. К 1995г. насчитывала 166 государств-членов (включая РФ). Деятельность ЮНИДО подразделяется на оперативную и вспомогательную. Оперативная - оказание технической помощи развивающимся странам в реализации конкретных проектов(командирование экспертов, проведение консультаций, поставка кадров и т.д.); вспомогательная - сбор, обобщение, публикация данных, проведение исследований,организация конференций и т.д. по вопросам промышленного развития. Под эгидой ЮНИДО разрабатываются десятилетние региональные стратегии развития освободившихся государств; действует Банк промышленной и технологической информации; реализуется Технологическая программа, направленная на укрепление научно-технического потенциала. Главные органы: Генеральная конференция,Совет по промышленному развитию, Постоянный комитет и Секретариат. Имеет собственный бюджет, формируемый из взносов стран-членов; финансирование оперативной деятельности осуществляется из средств Программы развития ООН и Фонда промышленного развития ЮНИДО, складывающегося из добровольных взносов стран-членов.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ - коллектив адвокатов, создаваемый президиумами коллегий в районах, городах и других населенных пунктах для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи. Местонахождение Ю.к. и количество работающих в ней определяются президиумом коллегии адвокатов по согласованию с местными органами государственной власти или самоуправления.

Ю.к. являются основным рабочим звеном адвокатуры. Члены коллегии адвокатов входят в состав какой-либо Ю.к. и там проводят свою работу. Президиум коллегии адвокатов утверждает также штаты и сметы Ю.к. Они имеют текущий счет в банке, печать и штамп с обозначением своего наименования и принадлежности к соответствующей коллегии адвокатов. Ю.к. руководит заведующий, назначаемый президиумом из числа членов коллегии. Заведующий

Ю.к. осуществляет предоставленные ему права на основании доверенности, выдаваемой президиумом коллегии адвокатов.

За рубежом структуры, аналогичные Ю.к., называются обычно адвокатскими бюро (адвокатскими фирмами). Однако последние обладают, как правило, гораздо большей степенью самостоятельности по отношению к профессиональным объединениям (ассоциациям, союзам) адвокатов.

ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА

ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ЗАКОНА - обязательность любого нормативного акта, а также его приоритет перед другими актами или подчиненность им. Ю.с.з. определяется положением органа, их издавшего, в общей системе правотворческих государственных органов, его компетенцией и характером самих издаваемых актов. Юридическая сила служит критерием классификации нормативных актов, их подразделения на два основных вида группы: законы и подзаконные нормативные акты.

В зависимости от юридической силы в каждой стране, а точнее - в каждой правовой системе устанавливается иерархия, т.е. строгая система соподчи-ненности нормативных актов.

Внизу этой иерархии находятся нормативные акты, издаваемые органами местного самоуправления и местного государственного управления. Вверху ее замыкают нормативные акты (законы, статуты и т.п.), издаваемые высшими органами государственной власти в той или иной стране, которые обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим подзаконным актам. Последние должны строго соответствовать закону, издаваться на основе закона и во исполнение закона..

Сложившаяся и поддерживаемая в каждой стране иерархия нормативных актов имеет важнейшее значение для упорядочения процесса правотворчест-ва и правоприменения, для создания и поддержания режима законности и конституционности.

Марченко М.Н.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ - средства юридической техники, с помощью которых конкретные понятия приобретают словесное выражение в тексте нормативного акта. Являясь первичным материалом для написания норм права, Ю.т. имеют сквозное значение. Используя Ю.т., государство в лице своих органов власти говорит на языке права и выражает свою волю: отменяет и изменяет нормы; устанавливает новые правила поведения; закрепляет сложившиеся общественные отношения. С помощью Ю.т. какие-либо волеизъявления принимают форму конституций, текущих законов, постановлений правительства, инструкций министерства и т.д.

В юридической литературе Ю.т. обычно подразделяют на три вида: а) общеупотребительные термины, которые используются в обыденной речи и понятны всем: б) специально-юридические термины, которые обладают особым правовым содержанием (аккредитив, исковое заявление и т.п.). Такие термины служат для обозначения. юридических понятий, выражения юридических конструкций, отраслевой типизации и т.д.; в) технические термины, которые отражают область специальных знаний, например правила техники безопасности, техническое обслуживание оборудования, проведение экспертизы технических решений и т.п.

Однако общеупотребительные термины могут стать и юридическими. Так, термин "правовое пространство", появившийся несколько лет назад в процессе парламентских и журналистских дебатов, превращается из общеупотребительного в специально-юридический.

Для того чтобы специально-юридические термины стали понятны всем субъектам правоотношений, нормодатель использует нормы, которые прямо не регулируют общественные отношения, а раскрывают содержание каких-либо Ю.т. Например, административное правонарушение в административном праве, оферта и акцепт в гражданском праве, акциз в финансовом праве и т.д. Такие нормы носят название нормы-дефиниции.

Эффективность Ю.т. зависит от того, как нормодатель выполняет ряд правил, предъявляемых к юридической терминологии. Таковыми являются: а) единство терминологии. Необходимо, чтобы для обозначения одних и тех же понятий использовались одни и те же термины; б) использование общепризнанных терминов, т.е. термины должны употребляться в быту. Такие термины закрепляются законодательно; в) стабильность терминологии. Недопустимо без достаточных на то оснований отказываться от используемых Ю.т.

Лит.: Алексее в С.С. Общая теория права. В 2-х т. Т. II. М., 1982; П и гол -кин А.С. Юридическая терминология и пути ее совершенствования. Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 24. М., 1971; Хаби-булина Н.И. Язык закона и его постижение в процессе языкового толкования права. М., 1996; Язык закона/Под редакцией А.С. Пиголкина. М., 1990.

Арзамасов Ю.Г.

ЮРИДИЧЕСКИЙ АКТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО

ЮРИДИЧЕСКОЕ ПРАВО - см. Субъективное право.

ЮРИСДИКЦИЯ

ЮРИСДИКЦИЯ (лат. jurisdictio - судопроизводство от jus - право и dico - говорю) установленная законом совокупность правомочий соответствующих государственных органов разрешать правовые споры и решать дела о правонарушениях, оценивать действия лица или иного субъекта права с точки зрения их правомерности либо неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителям. Ю. определяется по различным признакам:виду и характеру разрешаемых дел (преступления и проступки', имущественные споры между хозяйствующими субъектами и между отдельными лицами и т.д.); территориальной их принадлежности (рассмотрение уголовного дела судом по месту совершения преступления, гражданского дела - по месту жительства ответчика); участвующим в деле лицам (подсудность военнослужащих военным трибуналам). Для определения Ю. того или иного правоохранительного органа играет роль также разграничение компетенции между ними по рассмотрению дел, т.е. установленная процессуальным законодательством подведомственность (применительно к рассмотрению уголовных дел - подсудность) дел, решаемых такими органами (подведомственность общих и арбитражных судов, третей-, ских судов и т.д.). Установленной законом Ю. обладают общие и арбитражные суды, разного рода органы, осуществляющие государственный надзор и контроль (ГТК, ГИБДД, налоговая полиция, госсанэпид-надзор и т.д.). Ю. - необходимое свойство деятельности КС, решающего дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов государства, споры о компетенции между отдельными органами законодательной и исполнительной власти'.

Ю. осуществляют в точно определенных законом пределах органы управления, администрации предприятий и учреждений при разрешении дел о правонарушениях (например, вынесение администрацией предприятия выговора работнику). Решения того или иного правоохранительного органа вне пределов его Ю. являются незаконными и подлежат отмене.

Под Ю. также понимается сфера отношений, на которую распространяются характеризуемые выше правомочия.

ПиголкинА.С.

ЮРИСТЫ ПРОТИВ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

ЮРИСТЫ ПРОТИВ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ "ЮРИСТЫ ПРОТИВ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ" АССОЦИАЦИЯ- межрегиональная общественная организация РФ, объединяющая на добровольной профессиональной основе ученых-правововедов и практических работников юридических служб государственных и предпринимательских структур, адвокатов, нотариусов, сотрудников правоохранительных органов и судебных аппаратов, других учреждений в целях предотвращения ядерной опасности. Создана в 1986 г., в качестве национальной организационно-правовой структуры Международной ассоциации юристов (ИАЛАНА - англ. International association of lawyers against nuclear arms).В отличие от аналогичных антивоенных движений главным средством и механизмом достижения своих стратегических целей ИАЛАНА видит в воздействии на процессы международного и национального права, создании всеобъемлющей договорной базы юридического и общественного контроля за реализацией межгосударственных соглашений, конвенций и резолюций ООН.Стартовый этап формирования мирового антиядерного движения юристов относится к периоду холодной войны, жесткой идеологической конфронтации Востока и Запада, открытого противостояния блока НАТО и стран Варшавского пакта. Оно возникло по инициативе группы выдающихся юристов Запада и Востокаполитических и общественныхдеятелей, ученых, судей, адвокатов и прокуроров, таких, как бывший канцлер Австрии В. Крайский, экс-президент Мексики Э. Чевверия, президент всемирного Бюро труда и мира, лауреат Нобелевской и Ленинской премий Ш. Мак-брайдидр.Воззвание к юристам мира, подписанное 50 видными юристами всех континентов и принятое на представительной конференции в Нью-Йорке, явилось исходным рубежом консолидации профессиональных сил правоведов в борьбе против ядерной опасности. Последующая Учредительная конференция в Стокгольме и Первый Международный конгресс в Гааге (1986 г.) завершили организационное оформление ассоциации. Ныне в ее рядах находится свыше 60 Национальных ассоциаций, объединяющих представителей самого широкого спектра юридических профессий - от ученых-международников до практиков правоохранительных учреждений. Резолюции и протесты ИАЛАНА, решительные действия ее активистов сыграли большую роль в развенчании концепции "ядерного сдерживания", в замораживании процесса распространения оружия массового уничтожения. Их усилия оказали заметное влияние на создание безъядерных зон. Мировой общественный резонанс получила совместная акция ИАЛАНА и Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), внесших в ООН резолюцию о получении юридического заключения Международного суда в Гааге относительно правомерности наличия и использования ядерного оружия.Уставные сроки проведения отчетно-выборных конгрессов - 5 лет. Очередной (второй) Конгресс ИАЛАНА состоялся в Италии в 1995 г. При ИАЛАНАфункционирует Научный совет и печатный орган. Бюджет формируется за счет членских взносов и спонсорской помощи, пожертвований фондов и общественных организаций.Сухарев А. Я.

ЮРИСТЫ ПРОТИВ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ, АССОЦИАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮРЬЕВ ДЕНЬ

26 ноября (по старому стилю); церковный праздник в честь св. Георгия, с которым в России связывалась возможность перехода крепостного крестьянина от одного феодала к другому. К XV в. в Центральных районах Ю.д. стал обычным сроком крестьянского "отказа", когда крестьянин, после завершения годового цикла сельскохозяйственных работ, имел возможность рассчитаться с хозяином и покинуть его. Постепенно обычай ухода крестьян только один раз в году - за неделю до и в течение недели после Ю.д. - приобрел форму закона, запрещавшего переход в другое время. В общегосударственном масштабе этот запрет был узаконен Судебником Ивана 111 1497 г. Однако по мере укрепления крепостнических отношений Ю.д. утрачивал свое значение, что выражалось во введении "заповедных лет". временно лишавших крестьянство права перехода (приблизительно 1580-1581, 1584-1585 гг.). В конце XVI в. закон полностью запретил переселение крестьянства. Отмена Ю.д. как срока возможного перехода "тяглого" населения была окончательно узаконена Соборным уложением 1649 г.

Жуковская Н.Ю.

ЮС КОГЕНС

ЮС КОГЕНС (лат. jus cogens - неоспоримое право) согласно положениям Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями 1986 г. правило поведения, имеющее императивный характер, т.е. юридическая норма общего между-народного права, которая принимается и признается международным сообществом в целом в качестве нормы, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей юридической нормой такого же характера. Несоответствие любого международного договора норме Ю.к. является основанием для безусловного признания такового недействительным независимо от того, существовала ли такая норма в момент заключения договора или она возникла позднее, уже в процессе его действия. Примером юридических норм такого рода могут служить основные принципы международного права - суверенного равенства государств, неприменения силы и угрозы силой, мирного разрешения международных споров, нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела другого государств и др. Если международный договор является недействительным вследствие его противоречия норме Ю.к., то его участники обязаны, насколько это возможно, устранить последствия любого действия, совершенного на основе положения, которое не соответствует указанной норме, и привести свои взаимоотношения в соответствие с нею; когда подобная норма возникает после заключения международного договора, его участники освобождаются от взаимных обязательств, вытекающих из него, но это не влияет на права, обязательства или юридическое положение, возникшее в результате выполнения этого договора до его прекращения.

Волосов М.Е.

Предыдущая страница Следующая страница