Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Энциклопедия юридической психологии
Кризисы профессионального становления сотрудников

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю

Кризисы профессионального становления сотрудников

Кризисы психологические - непродолжительные по времени переходные моменты на жизненном пути личности, характеризующиеся кардинальной перестройкой сознания и форм активности. Они детерминируются внешними и, или внутренними противоречиями, в процессе разрешения которых осуществляется и развитие личности. Кризисы профессионального становления психологические (КПСП) - результат проявления либо кризисов жизненного пути, либо обострения противоречий профессионализации личности. КПСП у сотрудников ПОО возникают при профессиональных перемещениях, переквалификации, неудовлетворенности в профессиональном. труде, положением в коллективе ПОО, профессиональном самоутверждении, росте, при неудовлетворенности притязаний, несоответствии достигаемых результатов ожидаемым, серьезных неудачах, творческих находках и др. затрагивают проф. мотивы и ценностные ориентации, проф. позицию и проф. самоопределение. Основные признаки: снижение уровня и темпов профессионализации, профессиональной самооценки, хронической эмоциональной напряженности; усталости, раздражительности; переживании неполноценности, чувстве исчерпанности возможностей, неуверенности в своих силах, переживании ошибки в выборе профессии. Итогами кризиса могут быть профессиональные срывы, либо личностные и поведенческие перестройки, посредством которых восстанавливается внутренняя целостность личности, находится новый смысл в проф. деятельности, в результате которых повышаются и профессиональные успехи.

Проблема КПСП нашла свое отражение в исследованиях отечественных психологов Е.А. Климова (1966), А.К. Марковой (1969), В.Д. Шадрикова (1980), Э.Ф. Зеера (1988), Н.Г. Никифорова (1991), Е.С. Романовой (1992), Л.М. Митиной (1994), Ю.П. Поваренкова (1999), Э.Э. Сыманюк (1999) и др.

В юридической психологии проблема КПСП сотрудника ПОО мало разработана.

Выделяют два типа КПСП: кризисы, обусловленные внутренней логикой профессионального становления личности (закономерные), и кризисы, обусловленные неблагоприятными внешними обстоятельствами (спровоцированные). Первые возникают при переходе от одной стадии профессионального становления к другой. Это кризисы: учебно-профессиональных ориентации (стадия формирования профессиональных намерений), вхождения в профессию (при первичной профессиональной подготовке), профессиональных экспектаций (начальный период профессиональной деятельности), профессионального роста (стадия практического овладения профессиональной деятельностью), профессиональной карьеры (стадия вторичной профессионализации, стремления к достижению высот мастерства), социально-профессиональной самоактуализации (стадия достижения высот профессионализма и профессиональной карьеры) утраты профессии (стадия ухода из профессиональной. жизни и необходимости овладения новой профессией и социальной ролью).

КПСП сотрудника ПОО имеют ряд особенностей, связанных с возможным несоответствием личностных качеств высоким квалификационным требованиям и ошибочным представлением о будущей деятельности (кризис учебно-профессиональных ориентации); с напряженными строго регламентированными условиями жизнедеятельности и обучения в образовательных заведениях (кризис вхождения в профессию); со значительным влиянием на профессиональное становление личности наставника, руководителя (кризис профессиональных экспектаций). Нередко кризисы связаны с тем, что личностные и профессионально. важные качества сотрудников ПОО не только должны отвечать требованиям деятельности, но и интенсивно развиваться, либо возникают негативные изменения - профессиональная или должностная деформация. Эффективными средствами преодоления КПСП является индивидуальное психологическое консультирование, тренинги личностного и профессионального роста, тренинги уверенности в себе, регулятивные тренинги, психопрофилактика, а также психотехнологии, направленные на осознание имеющихся личностных ресурсов, рефлексию профессионального развития, развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к конструктивному преодолению кризисов.

(Т.В. Мальцева)

Литература Пономарева Е.А. Психологические аспекты управления профессиональным развитием сотрудников органов внутренних дел. / В сб. «Труды Академии МВД СССР» Психолого-педагогические проблемы совершенствования управления и оперативно - служебной деятельности органов внутренних дел. - М. 1986. С.108; Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей. - М., 1967.- С. 36-40, 51; Прикладная юридическая психология….С. 175-180, 283-287, 312-324.

В начало словаря