Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Энциклопедия юридической психологии
Метод символдрамы в работе с осужденными

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю

Метод символдрамы в работе с осужденными

МС - это психоанализ при помощи образов. Метод так же называется «кататимное переживание образов» - от греческих слов «ката» - «соответствующий» и «тимос» - «душевное (эмоциональное) переживание». Метод разработан известным немецким психотерапевтом, Хансом Карлом Лейнером (1919-1996). Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, «картины» на заданную психологом тему. Пенитенциарный психолог выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.

Как правило, в коррекционной работе с осужденными используется только основная ступень символдрамы, а точнее пять ее основных мотивов (образов): «Цветок» (в качестве психодиагностики), «Луг», «Ручей», «Гора», «Дом», «Опушка леса». В практике имеются случаи использования специфических для уголовно-исполнительной системы образов «Суд», «Колония», «Куст розы», «В школе», «Облако» и т.п.

Длительность представления образов зависит от возраста осужденного и характера представляемого образа: для взрослых в среднем около 20 минут, (но не более 35-40 минут). Курс психологических коррекционных занятий с осужденным состоит, как правило, из 8-15 и в особо сложных случаях достигая иногда 30-50 занятий. Имеются существенные различия в проведении символдрамы для несовершеннолетних осужденных и взрослых. Одной из особенностей проведения символдрамы в уголовно-исполнительной системе является то, что рисунок образа выполняется после проведения сеанса, а так же необходимо подготовить осужденного к данному методу, используя техники на представление образов (например, НЛП). Однако, как показала практика, существенные улучшения наступают уже после нескольких первых занятий. Иногда даже одно - единственное занятие может избавить клиента от болезненного симптома или помочь разрешить проблемную ситуацию, т.к. данный метод интегрировал в себе элементы многих других техник - гештальта, НЛП, психодрамы, аутотренинга, арттерапии.

(И.В. Жуковский)

В начало словаря