Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Энциклопедия юридической психологии
Постэкстремальная психологическая работа с сотрудниками

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю

Постэкстремальная психологическая работа с сотрудниками

Прекращение экстремальной ситуации и объективный (пространственный и временной) выход из нее, как правило, не сопровождается психологическим выходом. Ситуация физически исчезла, а психологически человек продолжает жить в ней, переживать ее положительные и трудные аспекты, - последние нередко тяжело, - что неизбежно отражается на его психическом состоянии и на поведении, причем может достаточно долго. Теоретические основания и практика указывают на обязательность проведения специальной постэкстремальной работы с лицами, преодолевшими трудную экстремальную ситуацию.

Постэкстремальная работа с военнослужащими ВВ, пограничниками, бойцами отрядов МВД, милиционерами и др. сотрудниками строится прежде всего на основе факта, что это - люди, честно выполнившие свой долг перед Россией. Они подвергали опасности свою жизнь, а часть их отдала ее. Это герои, заслуживающие признательности, почета, уважения и заботы о них. Возвращаясь с опасного задания осознанно или подсознательно они связывают ожидаемую радость возвращения с признанием сделанного ими другими людьми - гражданами, родственниками, сослуживцами, руководством, властью. Их ожидания должны оправдаться, они должны отчетливо почувствовать это Именно эта социальная, патриотическая, нравственная, профессиональная сущность ситуации возвращения призвана пронизывать всю постэкстремальную работу с возвратившимися.

Постэкстремальная работа в главном должна быть социальной, созидательной, совершенствующей сотрудников и военнослужащих, повышающей их экстремальную подготовленность, устойчивость, способность достигать большего в жизни, службе, при возможной новой встрече с экстремальными ситуациями и не сводиться к медицинской реабилитации. Ее принципы: 1) специальная подготовка к выходу из экстремальной ситуации, 2) безотлагательность, 3) благодарность, оптимистичность и опора на положительное, 4). окружение заботой и вниманием, 5) восстановление сил, 6) психологическая нормализация, 7) индивидуализация, 8) специальная психолого-педагогическая работа с ранеными и лечащимися в стационаре, 9) работа с семьями. 10) совершенствование профессионализма на полученном опыте, 11) активизации самоуправления.

В постэкстремальной работе выделяются три психологически обоснованных этапа: встречи, восстановления сил, включения в деятельность. Этап встречи предназначен четко обозначить социальную сущность ситуации возвращения. Нужна торжественность и психологичность проводимых с возвратившимися мероприятий, искренность, сердечность, душевная теплота, доводящая радость до глубины их чувств, снимающая груз внутренней тяжести пережитого. Они должны сполна насладиться радостью от сделанного и возвращения домой (встреча на вокзале, торжественные собрания, встречи с населением, студентами, школьниками, семейные вечера, концерты, поощрения, неотложная помощь раненым, посещение раненых и др.). Успешная этап встречи выполняет и психологически-профилактическую и психотерапевтическую функции. Начинать же постэкстремальную работу с направления на медицинское обследование, называть возвратившихся «больными», «пациентами», «лечащимися», «клиентами» - значит провоцировать их соматизацию и развитие болезненных синдромов (см. Причины постэкстремальных негативных психических изменений у части сотрудников).

Этап восстановления сил: отдых, лечебно-восстановительные мероприятия, психологической реабилитация нуждающихся в ней.

Этап включения в деятельность: постановку задач на возвращение к обычной активной деятельности с постепенным ее наращиванием, обмен экстремальным опытом, совместная разработка предложений по использованию уроков из опыта, участие в реализации предложений.

(А.М. Столяренко)

Литература: А.М. Столяренко. Экстремальная психопедагогика. - М., 2002. Параграф 11.4.

В начало словаря