Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Энциклопедия юридической психологии
Психическая напряженность

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю

Психическая напряженность

Внутренняя, психологическая жизнь человека системна и целостна. В ней все взаимосвязано и влияет друг на друга. Невозможно, чтобы в каком-то компоненте психики что-то происходило совершенно независимо от того, что делается в других. Реагирует человек-личность, а не часть его психики, не какой-то изолированный процесс в ней, реагирует психологически целостно и любое явление в психике лишь грань ее целостного функционирования.

Биологический и психологический стрессы взаимосвязаны и оба характерны неспецифичностью (см. Стресс психологический). Но они - лишь компоненты целостного психического состояния человека. Специфическая активность личности по достижению целей (см. Специфическая психологическая активность человека (сотрудника) в экстремальной ситуации) имеет свои, специфические трудности мотивационного, познавательного, волевого, сенсомоторного, эмоционального и иного порядка. Это трудности не только энергетические, но и функциональные, содержательные (например, трудности осуществления целенаправленного наблюдения в экстремальной ситуации, ее понимания, выявления причин изменения обстановки, мысленного поиска наилучшего способа действий, обдумывания вариантов возможных решений, сопоставления их достоинств и недостатков и выбора лучшего и пр.). Эти трудности могут достигать значительных величин и тоже нуждаются в преодолении. Они создают общую психологическую нагрузку, выраженную в целостном личностном психическом состоянии - состоянии психической напряженности (ПН), что впервые было установлено Н.И. Наенко (1976). В нем сливаются испытываемые личностью специфические и неспецифические трудности. Психологический стресс лишь часть, неспецифическая психологическая активность, проявляющаяся в целостном психическом состоянии личности - психической напряженности. Последнее не просто целостно, но носит личностный характер, а это значит, что доминирует в нем, определяет его главные особенности, регулируя проявление всех других составляющих, в том числе и стресса. Классическая теория психических состояний рассматривает каждое из них как динамическую модель личности, проявление ее в главных компонентах актуальной психической деятельности в данное время или за определенный отрезок его. Это относится и к пониманию качественного своеобразия и принципиального отличия психической напряженности от психологического стресса, их отношения как целого и части, системообразующих свойств и свойств отдельных элементов системы. Подобные отношения в психике человека не редкость: восприятия и восприимчивость, внимание и внимательность, эмоции и эмоциональность и др.

Будучи динамическим личностным феноменом, ПН включает в свою структуру мотивационные, познавательные, эмоциональные, волевые и психомоторные трудности и компоненты напряженности. Отдельно они не существуют, но в тот или иной момент что-то может преобладать в целостном состоянии ПН и поэтому в конкретных случаях можно говорить о интеллектуальной напряженности, или мотивационной, эмоциональной, волевой, имея однако в виду, что это всегда разновидности ПН, что в них неизбежно присутствуют и иные психологические характеристики целостности, хотя и представленные в данном состоянии менее выражено.

Главное значение особенностей ПН выражаются в том, что именно оно, как целостное личностное состояние, в конечном счете кумулирует все (в том числе и стрессовые) внутренние нагрузки и определяет их влияние на поведение сотрудника в экстремальных ситуациях. Вместе с тем, личностный характер состояния ПН обуславливает возможности произвольного регулирования (управления) им в большей степени, чем стрессом, и даже влияния на стресс. Доминирование в ПН, например, негативных эмоций может быть изменено путем произвольного повышения активности мотивационных, познавательных, волевых и психомоторных компонентов.

ПН бывает разной по продолжительности (кратковременной, продолжительной и долгой), интенсивности (слабой, оптимальной, перенапряженностью, предельной, запредельной), эмоционально приятной или неприятной (см. Влияние психической напряженности на успешность действий сотрудника).

(А.М. Столяренко)

Литература: Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. - М., 2002. Параграф 3.1.

В начало словаря