Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Энциклопедия юридической психологии
Психологическая подготовка осужденных к освобождению

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю

Психологическая подготовка осужденных к освобождению

Ее определяют как средство мобилизации осужденных, активизации их установок, привычек, психических состояний, отвечающих условиям труда, жизни, быта после освобождения (В.Ф. Пирожков, А.Д. Глоточкин,1975.). Необходимость ее обусловлена более или менее значительной утратой осужденными за время отбытия наказания умения жить на свободе. Кроме этого, положение освобожденных нередко усугубляется негативным к нему отношением окружающих, тем фактом, что часть освобождаемых не только не избавились от своих криминальных взглядов и убеждений, но еще и обогатили свой преступный опыт, .а так же частыми усилиями криминала вовлечь его вновь в противоправную деятельность. Разработкой вопросов ППОО занимались К.К. Платонов, А.Г. Ковалев, В.Ф. Пирожков, А.С. Новоселова, В.И. Гуськов, А.И. Ушатиков, В.И. Поздняков, О.А. Малышева и др.

В практике отечественных ИУ ППОО начинается за шесть месяцев до окончания срока отбывания наказания. Ее проводят начальники отрядов, социальные работники, психологи. Программы направлены на решение задач активизации психической деятельности готовящегося к освобождению, помощи в освоении освобожденными новых социальных ролей, восстановлении полезных контактов, устранении и нейтрализации отрицательных факторов, препятствующих ресоциализации после освобождения. В психологическую подготовку осужденных к освобождению включают специальные программы психокоррекционного воздействия, например, "Социально-психологический тренинг подготовки осужденных к жизни на свободе", разработанный М.Г. Дебольским в 1994 г. Его задачами являются: а) развитие и коррекция представлений осужденного о себе ("Я"-концепция); б) познание других людей, формирование гуманистической установки по отношению к другим людям; в) расширение сферы осознаваемого в понимании мотивов противоправного поведения; г) коррекция психологических защит; д) развитие адекватной самооценки и уверенности в себе; ж) прояснение и формирование жизненных планов осужденных, коррекция ценностных ориентаций и др. Основными методами проведения социально-психологического тренинга) являются: а) групповая дискуссия; б) анализ конкретных ситуаций; в) ролевая игра; г) психодрама (социодрама); д) психотехнические упражнения. В практике используется и социально-психологический тренинг, разработанный А.С. Новоселовой (1987). Тренинг проводится по трем группам конфликтных жизненных ситуаций: а) установочных - ситуаций правильного поведения в первое время после выхода на свободу; б) провокационных - ситуаций конфликта в семье и проверкой "на прочность" в предкриминальных ситуациях; в) перспективных.

В пенитенциарных учреждениях зарубежных стран "Программы подготовки заключенных к жизни на свободе нацелены на обучение решению возникающих в первое время проблем: куда обращаться в поисках работы, как заполнить анкету или оформиться на работу, что не следует делать, как строить бюджет, расходы, жизнь в семье, в свободное время и др. Их знакомят с учреждениями, которые могут оказать помощь - отделом трудового воспитания, тюремным обществом, армией спасения, бюро найма рабочих и служащих; местным отделом социального обеспечения; бесплатными клиниками и т.д.

(А.И. Ушатиков, О.А. Малышева)

Литература: Детков М.Г. Подготовка осужденных к освобождению из ИТУ. - М., 1984; Новоселова А.С. Социально-психологический тренинг в системе нравственного воспитания при подготовке их выхода на свободу. - Пермь, 1987; Данилин Е.М. Психологические проблемы подготовки осужденных к освобождению из ВТК в условиях реформы уголовно-исполнительной системы // Реформа уголовно-исполнительной системы и ее правовое обеспечение. - М., 1993; Дебольский М.Г. Социально-психологический тренинг для осужденных "Мои жизненные планы". - М., 1994; Пищелко А.В. Психолого-педагогические основы ресоциализации личности осужденных. - Домодедово, 1995; Южанин В.М. Методические рекомендации по подготовке осужденных к освобождению. - Рязань, 1995; Ушатиков А.И., Казак Б.Б. Психология основных средств исправления и ресоциализации осужденных. - Рязань, 2000; Малышева О.А. Женщина в тюрьме (последствия пребывания). - Уфа, 2001

В начало словаря