Приглашаем посетить сайт

Религия (religion.niv.ru)

Энциклопедия юридической психологии
Психологические лаборатории пенитенциарных учреждений

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю

Психологические лаборатории пенитенциарных учреждений

Психологические лаборатории (ПЛ) - это структурные психологические подразделения, которые создаются в исправительных учреждениях (ИУ) и следственных изоляторах (СИ) уголовно-исполнительной системы (УИС) Минюста России. Начальник психологической лаборатории непосредственно подчиняется начальнику пенитенциарного учреждения. Первые психологические лаборатории были созданы в 1987 году в Пермской и Саратовской областях в порядке эксперимента. В настоящее время функционирует около 500 лабораторий (примерно в половине пенитенциарных учреждений России), в штатах которых состоят от 3 до 6 психологов. Наиболее полно укомплектованы психологические лаборатории в воспитательных колониях для несовершеннолетних осужденных.

Сотрудники ПЛ в полном объеме осуществляют психологическое обеспечение деятельности персонала УИС и оказывают психологическую помощь спецконтингенту. В ПЛ имеется возможность специализироваться как на объекте оказываемой помощи (осужденные, персонал), так и на отдельных психологических функциях (психодиагностика, психопрофилактика, психокоррекция). Это существенно повышает требования к профессиональной подготовленности сотрудников ПЛ и качеству выполняемых ими функций.

ПЛ нередко создаются при базовых (крупных, с высокими показателями в работе) исправительных учреждений, на них дополнительно возлагается задача осуществлять психологическое обеспечение малочисленных учреждений (колоний-поселений) отдаленных исправительных колоний, где должность психолога не введена или не укомплектована. Эта модель функционирования ПЛ (условно - «групповая», а в связи с частыми выездами - «челночная») особенно эффективная в лесных исправительных учреждениях, где существует дефицит профессиональных психологов. Представляется, что групповая модель развития психологической службы, с обслуживанием нескольких подразделений, особенно на этапе ее становления, более реальна, чем введение по одной штатной должности психолога во всех подразделениях области, края. «Прибавка» группового эффекта достигается за счет специализации сотрудников, взаимозаменяемости, взаимодополняемости (например, ведение социально-психологического тренинга вдвоем) использование супервизорства, повышения личной безопасности женщин (в условиях преобладания среди специалистов-психологов женщин, вероятность подобрать в штаты лаборатории хотя бы одного психолога мужчину возрастает), усиление взаимной поддержкой противодействия неблагоприятным факторам (психологическим барьерам к новым формам работы, влиянию корпоративных норм и субкультуры, профессиональной деформации и т.п.). К недостаткам «челночной» модели деятельности следует отнести слабое знание осужденных и сотрудников подразделений, в которые приходится выезжать только периодически. Модель - когда ПЛ численностью 4-6 сотрудников обслуживает только одно пенитенциарное учреждение, можно рассматривать как идеальную организационно-штатную структуру.

(М.Г. Дебольский)

Литература: Дебольский М.Г. Проблемы развития психологической службы в ИТУ, / Человек: Преступление и наказание: Вестник Рязанской высшей школы МВД РФ. №3-4. С. 23-30.

В начало словаря