Приглашаем посетить сайт
Психологические принципы индивидуальной профилактики
Использование психологических механизмов в целях предупреждения асоциального и/или криминального поведения профилактируемых лиц опирается на некоторые общие принципы, сформулированные в различных областях практики индивидуальной работы. Наиболее общий из них, предваряющий саму возможность использования остальных, может быть сформулирован следующим образом: психологическая структура личности сотрудника профилактической службы по уровню ее организации (дифференцированности и интегрированности) не может быть проще психологической структуры личности объекта профилактики. Нарушение этого принципа делает бессмысленной индивидуально ориетированную профилактическую работу. К числу иных принципов можно отнести:
- безусловное принятие (позитивное отношение) профилактируемого лица во всех его индивидуальных особенностях и личным жизненным опытом;
- искренняя заинтересованность в его судьбе;
- позиция сотрудничества в решении жизненных проблем;
- осознанная ориентация на коррекцию поведения, а не личности профилактируемого лица;
- высоко развитый у сотрудника уровень рефлексии собственных состояний;
- полное исключение проецированиея собственных проблем на профилактируемого;
- полный отказ от использования метода "примеров" в анализе жизненных проблем профилактируемого ("чужой опыт ничему не учит");
- установка на жесткую детерминированность поведения лица историей его собственной жизни и развенчание всяких попыток поиска "виновных";
- поиск наиболее слабых элементов в структуре личности профилактируемого лица, которыми являются высоко индивидуально значимые и эмоционально окрашенные психические содержания (конкретные люди, принципы, события т.п.);
- персонификация высоко значимых для лица абстрактных принципов (таких, как справедливость, верность слову, долгу и пр.);
- ориентация на последствия совершаемых действий и принимаемых решений.
Указанные принципы ориентируют сотрудников профилактической службы на осознание ответственности профилактируемых лиц за свои действия и способствуют расширению вариантов сознательного выбора ими своего поведения.
(Е.Г. Самовичев)