Приглашаем посетить сайт
Психология контроля в управлении
Управление неотделимы от контроля за деятельностью подразделений и отдельных сотрудников и оценки ее результатов. Они выполняют функцию обратной связи, без которой управление существовать не может, обеспечивая получение информации о ходе и результатах деятельности, правильности принятых и исполняемых управленческих решений и др., без чего невозможно внесение корректив и улучшение дела.
При осуществлении контроля психологически обязательна конструктивная внутренняя установка осуществляющего контроль. Контроль эффективен, когда он осуществляется не с целью подловить, изобличить, дать подчиненному урок, проявить контролирующему свою власть и пр., а для того, что бы убедиться в состоянии дел, принять своевременные и деловые меры для улучшения работы, предупредить упущения и ошибки, помочь. Необходимо сочетание текущего контроля с итоговым. Текущий позволяет принять заблаговременные меры для получения нужного результата работы,, а при использовании только итогового скорее всего придется только сетовать на упущенные возможности, что делу не поможет. В ходе контроля искать не только недостатки, но и положительные стороны, успехи. Контроль бесполезен, если его результатам становятся лишь поводом для критики, или ограничиваются общими рекомендациями «повысить ответственность», «принять меры», «активизировать». Такой контроль порождает практику похожую на игру;: проверяющие ищут, а проверяемые прячут. Административный контроль следует сочетать с методическим (проверкой не только состояние и результатов работы, но и применяемых методов ее осуществления). Многое зависит от того кто контролирует. Привлечение к осуществлению контроля (включение в группы контроля) малоавторитетного и недостаточно компетентного сотрудника приводит к тому, что, будучи не в состоянии вникнуть в суть дела, но стремясь «оправдать доверие» он начинает фиксировать третьестепенные факты (качество заполнения журналов, аккуратность подшивки и почерка, извлечение из недостатков из записей в журналы, которые делали сами проверяемые и пр.). При осуществлении контроля следует непосредственно изучать и психологические феномены: морально-психологический климат, взаимоотношения, профессионально-психологическую подготовленность, отношение к делу, способности, профессионализм, стиль работы, отношение к гражданам и др. Следует помнить, что работник, чья работа проверяется только по бумагам, легко может потерять всякий интерес к способам и аспектам работы, которые не находят документального отражения, даже если они имеют большое значение для подлинного успеха. Канцелярский, бумажный. бюрократический стиль работы сотрудников - прямое следствие такой порочной практики контроля. Контроль должен быть экономным, он дорог по затратам времени и отвлечению от дела сотрудников. Разумно организовывать и внутренний текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, общественный контроль. Организация контроля призвана так же закрыть лазейки для нерадивых работников, развенчать их надежды, что нерадивость останется не замеченной.
(А.М. Столяренко)