Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Энциклопедия юридической психологии
Психотехника контригрового поведения оперативного работника в ситуациях конфликтного общения

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю

Психотехника контригрового поведения оперативного работника в ситуациях конфликтного общения

Лица причастные к преступлениям стараются не только скрыть следы своих деяний, но и затруднить деятельность оперуполномоченного. Соответствующие приемы и средства противодействия многообразны: непредставление или уничтожение документации, ложь, утаивание обстоятельств, угрозы, провокации и др.

Значительное место среди них занимают психологические приемы и средства. Особенность этого пути заключается в воздействии правонарушителей на личность оперативного работника. Во многих ситуациях поведение участников противоборства строится в форме замкнутых, повторяющихся циклов действий. Для каждого такого цикла характерна какая-либо скрытая идея, замысел его инициатора. Ситуации, обладающие такими признаками, можно отнести к игровым.

Игра - это форма общения, в которой действительные цели инициатора маскируются позиционными отношениями и достигаются средствами ролевого поведения. Есть несколько классов наиболее распространенных игр в конфликтном общении:

1. класс. Ситуации, в которых инициатор достигает (пытается достигнуть) своей цели, избирая себе такую позицию в контакте, которая навязывает оперативному работнику подчиненное положение. Будем называть подобные игры пристройкой сверху. Вариантом таких игр целесообразно дать названия, отражающие позицию инициатора. Это может быть: «Как? Меня, заслуженного человека!». «Что Вы себе позволяете?» «Вы еще пожалеете!» «Прекратите отрывать людей от работы!» «Сначала научитесь с людьми разговаривать!»

2. класс. Противоположное соотношение позиций - пристройка снизу. Это демонстрация инициатором слабости, подчиненного положения: «Я слабая женщина», «У меня дети», «А что я мог сделать?» и пр. Ролевое поведение и в пристройке снизу не исключает смены позиции. Например: «Я человек маленький», а далее: «Но я буду жаловаться!» «Мы университетов не кончали», «К простым людям придираетесь, а к начальству - боитесь!»

3 класс. Сложные формы ролевого поведения инициатора.

1. Капкан доверия - ложная доверительность с тем, чтобы перейти к провокации, шантажу. Маскировка целей общения ролевым поведением с показным уравниванием позиций: «Все мы люди (Вы, конечно, понимаете!)»; «Но мы-то с вами знаем..» Подтекст: «Мы с Вами не то, что другие (неинформированные, не ответственные работники)».Цель - сокращение психологической дистанции в контакте.

2. Цинизм. Скандалы, брань. Игры «наравне» и, как правило, провокации. Опасность цинизма в отсутствии поводов для позиционного конфликта. Цель провокации - навязать оперативному работнику роль оправдывающегося, спровоцировать эмоциональную реакцию (ответную грубость). А в случае удачи инициатор игры атакует, имитирует сердечный приступ и пр. Однако в большинстве случаев простые игры этого типа как минимум дают инициатору возможность выиграть время. Характерно, что если оперработник не реагирует на подтекст скрытой провокации, то игра прекращается.

4 класс. Простые игры в позиции «психологическое оправдание».«Сами-то, поди. Все без очереди!»; «Наверное, не базаре мясо берете?», «Везде так делают»; «Не для себя - для производства старался», «Я не могу разорваться: за всеми не уследишь».

Ролевое поведение инициатора в ситуации игры представляет собой психологическое воздействие на личность оперуполномоченного. Воздействие направлено на самоуважение личности, чувство собственного достоинства, авторитет. Это атака с целью лишить сотрудника права на активные действия.

Литература: Носков В.А. Психотехника общения в работе оперуполномоченного БХСС.- М. 1989. С.92-94.

В начало словаря