Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Энциклопедия юридической психологии
Восточно-азиатская система военного обучения в подготовке сотрудников

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю

Восточно-азиатская система военного обучения в подготовке сотрудников

Восточная система подготовки человека к действиям в экстремальных условиях, в ситуации реального боя, существенно повышающая его боеспособность, выживаемость и стимулирующая защитные функции, была создана в Восточной Азии около 5 тысяч лет назад. В Древнем Китае эта система обучения получила название «учебный танец», «цзо-у», «великий танец», «да-у» или «военный танец у-у». Процесс обучения военным танцам является методом передачи знаний и формой обучения вообще - написано в «Истории воинских искусств Китая». С 1973 года в КНР классическая концепция военного обучения в форме национальных воинских искусств «го-шу», «у-шу», психофизических упражнений «ци-гун» и различных форм кулачного боя «цюань-шу» получила широкое развитие в армии и правоохранительных органах. Психологическая суть методической системы этой подготовки (в современной трактовке) заключается в особой форме суггестопедии (теории и практики внушения), реализуемой в процессе пролонгированного обучения, построенного по аналогии с программированием. Этот процесс включает жестко фиксированное количество «шагов» или этапов психического и физического преобразования, каждому из которых соответствует свой комплекс методик обучения. «До» (путь) связан с совершенствованием личности, с поиском смысла жизни, с обретением духовных ценностей. Время практических занятий существенно превышает время теоретических занятий в пропорции не менее 9:1.

Концепция военного обучения предусматривает решение следующих задач: обучение ведению боевых действий в непосредственном контакте с противником, повышение выживаемости, адекватности поведения и существенное уменьшение времени, требующегося на принятие ответственного решения в экстремальных условиях, уменьшение количества ошибок, возрастание слаженности и боеспособности подразделений, повышение внимания, патриотического воспитания, укрепления здоровья, повышения физических характеристик и психосоматического самоконтроля, регуляции благоприятных для работы состояний, интуитивного предвосхищения развития событий в критических ситуациях.

Рядом российских исследователей (Н.В. Абаев, А.А. Маслов, И.А. Воронов), подчеркивает, что использование методики обучения классическим восточно-азиатским боевым искусствам обучения при подготовке наших военнослужащих и сотрудников спецподразделений МВД способствует формированию у обучающихся более устойчивого и гибкого механизма реагирования на стрессовые ситуации, предполагает развитие способностей к творческому мышлению, к выработке нетривиального и адекватного решения внезапно возникающей ситуативной задачи, к разработке и осуществлению наиболее оптимальной программы действий в условиях острого дефицита времени и на основе недостаточной, неопределенной или противоречивой информации.

(В.Н. Смирнов.)

Литература: Абаев Н.В. Чань-Буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. - Ижевск, 1989; Воронов И.А. Китайская классическая концепция военного обучения. - М.: 1996. Маслов А.А. Небесный путь боевых искусств. / Духовное искусство китайского ушу. - М.:1995. Тарас А.Е. Боевая машина / Руководство по самозащите. - Минск: 1997.

В начало словаря