Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Энциклопедия юридической психологии
Судьи психология деятельности

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю

Судьи психология деятельности

Должностное лицо, наделенное в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие, разрешающее дела в суде вынесением законного приговора на основе накопления, анализа и оценки необходимой юридически значимой информации.

Деятельности С. присущи следующие психологические компоненты:

1) познавательный - получение доказательного материала для вынесения приговора. Материалы предварительного следствия уже дают суду готовую модель исследуемого события. Однако эта версия должна восприниматься только как вероятная истина, подлежащая проверке и исследованию в каждом ее отдельном элементе. Познавательная деятельность С. должна быть направлена на изучение не только доказательных фактов, но и источников их происхождения, что заставляет углубленно изучать личностные и поведенческо-психологические особенности подсудимых, свидетелей, потерпевших и др. лиц. Эта деятельность постоянно усложняется необходимостью принятия частных решений по той или иной совокупности фактов. Краткость времени восприятия информации в суде приводит к необходимости особой дисциплины мыслительной деятельности;

2) поисковый - истребование новых документов, вызов ранее не допрошенных свидетелей на предварительном следствии и т.д. Только подвергнув сомнению версию предварительного следствия, испытав ее на прочность и достоверность, суд может установить истину. Наличие исходной модели события в материалах предварительного расследования создает возможность осуществления поисковой деятельности суда по четкому, заранее определенному плану. Путем изучения уже собранных данных вновь планируется порядок анализа и синтеза отдельных элементов фактов, выдвигаются и разрабатываются возможные версии, другие возможные модели того же события, действия. Обязательно построение версий о личности подсудимых, об их участии в событии, о причинах определенного поведения, об условиях поведения, действий и т. д.;

3) коммуникативный - построение правильных взаимоотношений с участниками судебного разбирательства, аудиторией, которые необходимо строго регулировать, направлять в единое русло, в целях установления истины. С. необходимо внушать к себе уважение, создавать убеждение в своей правоте, решать сложные дела и судьбы людей. Главное в его коммуникативной деятельности - умение своим видом показать желание досконально разобраться во всех обстоятельствах данного дела. Именно это внушает уважение к правосудию в целом, является стимулом для всех участников процесса тщательно, подробно излагать факты, свою оценку, свое понимание тех или иных фактов;

4) воспитательный - исправление, перевоспитание преступников, воспитание граждан в духе уважения к самому процессу осуществления правосудия, соблюдения законов и нравственных норм поведения. «Анализ судебной практики свидетельствует, - отмечает К В. Леоненко, - что процессуальное упрощенчество, отступление от предписаний процессуальных правил …. создает у граждан впечатление о формальном отношении суда к выполнению своих обязанностей, о его предвзятости, что снижает воспитательно-предупредительное воздействие правосудия». Залогом воспитательного воздействия норм уголовного закона и конкретных актов его применения является справедливость;

5) конструктивный - принятие решений по возникающим спорным вопросам, вынесение приговора, определение меры наказания виновному, решение вопросов, связанных с порядком отбывания наказания. Особенность данной деятельности заключается в том, что суд может принять окончательное решение с учетом фактов, обстоятельств, не закрепляемых удостоверительной деятельностью (принятие во внимание поведения подсудимого в судебном зале, глубины и искренности раскаяния в содеянном). Для успешного осуществления конструктивной деятельности судом создаются специальные условия. К ним А.В. Дулов относит: коллегиальное принятие решения; обеспечение невмешательства в принятие решения; законодательное гарантирование свободы личного убеждения судьи, лежащего в основе каждого принятого решения; требование непрерывности рассмотрения дела;

6) удостоверительный - приведение всей добытой в ходе процесса информации в специальные, предусмотренные законом формы: приговор, протокол, определение, решение и др. Преодолению субъективизма судейского убеждения при вынесении приговора и исследовании материалов дела способствуют такие факторы, как участие народных заседателей в отправлении правосудия, коллегиальное вынесение приговора, принцип состязательности.

Успешное выполнение перечисленных видов деятельности зависит от личностных качеств судьи.

(И.И. Аминов)

Литература: Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе // Избр. произведения в 2 томах. Т.1. М., 1959; Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996; В.В. Романов Юридическая психология. М., 1998; Шиханцов Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.

В начало словаря