Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Энциклопедия юридической психологии
Тренинги переговорной деятельности

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю

Тренинги переговорной деятельности

Тренинг переговорной деятельности (ТПД) является одним из видов социально-психологического тренинга направленным на формирование и развитие у представителей ПОО умений и навыков вести переговоры с террористами, захватившими и удерживающими одного или нескольких лиц в качестве заложников (в «ситуации заложника»). В основу ТПД заложены методы ролевой игры и групповой дискуссии, а также техники социально-перцептивной направленности.

Метод ролевой игры используется для моделирования и проигрывания процесса переговоров в «ситуации заложника» участниками тренинга относительно позиций переговорщик-преступник. Моделирование процесса переговоров осуществляется на основе документальных, видео- и аудио-материалов о реальной ситуации захвата заложников и переговоров с преступниками. Сам процесс впоследствии подразделяется на ряд этапов, представляющих из себя психологически завершенную единицу - этап переговоров или переговорная вводная. В состав каждой переговорной вводной входят и элементы техники развития социально-перцептивных навыков и умений, необходимых для построения психологического контакта с преступником (группой преступников) и оказания на него (на нее) необходимого психологического воздействия в условиях, близких к экстремальным.

В ходе проигрывания переговорной вводной желательно производить видео- или аудиозапись для последующего использования этих материалов в ходе групповой дискуссии. Метод групповой дискуссии включается в состав тренинга для последующего анализа участниками группы процесса отработки каждой переговорной вводной, позволяющего в конечном итоге выработать тактику оптимального поведения в ситуации.

Численность участников тренинга - 8-16 человек (для работы в парах). Количество часов курса занятий рассчитывается исходя из числа переговорных вводных (от 3 до 5) и вводной лекции по теоретическим и организационно-правовым основам осуществления сотрудниками ПОО переговорной деятельности в «ситуации заложника»: лекция - 2-3 академических часа; практическое занятие - не менее 3 академических часов на одну переговорную вводную.

(И.Б. Журавлёва)

Литература: Андреев Н.В. Тренинги переговорной деятельности. - М.,1998; Дебольский М.Г. Психология делового общения: Учебно-методические материалы. - М.,1992.; Захват заложников // Опыт правоохранительной деятельности в зарубежных странах. - М.,1994.; Свирская И.Б., Лапшин Е.В. Психологические аспекты ведения переговоров в «ситуации заложника». Лекция. - М.,1993.; Якушин Н.М., Артюх А.Г. Организация и тактика ведения переговоров при освобождении заложников. // Вестник МВД РФ, 1993. - № 4-5.

В начало словаря