Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Административное право. Словарь-справочник.
Статьи на букву "К"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К"

Кабинет министров

Кабинет министров - название правительства в некоторых республиках, входящих в Россию (например, в Татарстане, Башкортостане, Чувашской Республике).

Квалификационные разряды государственных служащих

По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации государственным служащим присваиваются квалификационные разряды. Квалификационный разряд государственного служащего - это его персональный чин (служебный разряд), соответствующий служебному положению (занимаемой должности), уровню профессиональной и дополнительной специальной подготовки, выслуге лет, принадлежности к определенному ведомству и заслугам. Квалификационные разряды указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки служащих требованиям, предъявляемым к государственным должностям государственной службы соответствующих групп. В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственным служащим могут быть присвоены следующие квалификационные разряды: действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим высшие государственные должности государственной службы; государственный советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим главные государственные должности государственной службы; советник Российской Федерации 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим ведущие государственные должности государственной службы; советник государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим старшие государственные должности государственной службы; референт государственной службы 1, 2 и 3-го класса - государственным служащим, замещающим младшие государственные должности государственной службы. Присвоение квалификационных разрядов действительных государственных советников Российской Федерации и государственных советников Российской Федерации производится Президентом РФ. Для отдельных видов государственной службы могут устанавливаться свои квалификационные разряды, воинские звания, дипломатические ранги.

Классификация государственных должностей государственной службы

В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственные должности государственной службы подразделяются на пять групп: высшие государственные должности государственной службы (5-я группа); главные государственные должности государственной службы (4-я группа); ведущие государственные должности государственной службы (3-я группа); старшие государственные должности государственной службы (2-я группа); младшие государственные должности государственной службы (1-я группа). Государственные должности государственной службы подразделяются по специализациям, предусматривающим наличие у государственного служащего для исполнения обязанностей по государственной должности государственной службы одной специализации соответствующего профессионального образования. Специализация государственных должностей государственной службы устанавливается в зависимости от их функциональных особенностей и особенностей предмета ведения соответствующих государственных органов. В квалификационные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются: уровень их профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы; стаж и опыт работы по специальности; а также - уровень знаний законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Гражданам Российской Федерации, претендующим на высшие и главные государственные должности государственной службы, кроме высшего профессионального образования по специализации должности или равноценного ему высшего образования необходимо иметь дополнительное высшее профессиональное образование. Это может быть послевузовское управленческое или иное равноценное образование. При этом решение о равноценности образования и ранжировании дипломов высших учебных заведений применительно к таким должностям принимает Совет по вопросам государственной службы при Президенте Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, претендующим на ведущие и старшие государственные должности государственной службы, необходимо иметь высшее профессиональное образование по специальности "государственное и муниципальное управление" либо по специализации должности или иное равноценное высшее образование. Для замещения младших государственных должностей государственной службы достаточно среднего профессионального образования по специализации должности или равноценного ему образования. Другие требования к государственным должностям государственной службы могут устанавливаться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также нормативными актами федеральных органов (в отношении государственных служащих этих государственных органов).

Коллегиальность

Коллегиальность - принцип организации деятельности органов исполнительной власти, сущность которого заключается в коллегиальном (совместном) обсуждении вопросов сотрудниками этих органов и принятии по ним коллегиального решения (как правило, путем голосования).

Коллегия

Коллегия - совещательный орган, создаваемый в федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов РФ. В широком смысле под коллегией понимается группа лиц, имеющих право совместного решения вопросов, отнесенных к ее компетенции.

Коллективное обращение

Коллективное обращение - обращение двух или более граждан в письменном виде, содержащее частный интерес, либо обращение, имеющее общественный характер и принятое на митинге, собрании и подписанное их организаторами или участниками.

Комиссия

Комиссия - орган исполнительной власти межотраслевой компетенции субъектов Российской Федерации (на федеральном уровне существуют Федеральные комиссии России, а также Государственная техническая комиссия при Президенте Российской Федерации). Среди федеральных органов исполнительной власти своеобразное административно-правовое положение занимают координационные органы, называемые тоже комиссиями. Они являются вспомогательными органами, не наделенными государственно-властными полномочиями. Их статус определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 года № 788 "О координационных и консультативных органах, создаваемых Правительством Российской Федерации". Комиссиями именуются правительственные или межведомственные координационные органы, образуемые для обеспечения согласованных действий заинтересованных субъектов исполнительной власти в решении определенных задач.

Комиссия по делам несовершеннолетних

Комиссия по делам несовершеннолетних - орган, наделенный административной юрисдикцией. Комиссии по делам несовершеннолетних при местных администрациях (согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. они называются комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав) рассматривают дела об административных правонарушениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет. Они образуются в составе председателя, заместителя председателя, освобожденного ответственного секретаря и 6 - 12 членов комиссии. При необходимости в состав комиссии может быть введена также должность инспектора по работе с детьми. В состав комиссии входят депутаты представительных органов местного самоуправления, работники органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, внутренних дел, культурно-просветительных и других учреждений. Их деятельность регулируется Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. (с последующими изменениями и дополнениями). Комиссии по делам несовершеннолетних вправе рассматривать дела об административных правонарушениях при наличии не менее половины членов их состава.

Комитет

Комитет - орган исполнительной власти отраслевой или межотраслевой компетенции субъектов Российской Федерации, а может быть и органом внутриотраслевой компетенции в структуре федеральных органов исполнительной власти. Комитеты - это крупные (наряду с департаментами и главными управлениями) структурные подразделения органов исполнительной власти. На федеральном уровне существуют Государственные комитеты Российской Федерации.

Компетенция

Компетенция - совокупность установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей (полномочий) органов и организаций, их должностных лиц. Компетенция является составной частью административно-правового статуса государственных, муниципальных и иных органов и организаций.

Комплекс

Комплекс - название органов исполнительной власти в некоторых субъектах федерации, объединяющих ряд органов отраслевой и межотраслевой компетенции. Так, в структуре Мэрии г. Москвы существует ряд комплексов, объединяющих несколько функциональных департаментов и управлений.

Конституционный Суд Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории страны Конституционный Суд РФ: 1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, ряда других нормативных актов; 2) разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов РФ; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции РФ; 5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; 6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения; 7) осуществляет иные полномочия. Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Организация и деятельность Конституционного Суда РФ регулируются Федеральным Конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля 1994 г.

Конфискация предмета, явившегося орудием совершения

Или непосредственным объектом административного правонарушения

вид административных взысканий, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя (ст. 29 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Однако за нарушение таможенных правил конфискация предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение, а также независимо от того, установлено это лицо или нет (ст. 380 Таможенного кодекса РФ). Конфискация также может применяться в качестве основного и дополнительного административного взыскания. Законодательством определен перечень предметов, не подлежащих конфискации. Кроме того, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других орудий охоты не может применяться к лицам, для которых охота является основным источником существования. Административное взыскание в виде конфискации предмета не должно применяться в административном порядке, поскольку это противоречит части 3 статьи 35 Конституции РФ, устанавливающей, что "никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда". Конфискация может применяться только в судебном порядке.

Крайняя необходимость

Не подлежит административной ответственности лицо, действовавшее в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, угрожающей государственному или общественному порядку, собственности, правам и свободам граждан, установленному порядку управления, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Кредитная организация

Кредитная организация - юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения - лицензии Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные Законом РФ "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. Кредитные организации образуются как хозяйственные общества на основе любой формы собственности и подразделяются на банки и небанковские кредитные организации. Кредитные организации подлежат государственной регистрации в Банке России и получают право осуществления банковских операций с момента получения лицензии, также выдаваемой Банком России. Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации только после ее государственной регистрации. В лицензии указываются банковские операции, на осуществление которых данная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться. Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации без ограничения сроков ее действия. Для решения совместных задач (совместного осуществления банковских операций) путем заключения соответствующего договора между двумя или несколькими кредитными организациями образуются группы кредитных организаций. Холдинги образуются путем получения кредитной организацией (основной кредитной организацией) возможности определять решения, принимаемые кредитными организациями, входящими в холдинг. Это происходит либо в силу преобладающего участия в уставном капитале одной или нескольких кредитных организаций, либо в соответствии с заключенным с одной или несколькими кредитными организациями договором.

Предыдущая страница Следующая страница