Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Административное право. Словарь-справочник.
Статьи на букву "И"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "И"

Изъятие вещей и документов

Изъятие вещей и документов - мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Вещи и документы, являющиеся орудием или непосредственным объектом правонарушения, обнаруженные при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, изымаются должностными лицами, осуществлявшими эти действия. Изъятые вещи и документы хранятся впредь до рассмотрения дела об административном правонарушении, а после рассмотрения дела, в зависимости от результатов его рассмотрения, они возвращаются владельцу или в установленном порядке конфискуются (в случае необходимости при этом уничтожаются), а при возмездном изъятии реализуются. В случае изъятия вещей и документов об этом составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколах об административном правонарушении, об административном задержании или о досмотре вещей. При совершении нарушения, за которое может быть наложено административное взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством, у водителя (судоводителя) изымается водительское удостоверение, о чем делается запись в протоколе о правонарушении, а также во временном разрешении на право управления транспортными средствами. После уплаты штрафа водительское удостоверение возвращается владельцу.

Инвалид

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 16 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ определяется Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Инвалиды Великой Отечественной Войны

К инвалидам Великой Отечественной войны приравниваются инвалиды боевых действий на территориях других государств. К этим категориям граждан относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, рабочие и служащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в годы гражданской или Великой Отечественной войны в районах боевых действий, на прифронтовых участках железных, автомобильных дорог, при строительстве оборонительных рубежей, военно-морских баз, аэродромов, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей действующей армии; военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в другие периоды; лица, привлекавшиеся к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в годы Великой Отечественной войны и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья, полученных в этот период; работники, обслуживавшие действующие воинские контингенты в других государствах и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в них боевых действий; некоторые другие лица. Федеральным законом "О ветеранах" предусмотрены меры социальной защиты инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий на территориях других государств.

Иностранные граждане

Иностранные граждане - лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Административно-правовой статус иностранных граждан определяется Конституцией Российской Федерации, действующим в России Законом СССР "О правовом положении иностранных граждан в СССР" (с внесенными изменениями и дополнениями), и рядом других актов. Иностранные граждане, находящиеся на территории России, пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией РФ, федеральными законами или международными договорами. Например, они пользуются правами на обжалование незаконных действий государственных органов и их должностных лиц, на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и др. Однако в соответствии с российским законодательством они не имеют права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, не могут быть назначены на определенные должности, в том числе на государственные должности государственной службы, имеют некоторые другие ограничения. Эта категория лиц освобождена также и от некоторых обязанностей, возлагаемых на граждан Российской Федерации, например, они не несут воинской службы. Закон различает иностранных граждан, постоянно проживающих и временно пребывающих на территории России. Иностранные граждане могут постоянно проживать в стране, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел. Иностранные граждане, находящиеся в Российской Федерации на ином законном основании, считаются временно пребывающими в стране. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из России по истечении определенного им срока пребывания.

Инспекция

Инспекция - орган исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющий надзорные, контрольные, разрешительные и иные специальные функции в одной, нескольких или во всех отраслях экономики, административно-политической и социально-культурных сфер. Главными задачами инспекций является обеспечение соблюдения действующих в той или иной сфере законов и иных нормативных актов, предупреждение и пресечение соответствующих правонарушений. Многие инспекции наделены правом осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и налагать административные взыскания. Инспекции, как правило, являются структурными подразделениями федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Федерации.

Институт

Институт - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Инструкция

Инструкция - правовой акт управления (административный акт), издаваемый федеральными органами исполнительной власти, в ряде случаев - органами исполнительной власти субъектов РФ. В виде инструкций издаются акты, имеющие нормативный характер.

Исполнение постановлений о наложении административных взысканий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Исполнительная власть

Исполнительная власть - составная часть государственной власти. В соответствии со статьей 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Органы исполнительной власти помимо принятия управленческих решений в виде издания большого количества административно-правовых актов осуществляют огромный объем полномочий, связанных с оказанием непосредственного управленческого воздействия на объекты управления, обеспечением выполнения установленных правил, претворением в жизнь требований законодательных и иных актов. Проведение в жизнь законов и подзаконных нормативных актов называется исполнением и определяет основное направление деятельности этих органов, что и лежит в основе их названия. Однако, чтобы обеспечить исполнение объектами управления требований нормативных актов, принятых управленческих решений, субъекты управления должны обладать необходимыми юридически-властными полномочиями, иметь механизм их реализации, средства достижения данной цели. Использование необходимых юридически-властных полномочий называется распорядительством, что также присуще работе органов исполнительной власти. Поэтому можно сказать, что органы исполнительной власти осуществляют деятельность исполнительно-распорядительного характера. Одна из главных особенностей организационного построения исполнительных органов, требующая особого внимания с точки зрения управленческой деятельности, - вертикальность (субординационность, иерархичность) их системы. Это означает, что органы, нижестоящие в системе государственного управления, подчинены по целому ряду вопросов вышестоящим органам, выполнение распоряжений которых нижестоящими структурами обязательно. Подобная организация системы исполнительных органов, не свойственная ни законодательным, ни судебным органам, позволяет решать многие сложные управленческие задачи. Исполнительная власть, исполняя требования закона, имеет определенное субъектное выражение. Это значит, что она реализуется в деятельности особых субъектов, наделенных исполнительной компетенцией, и представлена в государственно-властном механизме специальными структурами - органами исполнительной власти. При этом в непосредственном ведении и распоряжении реализующих исполнительную власть субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти: Вооруженные Силы, органы безопасности, милиция, финансы, основные средства коммуникации и др.

Исправительные работы

Исправительные работы - вид административных взысканий. Исправительные работы применяются на срок до двух месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы лица, совершившего административное правонарушение, и с удержанием до двадцати процентов его заработка в доход государства (ст. 31 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Исправительные работы назначаются районным (городским) судом (судьей). Срок исправительных работ не может быть менее пятнадцати дней.

Источники административного права

Административно-правовые нормы должны быть оформлены в таком виде, чтобы участники общественных отношений, которым они адресованы, могли с ними ознакомиться. Нормы административного права содержатся в актах, издаваемых органами государственной власти и местного самоуправления, руководителями организаций, предприятий, учреждений. Нормы включаются в данные акты в виде статей, пунктов, параграфов, при этом как бы материализуясь и получая свое внешнее выражение. Такие акты являются источниками административного права, внешними формами его выражения. К числу источников административного права относятся: Конституция Российской Федерации; федеральные конституционные законы; федеральные законы (в том числе Основы законодательства, кодексы, действующие законы Российской Федерации и РСФСР); акты палат Федерального Собрания; действующие акты бывших Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации; указы и распоряжения Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, а также утверждаемые ими положения; постановления правительства Российской Федерации, а также утверждаемые ими положения и правила; постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, издаваемые федеральными органами исполнительной власти; конституции и уставы субъектов Российской Федерации; законы субъектов Российской Федерации, нормативные акты их законодательных органов; акты президентов республик в составе Российской Федерации, имеющие нормативный характер, а также утверждаемые ими положения; постановления правительств субъектов Федерации, а также утверждаемые ими положения и правила; постановления глав администраций (губернаторов) субъектов Федерации, а также утверждаемые ими положения и правила; постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения, издаваемые органами исполнительной власти субъектов Федерации; нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; имеющие нормативный характер приказы и иные нормативные акты руководителей организаций, предприятий и учреждений; административные договоры; некоторые судебные акты; действующие законы СССР, указы Президиума Верховного Совета СССР, акты Совета Министров СССР, министерств, государственных комитетов и других центральных органов СССР; международные и некоторые другие акты.

Предыдущая страница Следующая страница