Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Административное право. Словарь-справочник.
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Следующая страница

Статьи на букву "А"

Автономия высшего учебного заведения

Автономия высшего учебного заведения - самостоятельность вуза в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют учредитель (учредители) высшего учебного заведения и государственный орган, выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы. К академическим свободам, в частности, можно отнести свободу педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свободу студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям. Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

Агентство

Агентство - орган исполнительной власти, как правило, межотраслевой или специальной компетенции. Агентства в организационно-правовом отношении представляют самостоятельные, обособленные структуры и осуществляют исполнительные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах ведения. В системе федеральных органов исполнительной власти существуют российские агентства.

Административная дееспособность личности

Административная дееспособность личности - способность личности (физического лица) своими действиями приобретать и осуществлять права, выполнять обязанности, предусмотренные административно-правовыми нормами, и нести ответственность за административные правонарушения. В соответствии с Конституцией РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (статья 60), но отдельные права в административно-правовой сфере граждане могут осуществлять в более раннем возрасте. Например, значительно раньше, чем в 18 лет, лицо может реализовывать свое право на образование, с 16 лет наступает ответственность за совершение административных правонарушений. Права административно-правового характера, которые появляются у граждан позже, чем в 18 лет, осуществляются ими с момента их получения. Основаниями ограничения административной дееспособности личности являются критерии, установленные как общими нормами, касающимися прав и свобод граждан (что, безусловно, применимо и в административно-правовой сфере), так и специальными нормами, регулирующими конкретные административно-правовые отношения. Например, Конституцией РФ установлено, что не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными (статья 32). Примером второго случая является норма Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", в соответствии с которой гражданин не может быть принят на государственную службу в случае признания его решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным.

Административная деятельность органов внутренних дел

Административная деятельность органов внутренних дел - одно из направлений деятельности этих органов. Ее содержание состоит в создании условий для реализации гражданами своих прав и законных интересов, в выполнении возложенных на них обязанностей; обеспечении нормальной работы предприятий, учреждений, организаций; в контроле и надзоре за соблюдением правил паспортной системы, общественного порядка, пожарной безопасности, дорожного движения; в профилактике и пресечении различных правонарушений; регистрационном учете граждан; в выдаче лицензий на осуществление частной детективной и охранной деятельности, лицензий на продажу, приобретение и хранение оружия; в осуществлении административного надзора; в охране собственности; в контроле за соблюдением правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и т.д.

Административная комиссия

Административная комиссия - орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях. Административные комиссии являются единственными органами, наделенными юрисдикционными полномочиями, которые специально образованы для рассмотрения всех категорий дел об административных правонарушениях, за исключением тех, которые отнесены законодательством к компетенции других органов. Административные комиссии образуются в составе председателя, заместителя председателя, ответственного секретаря и не менее 4 членов комиссии. Их деятельность регулируется Положением об административных комиссиях, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 марта 1962 г. (с изменениями, внесенными Указом ПВС РСФСР от 28 апреля 1969 г.), и правовыми актами субъектов Федерации. Административные комиссии вправе рассматривать дела об административных правонарушениях при наличии не менее половины членов их состава.

Административная ответственность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Административная правоспособность личности

Административная правоспособность личности - признаваемая за личностью (физическим лицом) возможность быть субъектом административного права, способность иметь права и обязанности административно-правового характера. Административная правоспособность личности не может быть отчуждаема или передаваема, ее объем и содержание устанавливаются и изменяются при помощи норм административного права. Основные права и свободы человека принадлежат ему от рождения (статья 17 Конституции РФ), но целый ряд прав, особенно в сфере управления, лицо может приобрести и позже, а прекращаются они иногда еще до его смерти. Административная правоспособность в ряде случаев зависит от возраста, состояния здоровья, образования, других факторов и обстоятельств, так как в административно-правовой сфере приобретение прав и осуществление соответствующих обязанностей нередко немыслимо без определенного уровня умственного, физического и психического развития личности, наличия у нее необходимых знаний, жизненного и профессионального опыта, способности лица отдавать себе отчет в последствиях своих действий и др. Поэтому нет ничего особенного в том, что права человека могут быть ограничены до достижения им определенного возраста. Конституция РФ допускает ограничение прав граждан в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55). Так, например, судьей может быть назначен гражданин Российской Федерации, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, судьей вышестоящего суда имеет право стать лишь гражданин, достигший 30 лет, Верховного Суда РФ - 35 лет, имеющий юридический стаж не менее десяти лет, а Конституционного Суда РФ - 40 лет, имеющий соответствующий стаж не менее 15 лет. И наоборот, право занимать государственные должности государственной службы прекращается для большинства государственных служащих в 60 лет, а в 65 лет с учетом предусмотренного законом возможного продления службы - окончательно. Административная правоспособность служит основой административной дееспособности личности, которая является условием реализации правоспособности, субъективных прав и обязанностей человека и гражданина в конкретных административно-правовых отношениях.

Административная правосубъектность личности

Административная правосубъектность личности - совокупность административной правоспособности и административной дееспособности личности (физического лица). Объемом и характером административной правосубъектности личности определяется ее административно-правовой статус.

Административная юрисдикция

Административная юрисдикция - урегулированная законом деятельность уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица по разрешению индивидуальных административных дел (споров), связанных с административно-правовыми отношениями гражданина либо негосударственной организации с государственным (как правило, исполнительным) органом или органом местного самоуправления (их должностными лицами) при реализации этими органами властных полномочий. В частности, административной юрисдикцией является деятельность по рассмотрению дел об административных правонарушениях и наложению административных взысканий.

Административная юстиция

Административная юстиция - система специальных судебных или иных органов по контролю за соблюдением законности в сфере исполнительной власти, за действиями и решениями органов системы исполнительной власти при рассмотрении исков и жалоб граждан или организаций в связи с нарушением их прав и законных интересов.

Административное взыскание

Административное взыскание - мера ответственности за совершение административного правонарушения. Применяется в целях воспитания совершившего проступок лица в духе соблюдения законов, уважения к правилам общежития, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. За совершение административных правонарушений в соответствии со статьей 24 действующего Кодекса РСФСР об административных правонарушениях могут применяться следующие виды административных взысканий: предупреждение; штраф; возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств); исправительные работы; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства. Другими законодательными актами РФ могут быть установлены и иные виды административных взысканий. Так, например, Таможенный кодекс РФ относит к административным взысканиям отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданных таможенными органами Российской Федерации на осуществление определенных видов деятельности в таможенной сфере. Административные взыскания подразделяются на основные и дополнительные. Возмездное изъятие предметов, конфискация предметов и административное выдворение могут применяться и в качестве основных, и в качестве дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных. Отзыв лицензии или квалификационного аттестата на осуществление определенных видов деятельности в таможенной сфере в соответствии с Таможенным кодексом РФ может применяться только в виде дополнительного взыскания. За одно административное правонарушение может быть наложено либо только основное, либо основное и дополнительное взыскание.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства - вид административных взысканий. Заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - в контролируемом самостоятельном выезде выдворяемых из Российской Федерации (ст. 33 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства может применяться в качестве основного и дополнительного административного взыскания.

Административное задержание

Статья большая, находится на отдельной странице.

Административное правонарушение (проступок)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Административно-правовой статус

Административно-правовой статус - правовое положение физического или юридического лица.

Административно-правовой статус предприятий и учреждений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Административно-правовой статус человека и гражданина

Административно-правовой статус человека и гражданина - комплекс прав и обязанностей личности (физического лица) в административно-правовых отношениях. Такие отношения возникают у человека и гражданина при взаимодействии с другими субъектами административного права: органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами всех указанных органов и организаций. Административно-правовой статус человека и гражданина является составной частью общего правового статуса личности и урегулирован нормами конституционного и административного права. Административно-правовой статус человека и гражданина определяется прежде всего объемом и характером его административной правосубъектности.

Административно-правовые методы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Административно-правовые нормы

Административно-правовые нормы - установленные государством или иными правомочными субъектами правила поведения, регулирующие общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе организации и деятельности системы исполнительной власти. Под системой исполнительной власти следует понимать всю совокупность органов и должностных лиц, осуществляющих исполнительную и распорядительную деятельность. Нормы административного права занимают важное место в системе правовых норм, регулируя широкий круг общественных отношений. Они регламентируют порядок деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также отношения между теми и другими. Административно-правовые нормы определяют права и обязанности служащих государственных и муниципальных органов, а также должностных лиц предприятий, организаций и учреждений. С помощью этих норм устанавливается административно-правовой статус граждан - их права и обязанности в сфере государственного управления, определяется механизм и порядок защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий и решений государственных органов и их должностных лиц. Существенная роль в системе норм административного права принадлежит нормам, регулирующим ответственность за совершение административных правонарушений, дисциплинарную ответственность и многие другие общественные отношения. Особенности предмета административного права и общественных отношений, регулируемых административно-правовыми нормами, обусловливают особенности и самих норм. Так, например, административно-правовые нормы во многих случаях регулируют общественные отношения, составляющие предмет других отраслей права. Ими обеспечивается регулирование определенной части финансовых, налоговых, земельных, трудовых, природоохранительных и некоторых иных отношений. Административно-правовые нормы в основном устанавливаются не органами законодательной власти, а самими субъектами системы исполнительной власти: органами исполнительной власти Федерации и субъектов Федерации; органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительные функции (местной администрацией); руководителями организаций, предприятий и учреждений. В силу этого совокупность административно-правовых норм отличается гигантским их количеством, не поддающимся более или менее точному исчислению и единой кодификации. Система административно-правовых норм в отличие от подавляющего большинства других отраслей права имеет собственный арсенал средств юридического принуждения к их исполнению. Административно-правовые нормы сами способны защитить себя в случаях невыполнения или недобросовестного выполнения их требований. Это административно-правовые нормы, устанавливающие административную и дисциплинарную ответственность.

Административно-правовые отношения

Административно-правовые отношения - урегулированные административно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой. Административно-правовые отношения в отличие от иных правовых отношений (прежде всего гражданско-правовых) являются властеотношениями, т.е. они построены на началах "власть - подчинение". Природа государственно-управленческой деятельности, в процессе которой реализуется исполнительная власть, непременно требует наличия особого субъекта, способного быть наделенным властью и возможностями ее практического использования. Поэтому административно-правовые отношения всегда имеют такого субъекта в качестве одной из своих сторон (одного из участников). Это, - определяемые административно-правовыми нормами исполнительные органы (должностные лица), которых эти нормы наделяют соответствующим объемом властных полномочий, необходимых для осуществления задач и функций исполнительной власти. В административно-правовых отношениях выражаются воля и интересы государства, публично-правовой, государственный интерес. Именно поэтому в административно-правовом отношении одной из сторон всегда является официальный и полномочный субъект исполнительной власти (исполнительный орган, должностное, лицо). Для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Это - юридические факты, т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями определенной нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения. В качестве подобных обстоятельств выступают, как правило, действия или события. Действия являются результатом активного волеизъявления субъекта. Они могут быть правомерными (что означает их полное соответствие требованиям административно-правовых норм), но могут быть и неправомерными, не соответствующими требованиям административно-правовых норм, нарушающими их. Характерным примером правомерных действий субъекта исполнительной власти является издание им в пределах своей компетенции правового акта, имеющего индивидуальный характер, т.е. относящегося (адресованного) к конкретному лицу. Прямое юридическое последствие его издания - возникновение, изменение или прекращение конкретного административно-правового отношения. Наиболее характерными для сферы государственного управления неправомерными действиями являются дисциплинарные проступки или административные правонарушения. Неправомерным может быть также и бездействие (например, непринятие должностными лицами предприятия необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности). События - это явления, не зависящие от воли людей (например, смерть, стихийное бедствие).

Административно-предупредительные меры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Административный акт

Правовой акт управления

Административный арест

Административный арест - вид административных взысканий. Административный арест устанавливается и применяется лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений на срок до пятнадцати суток (ст. 32 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). Административный арест назначается районным (городским) судом (судьей). Законом РСФСР "О чрезвычайном положении" предусматривается возможность применения в условиях чрезвычайного положения административного ареста на срок до 30 суток, в том числе к должностным лицам. Административный арест не может применяться к беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до двенадцати лет, к лицам, не достигшим восемнадцати лет, к инвалидам первой и второй групп.

Административный договор

Административный договор - административно-правовая форма управленческой деятельности. Заключение договора предполагает равноправное согласование субъектами права своего поведения, такой договор связан с осуществлением горизонтальных управленческих отношений. Одной из сторон административно-правового договора всегда выступает государство в лице его органов и должностных лиц, поэтому в таком договоре одновременно обнаруживаются черты властеотношений и юридического равноправия сторон.

Административный надзор

Административный надзор - вид деятельности специально уполномоченных органов исполнительной власти и их должностных лиц, призванный обеспечить соблюдение всеми организациям и гражданами специальных правовых норм и общеобязательных правил, установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Административный надзор осуществляют в основном специализированные государственные органы, среди которых такие федеральные органы исполнительной власти, как Федеральный горный и промышленный надзор России и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, а также большое число инспекций, надзоров и служб, являющихся структурными подразделениями других федеральных органов исполнительной власти. К последним относятся: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный энергетический надзор Минтопэнерго России, Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Минздрава России и др. Административный надзор имеет надведомственный характер, так как распространяется на объекты независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. Основными направлениями надзорной деятельности являются предупреждение и пресечение правонарушений, привлечение к административной ответственности виновных лиц. Административным надзором называют также особую меру принуждения, применяемую милицией в отношении определенной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Для таких лиц ограничиваются определенные права и свободы, они обязаны соблюдать установленные для них специальные правила поведения.

Администрация

Администрация - орган исполнительной власти общей компетенции краев, областей, автономной области, автономных округов. Возглавляет администрацию глава администрации, в ряде краев и областей он называется губернатором.

Администрация организации

Администрация организации - орган, на который возложены функции оперативного управления организацией. Этот орган в различных организациях может называться по-разному: администрация, дирекция, генеральная дирекция, ректорат, управление и т.д. Принадлежащие организации права осуществляются как их руководителями, так и по установленному распределению обязанностей другими должностными лицами. В компетенцию администрации входят все распорядительные полномочия юридически властного характера, необходимые для непосредственного руководства процессами производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности организации. Администрация осуществляет управленческие функции внутри самой организации, а также вступает во внешние административные правоотношения с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и иными субъектами административного права в связи с осуществлением своих функций. В отличие от органа исполнительной власти администрация организации не является субъектом внешнего управления, так как не обладает соответствующими государственно-властными полномочиями.

Администрация Президента РФ

Администрация Президента РФ - государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента Российской Федерации. Администрация Президента РФ формируется в соответствии со статьей 83 Конституции РФ. В состав Администрации входят: Руководитель Администрации Президента РФ, его первые заместители и заместители (в том числе пресс-секретарь Президента РФ), полномочные представители Президента РФ в Конституционном Суде РФ, Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, помощники Президента РФ (в том числе руководитель протокола Президента РФ), полномочные представители Президента РФ в регионах, другие должностные лица. Администрация в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет следующие функции: организация подготовки законопроектов для внесения их Президентом РФ в Государственную Думу РФ в порядке законодательной инициативы; подготовка проектов заключений на законопроекты, принятые Государственной Думой в первом чтении; подготовка, согласование и представление Президенту РФ проектов указов, распоряжений, поручений и обращений Президента РФ, а также подготовка и представление необходимых Президенту РФ документов; выпуск указов и распоряжений Президента РФ, а также иных документов, подписанных Президентом РФ; обеспечение обнародования федеральных законов, официального опубликования международных договоров Российской Федерации, указов и распоряжений Президента РФ; обеспечение деятельности Совета Безопасности РФ, других совещательных и консультативных органов при Президенте РФ; осуществление контроля и проверки исполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ; обеспечение взаимодействия Президента РФ с политическими партиями и иными общественными объединениями, с государственными органами и должностными лицами иностранных государств; содействие Президенту РФ в обеспечении согласованного взаимодействия органов государственной власти, в том числе в области защиты прав человека и свободы средств массовой информации и др.

Академия

Академия - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности.

Аккредитация образовательных учреждений

Аккредитация образовательных учреждений - означает юридическое признание прав и способности образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на уровне не ниже официально признанной нормы. С момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, образовательное учреждение приобретает определенные права, в том числе на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца. Государственная аккредитация проводится Министерством образования РФ, органами управления образованием других министерств и ведомств, имеющих образовательные учреждения, или иными государственными органами управления образованием на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации. Аккредитации отводится важная роль в реализации единой государственной политики в области образования.

Акты гражданского состояния

Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Государственной регистрации подлежат такие акты гражданского состояния, как рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть. Деятельность, связанная с регистрацией актов гражданского состояния, регулируется Федеральным законом "Об актах гражданского состояния" от 15 ноября 1997 г. Согласно этому закону государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов РФ. При этом вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов РФ решаются субъектами Федерации самостоятельно. Органы записи гражданского состояния образуются при местных и областных (краевых) администрациях, которые непосредственно руководят их деятельностью. Координация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется Министерством юстиции РФ. Минюст России и его органы осуществляют методическое руководство и правовое регулирование деятельности, связанной с записью актов гражданского состояния. Для осуществления записи акта гражданского состояния гражданин должен представить документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния. Запись акта гражданского состояния составляется в двух идентичных экземплярах, которые собираются в актовые книги (первые экземпляры записи акта в одну, а вторые - в другую книгу). На основании произведенной записи гражданину выдается соответствующий документ юридического характера - свидетельство. Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан РФ, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями РФ в стране пребывания. Документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории Российской Федерации по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в Российской Федерации при наличии их легализации (если иное не установлено международным договором).

Акционерное общество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Артель

Производственный кооператив

Аттестация государственного служащего

Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия государственного служащего занимаемой должности, а также для решения вопроса о присвоении ему квалификационного разряда проводится его аттестация. Аттестация проводится не чаще одного раза в два года, но не реже одного раза в четыре года.

Аттестация научных и научно-педагогических кадров

Важная роль в деятельности по организации науки принадлежит аттестации научных и научно-педагогических кадров. Эти вопросы в основном решает находящаяся в составе Министерства образования РФ Высшая аттестационная комиссия (ВАК), которая проводит, в частности, работу, связанную с присуждением научным и научно-педагогическим работникам ученых степеней и присвоением научным работникам ученых званий, а также контролем за этой деятельностью. Ученые звания научно-педагогическим работникам в настоящее время присваиваются другим структурным подразделением Минобразования России. Ученая степень доктора наук присуждается ВАКом на основании ходатайства диссертационного совета, принятого после публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее или послевузовское профессиональное образование и, как правило, ученую степень кандидата наук. Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом на основании публичной защиты диссертации соискателем, имеющим высшее или послевузовское профессиональное образование. Ученое звание профессора по специальности присваивается работникам научных, научно-исследовательских и научно-производственных организаций (а профессора или доцента по кафедре - преподавателям высших учебных заведений) по представлению соответствующих ученых (научно-технических) советов этих организаций. Ученое звание старшего научного сотрудника по специальности присваивается научному работнику научной организации или высшего учебного заведения приказом руководителя соответствующей организации или высшего учебного заведения на основании решения ученого (научно-технического) совета.

Аттестация образовательных учреждений

Аттестация образовательных учреждений - имеет целью установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет. Аттестация проводится, как правило, один раз в пять лет государственной аттестационной службой или по ее поручению другими органами государственной власти и местного самоуправления, занимающимися управлением образованием. Аттестации отводится важная роль в реализации единой государственной политики в области образования.

Следующая страница