Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Административное право. Словарь-справочник.
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

МАП России

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Является федеральным органом исполнительной власти.

МВД России

Министерство внутренних дел Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Медицинское страхование

Целью медицинского страхования является сохранение и укрепление здоровья населения, создание экономической ответственности и заинтересованности в этом граждан, а также предприятий, учреждений, организаций, гарантирование гражданам квалифицированной помощи за счет накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий. Медицинское страхование осуществляется на обязательной или добровольной основе. Деятельность, связанная с медицинским страхованием граждан, регулируется Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" от 28 июня 1991 г. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья, оно гарантирует гражданам за счет накопленных средств финансирование профилактических мероприятий, а также получение медицинской помощи при возникновении страхового случая. Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Обязательное медицинское страхование является всеобщим. Добровольное страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.

Межведомственная комиссия

Межведомственная комиссия - координационный орган, создаваемый федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, для рассмотрения вопросов, требующих межотраслевой координации. Межведомственные комиссии являются вспомогательными органами, образуемыми для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти в решении определенных задач.

Международная автомобильная перевозка

Международная автомобильная перевозка - перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов ли пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации.

Межрегиональное общественное объединение

Межрегиональное общественное объединение - общественное объединение, которое осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения.

Меры административного пресечения

Меры административного пресечения - группа мер административного принуждения, применяемых с целью прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры многообразны и применяются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. В основном меры административного пресечения имеют отраслевой характер, но могут осуществляться и органами исполнительной власти общей компетенции. Наиболее типичные из них связаны с требованиями прекратить противоправные деяния; с административным задержанием лица, совершившего административное правонарушение; принудительным лечением лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих; временным отстранением от работы инфекционных больных; с запрещением эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требованиям; запрещением или ограничением ремонтно-строительных и других работ, если не соблюдаются необходимые требования по обеспечению общественной безопасности; с непосредственным физическим воздействием; с применением специальных средств для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений; и др. Например, согласно Федеральному закону "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", должностные лица Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ могут применять следующие меры административного пресечения: давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил; запрещать реализацию не соответствующей санитарным правилам продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; приостанавливать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил (а в случае невозможности соблюдения этих правил - прекращать) работы по строительству и введению в эксплуатацию различных объектов; приостанавливать или запрещать в случаях нарушений санитарных правил работу предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков; эксплуатацию помещений, зданий, сооружений, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности; запрещать в случаях нарушений санитарных правил производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья, пищевых добавок, продуктов, питьевой воды и ряд других мер. Многие меры административного пресечения могут применять сотрудники милиции, должностные лица Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы налоговой полиции РФ, иных органов исполнительной власти.

Меры административного принуждения

Административное принуждение призвано обеспечивать исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах. Однако меры административного принуждения применяются для обеспечения соблюдения не всех без исключения административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные (не имеющие ведомственных границ) правила поведения в сфере государственного управления. К таким правилам можно отнести: правила дорожного движения, пожарной безопасности, обеспечения санитарной безопасности, разрешительной системы и т.д. Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как средство обеспечения и охраны общественного правопорядка, общественной безопасности, борьбы с другими правонарушениями в сфере государственного управления. Для методов административного принуждения характерен в основном внесудебный порядок их применения. Использование этих мер отнесено в большинстве случаев к компетенции органов исполнительной власти и их должностных лиц, причем не всех органов, а лишь тех, которые специально наделены соответствующими полномочиями. Меры административного принуждения применяются, как правило, органами, осуществляющими правоохранительные функции, например, милицией, налоговой полицией, таможенными органами, различными надзорными органами, круг субъектов, наделенных таким правом, достаточно широк. Уполномоченные на то органы (должностные лица) реализуют средства административного принуждения в процессе своей деятельности без обращения в суд. Однако в предусмотренных законодательством случаях отдельные меры административного принуждения могут применяться только судами (судьями). По целевому назначению меры административного принуждения подразделяются на три группы: административно-предупредительные, меры административного пресечения и меры административной ответственности.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях

В целях пресечения административных правонарушений (когда исчерпаны другие меры воздействия), установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте (если составление протокола является обязательным), обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях на стадии возбуждения дела допускаются административное задержание лица, привлекаемого к административной ответственности, его личный досмотр, досмотр вещей, транспортных средств, изъятие вещей и документов. При нарушении некоторых правил дорожного движения осуществляются также отстранение водителя от управления транспортным средством, задержание транспортного средства, освидетельствование водителя на состояние опьянения.

Местная религиозная организация

Местная религиозная организация - религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Местное общественное объединение

Местное общественное объединение - общественное объединение, деятельность которого осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Местное самоуправление

Местное самоуправление - признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Правовые основы осуществления местного самоуправления определяются Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными актами. Термины "муниципальный" и "местный" и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления. Граждане осуществляют местное самоуправление в муниципальных образованиях, к которым относятся: городские и сельские поселения (города, поселки, станицы и др.); несколько поселений, объединенных общей территорией (районы, округа и т.д.); части поселений (городские районы, городские административные округа, городские муниципальные округа и др.); территории прилегающих к поселению земель общего пользования (например, рекреационных земель). К находящимся в ведении муниципальных образований вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью; местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения; содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений образования; организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения; охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка; организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения; благоустройство и озеленение территории муниципального образования; организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи и др.

Место жительства гражданина

Место жительства гражданина - место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных предусмотренных законодательством основаниях. Это может быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а также иное жилое помещение.

Место пребывания гражданина

Место пребывания гражданина - место, где он временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.

Метательное оружие

Метательное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства.

Метод административного права

Управление предполагает доминирование, преобладание одной юридической воли над другой, а часто и подчинение одного лица другому. В системе управленческих связей субъекты не равны, что обусловлено разными ролями и задачами субъектов управленческих общественных отношений. Для определения характерных черт метода административного права интересно сопоставить его с гражданским правом, которое закрепляет юридическое равенство субъектов гражданских правоотношений. Юридическим фактом, порождающим, прекращающим и изменяющим гражданские правоотношения, является договор, отражающий волю обеих сторон. Административно-правовые же отношения чаще всего возникают в связи с односторонними волеизъявлениями субъектов этих отношений. Действиями, совершаемыми по воле одной стороны и влекущими юридические последствия, являются, например, приказ, предписание надзорного органа, жалоба, заявление гражданина, решение о выдаче лицензии, постановление о наложении административного взыскания и др. Субъекты гражданского права во многих случаях сами выбирают, с кем и когда им вступать в отношения, заключая договоры, определяют взаимные права и обязанности. В административно-правовой сфере, как правило, нормами закреплено, когда и между какими субъектами должны возникать те или иные правоотношения, каковы будут права и обязанности сторон. При возникновении споров между участниками равноправных гражданско-правовых отношений они всегда вправе обратиться в суд. Определенные административно-правовые отношения также обеспечены судебной защитой, например, установлен порядок судебного обжалования действий и решений органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, или - неправомерных действий и решений в отношении общественных объединений. Но в основном споры между участниками административно-правовых отношений разрешаются в административном порядке - тем субъектом управления, который является либо вышестоящей стороной в данном административном правоотношении, либо иным органом исполнительной власти. В то время, как субъекты исполнительной власти наделены правом принимать решения, другие участники таких отношений фактически имеют право только обжаловать эти решения. Субъекты исполнительной власти во многих случаях наделены правом применять во внесудебном порядке разнообразные меры воздействия к другим субъектам административных правоотношений. В частности, они могут потребовать объяснений, дать указания, отказать в удовлетворении жалобы, не выдать лицензии, запретить эксплуатацию транспортных средств, применить средства административного, дисциплинарного принуждения. Таким образом, административное право закрепляет юридическое неравенство субъектов административных правоотношений, возможность тех из них, которые наделены юридически-властными полномочиями, во внесудебном порядке воздействовать на другие органы, организации, на граждан.

Методы управленческой деятельности (методы управления)

Методы управленческой деятельности (методы управления) - способы, приемы, средства обеспечения необходимого управляющего воздействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, осуществляющих исполнительную деятельность, их должностных лиц, администрации предприятий и учреждений на управляемые объекты. Для методов управления характерно, что они реализуются в процессе деятельности органов и должностных лиц системы исполнительной власти и органически связаны с целевым назначением исполнительной ветви государственной власти и местного самоуправления; применяются субъектами исполнительной деятельности в качестве средства реализации закрепленной за ними компетенции и отражают юридически властные полномочия этих субъектов; находят выражение в установлении либо общеобязательных или обязательных для конкретных адресатов правил поведения (нормотворчестве), либо индивидуальных предписаний, относящихся к конкретным объектам по конкретным вопросам (в распорядительстве). Выбор субъектами исполнительной деятельности тех или иных конкретных методов управления зависит от особенностей объекта управления, в частности, от характера выполняемой им работы, отношения к исполнению установленных правил поведения и предписаний, формы собственности, от ведомственной принадлежности и др. В практической работе органов и должностных лиц системы исполнительной власти используется большой арсенал самых разных способов, приемов и средств, обеспечивающих воздействие субъектов на объекты управления. В качестве самостоятельных групп методов управленческой деятельности выделяют: методы организации работы аппарата управления; методы осуществления (совершенствования) отдельных управленческих действий и методы управляющего воздействия. Первая группа методов имеет чисто внутриаппаратное значение. Эти методы относятся к организации работы аппарата органа исполнительной власти, администрации организации, должностных лиц по принятию управленческих решений; результаты их применения не имеют юридически-властного значения и внешнего юридически-властного выражения; это вспомогательные методы управления. Методы второй группы, имея аналитический, поисковый, методический, процедурный характер и обеспечивая тем самым выработку наиболее эффективного варианта управленческого решения, надлежащий способ его принятия, также являются вспомогательными методами управления; результаты их применения также не имеют юридически-властного значения и внешнего юридически-властного выражения. Третья группа - методы управляющего воздействия собственно и являются методами управления; они всегда имеют юридически-властное значение и внешнее юридически-властное выражение (в виде правовых актов управления); это - административно-правовые методы, в них проявляются все основные качества, присущие управленческой деятельности, работе органов и должностных лиц системы исполнительной власти.

Миграция

Миграция - территориальное перемещение, сопровождающееся изменением места жительства населения. К мигрантам, в частности, относятся беженцы и вынужденные переселенцы. Основной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов, а также обеспечение гуманного отношения к лицам, ищущим убежища на территории Российской Федерации.

МИД России

Министерство иностранных дел Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Милиция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Минатом России

Министерство Российской Федерации по атомной энергии. Является федеральным органом исполнительной власти.

Мингосимущество России

Министерство государственного имущества Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Минздрав России

Министерство здравоохранения Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Министерство

Министерство - орган исполнительной власти отраслевой компетенции Российской Федерации в республиках, входящих в Россию, и в некоторых других субъектах Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации

Министерство Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в этой сфере работу других федеральных органов исполнительной власти. Министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр). См. Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 г. № 1176 "О системе федеральных органов исполнительной власти" (в редакции Указов Президента РФ от 22 августа 1996 г. № 1234 и от 6 сентября 1996 г. № 1326).

Минкультуры России

Министерство культуры Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Миннауки России

Министерство науки и технологий Российской Федерации. В настоящее время упразднено.

Миннац России

Министерство по делам федерации и национальностей Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Минобороны России

Министерство обороны Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Минобразование России

Министерство образования Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Минсвязи России

Министерство Российской Федерации по связи и информатизации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Минсельхозпрод России

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Минсодружество России

Министерство Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств. В настоящее время упразднено.

Минспорт России

Министерство Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму. Является федеральным органом исполнительной власти.

Минтопэнерго России

Министерство топлива и энергетики Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Минторг России

Министерство торговли Российской Федерации. В настоящее время упразднено.

Минтранс России

Министерство транспорта Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Минтруд России

Министерство труда и социального развития Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Минфин России

Министерство финансов Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

Минэкономики России

Министерство экономики Российской Федерации. В настоящее время упразднено.

Минюст России

Министерство юстиции Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

МНС России

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Является федеральным органом исполнительной власти.

Мониторинг окружающей среды

Мониторинг окружающей среды - наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью. По сути мониторинг является элементом системы государственного контроля и надзора в области использования и охраны природных ресурсов. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей природной среды (атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства) осуществляет Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, которая дает оценку и прогноз состояния сельскохозяйственных культур и пастбищной растительности; составляет краткосрочные и долгосрочные прогнозы погоды; организует систему предупреждения о стихийных бедствиях и экстремальных ситуациях, связанных с загрязнением окружающей среды и др.

МПР России

Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

МПС России

Министерство путей сообщения Российской Федерации. Является федеральным органом исполнительной власти.

МПТР России

Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Является федеральным органом исполнительной власти.

Муниципальная служба

Муниципальная служба - профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе на муниципальной должности, не являющейся выборной. Такая служба в основном связана с осуществлением исполнительных полномочий органов местного самоуправления. Общие принципы организации муниципальной службы определяются Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местного бюджета. Однако минимально необходимые расходы муниципальных образований на муниципальную службу учитываются федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении минимальных местных бюджетов. Муниципальная служба основана на следующих принципах: верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении муниципальными служащими должностных обязанностей и обеспечении прав муниципальных служащих; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; самостоятельность органов местного самоуправления в пределах их полномочий; профессионализм и компетентность муниципальных служащих; ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей; равный доступ граждан к муниципальной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой и вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям; единство основных требований, предъявляемых к муниципальной службе в Российской Федерации, а также учет исторических и иных местных традиций; правовая и социальная защищенность муниципальных служащих; внепартийность муниципальной службы. Перечень муниципальных должностей муниципальной службы устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с реестром муниципальных должностей муниципальной службы. Такие реестры утверждаются законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные должности

В соответствии с Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" под муниципальной должностью понимаются два вида должностей: должность, предусмотренная уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа местного самоуправления и ответственностью за исполнение этих обязанностей. При этом муниципальные должности подразделяются на выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (должности депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления); выборные муниципальные должности, замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав органов местного самоуправления в результате муниципальных выборов; муниципальные должности, не являющиеся выборными, а замещаемые путем заключения трудового договора.

Муниципальный служащий

Муниципальный служащий - гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. Основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации определяются Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Лица, не замещающие муниципальные должности муниципальной службы и исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, не являются муниципальными служащими. На муниципальных служащих распространяется законодательство Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации". Для муниципальных служащих установлены определенные ограничения, аналогичные тем, которые установлены для лиц, находящихся на государственной службе.

МЧС России

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Является федеральным органом исполнительной власти.

Мэрия

Мэрия - орган исполнительной власти общей компетенции в городах федерального значения, возглавляемый в Москве мэром, в Санкт-Петербурге губернатором. Наряду с термином "мэрия" в этих городах в качестве названия органа общей компетенции используются также понятия "городская администрация", "администрация".

Предыдущая страница Следующая страница