Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Большой юридический словарь (2003)
Статьи на букву "К" (часть 4, "КОН")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "К" (часть 4, "КОН")

КОНКУРЕНЦИЯ ИСКОВ

КОНКУРЕНЦИЯ ИСКОВ - предоставление возможности выбрать вид иска для защиты нарушенного права собственности - вещно-правового (виндикационного, негаторного или иска о признании) или обязательственно-правового (об исполнении договора, о возмещении убытков, о возврате неосновательно полученного или сбереженного). Напр., при отказе залогодержателя возвратить залогодателю предмет залога последний может заявить требование о его возврате либо как собственник (ст. 301 ГК РФ), либо как залогодатель (ч. 3 ст. 352 ГК РФ). При этом в гражданском праве действует принцип: наличие договорного иска не позволяет предъявить иск внедоговорный.

КОНКУРС

КОНКУРС (коммерческий конкурс) - одна из форм торгов (наряду с аукционом). Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (на аукционе - лицо, предложившее наиболее высокую цену). В зарубежной (международной) терминологии и некоторых нормативных актах РФ К. именуется тендером.

КОНКУРС ГЛАСНЫЙ

КОНКУРС ГЛАСНЫЙ - конкурс, процедура которого предусматривает присутствие участников при вскрытии и оглашении его условий, а также публикацию в открытой печати основных итогов конкурса.

КОНКУРС ЗАКРЫТЫЙ

КОНКУРС ЗАКРЫТЫЙ - конкурс, на который приглашаются лишь определенные лица, заведомо обладающие высокой репутацией в данной отрасли деятельности.

КОНКУРС (КОММЕРЧЕСКИЙ КОНКУРС)

- одна из форм торгов (наряду с аукционом). Выигравшим торги по конкурсу признается лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (на аукционе - лицо, предложившее наиболее высокую цену). В зарубежной (международной) терминологии и некоторых нормативных актах РФ К. именуется тендером.

КОНКУРС ЛЕСНОЙ

КОНКУРС ЛЕСНОЙ - порядок предоставления лицензий на лесопользование без торгов, обычно применяемый в тех случаях, когда лицензия содержит особые социально значимые экологические и технологические условия и победителем выбирается самый квалифицированный участник конкурса, способный и готовый предоставить наиболее приемлемые технологические и финансовые гарантии полного, точного и своевременного выполнения условий лицензии.

КОНКУРС ОТКРЫТЫЙ

КОНКУРС ОТКРЫТЫЙ - конкурс, в котором могут принять участие все желающие получить подряд, заказ и т.п. юридические и физические лица - субъекты предпринимательской деятельности и их добровольные целевые объединения (консорциумы), специально создаваемые для участия в конкурсе. Выбор победителя К.о., как правило, производится в отсутствие участников конкурса.

КОНКУРС ПУБЛИЧНЫЙ

КОНКУРС ПУБЛИЧНЫЙ - см. Публичный конкурс.

КОНКУРСНАЯ МАССА

КОНКУРСНАЯ МАССА - имущество банкрота, из которого удовлетворяются претензии кредиторов в ходе конкурсного производства. К.м. охватывает все имущество должника, включая объекты социально-культурной сферы, которые находятся на его балансе. Исключение составляют жилищный фонд, детские дошкольные учреждения, отдельные жизненно важные для данного региона объекты производства и коммунальной инфраструктуры. Не является К.м. и имущество, которое находится у должника в аренде или принято им на ответственное хранение, а также имущество работников предприятия (кроме того, на которое в силу законодательства или учредительных документов может быть обращено взыскание по обязательствам должника).

КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному арбитражным судом банкротом, с целью соразмерно удовлетворить требования кредиторов (ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г.). Признавая должника банкротом и открывая К.п., арбитражный суд назначает конкурсного управляющего, к которому переходят все полномочия по управлению делами должника, в т.ч. полномочия по распоряжению его имуществом. Конкурсный управляющий собирает конкурсную массу. С этой целью он Предъявляет требования к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, а также другие необходимые меры. Конкурсный управляющий рассматривает требования кредиторов. Разногласия между кредиторами и управляющим по размеру требований и очередности их удовлетворения рассматриваются арбитражным судом. После реализации имущества должника конкурсный управляющий производит расчеты с кредиторами в очередности, установленной ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г. Завершив расчеты, конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах проведения К.п.

КОНКУРСНЫЕ КРЕДИТОРЫ

КОНКУРСНЫЕ КРЕДИТОРЫ - кредиторы по денежным обязательствам, за исключением граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также учредителей (участников) должника - юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия (ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" от 8 января 1998 г.).

КОНКУРСНЫЙ ИММУНИТЕТ

КОНКУРСНЫЙ ИММУНИТЕТ - в законодательстве о банкротстве понятие, означающее, что с момента объявления должника несостоятельным и открытия конкурсного производства никто из кредиторов не может осуществлять требования к должнику иначе, нежели в рамках производства по делу в связи с несостоятельностью, а конкурсные кредиторы могут осуществлять свои требования только по правилам, установленным для конкурсного производства, и никакие аресты и взыскания на имущество должника в пользу отдельных кредиторов не допускаются. К.и. действует только в отношении конкурсных кредиторов (под категорию которых не подпадают кредиторы должника с обеспеченным правом требования) и только в ходе конкурсного производства. С его окончанием кредиторы, получившие недостаточное удовлетворение или вовсе его не получившие, могут предъявлять свои требования самостоятельно обычным исковым порядком.

КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ

КОНКУРСНЫЙ УПРАВЛЯЮЩИЙ - см. Конкурсное производство.

КОНОПЛЯ

КОНОПЛЯ - род однолетних травянистых растений семейства коноплевых. К. индийская - наркотическое растение.

КОНОСАМЕНТ

КОНОСАМЕНТ (от фр. connaissement) - товаросопроводительный документ, содержащий условия договора морской перевозки груза. Является ценной бумагой, предоставляющей его держателю право распоряжаться грузом. Выдается перевозчиком отправителю после приема груза к перевозке, служит доказательством этого приема и удостоверяет факт заключения договора. В К. определены правоотношения между перевозчиком и грузополучателем.

КОНОСАМЕНТ ИНДОССИРОВАННЫЙ

КОНОСАМЕНТ ИНДОССИРОВАННЫЙ -коносамент с отметкой о передаче права владения.

КОНОСАМЕНТ ОБОРОТНЫЙ

КОНОСАМЕНТ ОБОРОТНЫЙ - товарораспорядительный документ (коносамент), держатель которого обладает правом собственности на товары, а также на их выдачу в соответствии с условиями документа, свободными от всяких возражений со стороны документодателя. К.о. должен быть составлен на предъявителя или на приказ поименованного в бумаге лица.

КОНОСАМЕНТ ОРДЕРНЫЙ

КОНОСАМЕНТ ОРДЕРНЫЙ - коносамент, составленный приказу отправителя или получателя. По К.о. груз выдается либо приказу отправителя (получателя) груза, либо приказу банка. Если в К.о. не указано "приказу получателя", то он считается составленным "приказу отправителя".

КОНОСАМЕНТ "ПОРТОВЫЙ"

КОНОСАМЕНТ "ПОРТОВЫЙ" - товарораспределительный документ на груз, принятый для погрузки на судно, еще не прибывшее в порт.

-----------------------------------

- товарораспределительный документ на груз, принятый для погрузки на судно, еще не прибывшее в порт.

КОНОСАМЕНТ С ОГОВОРКОЙ

КОНОСАМЕНТ С ОГОВОРКОЙ - коносамент, содержащий пункт договора, по которому груз должен быть выдан приказу отправителя либо получателя. См. Коносамент ордерный.

КОНОСАМЕНТ СКВОЗНОЙ

КОНОСАМЕНТ СКВОЗНОЙ - договор морской перевозки, который выписывается в тех случаях, когда груз следует в порт назначения с перегрузкой в промежуточном порту или с перевалкой на другой вид транспорта. Обычно применяется в контейнерных перевозках. К.с. освобождает отправителя и получателя от забот по перевозке груза, поскольку перевозчик, передающий груз другому перевозчику, выступает в качестве экспедитора.

КОНОСАМЕНТ ЧИСТЫЙ

КОНОСАМЕНТ ЧИСТЫЙ - коносамент, который не содержит каких-либо оговорок перевозчика относительно количества или качества груза. Если такие оговорки имеются, то коносамент называется грязным (нечистым) и по нему банк не производит оплату за отгруженный товар. Чтобы избавиться от грязного коносамента, отправитель представляет гарантийное письмо, в котором снимает ответственность с перевозчика за все возможные убытки, связанные с недостачей или повреждением груза.

КОНСЕНСУАЛЬНЫЕ СДЕЛКИ

КОНСЕНСУАЛЬНЫЕ СДЕЛКИ (от лат. consensus - соглашение) - сделки, для совершения которых достаточно соглашения сторон. Передача вещи, совершение действия осуществляются с целью их исполнения. Консенсуальными являются договоры купли-продажи, а также многие сделки по выполнению работ и оказанию услуг (договор подряда, договор комиссии и т.п.). Противоположный вид - реальные сделки.

КОНСЕНСУС

КОНСЕНСУС (лат. consensus - согласие, общее мнение) - принятие решения или текста договора на международных конференциях, совещаниях и в международных организациях на основе общего согласия участников без формального голосования, если против этого не выступает ни один из участников данного форума. Метод К. принят в ряде органов ООН и проводимых в рамках ООН международных конференций.

КОНСИГНАНТ

КОНСИГНАНТ - владелец товара, продаваемого (как правило, за границу) через комиссионера (консигнатора).

КОНСИГНАТОР

КОНСИГНАТОР - комиссионер, который по поручению владельца товара (консигнанта) осуществляет продажу товара со своего склада (консигнационный склад). В консигнационном договоре оговариваются не только наименование товара, но и его цена, срок продажи и т.п. К услугам К. прибегают, как правило, во внешнеторговых операциях.

КОНСИГНАЦИОННАЯ ПОСТАВКА ТОВАРОВ

КОНСИГНАЦИОННАЯ ПОСТАВКА ТОВАРОВ - поставка, при которой товары, поступившие на склад компании-грузополучателя (от грузоотправителя), не включаются в состав его запасов, т.к. право собственности на товары остается за поставщиком до момента фактической продажи; подобная операция защищает от риска, связанного с возможной неплатежеспособностью заказчика; такие товары рассматриваются как активы поставщика.

КОНСИГНАЦИЯ

КОНСИГНАЦИЯ (от лат. consuignatio - подпись, письменное подтверждение) - форма комиссионной продажи товаров. По договору К. продавец (консигнант) поставляет товар на склад торгового посредника (консигнатора), а последний обязан продать товар от своего имени и за счет консигнанта к определенному сроку. При этом право собственности на товар, поступивший на склад посредника, остается за продавцом до момента продажи товара. Договор К. обычно используют для сбыта товаров массового спроса. Не реализованный в срок товар возвращается консигнанту, если в договор К. не было включено условие о безвозвратности определенной части или всего товара. Расчеты между сторонами осуществляются по мере реализации. Понятие договора К. в гражданском законодательстве РФ отсутствует, хотя он широко применяется при экспортно-импортных поставках товаров.

КОНСИЛИАТОРЫ

КОНСИЛИАТОРЫ - см. Постглоссаторы.

КОНСОЛИДАЦИЯ

КОНСОЛИДАЦИЯ (лат. consolidatio) - 1) один из видов систематизации законодательства. Цель К. - устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков в качестве важнейшего промежуточного звена между текущим правотворчеством и кодификацией. Консолидированными называются такие законодательные акты, которые лишь суммируют несколько изданных прежде по данному предмету законов, не изменяя в чем-либо существенном их содержание и не стремясь к единой логической конструкции. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Термин "К." преимущественно применяется в английском праве; на континенте соответствующую законодательную деятельность называют инкорпорацией; 2) в гражданском праве - прекращение права пользования вследствие его слияния с правом собственности (напр., собственник наследует узуфрукт; 3) в финансовом праве - одно из мероприятий по управлению государственным долгом; заключается в изменении сроков действия ранее выпущенных займов.

КОНСОЛИДАЦИЯ АКЦИЙ

КОНСОЛИДАЦИЯ АКЦИЙ - по акционерному праву РФ операция акционерного общества, в результате которой две или более размещенных акции общества конвертируются в одну новую акцию той же категории (типа). При этом в устав общества вносятся соответствующие изменения относительно номинальной стоимости и количества объявленных акций. К.а. проводится по решению общего собрания акционеров.

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ -сводный бюджет, включающий бюджет соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования и бюджеты нижестоящих территориальных уровней. Так, районные бюджеты (районов в городе) и городской образуют К.б. города; бюджеты сельсоветов, поселков, городские бюджеты районных городов, расположенных на территории района, и районный бюджет образуют К.б. района; бюджеты районов, областных городов, расположенных на территории области, и областной бюджет образуют К.б. области и т.д.

КОНСОРЦИАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

КОНСОРЦИАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ - см. Консорциум.

КОНСОРЦИУМ

КОНСОРЦИУМ (от лат. consortium - соучастие, сообщество) - временное объединение (соглашение) самостоятельных предпринимательских структур для совместного размещения заказов, проведения производственных, кредитно-финансовых и маркетинговых операций крупного масштаба, осуществления глобальных проектов в промышленном строительстве, координации всей предпринимательской деятельности для получения выгодных заказов и их совместного исполнения. Оформляется консорциальным соглашением. Координация возлагается на лидера К., обычно наиболее крупную структуру. Лидер представляет интересы всех участников К., действует в пределах предоставленных ему полномочий и получает за это соответствующие отчисления по результатам совместной деятельности.

КОНСПИРАЦИЯ

КОНСПИРАЦИЯ (лат. conspiratio - единодушие, согласие, заговор) - соблюдение, сохранение тайны какой-либо деятельности. По законодательству РФ - один из принципов деятельности Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ и некоторых других правоохранительных органов, а также оперативно-розыскной деятельности вообще, предполагающий их негласный (когда это необходимо) характер. Так, согласно ФЗ "О внешней разведке" от 10 января 1996 г. для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки РФ предоставлено право использования документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств.

КОНСТЕБЛЬ

КОНСТЕБЛЬ (англ. constable) - 1) низший полицейский чин в Великобритании и США; 2) в феодальной Англии - высший придворный чин, первоначально - "великий конюший".

КОНСТИТУАНТА

КОНСТИТУАНТА (фр. constituant) - одно из названий учредительного собрания.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ - закрепление каких-либо положений в тексте конституции, придание им конституционной силы.

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ

КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - 1) правление, реально ограниченное конституцией; политическая система, опирающаяся на конституцию и конституционные методы правления; 2) политико-правовая теория,обосновывающая необходимость установления конституционного строя.

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ТЕОРИЯ

КОНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ ТЕОРИЯ - в криминологии концепция о связи строения тела, типа телесной конституции человека с предрасположенностью к преступному поведению. Основоположник - немецкий психиатр Э. Кречмер.

КОНСТИТУЦИОННАЯ

КОНСТИТУЦИОННАЯ (ограниченная) МОНАРХИЯ - особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Впервые возникла в Великобритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции. В современном мире К.м. существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

КОНСТИТУЦИОННАЯ АССАМБЛЕЯ

КОНСТИТУЦИОННАЯ АССАМБЛЕЯ (фр. constituant) - одно из названий учредительного собрания.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА - одно из процессуальных средств защиты конституционных прав и свобод граждан. К.ж. допустима, если: закон затрагивает конституционные права и свободы граждан; закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде либо ином органе, применяющем закон. Конституционный Суд РФ, приняв к рассмотрению К.ж., уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не приостанавливает производство по делу; суд (иной орган) вправе сам приостановить производство до принятия решения по К.ж. По итогам ее рассмотрения Конституционный Суд РФ принимает одно из следующих решений: а) о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; б) о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ. Во втором случае конкретное дело, где был применен такой закон, подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЗАКОННОСТЬ -режим неукоснительного соблюдения конституции и иных конституционно-правовых актов всеми субъектами соответствующих отношений.

КОНСТИТУЦИОННАЯ КОМИССИЯ

КОНСТИТУЦИОННАЯ КОМИССИЯ -в РФ в 1990-1993 гг. постоянно действующий орган Съезда народных депутатов РФ по подготовке проекта новой Конституции РФ. Образована постановлением первого Съезда народных депутатов РСФСР от 16 июня 1990 г. (проект Конституции РФ, подготовленный К.к. и одобренный Верховным Советом РФ, был принят в первом чтении на шестом Съезде народных депутатов РФ 18 апреля 1992 г.). Фактически прекратила существование с роспуском Верховного Совета РФ в сентябре 1993 г.

КОНСТИТУЦИОННАЯ (ОГРАНИЧЕННАЯ) МОНАРХИЯ

- особая разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Впервые возникла в Великобритании в конце XVII в. в результате буржуазной революции. В современном мире К. м. существует в двух формах: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ -особый вид социальной ответственности. Имеет сложный политико-правовой характер, наступает за конституционное правонарушение и выражается в особых негативных последствиях для его субъекта. Субъектами К.о. могут быть высшие должностные лица и органы государственной власти. Формами (санкциями) К.о. являются: отмена или приостановление антиконституционного акта, отрешение от должности (в порядке импичмента), признание выборов или результатов референдума недействительными, официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной (в т.ч. путем выражения вотума недоверия правительству), досрочное расформирование подотчетного органа.

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ

КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ - см. Конституционное правосудие.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО - 1) основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство, т.е. территориальная организация государства; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В РФ и некоторых других странах для обозначения этой же отрасли используется и термин "государственное право". Основными принципами К.п. РФ являются: республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм. Основным источником К.п. в РФ является Конституция РФ. К.п. представляет собой также одну из правовых наук и учебных дисциплин; 2) субъективное право, закрепленное конституцией (право на образование, право на отдых и т.д.).

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ (деликт) - виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее его предписания (нормы) и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарного проступка. Является основанием для конституционной ответственности.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ (ДЕЛИКТ)

- виновное поведение субъекта конституционного права, нарушающее его предписания (нормы) и не составляющее при этом ни уголовного преступления, ни административного, гражданского или дисциплинарного проступка. Является основанием для конституционной ответственности.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ (конституционная юстиция) - деятельность судебных органов, состоящая в рассмотрении дел, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы, связанные с обеспечением соблюдения конституции государственными органами, прежде всего парламентом, и в принятии по ним решений, влекущих правовые последствия. Современное К.п. не сводится к проверке конституционности нормативных актов, а призвано обеспечивать верховенство конституции, защиту конституционных прав и свобод, соблюдение принципа разделения властей. К.п. - одна из основных форм конституционного контроля; осуществляется конституционными судами, верховными или любыми общими судами, а также квазисудебными органами (напр., конституционными советами). В РФ к органам К.п. помимо Конституционного Суда РФ относятся также конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ (КОНСТИТУЦИОННАЯ ЮСТИЦИЯ)

- деятельность судебных органов, состоящая в рассмотрении дел, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы, связанные с обеспечением соблюдения конституции государственными органами, прежде всего парламентом, и в принятии по ним решений, влекущих правовые последствия. Современное К. п. не сводится к проверке конституционности нормативных актов, а призвано обеспечивать верховенство конституции, защиту конституционных прав и свобод, соблюдение принципа разделения властей. К. п. - одна из основных форм конституционного контроля; осуществляется конституционными судами, верховными или любыми общими судами, а также квазисудебными органами (напр., конституционными советами). В РФ к органам К. п. помимо Конституционного Суда РФ относятся также конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ - представительный орган РФ, обладающий полномочиями учредительной власти. Согласно ст. 135 Конституции РФ К.с. созывается в соответствии с федеральным конституционным законом в случае, если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ (соответственно "Основы конституционного строя", "Права и свободы человека и гражданина", "Конституционные поправки и пересмотр Конституции") будет поддержано 3/5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. К ведению К.с. относятся: а) подтверждение неизменности Конституции РФ; б) разработка проекта новой Конституции РФ; в) принятие проекта новой Конституции России 2/3 голосов от общего числа членов К.с.; г) вынесение проекта новой Конституции России на всенародное голосование; д) установление порядка вступления в силу новой Конституции России. Состав и порядок работы К.с. определяются федеральным конституционным законом.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ - конференция представителей органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций, созванная Президентом РФ в 1993 г. для завершения подготовки проекта новой Конституции РФ ("президентский" проект). Открылось в г. Москве 5 июня 1993 г. Первый этап деятельности К.с. завершился 12 июля 1993 г. подписанием доработанного и согласованного на нем проекта Конституции РФ. В октябре-ноябре 1993 г. проект прошел окончательную доработку в специальных органах К.с.: Общественной и Государственной палатах К.с., Комиссии конституционного арбитража К.с., после чего был вынесен Президентом РФ на референдум 12 декабря 1993 г.

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ

КОНСТИТУЦИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ -в ряде стран (Великобритания, Новая Зеландия и др.) один из источников конституционного права, разновидность правового обычая. Представляет собой правила политической практики и считается обязательным. Установленные К.с. предписания не могут быть осуществлены через суд.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА - совокупность гарантируемых конституцией прав и свобод,а также устанавливаемых обязанностей. Основными принципами К.-п.с.ч. в современных демократических государствах являются: неотъемлемость прав и свобод человека (см. Неотчуждаемость прав человека), свобода человека в осуществлении принадлежащих ему прав и свобод, гарантированность прав и свобод, равноправие, единство и взаимосвязь прав, свобод и обязанностей человека.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОБЫЧАИ - см. Конституционный обычай.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО

КОНСТИТУЦИОННО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО - в некоторых странах (напр., в Германии) обособленная совокупность норм (подотрасль) конституционного права, регулирующих производство дел в конституционных судах. Нормы К.-п. п. содержатся в законах о конституционном суде и его регламентах. В более широком смысле К.-п.п. охватывает и нормы парламентской процедуры.

КОНСТИТУЦИОННОСТЬ

КОНСТИТУЦИОННОСТЬ - режим соблюдения конституции как высшего закона общества и государства; соответствие нормам и принципам конституции.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА - в современных демократических государствах установленные конституцией: процессуальные права, служащие средством защиты основных материальных прав и свобод человека; правозащитные институты и основные принципы их деятельности; особые правила, устанавливающие пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА - выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения. В РФ К.о. каждого, кто находится на ее территории, согласно Конституции РФ являются: платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57), охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58), заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (п. 3 ст. 44). К.о. только граждан РФ являются соблюдение Конституции РФ и законов (п. 2 ст. 15) и защита Отечества (ст. 59).

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ - выраженные в конституциях конкретных государств основополагающие начала; определяют содержание общественных отношений, являющихся объектом конституционно-правового регулирования. К.п. могут относиться как к конституционному строю государства в целом ("Основы конституционного строя"), так и к его отдельным элементам (институтам), таким, как политическая система, правовой статус человека и гражданина, территориальная организация государства, экономическая система. К.п. подчиняют себе логически и юридически все содержание конституции и издаваемых в ее развитие законов. В соответствии с Конституцией РФ основы конституционного строя составляют следующие К.п.: республиканская форма правления (республиканизм), народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН - в ряде стран один из главных источников конституционного права. В одних (страны французского языка, а также Румыния и др.) - это закон, вносящий изменение в конституцию, в других (РФ, Казахстан) К.з. издаются по вопросам, предусмотренным конституцией. В первом случае процедура принятия К.з. совпадает с процедурой изменения конституции, во втором случае принимается в специальном (усложненном) порядке, обычно отличающемся от процедуры изменения конституции. В отдельных странах К.з. называются законы, составляющие в совокупности конституцию данного государства (напр., в Швеции - Акт о престолонаследии 1810 г., Форма правления 1974 г., Акт о свободе печати 1949 г.). См. также Федеральный конституционный закон.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ (конституционный надзор) - особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. К.к. может осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции (напр., США, Аргентина, Дания, Япония); б) верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией (напр., Австралия, Индия, Канада, Швейцария); в) специальными конституционными судами, для которых К.к. - главная функция (РФ, Австрия, ФРГ, Италия); г) особым органом несудебного характера (напр.. Конституционный совет во Франции). Объектами К.к. могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат, нормативные акты исполнительных органов власти (в тех странах, где нет системы административной юстиции). В федеративных государствах объектом К.к. являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации. По содержанию К.к. может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов), материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода), конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо судебным делом), предварительным (до вступления проверяемого акта в силу) и последующим (по вступлении акта в силу).

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ (КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР)

- особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны. К. к. может осуществляться: а) всеми судами общей юрисдикции (напр., США, Аргентина, Дания, Япония); б) верховным судом, являющимся высшей судебной инстанцией (напр., Австралия, Индия, Канада, Швейцария); в) специальными конституционными судами, для которых К. к. - главная функция (РФ, Австрия, ФРГ, Италия); г) особым органом несудебного характера (напр.. Конституционный совет во Франции). Объектами К. к. могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат, нормативные акты исполнительных органов власти (в тех странах, где нет системы административной юстиции). В федеративных государствах объектом К. к. являются также вопросы разграничения компетенции между союзом и субъектами федерации. По содержанию К. к. может быть формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов), материальным (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции), абстрактным (осуществляется по инициативе какого-либо из уполномоченных субъектов без конкретного повода), конкретным (осуществляется только в связи с каким-либо судебным делом), предварительным (до вступления проверяемого акта в силу) и последующим (по вступлении акта в силу).

КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР

КОНСТИТУЦИОННЫЙ НАДЗОР - см. Конституционный контроль.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОБЫЧАЙ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ОБЫЧАЙ - практика деятельности высших государственных органов и их взаимоотношений, нигде официально не закрепленная, однако действующая в течение длительного времени и молчаливо санкционируемая государством. Особо важную роль К.о. (конституционные соглашения) играют в Великобритании, не имеющей единой писаной конституции. Почти во всех странах, следующих английской парламентарной модели, К.о. определяет реальные взаимоотношения главы государства и правительства. В РФ К.о. пока не признается источником конституционного права.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС - 1) в широком смысле вся деятельность высших органов государственной власти, протекающая в формах, установленных нормами конституционного права; процесс развития и усовершенствования всех конституционно-правовых институтов в конкретном обществе или в мире; 2) в узком смысле урегулированная процессуальными нормами конституционного права деятельность конституционных судов и квазисудебных органов конституционного контроля по рассмотрению и разрешению конституционно-правовых споров и дел о конституционных правонарушениях. В этом случае применим также термин "конституционно-судебный процесс".

КОНСТИТУЦИОННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ РЕФЕРЕНДУМ -см. Референдум.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СОВЕТ - особый, квазисудебный орган конституционного контроля, существующий во Франции и ряде ее бывших колоний. Рассматривает вопрос о конституционности того или иного закона, административного акта или иного мероприятия посредством обсуждения доклада, представленного одним из членов Совета по данному вопросу ("система досье"). К.с., подобно конституционному суду, формируется на смешанных началах: часть членов назначается президентом республики, часть -председателями палат парламента или иными органами.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами определенного государства. К.с. не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего он всегда предполагает наличие в государстве конституции. Необходимыми признаками К.с. являются также народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека. Государственный строй может и не содержать этих признаков.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД - в ряде стран особый орган, единственной или главной функцией которого является осуществление конституционного контроля. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В одних странах (РФ) он считается судом особой категории и входит соответственно в судебную систему, в других (ФРГ, Италия, Румыния, Болгария, Монголия) - особым органом контроля, не относящимся к судебной власти. Члены К.с. либо избираются парламентом (ФРГ, Хорватия), либо назначаются главой государства (Кипр); иногда члены К.с. назначаются парламентами и другими органами власти и юстиции (напр., в Италии К.с. в равных долях назначается президентом, парламентом и магистратурой). Наряду с осуществлением конституционного контроля К.с. имеет право толковать конституцию, решать вопрос, соответствует ли конституции деятельность политических партий, рассматривать споры о компетенции и т.д.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Создан в 1991 г. Разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций и нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению РФ и совместному ведению, договоров между РФ и ее субъектами, договоров между субъектами РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов РФ, между высшими органами государственной власти субъектов РФ; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции РФ, заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене (ином тяжком преступлении), выступает с законодательной инициативой. К.С. РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 12 лет.

КОНСТИТУЦИЯ

КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio - установление, устройство) - в материальном смысле представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу; в формальном смысле представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой. К. - наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основы государственно-правового регулирования качественных общественных связей и отношений государственной власти. Различаются также понятия юридической и фактической К. Юридическая К., в материальном и формальном смысле, это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений, фактическая - сами такие отношения, т.е. то, что реально существует. По форме К. делятся на кодифицированные, некодифицированные и смешанного типа. Кодифицированной является К., если она представляет собой единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера. Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, то К. является некодифицированной. К. смешанного типа включают не только парламентские законы и судебные прецеденты, но также обычаи и доктринальные толкования. По способу изменения К. делятся на гибкие и жесткие. Первые могут быть изменены путем принятия обычного закона. Вторые - только путем специальной усложненной процедуры, требующей квалифицированного большинства голосов членов парламента, а иногда и проведения референдума, ратификации этих поправок определенным числом субъектов федерации и т.п. По срокам действия К. делятся на постоянные и временные.

КОНСТИТУЦИЯ РФ

КОНСТИТУЦИЯ РФ - основной закон государства; имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 г.. Состоит из преамбулы, двух разделов, 9 глав, 137 статей и 9 параграфов переходных и заключительных положений. Закрепляет основы конституционного строя РФ, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.

КОНСТРУКТИВНЫЙ ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ

КОНСТРУКТИВНЫЙ ВОТУМ НЕДОВЕРИЯ - особая форма вотума недоверия главе правительства, выражающаяся в избрании ему преемника большинством голосов от числа членов парламента или той его палаты, перед которой ответственно правительство. Предусмотрен конституциями ФРГ, Словении, Папуа-Новой Гвинеи и некоторых других стран. Позволяет избегать частых правительственных кризисов.

КОНСУЛ

КОНСУЛ (лат. consul) - должностное лицо, назначенное в какой-либо район (округ) другого государства (с его согласия) для защиты там интересов своей страны, ее юридических лиц и граждан, содействия развитию политических, экономических, научных, культурных и прочих связей между представляемым и принимающим государствами, наблюдения и информации об экономическом положении и социально-политических процессах в районе своего пребывания. Некоторые государства наделяют К. функцией по развитию торговых отношений и даже предоставляют ему право заключения торговых сделок. К. - ранг, когда он входит в персонал генерального консульства (см. Консульские ранги). Во втором случае К. может быть несколько, а объем и характер их работы определяется главой консульского учреждения. См. также Консулы.

КОНСУЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ

КОНСУЛ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ - возглавляет отдельное генеральное консульство. Его правовое положение и характер работы присущи консулу вообще. Отличие между ними формальное, отражающее уровень установленных консульских отношений между представляемым государством и государством пребывания. К.г. могут в отдельных случаях поручаться функции политического или представительского характера, особенно при международных организациях. Назначение К.г. часто применяется в практике РФ.

КОНСУЛ НЕШТАТНЫЙ

КОНСУЛ НЕШТАТНЫЙ (почетный) - лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее консульские функции по его поручению и с согласия государства пребывания. К.н. могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций К.н. жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

КОНСУЛ НЕШТАТНЫЙ (ПОЧЕТНЫЙ)

- лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее консульские функции по его поручению и с согласия государства пребывания. К. н. могут быть граждане представляемого государства, государства пребывания или какого-либо третьего государства. За выполнение консульских функций К. н. жалованья не получает, но может обращать в свою пользу консульские сборы.

КОНСУЛ ОТДЕЛЬНЫЙ

КОНСУЛ ОТДЕЛЬНЫЙ - лицо, которое находится во главе отдельного (от дипломатического представительства) консульского учреждения. К.о. назначается представляемым государством посредством направления в компетентный орган страны пребывания специального документа - патента. Для отправления консульских функций (в пределах установленного консульского округа) ему выдается разрешение (экзекватура) в МИД страны пребывания. В своей деятельности К.о. подотчетен дипломатическому представительству своего государства (если оно есть), хотя, как правило, имеет право непосредственного сношения с его властями. Международное право устанавливает 4 класса К.о.: 1) консул генеральный; 2) консул; 3) вице-консул; 4) консульский агент. В национальной практике, однако, возможно иное подразделение.

КОНСУЛ ШТАТНЫЙ

КОНСУЛ ШТАТНЫЙ - должностное лицо, которое состоит на государственной службе представляемого государства и, как правило, является его гражданином. Получает регулярное жалованье и не должен заниматься никакой приносящей доходы деятельностью, кроме отправления консульских функций. Он и члены его семьи пользуются полными привилегиями и иммунитетами, присущими положению консула. К.ш. должен быть признан в своем качестве государством пребывания.

КОНСУЛАТ

КОНСУЛАТ - см. Консульство.

КОНСУЛЫ

КОНСУЛЫ - 1) в Древнем Риме два высших должностных лица, избиравшихся на один год. Обладали высшей гражданской и военной властью. В эпоху империи утратили реальное значение; звание К. превратилось в почетный титул (число К. увеличилось); 2) во Франции в период после переворота 18 брюмера 8 года Республики (9 ноября 1799 г.) до установления империи (1804 г.) - титул трех лиц, облеченных неограниченной исполнительной властью.

КОНСУЛЬСКАЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ

КОНСУЛЬСКАЯ ЛЕГАЛИЗАЦИЯ - см. Легализация.

КОНСУЛЬСКАЯ ФАКТУРА

КОНСУЛЬСКАЯ ФАКТУРА - особая форма таможенной фактуры. Оформляется в случае, когда требуется специальное подтверждение (легализация) страны-импортера на предмет соответствия импортному лицензированию, чтобы упростить таможенные процедуры либо собрать средства на содержание местных консульств. Невыдача импортером К.ф. в странах, где это принято, может повлечь осложнения при таможенной очистке товаров либо крупный штраф импортера. Требования об оформлении К.ф. чаще всего предъявляются в странах Латинской Америки.

КОНСУЛЬСКАЯ ЭКЗЕКВАТУРА

КОНСУЛЬСКАЯ ЭКЗЕКВАТУРА (от лат. exsequor - выполняю) - разрешение государства пребывания, обычно выдаваемое через МИД, на реализацию консульских функций (в пределах консульского округа). Государство пребывания может отказать в выдаче К.э., а также в любое время отобрать без объяснения причины. К К.э. приравнивается сообщение в официальном печатном органе о том, что глава консульского учреждения приступил к своим обязанностям.

КОНСУЛЬСКИЕ КОНВЕНЦИИ

КОНСУЛЬСКИЕ КОНВЕНЦИИ - соглашения, заключаемые между государствами и содержащие нормы консульского права; определяют порядок учреждения консульских представительств, назначения и отзыва, круг деятельности, права, привилегии и иммунитет консульских должностных лиц и сотрудников консульства. В принципе структура и содержание К.к. совпадают. В 1963 г. в рамках ООН была разработана и 19 марта 1967 г. вступила в силу Венская конвенция о консульских сношениях.

КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ

КОНСУЛЬСКИЕ ПРИВИЛЕГИИ - особые преимущества, предоставляемые в государстве пребывания консульским представительствам, должностным лицам и членам их семей на основании правовых норм или правил международной вежливости: обязанность принимать меры для защиты от посягательств и оскорблений; право пользоваться государственным флагом, консульским щитом, эмблемой: право на различные средства связи, в т.ч. курьеров и шифров, право на почетные встречи; освобождение от таможенных досмотров, право свободного доступа к самолетам и судам своей страны и т.п.

КОНСУЛЬСКИЕ "РАНГИ

КОНСУЛЬСКИЕ "РАНГИ - звания консульских должностных лиц, связанные с их служебным положением. К.р. глав консульских учреждений зависят от статуса этих учреждений. В этом практика государств едина: по соглашению сторон определяется класс консульского учреждения, производным от которого является ранг его главы (консул генеральный, консул, вице-консул, консульский агент). Остальной консульский персонал, свободно назначаемый представляемым государством (если по договоренности численность такового не ограничена), не имеет жесткой международно-правовой классификации.

-----------------------------------

- звания консульских должностных лиц, связанные с их служебным положением. К. р. глав консульских учреждений зависят от статуса этих учреждений. В этом практика государств едина: по соглашению сторон определяется класс консульского учреждения, производным от которого является ранг его главы (консул генеральный, консул, вице-консул, консульский агент). Остальной консульский персонал, свободно назначаемый представляемым государством (если по договоренности численность такового не ограничена), не имеет жесткой международно-правовой классификации.

КОНСУЛЬСКИЕ СБОРЫ

КОНСУЛЬСКИЕ СБОРЫ - платежи, взимаемые в соответствии с установленным тарифом за действия, которые консульское учреждение выполняет по просьбе граждан представляемой им страны или иностранных граждан. На основе взаимности заинтересованные государства договариваются об освобождении от К.с. за те или иные действия. Решение освободить от К.с. может быть принято и консулом.

КОНСУЛЬСКИЙ ИММУНИТЕТ

КОНСУЛЬСКИЙ ИММУНИТЕТ - изъятия из правопорядка государства пребывания, распространяемые на консульских должностных лиц, членов их семей и имущество в отношении принудительных судебных, административных и фискальных мер органов государства пребывания (арест, иски, обыск, допрос, налоги, эмбарго, реквизиция, постой и т.д.). К.и. носит, как правило, функциональный характер, т.е. связан с отправлением консульских функций.

КОНСУЛЬСКИЙ КОРПУС

КОНСУЛЬСКИЙ КОРПУС - оперативный персонал всех консульских учреждений, находящихся в каком-то определенном пункте (порт, город) государства пребывания. Во главе К.к. стоит старшина (дуайен), старший по рангу и по времени получения консульской экзекватуры. Он имеет в основном церемониальные функции. К.к. не должен использоваться для каких-либо совместных политических действий в отношении государства пребывания. В КLк., где это уместно, входят консулы нештатные (почетные) и работники консульских отделов посольств. В широком смысле в К.к. входят и члены семей упомянутых консульских работников, на которых распространяются соответствующие привилегии и иммунитеты.

КОНСУЛЬСКИЙ ОКРУГ

КОНСУЛЬСКИЙ ОКРУГ - определенная территория государства пребывания, на которой в соответствии с соглашением между правительствами договаривающихся государств консульское должностное лицо выполняет возложенные на него обязанности. В ряде случаев К.о. определяется в силу применения условия о наибольшем благоприятствовании. Выполнение консульских функций вне пределов К.о. возможно лишь с согласия государства пребывания. Консульское учреждение должно находиться в своем К.о.

КОНСУЛЬСКИЙ ОТДЕЛ ПОСОЛЬСТВА

КОНСУЛЬСКИЙ ОТДЕЛ ПОСОЛЬСТВА -учреждаемый при посольстве отдел, ведающий отправлением консульских функций в столице государства пребывания или в каких-либо иных его частях при отсутствии отдельного консульского учреждения в этих районах. Для работы в К.о.п. выделяются дипломатические и административно-технические работники посольства, которые сохраняют за собой статус, предоставленный им в силу принадлежности к посольству. О назначении главы К.о.п. сообщается МИД страны пребывания с указанием его личных и должностных данных. При этом обычно нет необходимости в представлении консульского патента или получении экзекватуры (установление дипломатических отношений устанавливает и отношения консульские). Создание К.о.п. предусмотрено действующим в РФ Консульским уставом СССР 1976 г.

КОНСУЛЬСКИЙ ПАТЕНТ

КОНСУЛЬСКИЙ ПАТЕНТ - документ, выдаваемый компетентными органами представляемого государства и подтверждающий факт назначения соответствующего лица главой самостоятельного консульского учреждения. В нем указываются полное имя назначаемого, его гражданство, ранг, занимаемая должность, консульский округ и местонахождение консульства. Этот документ направляется государству пребывания.

КОНСУЛЬСКИЙ УСТАВ

КОНСУЛЬСКИЙ УСТАВ - свод правил, регулирующих организацию и работу консульских учреждений, а также определяющих функции и порядок их отправления консульскими должностными лицами. В РФ действует К.у. бывшего СССР, утвержденный 25 июня 1976 г.

КОНСУЛЬСКИЙ ЩИТ

КОНСУЛЬСКИЙ ЩИТ - представляет собой вывеску с изображением герба своей страны и названием консульского учреждения , на языках представляемого государства и (в большинстве случаев) государства пребывания. К.щ. вывешивается на внешней стороне главного входа на территорию консульского представительства.

КОНСУЛЬСКОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО

КОНСУЛЬСКОЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО -любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено выполнение соответствующих функций (генеральный консул, консул, вице-консул, консульский агент и секретарь консульского учреждения), а также лицо, прикомандированное к консульскому учреждению для подготовки к службе (стажер). В зависимости от характера консульского учреждения К.д.л. могут быть штатными или нештатными (почетными).

КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО

КОНСУЛЬСКОЕ ПРАВО - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и членов их персонала и определяющих их статус, функции, права и обязанности. Источниками К.п. являются международный договор, обычай и законодательство государств.

КОНСУЛЬСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

КОНСУЛЬСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - один из органов внешних сношений государства, организуется в результате установления консульских отношений между двумя государствами. Его местонахождение, а в отдельных случаях и численность персонала согласуются между представляемым правительством и правительством государства пребывания. Различаются: генеральное консульство, консульство, вице-консульство и консульское агентство. Работа К.п. направляется МИД и посольством представляемого государства. Оно может быть штатным или нештатным (почетным). Статус К. п. определяется двусторонними и многосторонними договорами (в основном Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г.).

КОНСУЛЬСТВО

КОНСУЛЬСТВО - 1) звание и должность консула; 2) то же, что и консульское представительство; 3) период управления консулов в Древнем Риме; 4) период истории Франции от государственного переворота 9 ноября 1799 г. (18 брюмера) до провозглашения Наполеона Бонапарта 18 мая 1804 г. императором. Номинально власть принадлежала трем консулам, избранным на 10 лет (с августа 1802 г. - пожизненно), фактически одному консулу - Бонапарту. КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН - заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, а также другие органы и специализированные учреждения ООН с разрешения Генеральной Ассамблеи. В настоящее время такое право предоставлено ЭКОСОС, некоторым иным органам ООН, всем специализированным учреждениям ООН, а также МАГАТЭ. Консультативные заключения не имеют обязательной силы, однако по некоторым международным договорам они признаются решающими для сторон в споре.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН

- заключения, которые дает Международный Суд ООН по различным юридическим вопросам. Правом испрашивать заключения обладают в соответствии с Уставом ООН Совет Безопасности ООН и Генеральная Ассамблея ООН, а также другие органы и специализированные учреждения ООН с разрешения Генеральной Ассамблеи. В настоящее время такое право предоставлено ЭКОСОС, некоторым иным органам ООН, всем специализированным учреждениям ООН, а также МАГАТЭ. Консультативные заключения не имеют обязательной силы, однако по некоторым международным договорам они признаются решающими для сторон в споре.

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ РЕФЕРЕНДУМ - см. Референдум.

КОНТАНГО

КОНТАНГО - биржевой термин, означающий: 1) соотношение цен, при котором цены по сделкам на срок превышают цены наличного товара (цены на товар с отдаленными сроками поставки выше, чем с ближними). Особенностью такого соотношения является то, что разница в ценах не может превышать расходы, связанные с хранением товара от одного срока поставки до другого; 2) вознаграждение, выплачиваемое брокеру за отсрочку исполнения обязательств без оплаты или поставки ценных бумаг,

КОНТИНГЕНТ

КОНТИНГЕНТ - см. Контингентирование.

КОНТИНГЕНТИРОВАНИЕ

КОНТИНГЕНТИРОВАНИЕ - государственное регулирование внешней торговли с помощью установления импортных и экспортных квот (контингентов). Цель К. - защита интересов национальной промышленности. Это достигается путем разрешения ввоза или вывоза тех или иных товаров. Торговля товарами в пределах установленнных контингентов осуществляется по лицензиям. Обычно К. вводится на определенный срок или в связи с каким-либо событием.

Предыдущая страница Следующая страница