Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Глоссарий терминов по грузоперевозкам, логистике, таможенному оформлению
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

МАЛОТОННАЖНАЯ ОТПРАВКА

МАЛОТОННАЖНАЯ ОТПРАВКА - см. Мелкая отправка

МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ЗНАКИ

МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ЗНАКИ - см. Маркировка

МАНИФЕСТ

МАНИФЕСТ (MANIFEST) - документ, содержащий перечень коносаментов (см. Перевозочные документы) и представляемый судовой администрацией таможне, а также агентам и стивидорам в портах назначения. М., составляемый на основании выписанных коносаментов, включает обычно след, данные: наименование судна, порт погрузки, номера коносаментов, наименование, масса, объем и кол-во груза по каждому коносаменту, наименование грузоотправителей и грузополучателей груза, маркировка груза, ставка и сумма фрахта и др. Кол-во экэемлпяров М., сроки и порядок их предъявления определяются обычаями портов и местным законодательством. В портах некоторых стран требуется предъявление М., выписанных на бланках установленной формы.

МАРДЖИН

МАРДЖИН (MARGIN) - право судовладельца определить окончательное кол-во груза, подлежащего погрузке в пределах, установленных чартером. Обычно М. устанавливается в процентном отношении (чаще всего - (5-10) %) к номинальному кол-ву груза. В некоторых чартерах М. устанавливается в виде мин. и макс, кол-ва груза, в пределах которого перевозчику предоставляется право варьирования. Заявление капитана о точном кол-ве груза, принимаемого к перевозке (см. Капитанская декларация), должно быть вручено представителю фрахтователя до начала погрузки. В некоторых чартерах предусматривается обязанность перевозчика заявить о точном кол-ве принимаемого груза за несколько суток до прибытия судна в порт погрузки. Перевозчик вправе применить свой опцион только один раз. При этом он несет ответственность перед фрахтователем за недогруз при условии, что последний произошел не по вине фрахтователя.

МАРКЕТИНГ

МАРКЕТИНГ (MARKETING) - комплексная система орг-ции произ-ва и сбыта продукции, ориентированная на получение высоких прибылей путем возможно более полного удовлетворения спроса потребителей. Имеется ряд взаимодополняющих определений М. Напр., Американская ассоциация маркетинга (АМА) определяет М. как "выполнение ф-ций, обеспечивающих доведение потока товаров и услуг от поставщика до потребителя или пользователя" (Словарь определений АМА. Чикаго, 1960). Современный этап развития М. начался в конце 40-х гг. XX в. и связан с развитием произ-ва массового в ряде отраслей пром-сти, увеличением ассортимента изделий народного потребления и ППТН соответственно с необходимостью перестройки каналов товародвижения и постановки на научи, основу исследований рынка сбыта, мотивации потребителя и т.п. С 70-х гг. все более возрастающую роль в маркетинговых исследованиях играют компьютеры и автоматизированные системы сбора и передачи информации, позволяющие анализировать и прогнозировать емкость рынка и предполагаемую долю рынка данного поставщика, рассчитывать оптим. партии изделий, запускаемых в произ-во, выдавать рекомендации по снятию с произ-ва устаревшей продукции и постановке на произ-во перспективной продукции, оптимизировать стратегии сбыта (с участием посредников или по прямым связям); политику цен (включая предоставление разл. скидок и т.п.). Важную роль в М. играет реклама и разл. мероприятия по стимулированию сбыта и формированию благоприятного общественного мнения о поставщике ("сейлз промоушн", "паблик ри-лейшнз"). Различают, в частности, след, виды М.: конверсионный (создание спроса путем преодоления негативного отношения массового потребителя к данному товару ^езависимо от его качества); стимулирующий (создание спроса в случае безразличного отношения потребителя к товару); ремаркетинг ( восстановление падающего спроса); синхромаркетинг ( стабилизация колеблющегося спроса); демаркетинг (снижение чрезмерного спроса) и т.д. В ряде стран мира издаются национальные и междунар. журналы по М., напр.: "Marketing Intelligence and Planning" (Великобритания), "Journal of Marketing Research" (США), "European Journal of Marketing", "International Marketing Review" и т.д. В России вопросы маркетинга освещаются в журналах "Внешняя торговля", "Вопросы экономики", "Деловые люди", "РИСК" и т.д. Одним из наиболее известных монографических изданий по М. является книга Ф. Котлера "Основы маркетинга" (М. Прогресс, 1990). Рис. 5. Манипуляционные знаки

МАРКИРОВКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, ИАТА

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, ИАТА (INTERNATIONAL AIR TRANSPORT ASSOCIATION, IATA) - междунар. неправительственная орг-ция (устав ИАТА подписан в Гаване представителями 50 авиакомпаний из 31 страны 19 апреля 1945 г.). Деятельность ИАТА финансируется в основном за счет членских взносов авиакомпаний и сводится к регулированию коммерческой работы воздушных перевозчиков, разработке образцов перевозочных документов, условий перевозок пассажиров, почты, багажа и грузов, согласованию тарифов, участию совместно с Междунар. орг-цией гражданской авиации в разработке проектов законодательных актов, формулировке требований к изготовителям авиационной техники, оборудованию аэропортов и др. В настоящее время членами ИАТА являются более 200 организаций, в т.ч. Аэрофлот. Штаб-квартира ИАТА находится в Монреале (Канада).

МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ИМО

МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ИМО (INTERNATIONAL MARITIME ORGANIZATION, IMO) - Междунар. межправительственная орг-ция, входящая в число специализированных учреждений ООН (до 1982 г. - Межправительственная морская консультативная организация). Создана в 1958 г. Цель этой орг-ции - содействие сотрудничеству государств по техн. вопросам судоходства, соблюдение норм безопасности мореплавания и др. Высший орган ИМО - ассамблея, созываемая один раз в два года. В промежутках между сессиями деятельностью ИМО руководит совет, избираемый ассамблеей. Административный рабочий орган ИМО - секретариат со штаб-квартирой в Лондоне (Великобритания).

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, ИКАО

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, ИКАО (INTERNATIONAL CIVIL AVIATION ORGANIZATION, ICAO) - специализированное учреждение ООН, занимающееся вопросами междунар. сотрудничества в области гражданской авиации. Цель ИКАО - разработка междунар. стандартов в области гражданской авиации, повышение безопасности полетов, обобщение опыта подготовки кадров и др. Основана в 1944 г., функционирует с 1947 г. Высший орган - ассамблея, созываемая один раз в три года. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада).

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТНАЯ ТОРГОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ, МСТК

МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТНАЯ ТОРГОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ, МСТК (STANDARD INTERNATIONAL TRADE CLASSIFICATION, SITC) - официальный документ ООН, являющийся основой систематизации стат. данных о внеш. торговле. Классификационной ед. в МСТК, так же как и в гармонизированной системе описания и кодирования товаров, является конкретный продукт. Третий вариант МСТК, утвержденный в 1985 г., состоит из 10 разделов (sections), подразделенных на 67 отделов (divisions); 261 группу (groups); 3118 основных товарных позиций (basic headings).

МЕЛКАЯ ОТПРАВКА

МЕЛКАЯ ОТПРАВКА (LESS-THAN-CARLOAD, LCL; LESS-THAN-FULL LOAD; LESS-THAN-TRUCKLOAD, LTL; SMALL SHIPMENT) - предъявленный по одному перевозочному документу груз, не позволяющий использовать целиком грузоподъемность подвижного состава (средств произ-ва), не соответствующий норме транзитной. При этом мелкой считается отправка партии груза массой от 20 кг до 5 т, занимающая до 1/3 вместимости четырехосного вагона, малотоннажной - отправка массой от 10 до 20 т, занимающая до 1/2 вместимости вагона. В начале 80-х гг. на советских железных дорогах наблюдалась тенденция сокращения удельного веса М.о. в связи с передачей их части на контейнерные перевозки, однако в конце 80-х гг. начался обратный процесс, связанный с развитием кооперативного движения, малых пр-тий и т.д. Средняя масса М.о. в 80-е гг. составляла 1300 кг, а уровень использования грузоподъемности вагона не превышал 25 %, М.о. перевозят в сборных вагонах (pool car), подразделяемых на прямые, перегрузочные и др. Ускорение доставки М.о. в сборных вагонах может быть достигнуто концентрацией грузовых потоков на основе применения разл. методов, в т.ч. методов оперативно-календарного планирования. Понятие М.о. используется и на др. видах транспорта общего пользования.

МЕРТВЫЙ ФРАХТ

МЕРТВЫЙ ФРАХТ (DEAD FREIGHT) - возмещаемый судовладельцу фрахтователем убыток за недогруз судна по чартеру против полного груза (см. Капитанская декларация). Право на М.ф. возникает у судовладельца как при недоиспользовании грузоподъемности судна, так и при недоиспользовании его грузовместимости. При оплате М.ф. из него обычно удерживают стоимость погрузочно-разгрузочных работ, если по условиям чартера они производятся за счет судовладельца.

МОМЕНТ ПОСТАВКИ

МОМЕНТ ПОСТАВКИ (SHIPPING DATE) - дата (день) сдачи продукции перевозчику или органу связи, обозначенная штемпелем на перевозочном документе или документе органа связи (для иногороднего получателя), дата приемосдаточного акта или расписка в получении продукции (при сдаче продукции на склад получателя (изготовителя).

МОМЕНТ УЧЕТА ПЕРЕВОЗОК

МОМЕНТ УЧЕТА ПЕРЕВОЗОК (SHIPPING-TO-DELIVERY TIME) - время, которое является отправным в ст-ке перевозок грузов как по моменту начала их совершения (отправления), так и по моменту окончания (прибытия). Напр., на железных дорогах момент отправления - время, начиная с которого ж.-д. транспорт принимает на себя ответственность за сохранность груза и обязательство перевезти его до станции назначения в установленный срок. Момент прибытия - время, начиная с которого ж.-д. транспорт снимает с себя ответственность за доставляемый грузополучателю на станцию назначения груз. По этому моменту перевозка характеризуется в завершенном виде. См. Перевозочные документы.

Предыдущая страница Следующая страница