Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М"
МАЛОТОННАЖНАЯ ОТПРАВКА - см. Мелкая отправка |
МАНИПУЛЯЦИОННЫЕ ЗНАКИ - см. Маркировка |
МАНИФЕСТ (MANIFEST) - документ, содержащий перечень коносаментов (см. Перевозочные документы) и представляемый судовой администрацией таможне, а также агентам и стивидорам в портах назначения. М., составляемый на основании выписанных коносаментов, включает обычно след, данные: наименование судна, порт погрузки, номера коносаментов, наименование, масса, объем и кол-во груза по каждому коносаменту, наименование грузоотправителей и грузополучателей груза, маркировка груза, ставка и сумма фрахта и др. Кол-во экэемлпяров М., сроки и порядок их предъявления определяются обычаями портов и местным законодательством. В портах некоторых стран требуется предъявление М., выписанных на бланках установленной формы. |
МАРДЖИН (MARGIN) - право судовладельца определить окончательное кол-во груза, подлежащего погрузке в пределах, установленных чартером. Обычно М. устанавливается в процентном отношении (чаще всего - (5-10) %) к номинальному кол-ву груза. В некоторых чартерах М. устанавливается в виде мин. и макс, кол-ва груза, в пределах которого перевозчику предоставляется право варьирования. Заявление капитана о точном кол-ве груза, принимаемого к перевозке (см. Капитанская декларация), должно быть вручено представителю фрахтователя до начала погрузки. В некоторых чартерах предусматривается обязанность перевозчика заявить о точном кол-ве принимаемого груза за несколько суток до прибытия судна в порт погрузки. Перевозчик вправе применить свой опцион только один раз. При этом он несет ответственность перед фрахтователем за недогруз при условии, что последний произошел не по вине фрахтователя. |
МАРКЕТИНГ (MARKETING) - комплексная система орг-ции произ-ва и сбыта продукции, ориентированная на получение высоких прибылей путем возможно более полного удовлетворения спроса потребителей. Имеется ряд взаимодополняющих определений М. Напр., Американская ассоциация маркетинга (АМА) определяет М. как "выполнение ф-ций, обеспечивающих доведение потока товаров и услуг от поставщика до потребителя или пользователя" (Словарь определений АМА. Чикаго, 1960). Современный этап развития М. начался в конце 40-х гг. XX в. и связан с развитием произ-ва массового в ряде отраслей пром-сти, увеличением ассортимента изделий народного потребления и ППТН соответственно с необходимостью перестройки каналов товародвижения и постановки на научи, основу исследований рынка сбыта, мотивации потребителя и т.п. С 70-х гг. все более возрастающую роль в маркетинговых исследованиях играют компьютеры и автоматизированные системы сбора и передачи информации, позволяющие анализировать и прогнозировать емкость рынка и предполагаемую долю рынка данного поставщика, рассчитывать оптим. партии изделий, запускаемых в произ-во, выдавать рекомендации по снятию с произ-ва устаревшей продукции и постановке на произ-во перспективной продукции, оптимизировать стратегии сбыта (с участием посредников или по прямым связям); политику цен (включая предоставление разл. скидок и т.п.). Важную роль в М. играет реклама и разл. мероприятия по стимулированию сбыта и формированию благоприятного общественного мнения о поставщике ("сейлз промоушн", "паблик ри-лейшнз"). Различают, в частности, след, виды М.: конверсионный (создание спроса путем преодоления негативного отношения массового потребителя к данному товару ^езависимо от его качества); стимулирующий (создание спроса в случае безразличного отношения потребителя к товару); ремаркетинг ( восстановление падающего спроса); синхромаркетинг ( стабилизация колеблющегося спроса); демаркетинг (снижение чрезмерного спроса) и т.д. В ряде стран мира издаются национальные и междунар. журналы по М., напр.: "Marketing Intelligence and Planning" (Великобритания), "Journal of Marketing Research" (США), "European Journal of Marketing", "International Marketing Review" и т.д. В России вопросы маркетинга освещаются в журналах "Внешняя торговля", "Вопросы экономики", "Деловые люди", "РИСК" и т.д. Одним из наиболее известных монографических изданий по М. является книга Ф. Котлера "Основы маркетинга" (М. Прогресс, 1990). Рис. 5. Манипуляционные знаки |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА, ИАТА (INTERNATIONAL AIR TRANSPORT ASSOCIATION, IATA) - междунар. неправительственная орг-ция (устав ИАТА подписан в Гаване представителями 50 авиакомпаний из 31 страны 19 апреля 1945 г.). Деятельность ИАТА финансируется в основном за счет членских взносов авиакомпаний и сводится к регулированию коммерческой работы воздушных перевозчиков, разработке образцов перевозочных документов, условий перевозок пассажиров, почты, багажа и грузов, согласованию тарифов, участию совместно с Междунар. орг-цией гражданской авиации в разработке проектов законодательных актов, формулировке требований к изготовителям авиационной техники, оборудованию аэропортов и др. В настоящее время членами ИАТА являются более 200 организаций, в т.ч. Аэрофлот. Штаб-квартира ИАТА находится в Монреале (Канада). |
МЕЖДУНАРОДНАЯ МОРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ИМО (INTERNATIONAL MARITIME ORGANIZATION, IMO) - Междунар. межправительственная орг-ция, входящая в число специализированных учреждений ООН (до 1982 г. - Межправительственная морская консультативная организация). Создана в 1958 г. Цель этой орг-ции - содействие сотрудничеству государств по техн. вопросам судоходства, соблюдение норм безопасности мореплавания и др. Высший орган ИМО - ассамблея, созываемая один раз в два года. В промежутках между сессиями деятельностью ИМО руководит совет, избираемый ассамблеей. Административный рабочий орган ИМО - секретариат со штаб-квартирой в Лондоне (Великобритания). |
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ, ИКАО (INTERNATIONAL CIVIL AVIATION ORGANIZATION, ICAO) - специализированное учреждение ООН, занимающееся вопросами междунар. сотрудничества в области гражданской авиации. Цель ИКАО - разработка междунар. стандартов в области гражданской авиации, повышение безопасности полетов, обобщение опыта подготовки кадров и др. Основана в 1944 г., функционирует с 1947 г. Высший орган - ассамблея, созываемая один раз в три года. Штаб-квартира ИКАО находится в Монреале (Канада). |
МЕЖДУНАРОДНАЯ СТАНДАРТНАЯ ТОРГОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ, МСТК (STANDARD INTERNATIONAL TRADE CLASSIFICATION, SITC) - официальный документ ООН, являющийся основой систематизации стат. данных о внеш. торговле. Классификационной ед. в МСТК, так же как и в гармонизированной системе описания и кодирования товаров, является конкретный продукт. Третий вариант МСТК, утвержденный в 1985 г., состоит из 10 разделов (sections), подразделенных на 67 отделов (divisions); 261 группу (groups); 3118 основных товарных позиций (basic headings). |
МЕЛКАЯ ОТПРАВКА (LESS-THAN-CARLOAD, LCL; LESS-THAN-FULL LOAD; LESS-THAN-TRUCKLOAD, LTL; SMALL SHIPMENT) - предъявленный по одному перевозочному документу груз, не позволяющий использовать целиком грузоподъемность подвижного состава (средств произ-ва), не соответствующий норме транзитной. При этом мелкой считается отправка партии груза массой от 20 кг до 5 т, занимающая до 1/3 вместимости четырехосного вагона, малотоннажной - отправка массой от 10 до 20 т, занимающая до 1/2 вместимости вагона. В начале 80-х гг. на советских железных дорогах наблюдалась тенденция сокращения удельного веса М.о. в связи с передачей их части на контейнерные перевозки, однако в конце 80-х гг. начался обратный процесс, связанный с развитием кооперативного движения, малых пр-тий и т.д. Средняя масса М.о. в 80-е гг. составляла 1300 кг, а уровень использования грузоподъемности вагона не превышал 25 %, М.о. перевозят в сборных вагонах (pool car), подразделяемых на прямые, перегрузочные и др. Ускорение доставки М.о. в сборных вагонах может быть достигнуто концентрацией грузовых потоков на основе применения разл. методов, в т.ч. методов оперативно-календарного планирования. Понятие М.о. используется и на др. видах транспорта общего пользования. |
МЕРТВЫЙ ФРАХТ (DEAD FREIGHT) - возмещаемый судовладельцу фрахтователем убыток за недогруз судна по чартеру против полного груза (см. Капитанская декларация). Право на М.ф. возникает у судовладельца как при недоиспользовании грузоподъемности судна, так и при недоиспользовании его грузовместимости. При оплате М.ф. из него обычно удерживают стоимость погрузочно-разгрузочных работ, если по условиям чартера они производятся за счет судовладельца. |
МОМЕНТ ПОСТАВКИ (SHIPPING DATE) - дата (день) сдачи продукции перевозчику или органу связи, обозначенная штемпелем на перевозочном документе или документе органа связи (для иногороднего получателя), дата приемосдаточного акта или расписка в получении продукции (при сдаче продукции на склад получателя (изготовителя). |
МОМЕНТ УЧЕТА ПЕРЕВОЗОК (SHIPPING-TO-DELIVERY TIME) - время, которое является отправным в ст-ке перевозок грузов как по моменту начала их совершения (отправления), так и по моменту окончания (прибытия). Напр., на железных дорогах момент отправления - время, начиная с которого ж.-д. транспорт принимает на себя ответственность за сохранность груза и обязательство перевезти его до станции назначения в установленный срок. Момент прибытия - время, начиная с которого ж.-д. транспорт снимает с себя ответственность за доставляемый грузополучателю на станцию назначения груз. По этому моменту перевозка характеризуется в завершенном виде. См. Перевозочные документы. |