Приглашаем посетить сайт

Автомобили (auto-2000.niv.ru)

Большой юридический словарь (2008)
Статьи на букву "М" (часть 5, "МЕТ"-"МНО")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 5, "МЕТ"-"МНО")

Метод Г. Друпа

Метод Г. Друпа - метод распределения мандатов при пропорциональной избирательной системе; впервые предложен в 1868 г. Г. Друпом (Н. R. Droop). Заключается в том, что при определении избирательного частного по методу Т. Хэра (см. Хэра метод) к знаменателю прибавляются цифры 1, 2, 3, 4... до тех пор, пока не получится частное, позволяющее распределить все мандаты.

Метод Д'Ондта

Метод Д'Ондта - метод распределения мандатов на выборах по системе пропорционального представительства, изобретен бельгийским математиком Д'Ондтом (Victor D'Hondt). Дает те же результаты, что и метод наибольшей средней. В соответствии с Д.м. число голосов, полученных каждым партийным списком в избирательном округе, делят последовательно на 1, 2, 3, 4 и т.д. до цифры, соответствующей числу списков. Затем полученные частные распределяют в порядке убывания. Частное, порядковый номер которого соответствует числу замещаемых мандатов, является общим делителем. Каждый список получает столько мест, сколько раз общий делитель укладывается в полученном этим списком числе голосов. Применяется в Болгарии, Эстонии, Латвии, Польше, Румынии и ряде других стран.

Метод Друпа

Метод Друпа - метод распределения мандатов при пропорциональной избирательной системе; впервые предложен в 1868 г. Г. Друпом (Н. R. Droop). Заключается в том, что при определении избирательного частного по методу Т. Хэра (см. Хэра метод) к знаменателю прибавляются цифры 1, 2, 3, 4... до тех пор, пока не получится частное, позволяющее распределить все мандаты.

Метод налогообложения

Метод налогообложения - порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. Выделяют четыре основных М.н.: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное налогообложение.

Метод правового регулирования

Статья большая, находится на отдельной странице.

Метод Т. Хэра

Метод Т. Хэра - способ определения избирательного частного (квоты) путем деления общего числа проголосовавших в данном округе на количество депутатских мест (подлежащих замещению по данному округу). Назван по имени автора (Thomas Hare). Применяется в Болгарии, Венгрии, Румынии, Словении, Словакии, Эстонии и ряде других государств.

Метод Хэра

Метод Хэра - способ определения избирательного частного (квоты) путем деления общего числа проголосовавших в данном округе на количество депутатских мест (подлежащих замещению по данному округу). Назван по имени автора (Thomas Hare). Применяется в Болгарии, Венгрии, Румынии, Словении, Словакии, Эстонии и ряде других государств.

Метрика

Метрика (от лат. matricula - список; англ. birth-certificate; польск. metryka) - 1) свидетельство о рождении, составленное на основании соответствующей записи в метрической книге (см. также Акты, гражданского состояния); 2) М. литовская и коронная - гос-ный архив Великого княжества Литовского и Царства Польского (Metryka magni ducis Lithuaniae). Акты, издававшиеся от имени польского короля, хранились отдельно и составляли М. коронную (metryka koronna). Архивы состояли из 2-х частей: большой М. (metryka major), находившейся у польского или литовского канцлера, и меньшей М. (metryka minor), которой ведал подканцлер. Полная литовская М. включала документы с 1386 по 1794 гг.; коронная М. содержала множество документов частноправового характера - судебных решений, завещаний и др., а также дипломатических актов.

Метрическая книга

Метрическая книга (англ. metric book) -книга для официальной регистрации рождения, заключения брака, смерти - книга записи актов гражданского состояния. По законодательству РФ М.к. относятся к гос-ной части Архивного фонда РФ. По истечении 75 лет со дня составления метрических записей М.к. передаются органами загса на постоянное хранение в гос-ные архивы в соответствии с правилами, утверждаемыми Росархивом и Минюстом РФ.

Метрические книги

Метрические книги - в России до 1917г. реестры, в которых регистрировались акты гражданского состояния.

Метрополия

Метрополия (гр. metropolis, от meter - мать + polis - город; англ. parent state, mother country) - 1) вДр. Греции город-государство (полис) по отношению к основанным им поселениям в чужих землях (колониям). Позднее М. назывался главный город провинции, а в Азии любой большой город. Покровительствуя колониям, М. не распространяла на них свою власть. В случаях споров М. осуществляла третейский суд, при военной опасности и нехватке материальных ресурсов оказывала колониям военную и др. помощь. Гос-ное устройство М. распространялось на колонии; 2) государство, владеющее колониями.

Механизм правового регулирования

Механизм правового регулирования -см. Правовое регулирование.

Механизм преступления

Механизм преступления (англ mechanism of crime) - в криминалистике и криминологии теоретическое понятие, означающее порядок последовательной смены причинных, функциональных и др. связей между элементами преступления и в процессе их возникновения и развития. М.п. включает: а) подготовку к совершению преступления; б) непосредственную реализацию преступного действия или бездействия; в) деятельность преступника после совершения преступления. Каждый из этих элементов М.п. представляет относительно самостоятельную, законченную деятельность. При анализе преступления изучаются виды и формы связей между элементами М.п. - генетические, структурные, функциональные и др.

Механические асфиксии

Механические асфиксии - в судебной медицине гипоксии, развивающиеся от механического воздействия на дыхательные пути. В практике правоохранительных органов М.а. имеют место при самоубийствах, убийствах и различных несчастных случаях. Различаются: а) странгуляционная асфиксия от сдавления шеи жертвы петлей (при повешении, удавлении петлей и удавлении руками); б) компрессионная асфиксия; в) аспирационная асфиксия (от попадания твердых предметов или жидкостей в дыхательные пути). Иногда к аспирационным относят асфиксии от попадания в дыхательные пути жидких и полужидких веществ, а асфиксии от попадания в дыхательные пути твердых веществ называют к обтурационными. Если в результате М.а. происходит полное закрытие дыхательных путей, то смерть наступает в течение 6-7 минут от гибели коры головного мозга. Когда жертва имеет заболевания сердечно-сосудистой системы, смерть может наступить и раньше вследствие рефлекторной остановки сердца (см. подр.: С.С. Самищенко. Судебная медицина. - М., 1996).

Механическое повреждение

Механическое повреждение (англ. mechanical damage) - в судебной медицине нарушение анатомической целостности органов или тканей (видимые невооруженным глазом разрушения) и физиологической функции органа (частичная или полная утрата органом своего функционального предназначения). М.п. (кровоподтеки, ссадины, раны, переломы) могут влечь расстройство здоровья или смерть. Некоторые совокупности М.п., объединяемые общими признаками, называют травмой, напр, «тупая травма», «железнодорожная травма» и др. Внешние механические факторы, причиняющие М.п., называют травмирующим предметом или орудием травмы. Характер М.п. в момент его причинения определяется: а) формой и размерами травмирующей поверхности орудия травмы; б) кинетической энергией действия орудия травмы; в) взаимным расположением и направлением движения орудия травмы и повреждаемого объекта; г) конкретным местом на теле человека, на которое воздействует орудие травмы. На характер М.п. влияют и др факторы. В процессе судебно-медицинского исследования М.п. на теле человека необходимо дать характеристику орудия травмы, механизма его взаимодействия с травмируемым объектом, ответить на др. вопросы, поставленные в постановлении о назначении судебно-медицинской экспертизы (см. подр.: С.С. Самищенко. Судебная медицина. - М., 1996).

Меценат

Меценат (англ. maecenas, patron of the arts) -богатый покровитель наук и искусств; лицо, оказывающее покровительство (обычно в материальной форме) какому-либо делу. Термин происходит от имени римского гос-ного деятеля Мецената (Maecenas, Maecenatis), прославившегося широким покровительством поэтам и художникам. См. также Спонсор.

Мечение

Мечение - по определению ФЗ "О племенном животноводстве" от 12 июля 1995 г. "обозначение племенного животного посредством нанесения номера - татуировки, тавра, закрепления бирки, которые позволяют точно идентифицировать соответствующее племенное животное",

Мещане

Мещане - в Российской империи в 1775-1917 гг. податное сословие из бывших посадских людей (ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы). Объединялись по месту жительства в общины с некоторыми правами самоуправления.

Мигрант

Мигрант (от лат. migrans /migrantis/ - переселяющийся; англ. migrant) - лицо, совершающее миграцию.

Миграционная служба

Миграционная служба (англ migration service) - система организаций, оказывающих содействие в благоустройстве беженцам (мигрантам) на внутри- и межгосударственном уровне (выплата пособий, трудоустройство, создание бытовых условий и т.п.).

Миграция

Миграция (от лат. migratio - переселение; англ. migration) - переселение, перемещение населения: внутри страны - внутренние М., из одной страны в другую - внешние М. М. подразделяются также на безвозвратную, временную, сезонную, маятниковую. РФ федеральным законом от 12.07.2000 г. ратифицировала Соглашение о сотрудничестве государств -участников Содружества Независимых Государств в борьбе с незаконной миграцией, подписанное в Москве 6.03.1998 г.

Микадо

Микадо (пер. «высокие ворота») - древнейший титул для обозначения верховного светского правителя Японии, в настоящее время называемого императором.

Микроследы

Микроследы - в криминалистике следы, которые нельзя однозначно обнаружить и определить без оптических вспомогательных средств. К М. относятся волокна, частицы лакокрасочного покрытия, осколки стекла, частицы дерева и многое др.

* * *

(англ. micro-signs) - в криминалистике следы, которые нельзя обнаружить и анализировать без вспомогательных средств и приборов, обычно оптических (напр., отдельные волокна, частицы лакокрасочного покрытия, осколки стекла, частицы древесины и др. материалов). На практике используются 4 метода фиксации М.: осмотр следоносителя под эпитехноскопом и использование пинцета для сбора частиц; закрепление прозрачной липкой пленкой с последующим изучением под микроскопом; сбор частиц специальным пылесосом; вытряхивание над воронкообразным приемным сосудом. Из этих средств липкая лента, напр., непригодна для фиксации частиц лакокрасочного покрытия, но дает хорошие результаты при фиксации текстильных волокон. Вытряхивание может дать хороший результат при поиске сравнительно тяжелых частиц, находящихся в предметах одежды (напр., стекла), но этот способ непригоден, если вещество следа прочно пристало к поверхности ткани (напр., тончайшие древесные волокна). Сбор с помощью пылесоса применяется только там, где форма следа и распределение частиц не являются критериями при его оценке, и лишь когда предполагаемое вещество следа легко отделяется от следоносителя.

Милиция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Милиция вневедомственной охраны

Милиция вневедомственной охраны - см. Милиция общественной безопасности.

Милиция общественной безопасности

Статья большая, находится на отдельной странице.

Милиция общественной безопасности (местная милиция)

Милиция общественной безопасности (местная милиция) - в РФ один из двух видов милиции (наряду криминальной милицией). Согласно Закону РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 г. основными задачами М.о.б. (местной милиции) являются обеспечение личной безопасности граждан, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, предупреждение и пресечение преступных акций и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, а также оказание помощи гражданам, должностным лицам и организациям. В состав М.о.б. входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной инспекции по безопасности дорожного движения, охраны объектов по договорам, участковые инспекторы милиции, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых и иные подразделения, необходимые для решения стоящих перед ней задач.

Милли меджлис

Милли меджлис - высший законодательный орган Республики Азербайджан.

Минимальная бюджетная обеспеченность

Минимальная бюджетная обеспеченность - в бюджетном законодательстве РФ минимально допустимая стоимость гос-ных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами гос-ной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 6 БК РФ*).

Минимальная заработная плата

Минимальная заработная плата - см. Минимальный размер оплаты труда.

Минимальные государственные социальные

СТАНДАРТЫ - в бюджетном законодательстве РФ гос-ные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории РФ (ст. 6 БК РФ*).

Минимальный размер оплаты труда

Минимальный размер оплаты труда (англ. inverior pay limit) - в РФ месячная оплата труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норму труда); она не может быть ниже минимального уровня, установленного законодательством. М.р.о.т. определяется путем исчисления прожиточного минимума, который рассчитывается, исходя из минимальных потребностей работника в товарах и услугах с учетом уровня цен. В М.р.о.т. не включаются доплаты и надбавки, а также премии и др. поощрительные выплаты.

Министериалы

Министериалы (от лат. ministerium -служба, должность) - в средневековой Западной Европе служилые люди короля и крупных феодалов; выполняли придворную, хозяйственно-административную и военную службу, за что получали земельные владения (лены).

Министерство

Министерство (от лат. ministro - служу, управляю) - родовое название наиболее важных центральных органов государственного управления, входящих в структуру правительства. Впервые были образованы в Западной Европе в XVI- XVII вв. В России учреждены в 18Q2 г. В 1917-1946 гг. назывались "народными комиссариатами". Глава М. (министр) входит в состав правительства.

* * *

(от лат. ministerium - служба, должность; англ. ministry; фр. ministere) - центральный орган исполнительной власти, входящий в структуру правительства, проводящий гос-ную политику и осуществляющий управление в пределах отрасли экономического, социально-культурного или административно-политического управления, а также координирующий в случаях, установленных законодательством, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти аналогичного уровня.

В России М. как центральные отраслевые учреждения созданы в 1802 г. После октябрьского гос-ного переворота (1917 г.) М. были упразднены; вновь восстановлены в 1946 г.

В РФ система федеральных органов исполнительной власти, в т.ч. М., устанавливается федеральным законом. Федеральные М. подчиняются Правительству РФ и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. М. РФ возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ (федеральный министр).

Статус конкретных министерств определяется положениями о них, утверждаемыми постановлениями органа исполнительной власти, в структуру которого они входят (положения о федеральных М. - Правительством РФ). В положениях устанавливаются основные задачи, функции, права и обязанности, а также органы соответствующих М.

В пределах своей компетенции М. в установленном порядке издают нормативные и ненормативные правовые акты - приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции, положения, дают указания и контролируют их исполнение. См. также Ведомственный нормативный правовой акт.

Министерство внутренних дел

Министерство внутренних дел (МВД) - в РФ федеральный орган исполнительной власти; осуществляет в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализует основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ.

Министерство внутренних дел (мвд)

Министерство внутренних дел (мвд) - в РФ федеральный орган исполнительной власти; осуществляет в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности и непосредственно реализует основные направления деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД РФ.

Министерство иностранных дел

Министерство иностранных дел (мид) - в РФ федеральный орган исполнительной власти; осуществляет государственное управление в области связей российской федерации с иностранными государствами и международными организациями.

Министерство иностранных дел (мид)

Министерство иностранных дел (мид) - в РФ федеральный орган исполнительной власти; осуществляет государственное управление в области связей Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями.

Министерство финансов

Министерство финансов (минфин) - в РФ федеральный орган исполнительной власти; обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране.

основные задачи минфина РФ:

а) разработка и реализация стратегических направлений единой финансовой политики;

б) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

в) обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;

г) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование;

д) разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;

е) совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

ж) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов.

Министерство финансов (минфин)

Министерство финансов (минфин) - в РФ федеральный орган исполнительной власти; обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Основные задачи Минфина РФ:

а) разработка и реализация стратегических направлений единой финансовой политики;

б) составление проекта и исполнение федерального бюджета;

в) обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое развитие страны, эффективность хозяйствования, а также осуществление мер по развитию финансового рынка;

г) концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ и ее регионов, целевое финансирование;

д) разработка предложений по привлечению в экономику страны иностранных кредитных ресурсов и об источниках их погашения;

е) совершенствование методов финансово-бюджетного планирования, финансирования и отчетности;

ж) осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов.

Министерство юстиции

Министерство юстиции - в РФ центральный орган федеральной исполнительной власти; решает следующие основные задачи:участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ; организационно-правовое обеспечение судебной реформы; обеспечение необходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов; государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти; регистрация уставов общественных и религиозных объединений; организация и развитие системы юридических услуг; обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, повышение квалификации кадров; участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.

Министр

Министр (фр. ministre от лат. minister - слуга) - родовое название руководителей наиболее важных органов государственного управления, входящих в структуру правительства, - министерств. Является членом правительства. М. называются по-разному; напр., в США, Мексике и некоторых других государствах все или часть М. именуются государственными секретарями, в Великобритании - канцлерами и т.д. Во многих странах М. делятся на особые категории. Напр., в Великобритании существуют М., возглавляющие отраслевые министерства, М. без портфеля, государственные М., являющиеся фактически заместителями глав министерств, младшие М. - парламентские секретари, обеспечивающие, связь М. с парламентом. Фактическая роль М. в парламентарных государствах и президентских республиках различается в связи с тем, что в первом случае посты М. занимают, как правило, профессиональные политики, а во втором - профессиональные администраторы (кадровые чиновники). В полупрезидентских республиках эти два принципа замещения часто сочетаются.

* * *

(англ. minister; фр. ministre) - высшее должностное лицо, входящее в состав правительства, стоящее, как правило, во главе министерства (иногда - др. центрального органа исполнительной власти). В РФ федеральные М. назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ; они обладают правом подачи заявления об отставке. Согласно ст. 26 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»** федеральные М.: участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ; принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение; принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ; обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Правительство РФ решает вопросы с обязательным участием федеральных М. или представителей федеральных министерств, к ведению которых эти вопросы относятся. При осуществлении своих полномочий федеральные министры подотчетны Правительству РФ, а по вопросам, отнесенным Конституцией РФ*, федеральными конституционными законами и федеральными законами к полномочиям Президента РФ - также Президенту РФ. М. несет персональную ответственность за деятельность подчиненного ему органа исполнительной власти.

Министр без портфеля

Министр без портфеля - должностные лица - члены правительства, не руководящие министерствами, но выполняющие отдельные поручения премьер-министра и имеющие право решающего голоса на заседаниях правительства. В настоящее время существуют во многих странах, в т.ч. в РФ.

* * *

(англ. ministr without portfolio) - член правительства, непосредственно не возглавляющий министерство или иной центральный орган исполнительной власти. Это обычно политические деятели, способные обеспечить поддержку правительства со стороны депутатов от своих партий в парламенте. Иногда М.б.п. вводятся в правительство в качестве его политических советников.

Министр-председатель

Министр-председатель - глава правительства в Болгарии (по традиции, созданной Конституцией 1879 г.), в Венгрии.

Минорат

Минорат (от лат. minor - меньший)

1) преимущественное (а иногда исключительное) наследование имущества младшим родственником семьи. Принцип М. был закреплен средневековым европейским правом. В отличие от майората М. получил распространение главным образом в крестьянской среде. В русском дореволюционном обычном праве младший сын, если он оставался при отце, получал в наследство двор, а иногда и другое имущество;

2) само наследственное имущество, переходящее младшему в роде.

* * *

(от лат. minor - младший; англ. mino-rate) - принятая в средневековой Зап. Европе система наследования, при которой наследуемое имущество целиком переходит к одному лицу, родственнику, младшему в семье. Как и при майорате, решающим моментом являлся возраст, независимо от степени и линии родства (реже - возраст в связи со степенью и линией родства). М. применялся главным образом в крестьянской среде. Некоторые законодательства (напр., австрийское, прусское) допускали М. как правомерную форму наследования в заповедных имениях, но это было скорее исключением, а не правилом. М. известен и русскому праву со времен Русской правды. В крестьянском обычном праве он сохранялся до конца XIX в. М. был обусловлен тем, что старшие сыновья отделялись от отца, образуя собственное хозяйство, младший же сын традиционно оставался при отце («с отцовского корня никогда не сходит»). Если вместе с отцовским двором к младшему сыну переходило и др. имущество, превышающее доли, выделенные старшим сыновьям, то на него возлагались и обязанности - содержать престарелых родителей, а иногда и незамужних сестер (см. подр. В. Ф. Мухин. Обычный порядок наследования у крестьян. - СПб., 1888).

Мир

Мир - название сельской, а также городской (посадской) общины в России в XIII - начале XX вв. Члены М. собирались на сход для раскладки и сбора податей, перераспределения пустующих общинных земель.

Миранды правило

Миранды правило - в правовой системе США демократическая норма уголовного процесса, созданная Верховным судом в 1966 г. В решении по делу Миранды было указано, что перед допросом обвиняемый должен быть предупрежден о том, что он имеет право молчать, а также право давать показания только в присутствии адвоката. Обвиняемый может потребовать исключить любые признания, полученные, напр., путем незаконной слежки. М.п. не распространяется на подозреваемых, если во время допроса они не находятся под арестом или если они добровольно дают полиции уличающие показания вместо того, чтобы давать их в виде ответов при допросе.

Мирное население

Мирное население - лица, находящиеся на территории воюющих государств, но не входящие в состав комбатантов, т.е. не состоящие на службе в регулярных вооруженных силах какой-либо из воюющих сторон и не принимающие непосредственного участия в боевых действиях. Права и интересы М. н. охраняются нормами международного права, содержащимися, в частности, в Гаагских конвенциях о законах и обычаях сухопутной войны 1899 г. и 1907 г., Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны 1949 г., также в Дополнительных протоколах I и II к Женевским конвенциям 1949 г., принятых в 1977 г. Их общая цель - смягчить страдания, порождаемые войной, без какой-либо дискриминации М.н. по причинам расового характера, национальности, религии или политических убеждений.

Мирное сосуществование

Мирное сосуществование (англ. peaceful coexistence) - в международном праве комплексный принцип взаимоотношений между государствами с различным общественным строем. Впервые ряд принципов М.с. государств (взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета, ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимная выгода, мирное существование) были сформулированы в преамбуле соглашения между КНР и Индией о торговле и связях Тибетского района Китая с Индией в апреле 1954 г.; подтверждены в совместной декларации правительства СССР и правительства КНР от 12.10.1954 г. Эти принципы нашли отражение в решениях Бандунгской конфедерации в апреле 1955 г. и др. международных документах. М.с. предполагает также невоенное решение спорных вопросов путем переговоров, взаимопонимание, взаимное доверие с учетом общих и частных интересов, строгое уважение суверенитета и территориальной целостности всех стран, развитие взаимовыгодного экономического и культурного сотрудничества. М.с. и связанные с ним принципы зафиксированы во многих международно-правовых документах - Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970 г.), Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) и др.

Мирные средства разрешения международных споров

Мирные средства разрешения международных споров - комплекс установленных международным правом процедурных способов и практических мер, которые могут быть предприняты субъектами международного права (в основном государствами) для урегулирования возникших между ними несогласий. Правовой фундамент для использования указанных средств составляет принцип мирного разрешения международных споров,закрепленный, в частности, в Уставе ООН. Статья 33 Устава ООН предусматривает возможность использования в качестве М. с. р. м. с. переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или соглашениям, а также иные подобные средства по выбору участников спора.

Мирный договор

Мирный договор - вид международного договора, который юридически прекращает состояние войны и восстанавливает мирные отношения между воюющими государствами. Как правило, М.д. постановляет прекратить военные действия, урегулировать территориальные вопросы, возместить ущерб, причиненный войной, возвратить военнопленных, привлечь к ответственности военных преступников и т.д. М.д. может быть: прелиминарным (предварительным) или окончательным.

* * *

(англ. peace treaty) - международный договор, на основе которого прекращается состояние войны, устанавливаются территориальные изменения и государственные границы, решаются другие внешнеполитические и экономические вопросы (оккупации, репараций и др.).

Мирный проход

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мирный проход в территориальных водах

Мирный проход в территориальных водах - в международном праве плавание судов через территориальные воды прибрежных государств либо с целью пересечь их, не заходя во внутренние воды, не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, либо с целью пройти во внутренние воды, выйти из них в открытое море или стать на таком рейде, у такого сооружения. Суда всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, пользуются этим правом. Проход должен быть непрерывным и быстрым, хотя и может включать остановку, стоянку на якоре, если это связано с обычным плаванием, необходимо вследствие непреодолимой силы, бедствия или с целью оказания помощи. Подводные лодки должны осуществлять мирный проход, следуя на поверхности.

Мировая сделка

Мировая сделка - решение сторон путем взаимных уступок прекратить возникший между ними спор. М.с. подразделяются на внесудебные и судебные, именуемые мировыми соглашениями. Первые совершаются самостоятельно, вторые фиксируются в протоколе судебного заседания и утверждаются определением суда. М.с. могут быть заключены также в третейском суде.

Мировое соглашение

Мировое соглашение - соглашение сторон, которое прекращает судебный спор на основе взаимных уступок. При этом стороны могут предусмотреть порядок распределения судебных расходов, а также издержек по оплате помощи адвоката. М.с. можно заключить не только во время судебного разбирательства, но и в других стадиях процесса - при рассмотрении дела кассационной инстанцией, в стадии исполнения судебного решения. Возможность разрешения спора путем М.с. выясняется судьей и в процессе подготовки дела к судебному разбирательству. Контроль за законностью М.с. принадлежит суду: он не утверждает М.с., если оно противоречит закону или нарушает чьи-либо права или охраняемые законом интересы. Условия М.с., изложенные стороной устно, заносятся в протокол судебного заседания и подписываются обеими сторонами. М.с., представленное в письменном виде, приобщается к делу. При утверждении М.с. суд выносит определение о прекращении производства по делу, в котором указываются условия М.с.

* * *

(англ amicable arrangement/settlement) - соглашение сторон о прекращении спора о праве гражданском без судебного решения. М.с. является основанием прекращения производства по делу в порядке гражданского судопроизводства (п. 5 ст. 219 ГПК*) и в арбитражном процессе (п. 7 ст. 85 АПК РФ*). Достижение сторонами М.с. оформляется ими письменно. М.с. утверждается судом, о чем выносится определение, в котором указывается о прекращении производства по делу (см., напр., ст. 121 АПК РФ).

Мировой посредник

Мировой посредник - должностное лицо в России в период проведения крестьянской реформы 1861 г. Назначался из дворян для утверждения уставных грамот и разбора конфликтов между крестьянами и помещиками. Обладал судебно-административной властью.

* * *

- в Российской империи должностное лицо, назначавшееся для разбирательства споров и жалоб между крестьянами и помещиками при проведении крестьянской реформы 1861 г. М.п. утверждался Сенатом по представлению губернатора и губернского предводителя дворянства.

Вторая инстанция института М.п. - уездный мировой съезд, объединявший всех М.п. и члена от правительства под председательством предводителя дворянства. К ведению уездных мировых съездов относились: а) разрешение жалоб на решения М.п. по спорам из обязательных поземельных отношений между помещиками и временнообязанными крестьянами; на волостные сходы и на волостных должностных лиц; б) совершение распорядительных действий - исправления уставных грамот по результатам контрольных измерений наделов; разрешение представлений М.п. по жалобам крестьян и др.

Губернское по крестьянским делам присутствие (вышестоящая инстанция) рассматривала жалобы на постановления М.п. и уездных мировых съездов в качестве кассационной инстанции; самостоятельные решения оно принимало по делам об утверждении представленных М.п. мирских приговоров; об обязательном перенесении крестьянских усадеб и обмене угодий, если мировой съезд не принял по этим делам единогласного решения и др. На губернские присутствия возложено было и утверждение представленных М.п. добровольных соглашений между помещиками и крестьянами об уменьшении крестьянского надела.

Решения губернских присутствий могли быть обжалованы во 2-й департамент Сената. Срок для обжалования решений всех инстанций  посреднических учреждений установлен 1 месяц; для обжалования распорядительных действий мирового съезда - 3 месяца. Институт М.п. был в основном упразднен законом от 27.06.1874 г.

Мировой суд

Мировой суд - в ряде государств низшее звено судебной системы. М.с. как суд первой инстанции рассматривает в упрощенном порядке мелкие уголовные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях. Впервые был создан в Англии (XIV в.), затем в Северной Америке (в XVII в.), во Франции (в конце XVIII в., в 1959 г. - ликвидирован), в России (1864-1889 и 1912-1917 гг.). М.с. обычно избираются населением и действуют в составе одного мирового судьи.

* * *

(англ. court of the peace) - низшее звено судебной системы в ряде государств, рассматривающее по упрощенной процедуре мелкие гражданские и уголовные дела. Родиной М.с. является Англия (с XIV в.). Мировые судьи назначаются монархом по представлению лорда-канцлера, по общему правилу, бессрочно; они могут не иметь юридического образования и не получать особого денежного вознаграждения. Во Франции М.с. действовали с конца XVIII в. до 1959 г. в качестве низового звена судебной системы. Мировые судьи назначались правительством; надзор за их деятельностью осуществляла прокуратура. В России М.с. учрежден 20.11.1864 г. в ходе судебной реформы. В его компетенцию входило рассмотрение незначительных гражданских исков (до 500 руб.) и малозначительных преступлений. М.с. был ликвидирован 12.07.1889 г., функции переданы в сельских местностях земским начальникам, в городах - городским судьям, назначаемым правительством. С 15.06.1912 г. в некоторых губерниях М.с. был восстановлен. Окончательно упразднен 22.11.1917 г. декретом № 1 советской власти. Более чем через 70 лет, с принятием ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»**, в России вновь началось возрождение института М.с.

Мировой судья

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мировой съезд

Мировой съезд - съезд мировых судей -апелляционная инстанция для мирового суда, организованного по реформе 1864 г. в России. Для рассмотрения апелляционных дел съезд мог иметь отделения, которые заседали в составе трех мировых судей под председательством одного из них. Председатель съезда избирался на три года мировыми судьями округа (как участковыми, так и почетными). Распорядительная власть председателя заключалась в наблюдении и руководстве работой съезда мировых судей как постоянно действующего учреждения. Председатель распределял работу между отделениями, поручал судьям доклады; он же созывал общие собрания судей.

Миротворческая деятельность

Миротворческая деятельность - в международном праве действия государств по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности, предпринимаемые Советом Безопасности Организации Объединенных Наций, региональными органами (либо в рамках региональных соглашений, либо на основании двусторонних и многосторонних международных договоров) и не являющиеся (согласно Уставу ООН) принудительными.

Мирские повинности

Мирские повинности - натуральные и денежные повинности сельских жителей России до 1917 г. по содержанию органов крестьянской администрации, исправлению дорог и т.п. Раскладка М.п. между сельскими обществами производилась волостными сходами, между отдельными крестьянами - сельскими сходами.

Мисдиминор

Мисдиминор (англ. misdemeanour) -в уголовном праве США и Великобритании категория наименее опасных преступлений, граничащих с административными правонарушениями.

* * *

(англ. misdemeanor) - первоначально (с XIV в.) в Англии преступления, касающиеся интересов частных лиц и не затрагивающие интересы короны, за которые не могли быть назначены смертная казнь и конфискация имущества. В современной англосаксонской системе права (США, Великобритания) мелкие уголовные преступления, граничащие с административными правонарушениями. См. также Фелония.

Миссионер

Миссионер - представитель религиозного объединения, распространяющий вероучение путем организации публичных религиозных мероприятий. Данное понятие содержится в законодательстве ряда субъектов РФ.

Миссионерская деятельность

Миссионерская деятельность - деятельность религиозных объединений и их представителей; организация публичных мероприятий. Данное понятие содержится в законодательстве ряда субъектов РФ.

Миссия

Миссия (лат. missio, от mittere - посылать; англ. mission) - 1) представители государства, направленные в др. государство с какой-либо специальной целью, напр., военная М.; 2) постоянное дипломатическое представительство одного государства в другом, во главе которого (в отличие от посольства) стоит посланник или поверенный в делах (см. Дипломатическая миссия); 3) ответственное задание, поручение; 4) миссионерская организация.

Миссия дипломатическая

Миссия дипломатическая - постоянное дипломатическое представительство, которое возглавляется посланником или постоянным поверенным в делах. В XIX в. М.д. учреждалась в основном в малых странах. Современное дипломатическое право не проводит различия между М.д. и посольством в отношении прав, иммунитетов и привилегий. Под М.д. понимается и разовое дипломатическое поручение ("специальная миссия").

Митинг

Митинг - массовое собрание граждан, чтобы публично выразить отношение к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни. Проводится преимущественно на открытом воздухе, заканчивается принятием резолюции.

* * *

(англ. meeting) - массовое собрание для обсуждения политических и др. актуальных вопросов текущей жизни, в поддержку каких-либо требований, для выражения солидарности или протеста. Право граждан РФ проводить М. закреплено в ст. 31 Конституции РФ*. См. также Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования.

Митрополичье правосудие

Митрополичье правосудие - древнерусский сборник законов, составленный для практического применения епископским судом на основе переработанных Устава Ярослава, Русской правды, норм обычного права.

МКАС

МКАС (Международный Коммерческий Арбитражный Суд при Торгово-промышленной палате РФ)

в России один из постоянных третейских судов. Он действует в соответствии с Законом РФ "О международном коммерческом арбитраже" от 7 июля 1993 г., а также с Положением о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ. МКАС - самостоятельное, постоянно действующее арбитражное учреждение. В его компетенцию входит рассмотрение споров из договорных и иных гражданско-правовых отношений, которые возникают при осуществлении международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон спора находится за границей. Этот же суд разрешает и споры предприятий с иностранными инвестициями, международных объединений и организаций, созданных на территории РФ, между собой, между их участниками, а также споры с другими субъектами права РФ. Основанием для рассмотрения спора в указанном суде служит также арбитражное соглашение.

Мнимая оборона

Мнимая оборона - в теории уголовного права оборона против воображаемого, а не действительного посягательства. Не образует необходимой обороны.

Мнимая сделка

Мнимая сделка - сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (п. 1 ст. 170 ГК РФ). М.с. является ничтожной, т.е. недействительной, с момента заключения, независимо от признания ее таковой в суде.

* * *

- см. Основания недействительности сделок.

Многобрачие

Многобрачие - см. Полигамия.

Предыдущая страница Следующая страница