Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Теория государства и права в схемах и определениях
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

Равноправие граждан

Равноправие граждан - один из основополагающих принципов конституционализма и элементов демократии, означающий равенство граждан перед государством, законом, судом, т.е. равенство прав, свобод и обязанностей граждан государства независимо от пола, расы, национальности, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.д.

Разделение властей

Разделение властей - 1) конституционно-правовой принцип разграничения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную, действующих независимо друг от друга. Принцип разделения властей имеет целью создать систему средств взаимного уравновешивания и контроля, баланса прав и обязанностей, сдержек и противовесов, препятствующих тому, чтобы какой-либо из органов власти, а тем более один человек, мог сосредоточить в своих руках абсолютную власть. Принцип разделения властей закреплен в конституциях многих государств (например, США 1787 г., Италии 1947 г., России 1993 г.). 2) концепция организации и осуществления государственной власти. См.: Разделение властей (теории).

Разделение властей (теории)

Разделение властей (теории) - политико-правовая доктрина, согласно которой государственная власть понимается как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляемых не зависимыми друг от друга государственными органами. Идея разделения властей как разграничения государственных органов и их функций высказывалась еще античными и средневековыми мыслителями (Платон, Аристотель, Полибий, М. Падуанский и др.). Возникновение доктрины разделения властей связано с борьбой буржуазии против феодального, прежде всего королевского, абсолютизма и развитием теории естественного права. Английский мыслитель Дж. Локк (1632-1704) указал на необходимость отделения исполнительной власти от законодательной и обязательность самих законодателей подчиняться действию ими же установленных законов. Классическую концепцию разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную связывают с именем французского мыслителя Ш. Монтескье (1689-1755). В отличие от Дж. Локка, который разделение властей трактовал как сотрудничество и тесное взаимодействие на основе преобладания законодательной власти над исполнительной, Монтескье подчеркивал необходимость полного равновесия, независимости и даже обособления властей. Теория разделения властей была положена в основание концепции правового государства немецким мыслителем И. Кантом (1724-1804). Он считал, что законодательная, исполнительная и судебная власти выражают соединенную волю народа, но в соответствии со спецификой каждой из них организационно разделяются для предотвращения деспотизма. Власти должны действовать обособленно, но в согласии, взаимно дополняя друг друга. Современная практика государственного строительства в большинстве стран ориентирована на использование принципа разделения властей.

Разрешительный порядок

Разрешительный порядок - способ осуществления гражданами своих (конституционных) прав, когда закон обуславливает какие-либо действия по их осуществлению предварительным разрешением компетентных государственных органов.

Разъяснение смысла правовой нормы (толкование)

Разъяснение смысла правовой нормы (толкование) - интеллектуально-волевая деятельность, направленная на доведение интерпретатором смысла и содержания правовых предписаний до заинтересованных субъектов правоотношений.

Расизм

Расизм - совокупность концепций о физической и психической неоднородности человеческих рас, подразделении их на высшие и низшие; теория, предписывающая превосходство или, напротив, неполноценность отдельным расовым или этническим группам, обосновывающая право людей одной расы господствовать над другими; компонент идеологии фашизма; в практическом воплощении - грубейшее нарушение прав человека.

Расследование

Расследование - стадия уголовного процесса, в ходе которой органами дознания и предварительного следствия осуществляются предусмотренные уголовно-процессуальным законом действия и принимаются решения с целью собирания, проверки доказательств быстрого и полного раскрытия преступлений, привлечения в качестве обвиняемых лиц, их совершивших. В ходе расследования выявляются и исследуются все обстоятельства совершенного преступления, в том числе обстоятельства, смягчающие либо отягчающие ответственность обвиняемого либо освобождающие его от ответственности, и др. Материалы расследования после утверждения прокурором обвинительного заключения направляются в суд.

Ратификация

Ратификация - акт официального признания высшим органом государственной власти подписанного уполномоченным представителем государства международного договора.

Реалистическая теория права

Реалистическая теория права - получила распространение в начале XX в. как разновидность социологического направления в юриспруденции. Ее видные представители - американские юристы Д. Фрэнк (1889-1957), К. Левеллин (1893-1963). При определении понятия права "реалисты" исходят из положения, выдвинутого американским судьей О. Холмсом: под правом понимается не что иное, как предвидение того, что фактически исследует суд. "Закон - это сосуд, который судья должен наполнить". Право, с точки зрения реалистов, - это совокупность судебных и административных решений, т.е. реальное, а не "бумажное" право. В отличие от социологов, которые частично признают нормативный характер права, реалисты отрицают его в целом, отождествляют право с конкретной практикой судей и администраторов, объявляют юридическую норму фикцией, иллюзией. По их мнению, "право - это решения, а не правила". "Судья создает право, когда решает дело" (Д. Фрэнк); "Действия, относящиеся к решению споров, являются сферой права. И люди, осуществляющие эти действия, будь то судьи, шерифы, клерки, тюремщики или адвокаты, являются официальными выразителями права. То, что эти официальные лица решают в отношении споров, и есть, по моему мнению, само право" (К. Левеллин). Отвергая понятие права как совокупность норм, реалисты полагаются не на закон, а на судейское усмотрение.

Регистрационный порядок

Регистрационный порядок - способ осуществления гражданами своих (конституционных) прав, когда они могут не испрашивать разрешения на их реализацию, не подавать предварительного заявления. Вместе с тем для получения прав юридического лица нужно пройти процедуру регистрации в соответствующих государственных органах, представив необходимые документы.

Регламент

Регламент - 1) совокупность процессуальных правил, регулирующих порядок деятельности некоторых государственных органов. Принимается для себя государственным органом: регламент Государственной Думы, например; 2) корпоративные правила, деловые обыкновения, определяющие порядок ведения заседаний, митингов, съездов и т.д.

Реквизиты

Реквизиты - необходимые сведения, которые должен содержать правовой акт (нормативно-правовой акт, акт локального регулирования, интерпретационный, поднормативный, индивидуальный, применения норм права) либо документ (например, бухгалтерский) для признания его действительным. Среди такого рода сведений обычно выделяют: наименование акта (документа), время и место его принятия, наименование органа (предприятия или организации), принявшего акт (составившего документ), содержание разрешаемых вопросов, подписи должностных лиц и др. Отсутствие реквизитов в случаях, предусмотренных законодательством, влечет недействительность акта (документа).

Республика

Республика - форма правления, при которой высшие органы государственной власти (парламент, президент) непосредственно избираются (либо формируются общенациональными представительными учреждениями). Современные республики разделяют на парламентские и президентские. Парламентские - основываются на принципе верховенства парламента, который формирует правительство, ответственное перед ним. Формальным признаком парламентской республики является наличие должности премьер-министра, являющегося одновременно главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции (Италия, ФРГ, Португалия). Особенностью президентской республики является соединение в руках президента полномочий главы правительства и главы государства при отсутствии должности премьер-министра, а также избрание президента посредством прямых или косвенных выборов, формирование правительства президентом, отсутствие института ответственности правительства перед парламентом. Президентскими республиками являются США, Аргентина, Мексика. Существует также форма правления, сочетающая черты парламентской и президентской республики, т.е. полупрезидентские республики - глава государства (президент) лично предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит утверждению парламентом (Финляндия, Франция, Россия).

Референдум

Референдум - всенародное голосование, проводимое в связи с принятием новой конституции, других важных законов или внесением в них изменений, решением принципиальных внутриполитических или внешнеполитических вопросов. В зависимости от предмета различают референдум конституционный, законодательный, консультативный. По сфере применения референдум может быть общегосударственным, если он проводится в масштабах всего государства, региональным или местным, если проводится в отдельных субъектах федерации или в административно-территориальных единицах. Законы, другие решения, принятые референдумом, не требуют какого-либо утверждения государственными органами и могут быть отменены либо изменены лишь в порядке, предусмотренном законом. Предметом референдума могут быть: утверждение Конституции, ее отдельных положений, внесение в Конституцию изменений и дополнений; принятие, изменение или отмена законов и т.д. Референдум является одним из институтов непосредственной демократии, проводится с целью обеспечения народовластия и непосредственного участия граждан в управлении государством и местными делами. Рецепция права - возрождение права.

Рецепция римского права

Рецепция римского права - заимствование римского права рядом западноевропейских стран, начиная с XII и особенно в XV-XVI вв. Рецепция римского права привела к тому, что в одних странах римское право стало действующим, в других оказало значительное влияние на содержание национального гражданского права. Такая исключительная судьба римского частного права объясняется тем, что оно было наиболее совершенной формой права, основанной на частной собственности. См.: Римское право.

Римское право

Римское право - право Древнего Рима - наиболее развитая правовая система раннего общества. Римские юристы различали право публичное и частное. Римское право частное пережило само Римское государство и сыграло значительную роль в развитии гражданского права в Средние века и в последующее время. Имела место так называемая рецепция римского права, прямое заимствование институтов и принципов римского права частного при разработке гражданских кодексов. Рецепция римского частного права, прежде всего, имела место в отношении принципов, институтов права собственности и договоров (например, принцип формального равенства в области частного права всех свободных лиц, признание основных имущественных прав за пилигримами, т.е. иностранцами, принцип свободы хозяйственного самоопределения и др.). Достоянием римского частного права является высокий уровень законодательной техники и стилистики. Такие понятия и термины, как титул, бесхозная вещь, приобретение права собственности и давность владения, главная вещь и принадлежность главной вещи, как объекты гражданских правоотношений и многие другие навсегда вошли в законодательство и юридическую лексику, став атрибутом общечеловеческой правовой культуры.

Романо-германская (континентальная) правовая система

Романо-германская (континентальная) правовая система - одна из разновидностей правовых систем мира, возникшая на основе древнеримского права и являющаяся результатом его эволюции и приспособления к новым условиям. Существовала первоначально в странах континентальной Европы, затем распространилась на всю Латинскую Америку, значительную часть Африки, страны Востока, Японию, что объясняется колонизаторской деятельностью многих европейских стран, имеющих высокий уровень кодификации законодательства (ГК Франции 1804 г., Гражданское Уложение Германии 1900 г., Единый торговый гражданский кодекс Италии 1924 г.). Отличительными чертами этой правовой системы являются: а) признание за конституцией высшей юридической силы и установление судебного контроля за конституционностью обычных законов; б) наличие иерархической системы источников права (закон - подзаконные акты), среди которых роль обычая и прецедента незначительна, а закону отведена приоритетная роль; в) проведение широкой кодификации законодательства (в большинстве стран приняты и действуют гражданские, административные, торговые, уголовные, гражданские процессуальные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы); г) деление систем права на отрасли; д) отведение скромной роли судебной практике; е) придание общепризнанным нормам международного права преимущества перед внутренними законами; ж) признание деления права на частное и публичное. Внутри романо-германской правовой системы выделяются группы: романская, опирающаяся в первую очередь на право Франции и включающая в себя правовые системы Бельгии, Люксембурга, Италии, Португалии, Испании; германская, объединяющая наряду с ФРГ правовые системы Австрии, Швейцарии; скандинавская (Швеция, Норвегия, Дания).

Российская Федерация

Российская Федерация - Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления; социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; светское государство. Данное наименование установлено Конституцией РФ 1993 г. (ст. 1).

Предыдущая страница Следующая страница