Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

Ведомственные нормативные правовые акты

ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ - подзаконный акт министерства, государственного комитета, ведомства, адресованный организациям, учреждениям и предприятиям данного министерства (ведомства), изданный в пределах компетенции соответствующего органа на основе и во исполнение законов и постановлений правительства. Это властные волеизъявления государственных органов и других субъектов государственного управления, устанавливающие, изменяющие, отменяющие правовые нормы и изменяющие сферы их действия. К таким актам относятся подзаконные акты министерств и иных ведомств, адресованные организациям, учреждениям и предприятиям данного министерства (и ведомства), а в некоторых случаях и иным организациям и гражданам, изданные в пределах компетенции соответствующего органа на основе и во исполнение законов и постановлений правительства. Несмотря на усиливающееся влияние роли закона в системе законодательства, массив ведомственных нормативных актов остается достаточно значительным.

Ведомственные акты действуют в форме устных велений или документов, содержащих соответствующие веления (предписания). Такие акты издают ведомства в установленном порядке на основе и во исполнение законов в процессе осуществления функций государственного управления.

Верховенство закона

ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА - основополагающий принцип законности, предполагающий исключительность закона, т.е. признание его высшей юридической силы по отношению ко всем иным нормативным правовым актам. Все иные нормативные и ненормативные акты должны издаваться в соответствии с законом и закону противоречить не могут. При этом установлена и действует строгая юридическая субординация: законы должны соответствовать конституции страны, подзаконные нормативные акты подчинены законам и принимаются в строгом соответствии с ними; правоприменительные акты должны соответствовать нормативным правовым актам.

Верховенство закона и его примат в правовой системе проистекают из прерогативы принимать законы исключительно высшим представительным органом государства либо непосредственно первоисточником власти - народом.

Вето

ВЕТО - (от лат. «veto» - я запрещаю) - отказ главы государства утвердить принятый парламентом закон, который нельзя преодолеть (абсолютное, или резолютивное, вето) либо который может быть преодолен (относительное, или суспензивное, вето). В международном праве вето - это право постоянного члена Совета Безопасности ООН запрещать принятие решения, с которым он не согласен. Вето непосредственно связано с процедурой обнародования, является ее своеобразной альтернативой. Применяя право вето, глава государства предлагает парламенту вновь вернуться к обсуждению законопроекта и проголосовать за него. Предоставление главе государства права опротестовывать отдельные статьи закона, принятого парламентом, одобряя его в целом, именуется выборочным, или частичным, вето. В отличие от него, общее вето предполагает отклонение или приостановление всего закона.

Вето Президента Российской Федерации

ВЕТО ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - закреплённое в Конституции РФ право Президента РФ отклонить принятый Федеральным Собранием федеральный закон и направить его палатам для повторного рассмотрения. Право вето, или так называемое право негативного контроля, - одна из важнейших прерогатив Президента в законодательном процессе. Оно означает юридическую возможность главы государства оценивать качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы. Конституция РФ (ст. 107) наделяет Президента РФ правом отлагательного, или так называемого суспензивного, вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, но не вступивших в силу федеральных законов. Право вето в этом значении есть право Президента отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. При этом, по действующей Конституции Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона, которой завершается законодательный процесс. Из Конституции РФ (ст. 107) вытекает отлагательный характер вето Президента, поскольку Федеральное Собрание при повторном рассмотрении отклоненного Президентом закона может принять этот закон в его прежней редакции и таким образом «проигнорировать» (не согласиться) с аргументами главы государства. В период 1993-1999 гг.) из принятых Федеральным Собранием законов на почти 30% из них было наложено вето Президента.

Право Президента РФ наложить вето действует в течение предусмотренной Конституцией РФ срока - 14 дней с момента поступления федерального закона. Если в течение этого времени Президент не определит своей позиции по данному закону, то последний должен быть (по смыслу ст. 107 Конституции РФ) передан для официального опубликования. Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. указал, что решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий.

Вещественные доказательства

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА - предметы, которые своим внешним видом, внутренними свойствами, местом их нахождения или иными признаками могут служить средством установления обстоятельств, имеющих значение для юридического дела.

Взаимосвязь материального и процессуального права

ВЗАИМОСВЯЗЬ МАТЕРИАЛЬНОГО И ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА - обусловленная регулятивной природой действия права объективная взаимная двусторонняя связь между нормами материального и процессуального права. Отрасли, образующие систему права, вне зависимости от их относимости к публичным или частным подразделяются на материальные (конституционное, гражданское, административное, финансовое, уголовное, трудовое, земельное и др.) и процессуальные (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное и др.). При этом второе подразделение имеет вторичный производный от материальных отраслей права характер. Назначение норм состоит в том, что они служат формой реализации и проявления норм материального права в фактических отношениях. При этом в одних случаях материальные нормы вообще не могут быть реализованы помимо процессуальных правил, в других же случаях процедурно-процессуальный порядок осуществления материальных норм ни какого значения не имеет. Так, исключительно в форме уголовного процесса применяются нормы уголовного права; в форме гражданского процесса реализуется множество не только норм отраслей частного, а также и публичного права. В отечественной юридической литературе высказано соображение о том, что процессуального право регулирует отношения, возникающие в процессе реализации норм всех права, всеми его субъектами. Из чего следует, что реализация всех материально-правовых норм предполагает соответствующую им процессуальную форму. Такой подход грешит известной абсолютизацией, однако роль процедурно-процессуальных форм в механизме действия права, действительно, значима. Процедурно-процессуальные средства представляют своего рода юридический механизм перевода материальных норм в фактическое поведение. Усиление такого рода механизмов в современных условиях в особенности важно во взаимоотношениях личности и власти, т.е. в сфере реализации конституционных норм. Тем самым создается юридическое равенство во взаимоотношениях между участниками конституционных правоотношений (государством и гражданином, объединениями граждан), исключается ситуация, когда реализация конституционных прав и свобод граждан зависит от усмотрения властных структур и их должностных лиц.

Взаимосвязь международного и национального права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Взаимосвязь охранительных публично-правовых и частно-правовых норм и уголовного права

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОХРАНИТЕЛЬНЫХ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ И ЧАСТНО-ПРАВОВЫХ НОРМ И УГОЛОВНОГО ПРАВА - обусловленное системным характером действия права значение норм уголовного права в национальной правовой системе. Возможность принудительного обеспечения действия норм различных отраслей права, направленные на предотвращение совершения поступков, представляющих повышенную общественную опасность, и обусловливает наличие этой устойчивой и объективно необходимой связи между нормами права. Нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, финансового и др. отраслей содержат отсылочные положения о возможности применения мер уголовно-правового характера за соответствующие нарушения. Составы таких правонарушений и меры уголовно-правовой ответственности за и их совершение предусмотрены в нормах уголовного права - единственной в составе национальной системы права отрасли, определяющей преступность и наказуемость деяний. В этом смысле уголовное право представляет собой «вынесенную за скобки» совокупность норм, запрещающих особо опасные деяния в сфере конституционного, гражданского, административного и иных отраслей права. С этой точки зрения каждая отрасль права связана с уголовным правом как особым компонентом системы права, защищающим конкретные отрасли и систему права в целом от наиболее нежелательных общественно опасных посягательств (В. М. Сырых).

Следует заметить, что сходную роль в составе правовой системы выполняет та часть административного права, в которой предусмотрены составы административно-правовых нарушений и меры административно-правового наказания. Нормы ряда отраслей права (конституционного, налогового, трудового, экологического и др.) обеспечены возможностью принудительного применения мер административно-правового воздействия за отступление от их требований.

Взаимосвязь права и государства

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА - объективно существующая зависимость между правом и государством, обусловленная их общественной природой и социальным назначением в обществе. «Близость» права к государству отличает его от морали, корпоративных норм и иных социальных регуляторов. Государство воплощает право в законе, усиливает его всеобщность и общеобязательность, придает праву современные юридические формы внешнего выражения, информирует о нем население страны. Государство - сила, которая всегда стоит за правом, обеспечивает реализацию его требований, охраняет его от нарушений. В свою очередь современное государство как суверенная власть не может существовать и функционировать вне права. Оно не в состоянии разрушить объективно сложившийся правопорядок, без которого данный способ производства оказывается невозможным. Отказ от использования права всегда имеет серьезные экономические последствия, ослабляет государственную власть и создает предпосылки для революционной смены существующего строя. Влияние права на современное государство столь значимо, что последнее только и может существовать как правовое государство.

Взаимосвязь права и морали

Статья большая, находится на отдельной странице.

Взаимосвязь права и обычаев (обычных норм)

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ОБЫЧАЕВ (ОБЫЧНЫХ НОРМ) - объективно существующая зависимость между правом и обычными нормами, обусловленная их принадлежностью к единой системе нормативного регулирования. В собственном смысле под обычаем понимают правила поведения, которые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. Поэтому обычаи - это привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам относят не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Конституционного Суда к присяге регламентируется нормами Конституции и Федерального конституционного закона (в Российской Федерации - эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст. 10 Закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»).

Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Таковыми, в частности, ранее действовавший уголовный закон признавал преступления, связанные с пережитками местных обычаев (ст.ст. 231 - 235 УК РФ). Действующий Уголовный кодекс РФ такие деяния, как уклонение от примирения, уплаты и принятие выкупа за невесту, принуждение женщины к вступлению в брак или воспрепятствование вступлению в брак, заключение соглашения о браке с лицом, не достигшим брачного возраста, двоеженство или многоженство к числу преступных не относит (т.е. декриминализирует их).

Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, таковым гражданское право признает обычай делового оборота - правило поведения, сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 5 ГК РФ). Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по своему содержанию источниками российского права, возрастает. Очевидно, есть все основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи не считать исключением в числе иных источников права.

Взаимосвязь права и правовой культуры

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ - «генетическая» взаимная зависимость права и культуры, обусловленная их природой, местом и ролью в общественном сознании и системе нормативного регулирования. Культура есть способ существования человека, его деятельности и результатов этой деятельности. Право, как и другие соционормативные системы регулирования (мораль, религия), является институтом культуры, определяется ее уровнем и характером развития. Влияние культуры на право, их взаимосвязь отображена в понятии правовой культуры.

Взаимосвязь права и правоотношения

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ПРАВООТНОШЕНИЯ - «генетическая» взаимная зависимость права и отношений, обусловленная регулятивной природой права, его способностью упорядочивать (организовывать) поведение людей, «связывая» их субъективными правами и юридическими обязанностями. Чтобы вызвать поведение у конкретного адресата нормы право должно отыскать его из всей массы потенциальных адресатов, обязав их совершать определенные действия либо предоставить им возможность на совершение таких действий. Конкретизация действия права применительно к конкретному субъекту права, выраженное в наделении его субъективными правами или юридическими обязанностями, и воплощено в понятии «правоотношение». Правоотношение - это юридическое средство «привязки» общей абстрактной нормы права применительно к конкретному субъекту - индивиду, организации, государственному органу, иному субъекту. Возникновение правоотношения означает, что нормы права нашли своего адресата, а, следовательно, некто наделяется субъективными правами и соответствующими ему юридическими обязанностями.

Взаимосвязь права и правосознания

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ПРАВОСОЗНАНИЯ - «генетическая» взаимная зависимость права и правосознания, обусловленная их природой, местом и ролью в общественном сознании и системе нормативного регулирования. Правосознание есть вид, форма общественного или индивидуального сознания. Специфика его заключается в объекте отражения - им является право и правовые явления, правовая действительность в целом. Существование, действие права генетически предопределяет появление правосознания. И наоборот: существование права обязано существованию правосознания. При этом право, правовые явления отражаются в сознании человека в специфических понятиях. Что представляет собой правосознание? Это слово состоит из двух понятий: а) сознания и б) права. Сознание есть отражение объективной действительности в психике человека в виде определенных представлений, знаний, оценок о ней. Сознание, как говорят философы, есть субъективный образ объективной действительности.

Взаимосвязь права и применения права

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА - связь, обусловленная потребностями персонификации права применительно к конкретным субъектам. Правоприменение - это особая форма, способ осуществления права, принципиально отличающаяся от реализации права юридической природой, назначением, субъектным составом, местом и ролью в механизме действия права.

Взаимосвязь права и реализации права

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА - генетическая зависимость права и правовых действий, которые осуществляются вследствие правового воздействия. Право выступает регулятором отношений в том случае, когда его нормы и предписания реализуются в поведении и деятельности его адресатов. Право в законе и право в реальной жизни - это соотнесение возможности и действительности. Реализация утверждает право как действенный и авторитетный инструмент социального регулирования. Реализованное право есть правопорядок, определенным образом организованные или упорядоченные отношения. Нереализованное право соседствует с произволом, социальным хаосом.

Взаимосвязь правопорядка и законности

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРАВОПОРЯДКА И ЗАКОННОСТИ - обусловленная специфическими свойствами данных феноменов их Взаимная зависимость друг от друга. Правопорядок и законность явления взаимосвязанные. Правопорядок - это режим законности в действии. Законность - есть требование строгого и неуклонного соблюдения велений правовых норм в поведении и деятельности их адресатов (прежде всего в деятельности должностных лиц государства и его органов). Когда же это требование реализуется, то в обществе складывается правопорядок. Правопорядок с этой точки зрения есть, образно говоря, «реализованная законность».

Порядок в обществе в той или иной сферах общественных отношений может быть достигнут и помимо законности. Так, авторитарное государство, используя неправовые средства борьбы с преступностью, в короткий срок может добиться известных результатов. Этим объясняется то обстоятельство, что уровень преступности при тоталитарном режиме, как правило, сравнительно невысокий. Однако установленный «железной рукой» порядок, отличается непрочностью, носит временный характер. Как только режим ослабевает преступность «вырывается» наружу, отмечается ее всплеск.

Устанавливая и поддерживая порядок нелегитимными средствами, государство отрицает демократию, пренебрегает правами и свободами. С «наведением порядка» резко снижается уровень законности. Государственная власть в этих условиях приобретает откровенно антидемократический характер.

Таким образом, складываясь под непосредственным воздействием законности, право тем самым оказывает непосредственное влияние на демократический характер государственного строя, уровень демократии в стране в целом.

Правопорядок в этом смысле есть право, рассматриваемое под углом зрения его фактического действия, практического осуществления всех его требований.

Взаимосвязь (соотношение) систем права и законодательства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виды актов официального толкования

ВИДЫ АКТОВ ОФИЦИАЛЬНОГО ТОЛКОВАНИЯ - группы интерпретационных актов, отличающиеся преимущественно органами их издавшими. Интерпретационные акты являются разновидностью правовых актов и поэтому наиболее значимой следует признать их классификацию по субъекту. Соответственно толкование (разъяснения) вправе давать тот орган, который издал нормативный правовой акт. К актам официального толкования относятся интерпретационные акты органов исполнительной власти, акты толкования органов прокуратуры. Так, в соответствии со статьей 16 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», Генеральный прокурор на основании и во исполнение действующих законов издает указания, приказы, распоряжения и инструкции. Указание - тот юридический документ, в который облекаются разъяснения содержания интерпретируемых правовых норм и практики их реализации в деятельности органов прокуратуры. Указания Генерального прокурора касаются отдельных вопросов прокурорского надзора, требующих разъяснения, уточнения или устранения имеющихся недостатков.

Виды актов применения права

ВИДЫ АКТОВ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА - группы документально оформленных (или иным образом выраженных) правоприменительных решений, отличающихся субъектами принятия, юридической формой, характером индивидуального предписания, способами выражения.

По субъектам принятия различают: акты главы государства (распоряжения и ненормативные указы), правительства (распоряжения и ненормативные постановления), органов государственного власти, юрисдикционных органов и т.д.;

по юридической форме: указы, постановления, распоряжения, приказы, приговоры, определения, указания, разрешения, представления, протоколы и др.

по характеру индивидуального предписания: регулятивные и охранительные; императивные и диспозитивные; удостоверительные; обязывающие и др.;

по способу выражения правоприменительного решения различают: акты - документы, акты-действия (выраженные вербально - удаление судом свидетеля из зала судебного заседания и в форме конклюдентных действий - сигналы регулировщика) и акты - символы (дорожные знаки, обозначения охраняемых объектов, запретных зон); по процедуре принятия - акты коллегиальные и единоличные; по своей цели - административно-исполнительные и юрисдикционные; по времени действия - акты однократного и длящегося действия.

Виды ведомственных нормативных актов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виды норм права

ВИДЫ НОРМ ПРАВА - группы правовых норм, отличающиеся предметом, методом, способом регулирования, объемом нормативности, структурой, отраслевой принадлежностью, механизмами действия и другими особенностями. Разнообразие поступков и действий людей, выступающих участниками регулируемых отношений, определяет и разнообразие норм права. Их классификация позволяет точнее уяснить природу и назначение норм права в системе нормативного регулирования общественных отношений. В современных условиях роль права неизмеримо возрастает. Количество норм права в этой связи все увеличивается и дифференцируется. «Распределение» их по определенным группам позволяет полнее уяснить их регулятивную природу, механизмы действия, место и роль в системе нормативного регулирования общественных отношений.

В зависимости от объема нормативности все действующие нормы права подразделяются на две большие группы: отправные, или исходные, нормы. Это дефинитивные нормы, нормы-принципы, нормы, закрепляющие правовые аксиомы, презумпции, фикции и преюдиции, в определенной мере, учредительные нормы; нормы-предписания, или нормы-правила. По методу правового регулирования принято выделять: императивные и диспозитивные нормы права. По способу правового регулирования принято выделять обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы. По предмету правового регулирования или по отраслям права принято выделять конституционные, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые, земельно-правовые нормы, нормы трудового права и т.д. Важное значение имеет подразделение норм права на материальные (они содержатся, к примеру, в гражданском, уголовном праве) и процессуальные, закрепляемые, в частности, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном праве. Принято также различать договорные нормы, коллизионные и др.

Виды нормативных правовых актов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виды правового регулирования

ВИДЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - урегулированные правом участки социальной действительности, различающиеся спецификой применяемых регулятивных средств и объемом их применения. По объему правового регулирования, на которое оно распространяется, различают нормативное (общее) и индивидуальное регулирование. Нормативное регулирование - это упорядочение поведения людей при помощи нормативных правовых актов, рассчитанных на многоразовое применение при наличии определенных обстоятельств (юридических фактов). При этом объем регулируемых отношений количественно не определен. Индивидуальное регулирование предполагает упорядочение поведения людей при помощи актов применения норм права, т.е. индивидуальных решений, рассчитанных на одну конкретную жизненную правовую ситуацию, одного субъекта, факта и т.п. (к примеру, приказ администрации организации о приеме конкретного лица на работу).

Правовое регулирование по своему характеру может быть централизованным, государственным и децентрализованным, автономным. В последнем случае речь идет о саморегуляции, получившей в современных правовых системах широкое распространение.

Виды правоотношений

Статья большая, находится на отдельной странице.

Виды (типы) правовой культуры

ВИДЫ (ТИПЫ) ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ - обусловленные особенностями духовно-культурного, правового развития социальной общности, факторами социализации и др. причинами типологические проявления правовой культуры. Культура в правовой сфере находит проявление на уровне общества и применительно к отдельным сферам общественной жизни, конкретным видам деятельности (художественной, управленческой, производственной). По уровню развития правосознания правовая культура подразделяется на обыденную и профессиональную. По типам культуры (цивилизации) можно различать правовую культуру традиционную и европейскую. К этой классификации можно отнести правовую культуру российского общества, которая отличается специфической правовой ментальностью населения и представителей власти; предпочтениями к неправовым средствам достижения фактических результатов. Можно сказать, что это своего рода маргинальный, или промежуточный, тип правовой культуры.

Различие в социально-экономических и культурных условий правового развития людей свидетельствует о существовании правовой субкультуры. Заметны существенные различия в правовой культуре стран, население которых в своей массе исповедует христианскую или мусульманскую религию, восприняло систему общего или континентального права. Правомерно говорить об официальной правовой субкультуре общества и правовой культуре основной массы населения. Нередко законы, иные нормативные правовые акты преимущественно отображают интересы именно элиты (причем они могут быть согласованными с общими интересами, но характеризуют т.н. опережающее правовое развитие) и потому не понятны и мало доступны основой части населения, которая оказывается не готовой их воспринять и руководствоваться ими. Если правовое регулирование в своей массе отображает именно данный тонкий слой, то реальная жизнь и жизнь права - несовместимые вещи. Официальное право в таком случае остается в тени, напротив, «теневое право» действует, выступает регулятором поведения и деятельности.

Виды (типы) правомерного поведения

ВИДЫ (ТИПЫ) ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ - группы правомерных действий.

По внутренней мотивации выделяют следующие разновидности правомерного поведения:

1) основанное на солидарности с правом, уважении к нему. Это разновидность поведения наиболее значима для государства. Его удельный вес напрямую оказывает влияние на эффективность реализации права;

2) конформистское поведение (лицо ведет себя правомерно по той причине, что так поступают иные лица - его окружение);

3) совершенные из-за боязни быть привлеченным к ответственности (его именуют маргинальным, т.е. «пограничным»).

Для закона указанные мотивы не имеют решающего значения, поскольку и то поведение, которое совершается из альтруистических побуждений, и поведение, стимулом к совершению которого являются эгоистические интересы, в равной мере признается правомерным.

По степени социальной значимости принято различать правомерное поведение: желательное и допустимое. При значительных различиях они имеют общее в главном: каждое из них обладает качеством правомерности, общественной пользы. С юридической точки зрения это означает, что одно из них - желательное не может быть признано «более правомерным» в сравнении с поведением допустимым.

В зависимости от того реализует, субъект свои субъективные права или же осуществляет возложенные на него юридические обязанности, можно выделить поведение: 1) возможное (дозволенное) и 2) должное.

Применительно к сферам действия права уместно выделять правомерное поведение: реализующееся в публично-правовой и частно-правовой сферах. Правомерное поведение можно разграничивать применительно к сферам общественной жизни (политической, экономической, социальной, духовно-культурной), видам правовой деятельности субъектов (правотворческой, правоприменительной, правоохранительной и др.), формам реализации права (исполнению, соблюдению, использованию), а также и от вида деяний, имеющих юридическое значение (правомерное поведение, реализующееся в форме разнообразных юридических действий или бездействия).

Виды (формы) правотворчества

ВИДЫ (ФОРМЫ) ПРАВОТВОРЧЕСТВА - результаты правотворческих действий, отличающиеся субъектным составом и юридическими формами выражения правотворческих актов. В зависимости от субъекта правотворчества., т.е. от того, кто «творит» право, принято выделять следующие основные формы (виды) правотворчества: правотворческая деятельность государства (государственное правотворчество); непосредственное правотворчество (референдумное правотворчество); делегированное правотворчество; договорное правотворчество; муниципальное правотворчество; корпоративное (локальное) правотворчество. Основной вид правотворчества - нормотворческая деятельность государства, где особой значимостью выделяется законотворчество, или законодательная деятельность.

Виды юридических фактов

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ - обстоятельства, предусмотренные гипотезами правовых норм в качестве юридических фактов, отличающиеся фактической или юридической однородностью. Это группы типичных юридических фактов. В зависимости от юридических последствий различают следующие разновидности юридических фактов:

правообразующие (заключение брака, трудового договора, избрание на должность и т.д.); правоизменяющие (присвоение ученого звания, специального звания - для сотрудников органов внутренних дел); правопрекращающие (расторжение трудового договора, выплата начисленной страховой суммы, уплата всей суммы паевого взноса и др.). С учетом отмеченного критерия предлагается выделять также и правовосстанавливающие юридические факты, с которыми связано восстановление прав и обязанностей, утраченных субъектами. В семейном праве правовосстанавливающее значение имеют решения суда о восстановлении родительских прав, решение об отмене усыновления, санация брака; в гражданском праве восстановление в гражданских правоотношениях (в которых лицо ранее состояло) может быть связано, к примеру, с возвращением лица, признанного безвестно отсутствующим или объявленного умершим; в трудовом праве такие факты имеют место в связи с восстановлением на работе, в должности незаконно уволенного работника; в конституционном праве - это восстановление в гражданстве и пр.

В зависимости от того, связывается ли данное правоотношение с наличием определенных обстоятельств либо с их отсутствием, выделяют положительные юридические факты (так, факт регистрации брака является основанием возникновения имущественных отношений между супругами) и отрицательные (отсутствие судимости как условие службы в милиции, или одно из условий приобретение иностранным гражданином российского гражданства, невозможность лица избранного депутатом в представительные органы государственной власти, пребывать в иной государственной должности).

Вменяемость

ВМЕНЯЕМОСТЬ - психологическое состояние лица, заключающееся в его способности по уровню социально-психологического развития и социализации, возрасту и состоянию психического здоровья отдавать себе отчет в своих действиях, бездействии (осознавать фактическую сторону и общественную опасность деяния) и руководить ими во время совершения правонарушения и нести в связи с этим за него юридическую ответственность. Так, не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, который вследствие отставания в психическом развитии в момент совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

Водная территория

ВОДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ - часть государственной территории, состоящей из вод, рек, озер, проливов или искусственных водохранилищ и водных путей (каналов), полностью расположенных в пределах границ данного государства, а также территориальные воды, омывающие побережье данного государства.

Воздушное пространство

ВОЗДУШНОЕ ПРОСТРАНСТВО - пространство (столб воздуха), расположенное над сухопутной и водной территории государства. По сложившейся юридической практике воздушное пространство включает высоту до 100 км.

Восполнение пробелов

ВОСПОЛНЕНИЕ ПРОБЕЛОВ - выработанные юридической практикой и закрепленные в законодательстве способы урегулирования юридического спора при наличии пробела в законодательстве. К числу таких средств относят аналогию закона и аналогию права.

Время действия закона (правовое время)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Всенародное обсуждение законопроекта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Всеобщая кодификация

ВСЕОБЩАЯ КОДИФИКАЦИЯ - такой вид кодификации, который связан с созданием сводных кодификационных актов по всем отраслям законодательства. Создание Свода законов («Кодекса кодексов») - наиболее характерный пример такой кодификации. Всеобщая кодификация предлагает принятие законотворческим органом кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и создание на этой основе объединенной, внутренне согласованной системы актов («Кодекса кодексов»). Создание такого рода кодификационного акта «Кодекса кодексов» является стратегической линией совершенствования российского законодательства на длительную перспективу. Решению этой задачи должна быть подчинена вся кодификационная работа, проводимая в стране.

Всеобщность, и общеобязательность права

ВСЕОБЩНОСТЬ, И ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПРАВА - признак права, означающий, что правовые установления (нормы) обязательны для всех, кому они адресованы, они действуют, не ограничиваясь кругом определенных лиц, во времени и в пространстве. Право в этом смысле характеризуется всеобщностью действия, под влияние права подпадают все, чье поведение в той или иной мере нормируется правом. В тех сферах общественной жизни, где действует право, индивид, коллективы людей не могут игнорировать правовые установления, обязаны совершать действия и поступки сообразуясь с правовыми стандартами.

Вступление в силу подзаконных нормативных правовых актов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вступление закона в действие

ВСТУПЛЕНИЕ ЗАКОНА В ДЕЙСТВИЕ - предусмотренный нормами права (законодательством) порядок придания закону юридической силы, т.е. значения действующего источника права. В отношении федеральных законов действуют три правила:

а) по общему правилу законы вступают в действие одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, т.е. опубликования их в официальных изданиях - Собрании законодательства РФ, Российской или Парламентской Газете. Десятидневный срок обусловлен действием презумпции знания закона, необходимостью приведения действующего законодательства в соответствие с принятым законом, а также осуществлением комплекса необходимых мер организационно-технического и материально-финансового характера, направленных на обеспечение исполнения принятого закона. Означенный порядок в современной отечественной законодательной практике встречается редко. При этом в самом законе содержится указание на десятидневный срок вступления его в действие, это является излишним. Так, в ст. 80 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указано, что данный Закон вступает в силу через десять дней со дня его опубликования;

б) при принятии закона может быть предусмотрено его вступление в действие непосредственно с момента официального опубликования, если в самом законе не указано иное. Применяется в случаях улучшения правового положения его адресатов, повышения пенсий, минимальной зарплаты и др. Часто законодатель практикует введение в действие таким способом федеральных законов, вносящих изменения, дополнения в уже действующие законы. В то же время практика использования отмеченного здесь порядка федеральных законов в действие достаточно распространена;

в) закон вступает в действие в определенном самим законом порядке. При этом закон может содержать прямое указание о дате или конкретном периоде его вступления в действие. Так, ст. 2 Федерального закона от 22 марта 2003 г. «О запрете производства этилового спирта и оборота этилированного бензина в Российской Федерации» содержит положение о том, что данный Закон вступает в силу с 1 июля 2003 г.; в соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» данный закон вступает в силу через 4 месяца со дня его официального опубликования. Так, Федеральным законом от 14 ноября 2002 г. «О введении в действие Гражданского процессуального Кодекса РФ» указано, что ГПК вводится в действие с 1 февраля 2003 г.

Второе чтение законопроекта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Выбор способа правового регулирования

ВЫБОР СПОСОБА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - элемент законодательной техники, позволяющий из всей совокупности юридических средств, которые находятся в распоряжении законодателя, - запретов, позитивных обязываний, дозволений, рекомендаций, ограничений, стимулирования избрать те из них, которые в наибольшей мере отвечают характеру регулируемых законом отношений, социальной значимости тех интересов, которые обеспечиваются этим законом. Выбор способа правового регулирования обусловлен целями законодательной политики. Если законодатель ставит задачу, способствовать принимаемым им законом возникновению тех или иных отношений, то он вынужден будет прибегнуть к дозволениям, рекомендациям; если преследуется цель не допустить возникновение определенных отношений, то соответственно используются позитивные обязывания (предписания), запреты. В зависимости от сферы регулируемых отношений - сферы действия частного или, напротив, публичного права - применяются диспозитивные либо императивные методы правовой регуляции либо их комбинирование.

Выбор формы правового регулирования (или внешней формы правовых норм)

ВЫБОР ФОРМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (ИЛИ ВНЕШНЕЙ ФОРМЫ ПРАВОВЫХ НОРМ) - элемент законодательной техники, использование которого позволяет определить целесообразность придания нормативному акту определенной юридической формы выражения (закон, правительственный, ведомственный акт и пр.). Такой элемент законодательной техники важен тем, что от внешней формы зависит достоверность и юридическая сила предписаний принимаемого акта, место этого акта в действующей системе законодательства и т.д.

Предыдущая страница Следующая страница