Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "Д"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д"

Давность привлечения к юридической ответственности

ДАВНОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - установленный законом срок после совершения правонарушения, в течение которого лицо подлежит привлечению к юридической ответственности и с истечением которого такая ответственность исключается. Давностные сроки привлечения лица, совершившего правонарушение, определяются в законодательстве. Так, в соответствии со ст. 83 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, освобождается от отбывания наказания, если обвинительный приговор суда не был приведен в исполнение в следующие сроки со дня вступления его в законную силу: а) два года при осуждении за преступление небольшой степени тяжести; б) шесть лет при осуждении за преступление средней тяжести; в) десять лет при осуждении за тяжкое преступление; г) пятнадцать лет при осуждении за особо тяжкое преступление.

Дееспособность

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ - способность своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права и юридические обязанности. Если дееспособность юридического лица возникает в месте с правоспособностью, то по отношению к гражданам дело обстоит иначе. Закон исходит из того, что гражданская дееспособность в полном объеме наступает с совершеннолетия, то есть по достижению восемнадцатилетнего возраста. В соответствии с Конституцией гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60). С указанного момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 ГК РФ). Дееспособный гражданин вправе осуществлять любые предоставленные ему права: заключать гражданско-правовые сделки, вступать в брак, распоряжаться принадлежащим ему имуществом, совершать иные дозволенные или не запрещенные законом юридически значимые действия и самостоятельно нести за них ответственность. В то ж время к дееспособности в некоторых отраслях права применяется оговорка: в частности, осуществление некоторых политических прав не всегда совпадает с возрастом гражданского совершеннолетия. Так, депутатом Государственной Думы может быть лицо, достигшее 21 года, членом Совета Федерации - 40 лет, Президентом РФ - не моложе 35 лет и т.д.

В отличие от правоспособности дееспособность не является естественным свойством человека. Закон исходит из той презумпции, что дееспособный человек полностью осознает характер своих действий, предвидит их результат, в т.ч. возможные отрицательные последствия. Поэтому кроме достижения определенного возраста дееспособность связывается с психическим здоровьем человека, его естественным состоянием.

По общему правилу полная дееспособность наступает с 18 лет. В гражданском праве имеет место частичная и неполная дееспособность.

Действие закона по предмету

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ПО ПРЕДМЕТУ - область отношений и круг лиц, на которые распространяется действие закона. Пределы действия нормативного акта по предмету определены тем, на какой предмет или круг общественных отношений распространяются нормы, содержащиеся в данном акте, и к какой разновидности они относятся (общим, отраслевым, специальным). Соответственно, по предмету регулирования различают неограниченное и ограниченное действие закона. Кроме того, различают так называемое субсидиарное действие закона.

Действие нормативного правового акта в пространстве

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА В ПРОСТРАНСТВЕ - пространство (территория), на которое распространяется действие нормативно-правового акта. Действие нормативно-правовых актов в пространстве характеризуют два принципа - территориальный принцип действия нормативных актов в пространстве и принцип экстерриториальности.

Действие нормативного правового акта во времени

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ВО ВРЕМЕНИ - время, в течение которого нормативный правовой акт способен оказывать регулятивное воздействие, т.е. порождать определенные юридические последствия. Это обязательность требований (предписаний) нормативно-правового акта (его исполнения) в течение определенного времени на определенной территории и в отношении определенного круга лиц и организаций. Действие нормативного правового акта во времени охватывает комплекс правил, определяющих: а) момент вступления акта в законную силу; б) момент прекращения его действия; в) условия применения установленных нормативным актом правовых норм к отношениям, возникающим до его вступления в законную силу («обратная сила закона»); г) возможность применения некоторых положений нормативно-правового акта после утраты им юридической силы («переживание закона»). С началом действия нормативно-правового акта вводится правовой режим, которому должны неуклонно следовать все. Вопрос о том, как вступает закон, иной правовой акт в силу, принципиально важен.

Действие нормативного правового акта по кругу лиц

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ПО КРУГУ ЛИЦ - применимость нормативного правового акта к определенному кругу субъектов права, т.е. определение тех физических лиц и организаций, которые подпадают под действие закона. Общее правило здесь следующее: нормативный правовой акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

Все лица - это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы и лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы, а также внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальных, значит, в РФ все граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, находящиеся на территории РФ, обязаны подчиняться законам государства, в котором они пребывают. В то же время права могут распространяться не только на лиц, пребывающих на территории РФ, но и в отношении проживающих в иностранных государствах. Это касается как российских граждан, так и соотечественников.

Вместе с тем существует определенные особенности действия нормативных правовых актов по кругу лиц.

Во-первых, действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на ее граждан за пределами государственной территории РФ. Так, гражданин РФ, совершивший преступление на территории другого государства и привлеченный в этой стране к уголовной ответственности после отбывания наказания не освобождается от наказания по российскому законодательству.

Во-вторых, действие нормативных актов по кругу лиц определяется принадлежностью к российскому гражданству. Некоторые политические права и свободы распространяются на иностранных граждан. Равно эти лица не обременены некоторыми конституционными обязанностями. Особую группу представляют лица без гражданства и беженцы, пребывающие на территории РФ.

В-третьих, под действие закона полностью или частично не подпадают лица, обладающие различными правовыми иммунитетами.

Ограничение действия закона по кругу лиц обусловлено спецификой закона, т.е. особенностями его действия по предмету (а также и в пространстве). Так, Семейный кодекс РФ регулирует отношения между супругами, между родителями и их детьми. Закон о милиции главным образом касается персонала (сотрудников) милиции. Законодательство о правовом положении иностранных граждан, о беженцах, о вынужденных переселенцах и т.д. ограничивает свое действии в отношении строго определенного круга лиц.

Действие нормативно-правовых актов

ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ - обязательность требований (предписаний) нормативно-правового акта (его исполнения) в течение определенного времени на определенной территории и в отношении определенного круга лиц и организаций. Для применяющего право важно не только отыскать необходимый нормативный акт, но и уяснить пределы и характер его действия. При этом уяснению подлежит следующий круг вопросов: 1) с какого времени и в каком режиме действует данный акт (действие во времени); 2) на какую территорию распространяется действие акта (действие в пространстве); 3) какие отношения регулируются данным актом (действие по предмету); 4) на каких лиц распространяется акт (действие по кругу лиц).

Действие права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Действия

ДЕЙСТВИЯ - те проявления правовой активности людей, которые порождают юридические последствия. Это разновидность юридических фактов, связанных исключительно с волевой деятельностью людей. Все действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Правомерными являются такие действия, которые соответствуют предписаниям закона и принципам права. Принято выделять две их группы - юридические акты и юридические поступки. Неправомерные действия запрещаются законом и всегда влекут наступление для правонарушителя негативных правовых последствии. К таким действиям относятся административные правонарушения, преступления, гражданско-правовые деликты, нарушение договорных обязательств и др.

Делегированное правотворчество (делегированное законодательство)

ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО (ДЕЛЕГИРОВАННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО) - правотворческая деятельность органов исполнительной власти (как правило, правительства) осуществляемая ими по поручению (делегации) парламента. Данный вид правотворчества предполагает издание органом исполнительной власти нормативных правовых актов по уполномочию органа законодательной власти. Акты делегированного законодательства фактически обладают силой закона. Делегирование законодательного права допускается только на определенный срок по определенному кругу вопросов, при условии, что это не запрещено конституцией страны. В результате такой правотворческой деятельности принимаются нормативные правовые акты по вопросам, входящим в компетенцию парламента. Такой специфический вид нормотворчества государственных органов применяется для оперативного решения определенных проблем при соблюдении определенных условий: нельзя принимать акты, имеющие обратную силу; не допускается субделегация делегированных нормотворческих полномочий; акты принимаются по строго определенному кругу вопросов и др.

Деликтоспособность

ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ - способность лица отдавать отчет своим действиям и нести за них ответственность. Некоторые ученые исходят из того, что деликтоспособность выступает одной из форм проявления дееспособности субъекта. Как и для дееспособности, наступление деликтоспособности связано с возрастом субъекта. Так, в гражданском праве ответственность наступает с 18 лет; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет несут имущественную ответственность по тем сделкам, совершение которых разрешено им по закону. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего несут его родители, усыновители или опекуны. По российскому законодательству общая ответственность наступает с 16 лет, а по отдельным категориям преступлений - с 14 лет. В административном праве деликтоспособным признается лицо, достигшее 16 лет, дисциплинарная ответственность в трудовом праве наступает с пятнадцатилетнего возраста.

Дерегулирование

ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ - деятельность государства, направленная на устранение (полное или частичное) юридической регламентации определенных сфер жизнедеятельности людей. Политика дерегулирования (она, кстати, охватывает и проблему перераспределения методов правового регулирования) отнюдь не ведет к девальвации права, а напротив, подчинена задаче обеспечения его качества, усиления тонкости и точности (экстенсивности, по выражению В. В. Лазарева) правового регулирования. Проблема дерегулирования связана с мерой присутствия государства в сфере экономики и применяемыми им методами воздействия на эту важнейшую сферу жизнедеятельности современного общества. В современных условиях политика дерегулирования становится необходимым условием формирования новой правовой среды. Следует заметить, что в той или иной степени эта проблема актуальна для всех правовых систем, в том числе и стран Запада (правда, ее пик пришелся на 70-80-е годы), которые длительное время исповедывали лозунг эпохи либерализма «меньше государства» (значит, и государственного регулирования, особенно в сфере производства материальных благ). Тем более она актуальна для нашего государства, ранее бывшего монопольным «производителем» юридических установлений, вследствие чего нормативный акт выступал господствующим и едва ли не единственным источником права. В условиях развернувшейся глобализации хозяйственной жизни, выводящей это органическое единство (рыночных, государственных и гражданских механизмов) за пределы национально-государственного уровня, проблема дерегулирования особо актуализируется.

В то же время важно иметь в виду следующее. В условиях перехода от командной экономики к рыночной вопрос о дерегулировании означает создание предпосылок (во всяком случае, государственно-правовых) для безусловного устранения бюрократических препон экономической инициативе. В нынешних условиях на проблему дерегулирования следует, по-видимому, смотреть несколько с иных позиций, не презюмируя это как ограничение объективно необходимого участия государства в экономической жизни общества. Экономисты верно обращают внимание на то обстоятельство, что есть много примеров тому, когда недостаточное «присутствие», а то и «отсутствие» государства в сфере экономики порождает серьезные негативные (в т.ч. криминальные) социально-экономические последствия.

Дефинитивные нормы права

ДЕФИНИТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА - нормы, закрепляющие в обобщенном виде признаки того или иного юридического понятия: преступления, вины, соучастия - в уголовном праве, правоспособности, дееспособности, эмансипации, юридического лица, сделки, обязательства, неустойки, договора и др.- в гражданском праве. Как правило, дефинитивные нормы (это характерно для всех отправных норм) содержатся в общей части кодифицированного акта (кодекса), хотя их немало в его особенной части. В последнее время принятые федеральные законы субъектов РФ снабжены специальным разделом «общие положения», в котором дается перечень используемых понятий. Так, в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ» статья специально посвящена законодательной характеристике таких понятий, как «выборы», «избирательные права граждан», «гарантии избирательных прав граждан», «активное избирательное право», «пассивное избирательное право», «избиратель», «избирательные комиссии», «список кандидатов» и др.

Деятельностный подход в праве

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПРАВЕ - способ правопознания, использование которого позволяет охарактеризовать нацеленность права, его норм и институтов на достижение фактических результатов, тех целей, которые вытекают из права. Право, с точки зрения данного подхода, представлено теми установлениями, которые воплощаются в фактическом правомерном поведении индивидов и их объединений. «Что не реализуется, то не является правом» - формула данного подхода.

Динамизм права

ДИНАМИЗМ ПРАВА - способность права реагировать на появление новых или исчезновение устаревших отношений в сфере действия права. Как реально действующая система регулирования право весьма чувствительно к изменяющимся социальным условиям, духовно-культурному строю общества. О «чистом праве», как это понимал Г. Кельзен (т.е. о неподвластности права социальным условиям - политике, экономике, культуре), можно говорить лишь весь условно. Изменяющиеся общественные условия объективно «вносят» изменение в содержание права. Динамизм права, таким образом, задан характером и содержанием общественных отношений, деятельности и поведения людей.

Диспозитивные нормы

ДИСПОЗИТИВНЫЕ НОРМЫ - нормы, которые указывают определенный вариант поведения, но при этом предусматривают самостоятельность адресатов этих норм, позволяя им урегулировать отношения по собственному усмотрению. Это нормы, которые действуют лишь постольку, поскольку субъекты не установили своим соглашением иных условий своего поведения. Типичным примером являются нормы гражданского права. Так, в соответствии со ст. 897 ГК РФ, расходы на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение, если иное не предусмотрено договором хранения. Диспозитивные нормы преобладают в отраслях частного права, однако и в публичном праве, для которого более характерен разрешительный принцип (тип) правового регулирования, такие нормы есть. В частности, предоставление дискреционных полномочий (свободы усмотрения) должностному лицу (или органу) связано с использованием конструкции диспозитивной нормы. Согласно ч. 1 ст. 187 УПК РФ допрос производится по месту производства предварительного следствия (императивная норма). Следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого (диспозитивная норма).

Диспозитивный метод

ДИСПОЗИТИВНЫЙ МЕТОД основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Он допускает сторонам отношения урегулировать собственные действия по своему усмотрению. Законом лишь определяются пределы такого усмотрения либо устанавливаются определенные процедуры. В основе диспозитивного метода лежит свободное (неподчиненное) положение участников правоотношения и договор как источник его возникновения. Если императивный метод как бы вынуждает участников отношения вступать в юридическую связь, то диспозитивный - связан с тем, что фактические действия граждан, их организаций, складывающиеся на этой основе отношения, имеют приоритет перед юридическим установлением.

Диспозиция

ДИСПОЗИЦИЯ - часть правовой нормы, указывающая на возможное и должное поведение субъектов, саму цель действия данной нормы. Диспозиция - это само правило поведения, то, что должны совершить адресаты данной нормы, можно сказать, цель данной нормы.

В зависимости от способа формулирования диспозиции в статьях нормативных актов принято выделять простые, описательные, ссылочные и бланкетные диспозиции. Простые диспозиции только указывают на само правило поведения. Примерами таких диспозиций являются ст.ст. 181, 189, 190 УК РФ. Описательные диспозиции содержат указания существенных признаков поведения (правила). Такие диспозиции содержатся в ст.ст. 156, ч. 4, 136, 140, 147, 176, 178 УК РФ. Ссылочными являются диспозиции, которые не содержат правила поведения, а отсылают к другой норме. Примером ссылочной диспозиции может служить ст. 85 ГК РФ, согласно которой права и обязанности сторон по договору банковского счета, «связанные с кредитованием счета, определяются правилами о займе и кредите (глава 42), если договором банковского счета не предусмотрено иное». Или: согласно ст. 49 ГПК РФ, «представителями в суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в статье 51 настоящего Кодекса. Лица, указанные в статье 52 настоящего Кодекса, имеют полномочия представителей в силу закона». В отличие от ссылочной бланкетные диспозиции отсылают не к нормам, а к нормативным актам. Так, в соответствии со ст. 105 Арбитражного процессуального кодекса РФ, льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом.

Дисциплинарная ответственность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дисциплинарное производство

ДИСЦИПЛИНАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - вид юрисдикционного несудебного производства, связанный с рассмотрением вопроса о применении мер дисциплинарной ответственности к лицу, совершившему дисциплинарный проступок (см. главу 25). Дисциплинарное производство может носить упрощенный характер, при котором после оперативного выяснения обстоятельств дела уполномоченное законом должностное лицо тотчас же принимает решение о применении соответствующего дисциплинарного взыскания. Процессуальная регламентация данного вида производства предусмотрена Трудовым кодексом РФ (см. главу 30), а также специальными нормативными правовыми актами, определяющими особенности применения дисциплинарной ответственности по отношению к военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел, служащих железнодорожного, воздушного транспорта и т.д.

Дисциплинарные проступки

ДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОСТУПКИ - противоправное виновное неисполнение работниками (рабочими или служащими) своих трудовых обязанностей, нарушающие правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарный проступок представляет нарушение трудовой, воинской, учебной, финансовой или иной дисциплины. При этом субъектом дисциплинарного проступка может быть только лицо, которое в силу своего профессионального положения обязано соблюдать правила, устанавливающие тот или иной режим деятельности. Меры дисциплинарной ответственности закреплены в санкциях и выражаются в замечании, выговоре, строгом выговоре, переводе на низшую должность, отчислении из учебного заведения. Система дисциплинарных взысканий в отношении сотрудников милиции закреплена в Положении о службе в органах внутренних дел. Легальное определение дисциплинарного проступка дано в Трудовом кодексе (ст. 193).

Догма права (специально-юридическая теория, или аналитическая юриспруденция)

ДОГМА ПРАВА (СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, ИЛИ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЮРИСПРУДЕНЦИЯ) - часть общей теории права, изучающая право с позиции специально-юридических свойств и проявлений. Это имеющая характер логической системы теория, связанная с атомистической проработкой фрагментов правовой действительности, осуществляемая путем обобщений, получаемых аналитическим путем данных (выработки понятий, категорий) на основе текстов законов и иных нормативных правовых актов, судебных решений, сложных юридических дел (казусов), др. реальных фактов правовой жизни (С. С. Алексеев). Предметом догмы права является изучение права как юридической формы общественных отношений, формулирование понятий, специально-юридический анализ правового регулирования норм права, правоотношений, правоприменения, правонарушения, мер принуждения в праве, систематизации законодательства и др.

Договорное правотворчество

ДОГОВОРНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО - правотворческая деятельность, связанная с принятием (внедрением в правовую систему) конституционных управленческих (административных) договоров, различных соглашений, заключаемых государственными и иными органами и правотворческими субъектами на договорной основе. Содержащиеся в таких договорах нормы, обязательства являются основой для принятия соответствующих решений (актов), совершения юридических действий. В сфере конституционного и административного правотворчества договорное нормотворчество занимает значительное место.

Доказательства

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА - фактические данные (сведения о фактах), полученные в предусмотренном законом порядке, которые имеют значения для рассмотрения дела.. Это: объяснение сторон, показания свидетелей, заключения экспертов, документы, иные письменные и вещественные доказательства.

Доказательства в уголовном процессе - это любые фактические данные, на основании которых орган дознания, следователь, судья и суд устанавливают вину лица, совершившего преступление и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Доказательства в гражданском деле - это какие-либо фактические данные, на основании которых судья или суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, которые обосновывают требования и возражения сторон и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Такие данные устанавливаются показаниями сторон и третьих лиц, показаниями свидетелей, письменными и вещественными доказательствами, заключениями экспертов.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением конституционных прав и свобод граждан, норм процессуального закона, которые регулируют собирание, проверку и оценку доказательств. Никакие доказательства не имеют заранее установленной законом силы. Среди доказательств различают прямые и непрямые (по их принадлежности к устанавливаемым фактам, обстоятельствам дела), первичные и производные (по способу образования), а в уголовном процессе и по делам об административных правонарушениях - также обвинительные и оправдательные. Виды доказательств перечислены в законе, в частности в ст. 52 ГПК РФ1, ст. 69 ч. 2 УПК РФ.2

Доказательства подразделяются на письменные и вещественные; прямые (закрепляют так называемый «главный факт») и косвенные («вспомогательные»).

[1] Статья 52 ГПК называется «Законные представители». Доказательствам посвящена Глава 6. ГПК «ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ», список доказательств перечисляется в статьях 71, 73 и косвенно статья 77 (прим. Яндекс.Словарей) [2] Статья 69 УПК называется «Отвод переводчика». Доказательствам в УПК посвящен Раздел III «ДОКАЗАТЕЛЬСТВА И ДОКАЗЫВАНИЕ», список доказательств представлен в статье 74, 81 и 84 (прим. Яндекс.Словарей)

Доктринальное толкование

ДОКТРИНАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ - разъяснение смысла правовых предписаний, даваемое научными и другими квалифицированными юридическими учреждениями (работниками) на основе уяснения и анализа правовых норм. Формально оно не имеет обязательной силы. Вместе с тем, основанное на убедительности, научной обоснованности, авторитете толкующих лиц, доктринальное толкование оказывает существенное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. Посредством доктринального толкования юридическая наука оказывает прямое влияние на юридическую практику, улучшает качество правосудия, вносит элементы профессионализма в правосознание должностных лиц, применяющих право, повышает правовую культуру граждан, укрепляет режим законности в стране. Известны периоды в истории государства и права, когда работы видных юристов признавались источниками права и на их основе решались конкретные дела (в отдельных странах доктрина права и ныне признается таким источником).

Доступность терминологии

ДОСТУПНОСТЬ ТЕРМИНОЛОГИИ - адекватное отображение в терминах содержания норм права и их восприятие индивидуальным и общественных сознанием. Чтобы нормы закона воплотились в реальном поведении, они должны быть доступными для понимания, понятыми и воспринятыми их адресатами. Это предполагает, что закон должен быть написан ясным, простым и доступным языком. Доступность терминологии - это ясность, простота законодательного текста. В тексте нормативного акта не допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор; не допустимо использование канцеляризмов, штампов, слов и оборотов бюрократического стиля. Требование доступности предполагает корректное использование законодателем терминов, аббревиатур и сокращений, образованных из двух и более слов, осторожность при введении в оборот иностранной терминологии и техницизмов. Требование доступности предполагает также решение вопроса по отношению к так называемым новым нормативным компонентам - технико-юридическим частям законодательного акта - чертежам, схемам и рисункам. Будучи составной частью диспозиции или гипотезы нормы такие компоненты выполняют роль предписаний. Они служат в качестве официального пояснения к словесным формулировкам нормативных предписаний и потому обязательны к исполнению. Их использование повышает точность законоположений, но при этом доступность существенно снижается.

Точность и доступность как два основополагающих свойства языка закона входят в противоречие друг с другом. Так, точность закона предполагает использование специальной терминологии, абстрактного способа изложения правовых норм. В то же время требования доступности ориентирует законодателя, на ограниченное использование специальной терминологии и изложение (описание) правовых норм не абстрактным, а казуистическим способом и пр. Существенной причиной затруднений в понимании текстов предписаний связана с использованием специфических приемов законодательной техники, в частности, юридических фикций, отсылок и др. Противоречие действительно существует, но существуют и приемы законодательной техники, которые позволяют его отчасти преодолеть. К тому же кропотливая работа над законодательным текстом в процессе подготовки закона, многочисленные лингвистические консультации позволяют добиваться понятности юридического языка. Понятно, что в тесте остаются сложные юридические конструкции, которые не поддаются доходчивому изложению. Однако общедоступность законодательного языка нельзя достигнуть в ущерб точности и глубины конструирования законодательных формул. В то же время не поддающаяся упрощению сложность текста компенсируется различного рода пояснениями к основному тексту.

Предыдущая страница Следующая страница