Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "Е"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

Европейское ("коммунальное") право

ЕВРОПЕЙСКОЕ («КОММУНАЛЬНОЕ») ПРАВО - особый нормативно-юридический комплекс, призванный урегулировать взаимоотношения, складывающиеся в рамках Европейского Союза. Это право Европейского Союза, вытекающее из Парижского 1951 г., Римского 1957 г., Брюссельского 1965 г., а также Маастрихтского 1992 г. и Амстердамского 1997 г. договоров. Европейское право - это региональное право, отличное от международного тем, что оно образует специальный регионально-правовой режим правового регулирования, имплементированное в правовые системы стран - членов Европейского Союза. Иначе его именуют еще «коммунальным правом». Европейскому праву одновременно присущи как черты наднационального, так и внутригосударственного права. Действие европейского права распространяется на территории стран - членов Европейского Союза. Структурно европейское право включает: 1) право Европейских сообществ, объединяющих 6 государств - Францию, Италию, страны Бенилюкса и ФРГ, подписавших Договор об образовании каждого из трех Европейских Сообществ (Европейского объединения угля и стали, ЕЭС и Евратом). В последующем к этим странам-учредителям присоединились Великобритания, Ирландия, Дания (1972 г), Греция (с 1974 г.), Испания и Португалия (с 1986 г.); 2) право Европейского Союза и 3) положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в рамках Совета Европы в 1951 г.

Структурно европейское право состоит из двух составляющих - институционального права (норм, закрепляющих политическую, административную и юридическую организацию Сообществ, и касающихся статуса, функций и полномочий различных органов и институтов ЕС - Европарламента, Европейской комиссии, Европейского суда и др.) и материального европейского права или норм, регулирующих поведение и деятельность индивидов и групп в различных областях, входящих в сферу применения европейских договоров.

В европейском юридическом лексиконе термин «европейское право» кроме своего собственного назначения используется и в иных значениях:

как совокупность национальных правовых систем европейских государств. «Европейское право» в этом случае используется как собирательное понятие, призванное отобразить правовую карту Европы, несмотря на весьма значительные и даже принципиально отличные черты правовых систем стран европейского региона;

как той совокупности международно-правовых норм, посредством которой регулируются отношения между европейскими государствами в самых различных областях. Это нормы, содержащиеся в конвенциях и соглашениях, заключенных европейскими государствами, а равно в двусторонних договорах и соглашениях, регулирующих отношения между теми или иными европейскими государствами.

Европейское правовое пространство

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО - сфера действия норм и институтов региональной правовой системы, объединяющей национальные правовые системы европейских стран, участвующих в общеевропейском процессе (политическом, культурном, военно-техническом, социально-экономическом и др.). Понятие «европейское правовое пространство» впервые сформулировано в документах Хельсинского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Предполагалось, что его назначение насаждение определенного правового минимума (обязательного свода политических и правовых принципов и норм), которым должны следовать европейские государства и их правовые системы. Тем самым обеспечивается их конструктивное участие в общеевропейском процессе, имеющем своей целью создание «единого общеевропейского дома».

Единство законности

ЕДИНСТВО ЗАКОННОСТИ - принцип законности, означающий единообразие (одинаковость) в понимании содержания юридических норм всеми субъектами права и их претворении в жизнь на всей территории государства. Для федеративного государства действие данного принципа имеет особое значение. По этой причине и в условиях федеративного государства сохранение вертикали власти имеет важное значение.

В то же время единство законности предполагает разнообразие в правотворчестве и правоприменении. Это предполагает плюрализм субъектов правотворчества: так, в федеративном государстве нормотворческими полномочиями обладают региональные и муниципальные органы власти. Но при этом они должны исходить из принципа верховенства федерального права.

Единство юридической терминологии

ЕДИНСТВО ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ - употребление одних и тех же терминов в тексте нормативного акта в одном и том же смысле, правовому понятию должен соответствовать один и тот же термин в различных нормативных актах; разные правовые понятия не следует обозначать одном термином; близким по содержанию правовым понятиям следует присваивать сходные наименования, по возможности однокоренные. Правовые нормы адресуются широкому кругу людей, не имеющих специальной правовой подготовки. Поэтому, чтобы исключить появление предписания, текст которого допускает ложное толкование или же вовсе оказывается непонятным, составитель законопроекта должен учитывать особенности профессионального языка. Для того, чтобы обеспечить единообразие в понимании отдельных неясных терминов, употребляемых в отличном от общепринятого значения, требуется уточнение их смысла путем определения дефиниций.

Естественное право

ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО - понятие, отображающее совокупность принципов, правил и ценностей, обусловленных природой человека и вследствие этого не связанные признанием их конкретным государством. Естественное право существует и оказывает свое действие наряду с позитивным. Веками человечество вырабатывало наиболее разумные и полезные стандарты поведения и деятельности, фиксируя их в мифологии, религиозных текстах, моральных принципах и воззрениях. Такие стандарты, или нормы, воплощали представления о высшей справедливости, правде, являлись масштабом свободы и равенства, и воспринимались как «естественное», «природное» право. Мыслители разных эпох обосновывали приоритет естественного права перед правом позитивным. Последнее призвано было следовать праву естественному, соответствовать ему. В действительности длительное время государство, представляя общество с поляризованными интересами, стремилось принимать такие законы, которые бы в большей степени или исключительно представляли и защищали интересы правящего класса, слоя людей. Позитивное право, следовательно, развивалось в резком противопоставлении с естественным правом. Конечно, какая-то часть принимаемых государством норм не связана была с различием интересов, и в той или иной мере представляла общие интересы. Лишь в условиях, когда сформировано правовое государство, позитивное право способно «приблизиться» к праву естественному. Принимаемые государственной властью законы в этом смысле имеют правовую природу, закрепляют и обеспечивают приоритеты и ценности личности и общества.

Естественно-правовая концепция права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница