Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

Закон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Законность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Законодательная инициатива

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА - (внесение законопроекта в Государственную Думу) - стадия законодательного процесса, состоящая в реализации предусмотренного законом права определённых органов и лиц вносить в законодательный орган власти законопроект либо входить с предложениями о необходимости принятия, изменения, отмены действующих законов. З.и. есть конституционная возможность вносить в Государственную Думу проекты федеральных законов (в том числе конституционных), а также проекты законов о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство, а равно о признании определенных законов недействующими (утратившими силу). На юридическом языке реализация законодательной инициативы означает возникновение конституционно-правового отношения между органом законодательной власти и субъектом права законодательной инициативы. Поэтому, в отличие от простого обращения в парламент, законодательная инициатива автоматически порождает обязанность парламента начать рассмотрение внесенного законопроекта в соответствии с принятой процедурой. Соответственно на этой стадии происходит официальная передача субъектом права законодательной инициативы законопроекта в Государственную Думу. Законопроекты, согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 104), вносятся в Государственную Думу. Подготовленный к внесению в палату законопроект направляется субъектом законодательной инициативы Председателю Государственной Думы. Регламент палаты предусматривает обязательную регистрацию законопроекта подразделениями ее Аппарата. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата палаты, где заводится электронная регистрационная карта (в ней фиксируются сведения о законопроекте и сроках его поступления в палату, об этапах его прохождения в палате и т.д.). Поступивший законопроект Председатель Государственной Думы направляет в конкретный комитет (согласно предметам его ведения) для определения его соответствия требованиям ст. 104 Конституции. В течение 14 дней комитет обязан рассмотреть Законопроект и направить его в Совет Государственной Думы. В Совете Государственной Думы подлежат выяснению следующие обстоятельства: обладает ли субъект, вносящий законопроект, правом законодательной инициативы; отвечает ли форма реализации права З.и. нормам Регламента палаты; соблюдены ли все требования, которые законодательство предъявляет к законопроекту. В случае, если форма представленного законопроекта не отвечает требованиям Регламента, он может быть возвращен его инициатору для выполнения последним всех необходимых юридических формальностей. Совет палаты назначает соответствующий комитет ответственным по законопроекту, а также принимает решение о включении этого законопроекта в примерную программу законопроектных работ палаты на очередную сессию или в календарь рассмотрения вопросов на очередной месяц.

Законодательная новелла

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ НОВЕЛЛА - принципиально новое правовое предписание (положение), получившее нормативное закрепление и не известное ранее действующему законодательству. Необходимость использования такого технико-юридического средства обусловлено потребностями развивающейся практики, а также возросшим уровнем правовой культуры населения и властных структур.

Законодательная оговорка

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ОГОВОРКА - технико-юридическое средство (прием) выражения понятий, используемое в законотворчестве для конкретизации содержащегося в нормах права объема прав и обязанностей, восприятия истинного их назначения. Это используемый законодателем прием для уточнения содержания проектируемой нормы права - конкретизации объема прав и обязанностей субъектов.

Как составляющая инструментария законодательной техники, имеет широкое распространение. Например, ч. 1 ст. 30 Конституции РФ формулирует конституционное (основное) право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. А часть 2 цитируемой статьи специально оговаривает то, что «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребывание в нем». Тем самым Основной закон гарантирует добровольный характер права на объединение. Или иной пример: ч. 1 ст. 34 Конституции РФ устанавливает право каждого на осуществление не запрещенной законом предпринимательской деятельности. А во второй части ст. 34 содержится положение, запрещающее деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Тем самым конституционно-правовыми средствами определяются границы определенного права, создаются юридические гарантии против злоупотребления им. Как уточнение объема нормативного содержания, оговорка может быть сконструирована в виде вводных слов (выражений): включая, в том числе, в частности, и в других случаях. Довольно частое использование законодателем в тексте законов оговорок «в случаях, установленных федеральным законом…» (при этом законов, упомянутых в оговорке, может вовсе и не быть) нивелирует юридическую ценность закона, свидетельствует об изъянах профессиональной правовой культуры отечественного законодателя.

Законодательная политика

Статья большая, находится на отдельной странице.

Законодательная стилистика

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА - юридико-лингвистическая наука (учение), обосновывающая систему приемов наиболее целесообразного использования языковых средств преимущественно в законодательстве. Это наука о словесном мастерстве (искусстве) законодателя; особые принципы отбора и сочетания речевых средств в области лексики и грамматики, следствием чего является особая совокупность организации языковых средств.

Она изучает технические средства и приемы использования языковых средств для придания мыслям, суждениям законодателя специфической языковой «оболочки» (А. А. Ушаков). Изучая законодательную речь (язык закона), законодательная стилистика одновременно есть наука и юридическая, и лингвистическая. Юридический характер законодательной стилистики состоит в том, что она выступает частью законодательной (юридической) техники и в этом смысле как бы занимает ряд прикладных юридических дисциплин. Будучи лингвистической дисциплиной, законодательная стилистика является составной частью стилистики, науки о нормах наиболее целесообразного употребления именуются в языке возможностей и средств. С этой точки зрения законодательную стилистику можно определять как внутренне упорядоченную совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения, в сфере законотворчества.

Законодательная стилистика как учебная дисциплина

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ СТИЛИСТИКА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА - сформировавшаяся на «стыке» лингвистики и юридической теории «пограничная» область знаний, преподавание которой имеет своей задачей формирование у обучаемых лингвистических навыков и умений работы с законодательными текстами.

И хотя сейчас проблемой активно занимаются, тем не менее решение проблемы совершенства языка законов находится в начале своего пути. Помимо прочих причин это в значительной мере объясняется двойственной природой законодательной стилистики. С одной стороны - это наука, базирующаяся на выводах и понятиях юриспруденции, а с другой - на выводах и положениях языка знания (лингвистики). И если юриста в большей степени интересует в праве (норме, законе) его содержание (т.е. само установление), то для лингвиста главным является сама языковая форма. Соответственно, если юриста интересует, какими основными терминами будет обозначено правовое понятие, то лингвиста, прежде всего, занимает, насколько эти слова и связи между ними соответствуют лексическим и грамматическим нормам и т.п. Получается так, что закономерности законодательной речи не под силу в отдельности только юристам или только лингвистам. Необходим симбиоз лингвистических и юридических знаний. Очевидно, что решение этой проблемы связано, прежде всего, с изменением ментальности в отношении к вопросам техники и стилистики в частности. В этой связи целесообразно преподавание в юридических вузах специальной дисциплины, «Основы законодательной техники», предметом которой охватывались бы и вопросы законодательной стилистики. По-видимому, оправданно специальное преподавание основ законодательной стилистики на факультетах лингвистики. В этой связи требуется соответствующая корректировка содержания учебников и курсов лекций по общей теории государства и права.

Законодательная техника

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА - основанные на практике правотворчества, и научно обоснованные средства, правила и приемы подготовки совершенных по форме, структуре, стилю изложения законодательных актов, обеспечивающих наиболее полное и точное соответствие формы нормативных предложений их содержанию, исчерпывающий охват регулируемых вопросов, доступность, простоту, легкую обозримость правового материала, его высокую регулятивность. Законодательная техника - это техника подготовки высококачественного в юридическом отношении проекта закона. В этом смысле законодательная техника представляет собой применение апробированной практикой, научно-обоснованной системы правил и приемов наиболее рационального конструирования закона соответственно его природе и назначению. Более широким по своему значению понятием является понятие юридической техники - совокупности средств, приемов и правил, которые используются для создания и оформления как нормативных правовых, так и правоприменительных, интерпретационных и иных юридических актов.

Законодательная техника не ограничивается техникой составления законопроекта. Она пронизывает все этапы законотворчества, а также обеспечивает деятельность по упорядочению законодательства.

Культура (качество, совершенство) законодательной техники является свидетельством и показателем общей и профессиональной правовой культуры общества. Уровнем законодательной техники в значительной мере обусловлено качество законов, а через это и состояние законности в стране, эффективность действия права, степень гарантированности прав и свобод граждан. Следование принципам и правилам законодательной техники позволяет сформулировать и оформить правовые нормы таким образом, что при этом воля законодателя (в идеале оно должна соответствовать общей воле - всеобщему интересу) адекватно отображена в нормах, а ее истинный смысл не расходится с текстуальными формулировками. Оснащенность арсеналом средств законодательной техники исключает двусмысленность, неясность, таких формулировок, обеспечивает их доступность и признание.

Соответственно тому инструментарию, который специфичен для законодательной техники, в ее содержании следует выделять такие компоненты, как выбор внешней формы правовых норм; выбор способов правового регулирования; технические средства; технические приемы другие составляющие.

Законодательное предложение

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - предусмотренная Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания возможность субъектов права законодательной инициативы вносить в законодательный орган предложения о разработке новых федеральных законов, об изменении действующих законов, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. Законодательные предложения могут касаться также вопросов неприменения на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР.

Законодательные технологии

Статья большая, находится на отдельной странице.

Законодательный процесс

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС - 1) в узком значении - урегулированный Конституцией РФ и регламентами палат Федерального Собрания РФ порядок (процедуры) обсуждения, принятия и опубликования федеральных законов. Законодательный процесс в этом значении идентичен понятию законодательной процедуры (процедуры в значении «макропроцедуры», объединяющей совокупность конкретных, или «микропроцедур», связанных с разработкой, обсуждением и принятием законов);

2) в широком значении - совокупность предусмотренных законодательством процедур разработки, внесения на рассмотрение, принятия и введения в действие законов, а также соответствующих этим процедурам действий участников законодательного процесса.

В широком смысле законодательный процесс может быть представлен не только как набор процедур «производства» законов, но и как само это «производство» или деятельность - система взаимосвязанных и объединенных единым замыслов правотворческих действий законодателя. В этом значении законодательный процесс есть длящийся во времени процесс, который распадается на ряд этапов, именуемых стадиями законодательного процесса, т.е. относительно обособленных этапов разработки, принятия и опубликования законов, урегулированных нормами конституционного права таким образом, что только завершение процедурных действий одного этапа позволяет перейти к следующему. Стадии законодательного процесса детально регламентированы, роли участников законодательного процесса, сроки, порядок их действий, права и обязанности четко оговорены процессуальными нормами конституционного права. Игнорирование какой-либо из стадий либо пренебрежение процедурными правилами какой-либо из стадий означает нарушение законности в законотворчестве.

Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания РФ предусмотрены следующие стадии законодательного процесса:

1) подготовка законопроекта и внесение его в Государственную Думу (т.н. стадия законодательной инициативы);

2) обсуждение законопроекта в Государственной Думе с последующим принятием либо отклонением его (полностью или частично);

3) одобрение Советом Федерации принятого Государственной Думой закона либо отклонение его;

4) подписание закона либо его отклонение (применение вето) Президентом РФ;

5) опубликование закона. Наряду с основными выделяются и дополнительные стадии, к которым относятся: рассмотрение Государственной Думой отклоненного Советом Федерации закона; повторное рассмотрение Советом Федерации и Государственной Думой поправок отклонённого Президентом закона.

Законодательный стиль (язык)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Законодательство

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО - внешняя форма выражения права, представленная совокупностью всех действующих в государстве законодательных актов. Это:

1) совокупность действующих в данной стране нормативных правовых актов - понимание законодательства в его широком значении. Такая широкая трактовка законодательства содержится в самом законодательстве. Однако, с точки зрения одного из важнейших принципов правового государства - верховенства закона в правовой системе - такое понимание законодательства, очевидно, не вполне корректно. Но, поскольку сам законодатель в целом ряде случаев оперирует именно пониманием, с ним, по-видимому, следует считаться;

2) в более узком значении понятием «законодательство» охватываются законодательные акты (законы), нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Именно так интерпретирует содержание законодательства Федеральный закон «О порядке опубликовании и вступлении в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Этим Законом учрежден источник официального опубликования «Собрание Законодательства РФ», в котором и должны публиковаться означенные выше акты.

3) в специальном (собственном) значении содержанием понятия «законодательство» охватываются исключительно законы. Так в соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из кодекса (ГК) и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские отношения.

Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием «иные правовые акты» (п. 3 - 6 ст. 3 ГК); акты федеральных министерств и ведомств составляет понятие «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти».

Законопроект

ЗАКОНОПРОЕКТ - официальный текст предлагаемого к принятию проекта закона. Порядок подготовки, представления и внесения законопроекта в Государственную Думу, требования, предъявляемые к законопроекту, определены Конституцией РФ и Регламентами палат Федерального Собрания. Статус официального законопроекта приобретает в том случае, если, зарегистрировав его, Государственная Дума удостоверяется в том, что данный законопроект представлен субъектом права законодательной инициативы, а его содержание, форма, предъявленные документы отвечают процедурным требованиям Регламента палаты. Юридическое значение признания законопроекта официальным таково: инициатор законопроекта вправе требовать включения его в план рассмотрения палатой законопроектов; законопроект может быть направлен на заключение в Правительство РФ; в отношении такого законопроекта могут быть проведены парламентские слушания и совершены иные действия. Законодательная практика оперирует также понятием «альтернативный законопроект». Таковым является законопроект, который по своему содержанию (предмету правового регулирования) совпадает с законопроектом, уже принятым (или принимаемым) Государственной Думой к рассмотрению. Согласно Регламенту Государственной Думы, если такой законопроект поступит в палату после принятия законопроекта по тому же вопросу в первом чтении, то альтернативный законопроект возвращается его инициатору. В том случае, если альтернативные законопроекты вносятся до рассмотрения в первом чтении законопроекта по этому же вопросу, Совет Государственной Думы принимает решение отложить рассмотрение в первом чтении уже внесенного законопроекта. Одновременно он устанавливает срок проработки альтернативных законопроектов и дает поручение ответственному комитету подготовить альтернативные законопроекты к рассмотрению палатой а первом чтении наряду с законопроектом, внесенным в Государственную Думу ранее. Если в отношении поступивших ранее законопроектов принято решение о включении их в проект порядка работы палаты, то принятие к рассмотрению новых альтернативных законопроектов прекращается.

Законотворчество

ЗАКОНОТВОРЧЕСТВО - деятельность представительного (законодательного) органа государственной власти, связанную с выявлением потребности в законодательном регулировании, разработкой и принятием. Особенности законотворчества в том, что оно: а) связано с принятием особого вида правового акта - закона; б) осуществляется высшими представительными органами власти; в) должно строго соответствовать установленным законом процедурам.

Заочное производство

ЗАОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - 1) рассмотрение с согласия с истца гражданского дела в отсутствие ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания. Заочное производство осуществляется по упрощенной схеме; процедуры рассмотрения дела в порядке заочного производства определены введенной в ГПК новой главой - 16;

2) заочное рассмотрение уголовного дела - рассмотрение дела в суде первой инстанции в отсутствие подсудимого. Заочное рассмотрение уголовного дела допускается лишь как исключение: когда подсудимый ходатайствует рассмотреть уголовное дело в его отсутствие (предусмотренные действовавшим до 1 июля 2002 г. УПК такие основания, как нахождение подсудимого за пределами России и уклонение его от явки в суд, или рассмотрение судом дела о преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, в новом Уголовно-процессуальном законе отсутствуют). При этом заочное рассмотрение допускается только по уголовным делам о преступлении небольшой или средней тяжести (ч. 4 ст. 247 УПК РФ).

Западно-европейская модель возникновения права

ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА - научное направление, объясняющее историю западного права не от древнейших юридических текстов (известных греческих и римских памятников права), а с периода, последовавшего за рецепцией римского права в Европе. Западная традиция права зародилась в Европе XI-XII вв., но основы ее закладывали не государства, а католическая церковь; базовой европейской системой права выступило каноническое право - итог Папской революции XI в., утверждения политической независимости римской церкви в качестве корпоративного образования под эгидой Папства (американский ученый-юрист Г. Берман).

Запрещающие нормы права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Земельное право

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО - отрасль частного права, регулирующая отношения, связанные с владением, пользованием и эксплуатацией земли. Предметом регулирования земельного права являются отношения, складывающиеся между гражданами, юридическими лицами, а также государством и его органами в процессе реализации права собственности на землю, обеспечения ее охраны и повышения почвенного плодородия. Субъектами земельного права выступают граждане РФ и иностранных государств, лица без гражданства, юридические лица, государство и субъекты, которые могут являться участниками земельно-правовых отношений.

Злоупотребление правом

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ - основанное на корыстных побуждениях поведение управомоченного субъекта, противоречащее природе субъективного права, закрепленной в его нормах цели, либо связанное с привлечением неправовых (незаконных) средств для ее достижения. Злоупотребление правом связано с привлечением управомоченным таких средств, форм, способов для осуществления принадлежащего ему права, которые выходят за пределы объема данного права. Особенность злоупотребления правом проявляется в том, что оно возникает в связи с осуществлением субъективных прав; субъект выходит за установленные законом пределы реализации права; при употреблении права во зло наносится ущерб интересам общества, государства, правам и законным интересам граждан. Что очень важно, при злоупотреблении правом зло, в конечном счете, обращено и на самого правопользователя, поскольку такое поведение всегда вызывает по отношению к нему нежелательную правовую реакцию. Так, избирательная комиссия отменяет решение о регистрации кандидата, действия которого в ходе избирательной кампании квалифицируются как злоупотребление им правом на предвыборную агитацию.

Во избежание злоупотребления правом в законе очень часто определяются пределы реализации права (свободы). Так, избирательное законодательство, закрепляя право на предвыборную агитацию - право граждан, избирательных объединений вести агитацию за или против определенного кандидата (избирательного объединения), - определяет и пределы этого права: запрещаются агитация, ущемляющая права и достоинства критикуемого лица, возбуждающая социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду, запрещается агитация, нарушающая законодательство РФ об интеллектуальной собственности.

Пределы реализации субъективного права связаны также с допустимыми формами (способами) его осуществления. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на экономическую деятельность, но лишь такую, которая не запрещена законом и не направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Часть 4 ст. 37 Конституции признает за работниками право на индивидуальные и коллективные споры, но лишь с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. По действующему трудовому законодательству индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам и в судебном порядке; для рассмотрения коллективных трудовых споров используются примирительные комиссии, трудовые арбитражи, а также Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (ст.ст. 381-409 Трудового кодекса РФ).

Злоупотребление правом (правовыми средствами) как вид неправомерного поведения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Значение толкования

ЗНАЧЕНИЕ ТОЛКОВАНИЯ. Реализация и особенно применение правовых норм невозможны без предварительного познания смысла правовых установлений. Как справедливо замечено, регламентация общественных отношений может считаться законченной лишь тогда, когда участники отношений уяснили содержание юридических норм. Толкование норм права, таким образом, - важное условие их действенности. Для правоприменительных органов, кроме того, неправильное истолкование норм права, влечет нарушение законности, есть достаточное основание для отмены или изменения вынесенного ими решения.

Посредством толкования выявляются пробелы в законодательстве, выясняется истинность и ложность действующих норм права. Толкование следует за «высшей» и «низшей» критикой и, с этой точки зрения, представляет необходимый этап, условие осуществления (в особенности применения) правовых норм.

Предыдущая страница Следующая страница