Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "М"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М"

Марксистская теория

МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ - учение, сторонники которого исходят из того, что право возникает вместе с государством как реакция на существующие в обществе непримиримые (антагонистические) социальные противоречия. При этом позиции сторонников этой теории основываются на тождественности причин и факторов, порождающих государство и право. Длительное время именно такой взгляд преобладал в отечественной юридической литературе. Считалось, что государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин. Положение из работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» о том, что «вместе с законом возникают и органы, которым поручается его соблюдение, - публичная власть, государство» почему-то всегда однозначно воспринималось отечественной юридической наукой как одновременность происхождения государства и права. Как то упускалось из виду другое высказывание автора в той же работе: «история права показывает, что в наиболее ранние и примитивные эпохи… индивидуальные, фактические отношения в их самом грубом виде и являются непосредственно правом. С развитием гражданского права, т.е. развитием личных интересов до степени классовых интересов, правовые отношения изменились и получили цивилизованное выражение. Они стали рассматриваться уже не как индивидуальные отношения, а как всеобщие» (Маркс К., Энгельс Ф.). Однозначно решался вопрос о детерминированности генезиса права экономическим фактором: люди забывают о происхождении права из экономических условий, подобно тому, как они забывают о своем собственном происхождении из животного царства» (Ф. Энгельс).

Массовое (общенациональное) правосознание

МАССОВОЕ (ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЕ) ПРАВОСОЗНАНИЕ - вид правосознания, носителем которого является совокупный социальный субъект или само общество. Массовое (общенациональное) правосознание производно от индивидуального и группового, является его результатом. В отличие от индивидуального и группового оно менее ситуативно, имеет свои, особенные формы выражения, к примеру, проявляется в ходе общенациональных выборов, референдумов. Правильное определение характера и уровня массового правосознания имеет важное значение для законотворческой работы, проведения массовых правовых акций, определения направлений реформирования правовой системы и пр. В то же время индивидуальное и групповое правосознание подвержено действию массового правосознания. Так, общенациональная установка на ужесточение наказания, восприятие это средства как некоей панацеи от преступности заражает правосознание как отдельного человека, так и общностей людей. Не свободно от этого влияния и профессиональное правосознание сотрудников милиции, следователей, прокурорских работников, судей. В зависимость от массового правосознания попадает и правосознание законодателей, вследствие чего Уголовный закон перегружен жесткими санкциями, связанными с лишением свободы, а исправительно-трудовые колонии переполнены отбывающими наказание в виде лишения свободы. Принцип гуманизации уголовного законодательства и наказания в этом случае не срабатывает.

Материальная ответственность

МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ответственность работника за ущерб, причиненный работодателю. Этот вид ответственности не следует смешивать с имущественной ответственностью в гражданском праве. От последней материальная ответственность работника отличается тем, что работник отвечает только за прямой ущерб, неполученные доходы с него не взыскиваются, как это характерно для гражданского права; размер материальной ответственности работника, как правило, ограничивается по отношению к его среднему месячному заработку; нормы трудового права допускают удержание ущерба властью работодателя в определенные сроки в ограниченном размере, что не специфично для имущественной ответственности в гражданском праве.

Принято различать два вида материальной ответственности: а) ограниченная (работники несут ответственность в размере прямого действительного ущерба, но не больше своего месячного заработка). Лишь для руководителей этот предел увеличен до трех месячных окладов - ст. 214 Трудового кодекса РФ и б) полная. Согласно ст. 121 Трудового кодекса РФ этот вид материальной ответственности наступает за ущерб, причиненный преступлением; работником, находившимся в нетрезвом состоянии; когда с работником заключен письменный договор о принятии на себя полной материальной ответственности за необеспечение охраны имущества и других ценностей, переданных ему на хранение, а также когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей.

Материально-правовые отношения

МАТЕРИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения, возникающие на основе норм материального права. Они могут возникать из закона, а равно из правомерных действий, не предусмотренных законом (в отраслях частного права).

Материальные нормы права

МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА - нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов и отвечающие на вопрос: «что следует делать для их осуществления». Данная разновидность норм преимущественно закреплена в материальных отраслях права - гражданском, трудовом, земельном и др. В то же время материальные нормы могут содержаться и в процессуальном законодательстве. Например, положения, определяющие процессуальную правоспособность лиц, участвующих в уголовном или в гражданском процессе. Примером таких норм могут служить положения ст. 46-55 УПК РФ, ст. 35-37 ГПК РФ.

Международное право

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО - не являющаяся составной частью национальной системы права совокупность норм и принципов, содержащихся в конвенциях, международных договорах, актах и уставах международных организаций, которые регулируют отношения между государствами и иными участниками международного общения. Перечень источников международного права дан в ст. 38 Статуса Международного Суда ООН. К ним отнесены: а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Международное частное право

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО - совокупность норм права, регулирующая гражданские, семейно-брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер. Предмет международного частного права - отношения, которые в Российской Федерации регулируются нормами гражданского, семейного и трудового права, осложненные иностранным элементом, т.е. те, которые имеют международный характер. Особенностью правоотношений в международном частном праве является то, что в них участвуют иностранные граждане и иностранные юридические лица, их объектом является вещь, находящаяся за границей, связанны с территорией двух или нескольких государств. Международное частное право - это, таким образом, отрасль национального права, регулирующая гражданские, семейно-брачные и трудовые отношения, имеющие международный характер.

Международно-правовая ответственность

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ответственность, предусмотренная нормами международного права. В зависимости от характера причиненного ущерба различают две ее разновидности: 1) политическая (нематериальная) и материальная ответственность. В реальной жизни виды ответственности государства настолько тесно взаимосвязаны, что порой между ними трудно провести четкую грань. В практике бывают случаи, когда причинение материального ущерба вызывает политическую ответственность, и наоборот.

В каждом из двух видов международной ответственности выделяют наиболее типичные формы. В рамках политической ответственности - это санкции, ресторации и сатисфакции, в рамках материальной - репарации и реституции. Санкции представляют собой принудительные меры в широком смысле, применяемые против государства-правонарушителя, как международными организациями, так и конкретными государствами и их группами. Санкции, прежде всего, применяются при ответственности государства за агрессию. Международные санкции, например, предусмотрены в Уставе ООН. В силу ст.ст. 39, 41 и 42 Совет Безопасности может принять принудительные меры военного или невоенного характера в случаях угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии.

Международные правонарушения

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ - противоречащие нормам международного права или собственным обязательствам действия или бездействия субъектов международного права, причиняющие ущерб другому субъекту, группе субъектов международного права или всему международному сообществу. В международном праве по степени тяжести различают следующие виды правонарушений: международное преступление - международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы государств и наций, основы их существования, подрывающее важнейшие принципы международного права и представляющие угрозу международному миру и безопасности; преступления международного характера - правонарушения, создающие международно-общественную опасность, нарушающие нормальное развитие международных отношений или создающее угрозу этому развитию (международный терроризм, пиратство и др.); международные деликты - противоправные действия, наносящие ущерб отдельному государству или ограниченному кругу субъектов международного права.

Меры государственного пресечения

МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕСЕЧЕНИЯ - такая разновидность правового принуждения, которая представляет собой использование юридических средств, в целях принудительного предотвращения правонарушений и их вредных последствий (обыск, выемка, наложение ареста на имущество). В частности, процессуальные меры обеспечения применяются при производстве по делам о правонарушениях. Их цель - установление личности нарушителя, составление протокола при невозможности составления на месте, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела. К числу таких мер относятся: административное и уголовно-процессуальное задержание лица; личный досмотр; досмотр вещей, транспортных средств; изъятие вещей и документов и др.

Меры защиты

МЕРЫ ЗАЩИТЫ - закрепленные в санкциях правовых норм меры (средства) правового принуждения, направленные на осуществление восстановительных задач - восстановление нарушенного права, обеспечение исполнения юридической обязанности. Меры защиты отличаются от юридической ответственности тем, что они наступают за правонарушение, обладающее часто минимальной степенью общественной опасности, или деяние, представляющее собой «правовую аномалию», незначительные отклонения от нормального правопорядка, не приобретающие характер правонарушения. Меры защиты заключаются в том, что лицо принуждается к исполнению лежащей на нем обязанности, которую оно ранее должно было исполнить, но не исполнило. Дополнительных лишений (помимо исполнения обязанности) в этом случае для лица не наступает. Например, гражданин не исполняет возложенной на него конституцией и брачно-семейным законодательством обязанности по содержанию и воспитанию детей. С него в принудительном порядке могут быть взысканы алименты. Это не ответственность, а мера защиты. Ответственность наступает лишь в случае злостного уклонении от уплаты алиментов. В этом случае в соответствии с законодательством (ст. 122 УК РФ) он может быть привлечен к уголовной ответственности и кроме исполнения ранее невыполненной обязанности ему могут быть вменены дополнительные лишения - лишение свободы или исправительные работы.

Юридическая ответственность связана с возложением на правонарушителя обязанности, не существовавшей до правонарушения.

К мерам защиты относят: признание сделки недействительной с возвращением сторон в первоначальное имущественное положение, перевод неисправного плательщика на предварительную оплату счетов, реальное исполнение договорных обязательств (допоставка, доукомплектование продукции) и другие - в гражданском праве; отобрание детей без лишения родительских прав, взыскание алиментов - в семейном праве; принудительное лечение, взыскание денежных сумм (налогов) и другие - в административном праве; восстановление на работе незаконно уволенных - в трудовом праве и прочее.

Наиболее нежелательным видом принуждения для правонарушителя является юридическая ответственность.

Меры предупреждения

МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ - меры принудительного характера, применяемые с целью предупреждения возможных правонарушений, а также предотвращения иных, вредных обстоятельств угрожающих общественной безопасности. Основание применения такого рода принудительных мер - реальное предположение о намерении лица совершить антиобщественное противоправное действие, а также возникновение обстоятельств, угрожающих общественной безопасности. Применяются при стихийных бедствиях, нечастных случаях для обеспечения безопасности здоровья и жизни людей, нормальных условий работы предприятий и учреждений. Такие меры не связаны с совершением правонарушений, а направлены на их предотвращение и, в этом смысле, предшествуют применению иных мер принуждения, направленных против виновных в совершении правонарушений. Как правило, выражаются в виде определенных ограничений и запретов. Наиболее типичными предупредительными мерами являются: контроль и надзорные проверки; досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский); проверка документов, удостоверяющих личность; административное задержание; введение карантина (при эпидемиях и эпизоотиях и др.).

Метод правового регулирования

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического «набора» юридических средств. В отличие от предмета правового регулирования, отвечающего на вопрос о том, что регулируется правом, метод правового регулирования указывает на то, как регулируются эти отношения. Особенности метода правового регулирования характеризуют: основания возникновения прав и обязанностей сторон регулируемого отношения (таковыми могут быть административно-правовой акт, договор, иск, и др.); способы взаимосвязи прав и обязанностей участников правоотношений; характер юридических средств обеспечения прав и обязанностей в правоотношении (особенность санкций, юридических процедур и др.

На этом основании принято выделять два основных метода правового регулирования: 1) диспозитивный, характеризующийся автономией и равноправием сторон регулируемых отношений и 2) императивный или метод власти и подчинения, основанный на соподчиненности одних участников другим. Диспозитивный метод признается господствующим в гражданском праве, императивный в административном, хотя в действительности они имеют более широкое проявление. Можно считать, что диспозитивный - характерен для всех отраслей частного права, а императивный - для отраслей публичного права.

Методологическая функция теории государства и права

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - способность науки вырабатывать общие понятия и категории, методы познания государственно-правовых явлений, которые используются отраслевыми юридическими науками. Данная функция проявляется как теоретический фундамент (основание) для комплекса отраслевых наук. Обобщая государственно-правовую практику, теория государства и права формулирует идеи и выводы, имеющие принципиальное значение для юриспруденции в целом. Ее категории, понятия, концепты, принципы и идеи, а также выводы служат опорными пунктами, несущими конструкциями всего юридического здания (подробнее об этом см. главу 2). Как фундаментальная базовая отрасль правоведения, теория права и государства выделяется своим научно-понятийным потенциалом. Благодаря понятийному аппарату теории права и государства в юриспруденции существует универсальный юридический язык (право, норма права, правонарушение, юридическая ответственность, субъект права и др.), который обеспечивает взаимопонимание между представителями различных отраслей правоведения по общим юридическим вопросам, единообразие в оценках юристами явлений и процессов, действующих в нескольких или во всех отраслях права.

Методология правоведения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Методы познания

Статья большая, находится на отдельной странице.

Механизм действия права

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА - сложно организованная система социально-правовых средств (принципов, предписаний, институтов, действий или мер социального и юридического свойства), рассматриваемая в единстве и во взаимосвязи с социальной деятельностью людей, их интересами и потребностями и связанную с обеспечением (направлением, подчинением, поощрением) достижения целей этой деятельности в определенных общественных условиях и конструктивными (правовыми) способами.

Механизм действия права включает следующие составные части: социально-юридические средства; социальный субъект, функционирующий в сфере действия права, социально-правовые условия (социально-правовая среда). Предложенный подход к пониманию механизма действии права в отличие от распространенного в специальной литературе мнения по этому вопросу не сводит его (механизм) исключительно к социально-правовым средствам, интегрирует все возможные его аспекты, отражающие процессы формирования и проявления правовой активности, - социальный (в узком смысле), психологический и юридический.

Механизм обеспечения реализации закона

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА - комплекс взаимосогласованных мер материально-технического, организационно-управленческого, идеологического (социально-психологического) и специально-юридического характера, осуществляемых государством, его органами и должностными лицами и имеющих своим назначением обеспечение реального действия закона, т.е. создание условий, при которых граждане, их объединения и организации согласуют свои действия с требованиями закона, а также беспрепятственно и эффективно используют предоставляемые им возможности для удовлетворения многообразных интересов и потребностей.

Сущностным в понимании указанного механизма являются меры или используемые государственными органами и их должностными лицами специальные средства, способные придать доброкачественному закону реально действующий характер. Высокая эффективность механизма обеспечения реализации закона возможна в случае, если эти меры отвечают следующим требованиям (принципам): 1) имеют комплексный характер (государственная деятельность по обеспечению закона предполагает системные, взаимосогласованные действия разноуровневых и соподчиненных между собой структур, вследствие чего исключается либо «сводится» к минимуму возможность необеспечения закона на любом из этапов его действия); 2) являются главным содержанием деятельности государственных органов и их должностных лиц, наделенных с этой целью специальными полномочиями и соответствующими ресурсами и связанных персональной ответственностью за качество и своевременность предпринимаемых мер по обеспечению закона; 3) носят преимущественно созидательный характер и не сводятся к принудительному подчинению поведения адресатов закона. Иначе говоря, меры обеспечения реализации закона призваны создавать условия, при которых социально-правовые действия адресатов закона стали бы объективно возможными. В этом смысле государственное принуждение применяется лишь в том объеме и в тех случаях, которые диктуются требованиями обеспечения нормальной работы механизма действия закона; 4) характеризуются достаточностью (должны быть не только необходимыми, но и, с точки зрения ресурсного обеспечения, достаточными для достижения целей правового закона в практической деятельности людей); 5) отличаются высокой результативностью; 6) характеризуются оптимальным сочетанием мер неюридического и специально-юридического характера и имеют дифференцированный характер в зависимости от того, должное или возможное поведение требуется обеспечить.

В многообразии государственных мер обеспечения действия закона можно выделить две группы - неюридические и специально-юридические. Соотношение между ними зависит от целей, преследуемых законом, и содержания регулируемых отношений.

Механизм правового регулирования

Статья большая, находится на отдельной странице.

Механизм правообразования

МЕХАНИЗМ ПРАВООБРАЗОВАНИЯ - обусловленный характером права способ формирования права. История правового развития свидетельствует о том, что первоначально позитивное право возникает из необходимости обеспечить защиту, охрану неприкосновенности носителей установившейся власти. Охранительные нормы права поэтому занимают наибольший удельный вес в общем массиве формирующегося законодательства. По образному выражению английского историка права Мэна, «чем древнее кодекс, тем полнее в нем выражен уголовный раздел». Нормы уголовного права имеют приоритетное значение. Такое же важное значение отводилось нормам публичного права, закрепляющим порядок взимания налогов, сборов. В тоже время существенное значение придавалось процедурным нормам. В этом следует усматривать принципиальное отличие права от всех иных социальных норм. Нормы частного права являлись как бы заключительной частью системы действующего права. Такое построение права соответствовало пониманию роли и предназначения права: считалось, что чем прочнее правопорядок (понимаемый как государственный порядок), тем прочнее государственная власть. Личностное начало в праве долгое время в расчет не принималось.

С развитием естественного права эта «историческая несправедливость» была устранена. С этого периода истории регулирование взаимоотношений личности и власти становится приоритетным направлением в праве. Тем самым праву возвращается его подлинно гуманистическое предназначение.

Механизм реализации права

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА - средства и институты, которые обеспечивают достижение фактических целей правовых предписаний в фактической правомерной деятельности субъектов. Такой механизм включает комплекс мер материально-технического, организационно-управленческого, идеологического (социально-психологического) характера, осуществляемых государством, его органами и должностными лицами и имеющих своей задачей обеспечить реальное действие права в общественной жизни.

Мировоззренческая позиция исследователя

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ - обусловленное социально-культурными, иными внешними факторами и личностными характеристиками отношение исследователя к изучаемой проблеме. Сейчас мало кто отрицает тот факт, что выбор исследователем в процессе изучения государственно-правовых явлений научных принципов, методологических подходов, сама постановка целей исследования и их результаты в значительной мере предопределяются философско-юридическим мировоззрением, миропониманием, или позицией ученого. Так, приверженность ученого к философии идеализма обусловливает его естественно-правовые взгляды в вопросе правопонимания. В свою очередь, разнообразие подходов в рамках этого философского течения предопределяло разнообразие подходов к пониманию права: сравним понимание права у представителей исторической школы права и у сторонников так называемого рационалистического естественного права (Г. Гроций, И. Кант). Мировоззренческая позиция исследователя предопределяется его политико-идеологическими взглядами, идентификацией данного исследователя с тем или иным политическим течением. На позицию исследователя сказывается и принадлежность его к той или иной юридической школе. Очевидно, что соотнесение исследователя с так называемым «широким» или «узко» нормативным правопониманием вводит его в определенные методологические рамки, в значительной мере предопределяет характер и результат исследования.

Мировоззренческая функция теории государства и права

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - способность науки, воплощая прогрессивные, истинно научные представления о государстве и праве, развивать политическую и правовую культуру населения и должностных лиц государства, формировать у них юридическое мышление и соответствующее сознание, определять в конечном итоге правовое поведение, воздействовать на индивидуальную, групповую и массовую психологию. Под влиянием теории государства и права (и ее ретрансляторов - СМИ, юридический персонал, ученых-юристов) формируются определенные философско-правовые установки, убеждения, система взглядов. Степень развития мировоззрения в немалой степени определяет степень цивилизованности зрелости общества, социальных групп, отдельных индивидов. Формирование научного юридического мировоззрения особенно важно для органов и лиц, формирующих правотворческую волю, определяющих стратегию законотворчества. Это позволяет находить более гуманные способы разрешения юридических конфликтов как на личностном, так и на общенациональном уровнях. С этой точки зрения важно сформировать в сознании персонала аппарата государства, законодателей приоритеты права - приоритет прав и свобод личности по отношению к публичным, государственным интересам, приоритет международного права над национальным и т.д. Мировоззренческие установки могут определять как сотрудничество, так и конфликты. Правовые конфликты нередко вызываются противоположностью мировоззренческих установок. В этой связи с мировоззренческими установками связано в современных условиях формирование у индивидов, общностей людей толерантного сознания и соответствующего ему толерантного поведения.

Мировоззренческий (естественно-правовой) подход в праве

МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ (ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВОЙ) ПОДХОД В ПРАВЕ - составляющая интегративного способа познания права, позволяющая охарактеризовать субстанциональное в праве, его первоосновы, смысл и предназначение в мире социальных реалий. Основанием мировоззренческого подхода является теория (философия) естественного права.

Мировой правопорядок

МИРОВОЙ ПРАВОПОРЯДОК - (с юридической точки зрения) есть система планетарных отношений, формирующихся и функционирующих в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного и внутригосударственного права.

Установление и поддержание мирового правопорядка определяется задачами осуществимыми солидарно, лишь при взаимном согласии и сотрудничестве всех или большинства народов и государств, входящих в мировое сообщество. В числе этих задач - обеспечение в планетарном масштабе экологической безопасности, предотвращение ядерной катастрофы, рациональное использование энергетических ресурсов, борьба со стихийными природными явлениями (землетрясениями, наводнениями и др.). Мировой правопорядок вызывается обстоятельствами глобализации общественной жизни, прежде всего всевозрастающей интернационализацией хозяйственных связей, всеобщим характером научно-технической революции, возрастанием роли и значения новых глобальных информационных технологий и др.

Нормативно-правовую основу мирового правопорядка составляет универсальное международное право; мировой правопорядок обеспечивается всем мировым сообществом и его структурами - ООН и его организациями.

Интеграция государств в границах одного или более континентов порождает такой феномен правовой реальности, как региональный правопорядок.

Мифы (мифологические системы)

МИФЫ (МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ) - предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, первопредках, возникшее в первобытном обществе. Мифы, или мифологическая нормативная система, - одна из древнейших и очень мощных форм социального регулирования. В единстве с обрядами и ритуалами мифы играли основную социально-нормативную и информационную роль: в них закреплялись способы изготовления орудий, сведения о маршрутах кочевий, местах для стоянок, о всех, географически значимых местах, о нормах семейно-брачных отношений, половые, пищевые и возрастные табу. Мифология представляет набор хороших и дурных примеров, руководство к действию или воздержанию от действий, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом. В мифах соединялись и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления. Главное в мифах - их нормативная, предписывающая часть, которая аккумулировала опыт человечества и доводила его до каждого члена первобытного общества.

Многозначительность термина "право"

МНОГОЗНАЧИТЕЛЬНОСТЬ ТЕРМИНА «ПРАВО» - используемые как в юридической науке, так и в других областях гуманитарного знания эквиваленты слова «право». С точки зрения античных юристов (Ульпиан, Павел), слово «право» (лат. jus) происходит от слова «правосудия» (лат. iustitia), поэтому «право есть наука (лат. ars) о добром и справедливом». Павел указывал на то, что право употребляется, по меньшей мере, в двух смыслах. Во-первых, право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», т.е. естественное право; во-вторых, право - это то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве, каково цивильное право».

В русской транскрипции слово «право» употребляется в значении «правда», «правильное». О синонимии этих слов как в отечественной юридической лексике, так и в зарубежной свидетельствует название таких памятников права, как «Русская правда», «Правда Ярославичей». В таком же значении слово «право» употреблялось в иных правовых системах - Вестготская правда, Салическая правда и т.д.

В современном значении слово «право» имеет несколько значений, притом иногда существенно отличающихся друг от друга. Право используется в значении закона, морального права, обычного права, корпоративного права, «интеллектуального права» или права, диктуемого здравым смыслом и т.д. При этом термин «право» употребляется таким образом, что позволяет оценивать поведение лица с точки зрения его возможности поступать определенным образом.

Но, как справедливо замечено, даже при самом широком понимании права все признают за ним способность выражать обоснованность, оправданность статуса и определенного поведения людей. Можно сказать, что слово «право» в самом широком (философском) и авторитетном его значении означает достаточное основание поведения субъекта. Слова (так называемые операторы модальности) «вправе», «может», «правомочен» как производные от образующего их слова «право» как раз и означают наличие у конкретного человека достаточного основания (возможности) в определенной ситуации поступать или не поступать тем или иным образом. В таком широком значении понятием права можно охватывать самые разные по своему содержанию явления.

Момент (сроки) вступления нормативного акта в действие

МОМЕНТ (СРОКИ) ВСТУПЛЕНИЯ НОРМАТИВНОГО АКТА В ДЕЙСТВИЕ - предусмотренное законом время, с которого принятый нормативный правовой акт приобретает юридическую силу. Принято различать следующий порядок (принципы) вступления нормативного правового акта в действие: немедленное действие; обратное действие; переживание закона.

Мораль (нравственность)

МОРАЛЬ (НРАВСТВЕННОСТЬ) - особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности (добро, милосердие, спасение, всеобщее счастье). Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Мораль (нравственность) воплощает в своих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием правомерного поведения. Мораль по этой причине правомочна оценивать право с точки зрения его соответствия требованиям справедливости и моральным ожиданиям.

Моральная ценность права (моральность) права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Муниципальное правотворчество

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО - нормотворческая деятельность органов местного самоуправления. Этот вид правотворчества следует обособлять от правотворческой деятельности государственных органов по той причине, что местное самоуправление отделено от государственной власти, т.е. органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 1.2 Конституции РФ). В то же время общеобязательные решения представительных и исполнительных органов местного самоуправления имеют силу источников права.

Мусульманское право

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница