Приглашаем посетить сайт

Культура (cult-news.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

Наказание (взыскание) в праве (правовое наказание)

НАКАЗАНИЕ (ВЗЫСКАНИЕ) В ПРАВЕ (ПРАВОВОЕ НАКАЗАНИЕ) - фактическое претерпевание неблагоприятных последствий для правонарушителя, содержащее кару. Разновидностью государственно-правового принуждения является Наказание в праве (правовое наказание) - это разновидность государственно-правового принуждения, мера (и форма) юридического осуждения (порицания) виновного лица, в результате которого данное лицо ограничивается в правах, несет имущественные траты, испытывает иные обременения. Правовое наказание возможно посредством применения к правонарушителю мер юридической ответственности.

Отличие между наказанием и юридической ответственностью отображено в философских категориях возможности и действительности. Если юридическая ответственность - это обязанность претерпевать меры государственно-принудительного воздействия, то наказание - это фактическое претерпевание этих мер. Кроме того, ответственность не сводится к наказанию, может существовать и без него. В то же время наказание всегда предполагает ответственность. Из этого можно сделать заключение, что понятие юридической ответственности по своему объему шире наказания.

Научное (теоретическое) правосознание

НАУЧНОЕ (ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ) ПРАВОСОЗНАНИЕ - тип правосознания, основой которого являются глубокие и всесторонние правовые познания, отличающиеся точностью и объемностью. Для этого вида правосознания характерно опережающее отражение правовой действительности, выражающееся в новых понятиях и терминах. Наука, таким образом, указывает практике направления прогрессивного правового развития. Значение правосознания выходит за рамки представлений о нем как об индивидуальном регуляторе. Научное (теоретическое) правосознание отличается наибольшим рационализмом. Для этого вида правосознания характерно опережающее отражение правовой действительности, выражающееся в новых понятиях и терминах. Наука, таким образом, указывает практике направления прогрессивного правового развития. Значение правосознания выходит за рамки представлений о нем как об индивидуальном регуляторе. Правосознание существует не только «вместе» с правом, но и предшествует ему, отражая общественную практику, потребности и интересы людей о праве. Правосознание тем самым выступает одним из важнейших правообразующих факторов, источником (идеологическим) его духовной основой права. Посредством правосознания и благодаря нему законодатель, по утверждению Гегеля, «устанавливает дух своей эпохи» и отображает его в позитивном праве.

Научные подходы

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ - методологический компас, который указывает исследователю направление исследования, выбор средств государственно-правового познания, определяет (в значительной мере) его мировоззрение. Это своего рода избираемая исследователем стратегия познания, методологическая платформа, на которой базируются его взгляды при изучении государства и права. Так, при анализе типологии государства и правовых систем применяется формационный или цивилизационный подходы; при изучении сущности права естественно-правовой, социологический, нормативный, либертарный, интегративный и т.д. Длительное время в отечественной науке господствовал монистический подход к понятию государства и права, основанный на методологии марксизма-ленинизма. Такая методология считалась единственно верной (истинной в последней инстанции), не подлежащая критике. Соответственно, все другие теории признавались ложными, их можно было критиковать, но не принимать. Схема марксистско-ленинского подхода основывалась на экономическом детерминизме: государство и право возникают в результате появления частной собственности и как следствие этого раскола общества на антагонистические классы, примирение вражды между которыми возможно посредством государства и права. Марксизм всецело основывался на формационном подходе. Из поля зрения выпадали учения о правовом и социальном государстве. Сейчас, напротив, наблюдается воинствующее неприятие, беспощадная критика этого подхода. Более перспективным является все же интегративный или многоаспектный подход, позволяющий учесть самые разные взгляды и позиции при оценке природы права и государства.

Национальный правопорядок

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК - результат функционирования национальных правовых систем. В то же время в современных условиях его формирование и поддержание в значительной мере осуществляется с ориентацией на мировой и региональный правопорядок.

Невиновное причинение вреда (случай, казус)

НЕВИНОВНОЕ ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА (СЛУЧАЙ, КАЗУС) - причинение вреда без вины. Невиновное причинение вреда необходимо отличать от преступной небрежности. Невиновное причинение вреда - деяние, совершенное лицом, которое в данной ситуации не осознавало и не могло осознавать общественной опасности своих действий либо не предвидело и не должно было предвидеть их наступления. Закон (ч. 2 ст. 28 УК) к деяниям, совершенным невиновно, относит случаи, когда лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, но не могло предотвратить эти последствия в силу несоответствия своих психофизических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам.

Недопустимость "поворота к худшему"

НЕДОПУСТИМОСТЬ «ПОВОРОТА К ХУДШЕМУ» - действующее в уголовно-процессуальном праве правило, ограждающее осужденного от опасности по своей жалобе или жалобе своего защитника оказаться в худшем положении по сравнению с вынесенным приговором.

Недра

НЕДРА - часть земной коры, которая расположена ниже почвенного слоя и дна водоемов и простирается до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Немедленное действие

НЕМЕДЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ - распространение юридической силы закона (иного нормативного правового акта на все регулируемые им случаи и обстоятельства, возникшие после его вступления в силу (действие закона «вперед»). Данный принцип (порядок) является общим правилом, которому подчиняются (за некоторым изъятием) все нормативные правовые акты.

С действием данного принципа связан вопрос о выборе закона, который надлежит применять к регулируемым отношениям. Существуют принципиальные особенности для материального и процессуального законодательства. Материально-правовые отношения регулируются нормой закона, действовавшего в момент возникновения данного правоотношения. Согласно ч. 1 ст. 1.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Действующий Уголовный закон устанавливает, что преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния (ч. 1 ст. 9 УК РФ). Гражданско-правовые отношения также регулируются законом, действующим в момент их возникновения. Более того, это требования законодатель распространил и на договорное регулирование. Несмотря на то, что заключаемый договор должен соответствовать закону, иным правовым актам (ч. 1. ст. 422 ГК РФ), если после его заключения принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, то условия договора сохраняют свою силу (ч. 2 ст. 422 ГК РФ).

В сфере действия процессуального законодательства дело обстоит иначе: применяется закон, действующий на момент рассмотрения дела (совершения процессуальных действий). Так, в соответствии со ст. 4 УПК РФ, при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения. Действующий Гражданско-процессуальный закон устанавливает, что гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений - судебных приказов, решений и определений суда, а равно постановлений других органов (ч. 3 ст. 1 ГПК РФ, ч. 4 ст. 3 Арбитражного процессуального кодекса РФ). В соответствии с ч. 3 ст. 1.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Необходимость толкования норм права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Неограниченное действие закона

НЕОГРАНИЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА - распространение закона на все без исключения отношения, которые находятся в юрисдикции данного государства. Неограниченными по предмету действия являются нормы Конституции: они распространяются на все отношения, которые отнесены к юрисдикции государства. Действие отраслевых законов ограничено предметом данной отрасли права. Так, гражданское законодательство распространяется на все имущественные отношения, субъекты которых равны, автономны, не находятся в состоянии соподчинения; административное законодательство - на управленческие внутриорганизационные отношения.

Неофициальная инкорпорация

НЕОФИЦИАЛЬНАЯ ИНКОРПОРАЦИЯ - упорядочение нормативных правовых актов организациями и отдельными лицами по своей инициативе, без специального поручения и контроля правотворческого органа. Может осуществляться научными и учебными учреждениями, организациями, ведомствами, частными издательствами и отдельными лицами, поскольку такие лица и организации не имеют специальных полномочий издавать собрания законодательства, аналогичные тем которые имеют место при официальной инкорпорации, то неофициальные сборники источниками права не являются (т.е. на них нельзя ссылаться в правоприменительной деятельности).

Неофициальная инкорпорация может осуществляться как по хронологическому, так и по предметному признаку. Причем в ряде стран, где официальная инкорпорация не имеет большого распространения, неофициальные сборники законодательства приравниваются к неофициальным сводам законов. К примеру, в Италии, где нет официального свода законов, римским издательством «РЕМ» выпускается собрание законодательства, построенное по предметному принципу с расположением внутри рубрик материала в хронологической последовательности. Издание выпускается на разъемных листах (около 100 страниц в месяц). В настоящее время издано около 50 томов собрания, общий объем превышает 40 тысяч страниц.

Неофициальное толкование

НЕОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ - разъяснение смысла правовых норм, исходящих от различных органов и лиц, не имеющее юридически обязательного значения. Неофициальное толкование, даваемое научными работниками, и учреждениями, юристами - практиками, гражданами, журналистами в форме рекомендаций, советов, консультаций, не обладает властной обязательной силой и делится на доктринальное, компетентное и обыденное толкование.

Неполная дееспособность

НЕПОЛНАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ - дееспособность лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Такие лица вправе с разрешения их законных представителей совершать сделки, самостоятельно распоряжаться стипендией, заработком, иными доходами, осуществлять авторские права. В специально указанных в законе случаях полная дееспособность может наступать и до достижения совершеннолетия. Это допускается, во-первых, в случае, когда законом разрешается вступление в брак до достижения 18 лет и, во-вторых, в случае так называемой эмансипации. В этом случае дееспособным признается несовершеннолетний, достигший 16 лет при условии, что он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК).

Закон запрещает лишение или ограничение кого бы-то ни было дееспособности.

Непосредственное правотворчество (правотворческая деятельность народа, или референдум)

НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВО (ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДА, ИЛИ РЕФЕРЕНДУМ) - вид законотворчества, осуществляемый путем всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Порядок, основания проведения референдумов определены законодательством. В Российской Федерации этому посвящены федеральный Конституционный закон «О референдуме» от 10 октября 1995 г. и Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Референдумы могут быть общенациональные, региональные и местные. Акт референдума не требует утверждения или принятия со стороны органов государства и вступает в действие с момента, определенного в законе.

Нетождественность (несводимость) права закону

НЕТОЖДЕСТВЕННОСТЬ (НЕСВОДИМОСТЬ) ПРАВА ЗАКОНУ - особенность права, свидетельствующая о многообразии форм его выражения, относительной самостоятельности правовой формы по отношению к государству. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон (иной нормативный правовой акт государства), не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может (и должен) в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.

Неюрисдикционное производство

НЕЮРИСДИКЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО - разрешение компетентными органами и должностными лицами юридических дел, связанных с реализацией гражданами и их объединениями субъективных прав, удовлетворением их законных интересов, а равно осуществлением компетенции государственных и иных органов (организаций). Это производство по принятию нормативных правовых актов, регистрационно-разрешительное, исполнительное производство, производство по разрешению предложений и заявлений граждан, учредительное производство, производство по применению мер административного пресечения принуждения.

Нормативистская (нормативная) концепция права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нормативная система первобытного общества

НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА - совокупность норм, регулирующих отношения между членами рода (брачно-семейные отношения, порядок разрешения споров, выполнения общественных обязанностей, меры ответственности и др.), а также межродовые отношения и отношения, складывавшиеся между союзами родов. В социальных нормах закреплялась и выполнявшая функции экологического регулятора тотемная система. Система нормативного регулирования первобытного общества включала: ритуалы, обряды, мифы (мифологическую систему), обычаи и др.

Особенность норм, входящих в нормативную систему, заключалась в том, что они:

по своему назначению были направлены на обеспечение присваивающей экономики, гармоничного существования и воспроизводства конкретных общин в природной среде;

детально регулировали все стороны общественной жизни членов общины; носили казуальный характер и получали закрепление за соответствующей группой, кланом той или иной территории; не имели разделения на права и обязанности. Обязанность члена общины (рода) выполнять предписанный ему обычаем вид деятельности одновременно являлось и его правом. В нормах первобытного общества права членов рода представляли собой оборотную сторону обязанностей, были неотделимы от них, так как индивид не имел обособленного личного интереса, отличного от интереса рода; отличались преимущественно добровольным исполнением. Каких-то особых институтов принуждения первобытное общество (во сяком случае до начала своего распада) не знало. Санкции существовали в виде общественного порицания, укора и жестких, порой жестоких, наказаний (изгнание из общины (остракизм) было равносильно смерти).

По мере развития общества социальные нормы видоизменяются, наблюдается их специализация.

Нормативное содержание акта

НОРМАТИВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ АКТА - совокупность тех норм, правил, которые содержатся в нем. Нормы в тексте нормы в тексте нормативного акта определенным образом структурированы на: разделы (наиболее крупное подразделение, состоящее из нескольких глав), главы, объединяющие несколько статей (как правило, разделы, главы и статьи имеют свое название и цифровую информацию) и статьи (пункты). Такое разделение характерно, прежде всего, для крупных кодифицированных актов. С точки зрения нормативного содержания в структуре нормативного акта следует выделять правовое предписание.

Нормативное толкование

НОРМАТИВНОЕ ТОЛКОВАНИЕ - разъяснение общего характера, распространяемое на все случаи действия толкуемого нормативного акта. Нормативное толкование характеризуется государственной обязательностью, распространенностью на широкий круг общественных отношений и возможностью неоднократного использования в юридической практике.

Разновидностью официального нормативного толкования является толкование аутентическое и легальное, определяющее собой разъяснение нормы права органом, ранее ее установившим.

Нормативно-правовой договор (договорное право)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нормативность права

НОРМАТИВНОСТЬ ПРАВА - основополагающая черта права, означающая, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность - это социальное явление, которое коренится в природе человека и присуще всякой социальной общности. Нормативность означает упорядоченность в мышлении и общественной жизни, когда они подчиняются определенным правилам. В основе нормативности - повторяемость социальных и мыслительных процессов, всеобщность существующих явлений. Нормативен и мыслительный процесс, и язык, и правила языка, и деяния человека. Это свойство нормативности указывает на возможности вводить в нормативные рамки поведение, нормировать жизнь людей.

Нормативность права означает, что право состоит из общих норм, т.е. таких правил поведения (стандартов, образцов), которые обязательны для всех, не ограничены во времени, в пространстве и по кругу лиц и определяют дозволенное и запрещенное поведение, закрепляют меры юридической ответственности за поведение, противоречащее праву. Нормативность указывает, что право представлено нормами - правилами поведения, или установлениями, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность, меру свободы и поведения. Внешние признаки нормативности (ее «узнаваемость») сформулированы общетеоретической наукой и юридической практикой и сводятся к следующим: направленность нормы права на регулирование вида общественных отношений, а не индивидуальных форм его проявления; неперсонифицированность (неиндивидуализированность) адресата нормы; неопределенность случаев, на которые рассчитано действие нормы. Как основополагающее свойство права, нормативность имеет разные уровни проявления. Наивысшей нормативностью обладают принципы права и его предписания. Хотя и в меньшей степени, но также характеризуются нормативностью правовые идеи, фактические действия (отношения), отличающиеся типичностью, повторяемостью, правомерностью, в силу чего они также - составляющие права. Среди правовых актов - формальных источников права - наивысшей нормативностью обладают кодифицированные акты. Исторически нормативность развивалась от казуистичных норм к абстрактным. Так, закрепление кражи отдельных объектов собственности в древних памятниках права и современная интерпретация этой нормы в действующих уголовных законах принципиальная. Имманентность праву такого свойства, как нормативность, указывает на способность права выступать мощным средством стабилизации и упорядочения общественных отношений;

Нормативные правовые акты Правительства РФ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ - правовые акты, принимаемые Правительством в пределах его конституционных полномочий, на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ. Порядок опубликования и вступления постановлений Правительства определяется Федеральным конституционным законом «О Правительстве РФ». Согласно этому Закону, датой официального опубликования постановления Правительства РФ считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий РФ. Постановления Правительства, за исключением постановлений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Постановления Правительства, затрагивающие права и свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее их официального опубликования. Иные постановления Правительства РФ вступают в силу со дня их подписания, если самими постановлениями Правительства не предусмотрен иной порядок их вступления в силу. Акты Правительства РФ могут быть обжалованы в суд.

Нормативные правовые акты Президента РФ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ - издаваемые главой государства в пределах его конституционных полномочий правовые акты общего значения. Свои полномочия и выраженную посредством их осуществления волю Президент выражает через правовые акты. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 90) Президент вправе издавать указы и распоряжения. Акты Президента обязательны к исполнению на всей территории РФ. Они носят подзаконный характер и должны соответствовать Конституции и федеральным законам. Распоряжением Президента РФ от 3 августа 1996 г. установлен порядок подготовки указов и распоряжений Президента РФ, предусматривающих согласование в Правительстве РФ и Администрации Президента РФ, а также их юридическую экспертизу. Решение о готовности проекта к представлению Президенту принимает Руководитель Администрации Президента РФ. Указы, распоряжения (как и федеральные законы) Президент подписывает собственноручно; факсимильная печать используется лишь в исключительных случаях и только по личному разрешению Президента (такая печать находится на хранении у заведующего Канцелярией Президента). Акты Президента публикуются в «Собрании законодательства РФ». Нормативные указы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их официального опубликования.

Среди актов, издаваемых Президентом, нормативный характер, как правило, носят указы. В «Собрании законодательства РФ» указы Президента РФ публикуются в третьем разделе. При этом в начале размещаются нормативные указы; указы ненормативного характера размещены вслед за нормативными указами. Нормативные указы Президента подлежат официальному разъяснению. Такое разъяснение по поручению Президента правомочно давать Главное государственно-правовое управление Президента РФ. Так, Главным государственно-правовым управлением 16 октября 2000 г. за номером 16 дано официальное разъяснение пункта 1 Указа Президента РФ от 15 марта 1999 г. № 334 «Об изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки». Текст такого разъяснения публикуется в третьем разделе Собрания законодательства РФ (то есть там же, где помещаются нормативные указы Президента). При этом, как и указ, официальное разъяснение имеет указание на дату его принятия и порядковый номер.

В отдельных случаях Президент издает распоряжения как нормативные акты. В частности, это касается случаев определения правового статуса того или иного подразделения Администрации главы государства. Однако такие случаи носят исключительный характер.

Нормативный правовой акт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нормотворческая деятельность государства

НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА - специализированная деятельность государственных органов, связанная с принятием (отменой, изменением) нормативных правовых актов, а также их систематизацией. Это наиболее распространенный вид нормотворчества. Он осуществляется различными государственными структурами, обладающих правотворческими полномочиями. Субъекты данного вида правотворчества многообразны. Соответственно, можно выделить: правотворческую деятельность высших представительных органов государственной власти, или законотворчество; правотворческую деятельность главы государства; правотворческую деятельность правительства; правотворческую деятельность центральных органов управления - ведомственное правотворчество.

Нормы права

НОРМЫ ПРАВА - общеобязательные, формально-определенные предписания и исходные нормативы, устанавливающие меру должного и возможного поведения участников регулируемых отношений, и выступающие критерием правомерности такого поведения. Особенности норм права заключены в их:

общеобязательности. Это означает, что все, кому адресованы требования правовых норм, обязаны неукоснительно им следовать;

нормативности. Нормы права есть общее правило, эталон поведения, его мера. Нормативность заключается в том, что нормы права отражают своим содержанием наиболее распространенное, общее и типичное в регулируемых отношениях; они рассчитаны не на единичный случай, а на все случаи, подпадающие под описательные признаки нормы;

формальной определенности. Нормы права всегда точно указывают, какие именно действия должны совершать их адресаты, а от каких они обязаны воздерживаться. Нормирование поведения, его моделирование - главное свойство правовых норм в его отличие от неюридических нормам;

принудительном обеспечении их действия. За нормами права всегда «стоит» государство, его специализированные органы, которые требуют подчинить свое поведение указанию правовой нормы. Норма права поэтому всегда есть веление (приказ, требование) государства;

предоставительно-обязывающем характере. Регулирующее воздействие норм права проявляется в том, что, предоставляя одной стороне регулируемого отношения право действовать по своему усмотрению, нормы в то же время возлагают на другую сторону юридическую обязанность к определенному действию, т.е. требуют поступать в интересах обладателя правом - управомоченного.

Нормы-предписания

НОРМЫ-ПРЕДПИСАНИЯ - нормы права, из которых непосредственно вытекают права и обязанности участников регулируемых отношений и которые содержат указания на меру должного или возможного их поведения. Это нормы, сформулированные по типу правила, в котором есть указание на права и обязанности, условия, при которых они реализуются, государственно-правовые стимулы их осуществления. Нормы-предписания поэтому имеют классическое строение, хотя видовые особенности этих норм имеют некоторое отступление от этой схемы (конструктивные особенности строения регулятивных норм отличны от охранительных и т.д.). Все нормы-предписания подразделяются на регулятивные и охранительные группы норм, каждая из которых, в свою очередь, имеет собственное подразделение.

Нормы-принципы

НОРМЫ-ПРИНЦИПЫ - нормы права (нормативные положения), содержащие исходные нормативы (руководящие начала), которые выступают критериями правомерности участников регулируемых отношений и определяют содержание правового регулирования. Принципы права дают представление о праве, особенностях его отраслей. Обладая высоким уровнем нормативности, они в то же время способны оказывать и конкретно регулирующее воздействие, в частности при решении спора по аналогии права. Все принципы подразделяются на общеправовые, межотраслевые и отраслевые (см. гл. XVI).

Нотариальный акт

НОТАРИАЛЬНЫЙ АКТ - действие, совершаемое нотариальным органом (удостоверение гражданско-правовых сделок, договоров, доверенностей, завещаний), относительно которого нотариальные процедуры предписываются законом.

Предыдущая страница Следующая страница