Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБН"-"ОГР")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 1, "ОБН"-"ОГР")

Обнародование закона, промульгация

ОБНАРОДОВАНИЕ ЗАКОНА, ПРОМУЛЬГАЦИЯ (от лат. promulgatio - оглашение, обнародование) - официальное скрепление (санкционирование) главой государства закона в конституционные сроки и последующее его опубликование в официальном издании. Посредством промульгации акты органа законодательной власти превращаются в акты государственной власти. Обнародование закона охватывает две взаимосвязанные процедуры: 1) подписание закона, т.е. санкционирование главой российского государства принятого парламентом закона, и 2) опубликование федерального закона в официальных изданиях (в РФ - «Российская газета», «Собрание законодательства РФ» и «Парламентская газета»). В строгом конституционно-правовом смысле понятия «обнародование» и «промульгация» - не идентичны. В РФ промульгация не используется как обязательное условие обнародования федеральных законов и законов субъектов РФ. Обнародование закона означает его (закона) вступление в законную силу. Конституция РФ (ч.ч. 1, 2 ст. 107) интерпретирует обнародование значительно уже, употребляя этот термин в значении опубликования федерального закона.

Обратная сила закона

Статья большая, находится на отдельной странице.

Обряды

ОБРЯДЫ - комплекс действий, знаков, сигналов, визуальных и звуковых актов, заключающих в себе код общения со сверхъестественными сущностями, душами предков. По сравнению с ритуалом у обряда выше социальная значимость, сильнее психологическое и воспитательное воздействие. Если ритуалы позволяли выразить самые примитивные эмоции (страх, гнев и др.), то обряды более тонкие регуляторы: через обряды выражались радость, жалость, память об умершем и др.; у многих народов существовал обряд инициации (посвящение, или сходное - инаугурация, приведение к присяге). Такой обряд применялся при переходе из одной возрастной группы в другую. Тем самым обряд должен был фиксировать перемену статуса человека, возложение на него новых обязанностей, появление новых прав.

Общая закономерность происхождения права

ОБЩАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА - общая, независимая от времени и пространства, социальных условий первопричина происхождения права у разных народов. Для различных стран и народов, безусловно, существуют «свои» причины правогенеза. Однако есть то общее, что свойственно всем странам и континентам. Антропологи, историки, правоведы, занимаясь проблемами правогенеза и исходя из той посылки, что общий взгляд на историю права остается эволюционистским (древние и последующие правовые системы представляют право как единое явление истории и культуры), отмечают одну и ту же закономерность: история права есть разновременное, параллельное развитие правовых систем согласно общим закономерностям социальной эволюции, проявляющихся вследствие единообразия человеческой природы и схожести проблем, решаемых на одинаковых стадиях общественного развития.

Наличие отмеченной общей закономерности (первопричины) возникновения права обусловлено тем, что экономическая и социальная жизнь всякого общества нуждается в определенном упорядочении организации действий людей, участвующих в производстве, обмене и распределении материальных благ, а также в урегулировании брачно-семейных, трудовых, межличностных отношений. Такая урегулированность достигается с помощью различных социальных норм, представляющих собой «сплетение» обычаев, ритуалов, традиций родового строя, религиозных и моральных требований. Изменившиеся социально-культурные условия, возникший новый экономический строй, и последовавшая за этим дифференциация общества на обособленные по интересам группы людей, требовали принципиально новой формы регулирования формирующихся отношений. Возникла потребность в появлении таких норм, которые распространяли бы свое действие на всех членов общества, обладали гораздо более высокой степенью обязательности и регулятивными возможностями и тем самым оказывались способными в новых условиях придать экономическим, политическим, управленческим, трудовым и иным отношениям правовую форму. Возникающее право взяло на себя выполнение этих функций. Возникновение права, таким образом, обусловлено логикой развития самого общества и может быть представлено как переход от одних социо-нормативных систем к другим, более совершенным. Право возникает как реакция на потребности организованного сообщества людей соединить в рамках одного пространства разнородные интересы, не посягая на фундаментальные ценности каждого из указанных субъектов социальных отношений (С. Г. Кукин).

Общая теория государства (общетеоретическое государствоведение)

ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА (ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЕ) - юридическая и государствоведческая отрасль научного знания об общих и специфических закономерностях возникновения и развития государства, его сущности, функциях, форме и механизме, взаимосвязи с институтами гражданского общества и с правом - универсальной системой нормативного регулирования современного общества. Основываясь на опыте преподавания, представляется преждевременным «разгосударствление» общетеоретической ветви правоведения, т.е. обособление теории государства от теории права и, прежде всего, по причинам организационно-методического характера, поскольку вопрос о том, в рамках какого учебного курса следует преподавать теорию государства, остается в этом случае открытым. Предложения отнести данную дисциплину к курсу политологии представляются не вполне обоснованными. Государство - не только политическая, но и юридическая категория, и уже поэтому оно должно выступать объектом юридического анализа. По своему содержанию теория государства (государствоведческая тематика) в большей мере «тяготеет» к конституционному (государственному) праву. Однако и с воссозданием курса «Общее конституционное (государственное) право», прежде читаемого на юридических факультетах российских университетов, либо введением нового курса «Государствоведение» данная проблема не может быть снята. Думается, что означенные дисциплины «не перекрывают» особенностей предмета теории государства. Для всех этих дисциплин объект исследования действительно является единым - это государство. Однако же различие состоит в подходах к изучению государства: если для государствоведения и общего конституционного права главным является функциональная характеристика государства - его структура, статус органов государства, порядок их формирования, компетенция и т.п., то предназначение общей теории государства - осмысление природы, назначения государства, его связи с правом, экономикой, анализ места и роли в глобальном измерении и другое, что можно было охарактеризовать философией государства. Именно в этом значении статус теории государства как юридической и государствоведческой дисциплины имеет большие перспективы.

Общая теория права (общетеоретическое правоведение, общая юриспруденция)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Общеправовой классификатор отраслей законодательства

ОБЩЕПРАВОВОЙ КЛАССИФИКАТОР ОТРАСЛЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - федеральный юридический акт, устанавливающий в определенном (систематическом) порядке перечень видов законодательства и их основных институтов (понятий) с присвоением каждой рубрике перечня соответствующего цифрового индекса. Общеправовой классификатор отраслей законодательства предназначен для учета и систематизации законов и иных нормативных правовых актов.

Общепризнанность терминов

ОБЩЕПРИЗНАННОСТЬ ТЕРМИНОВ - использование общепринятых терминов, соответствующих нормам литературного языка. Общепризнанность предполагает употребление терминов в своем прямом и общеизвестном значении. Использование терминов в переносном значении не допустимо. Требование общепризнанности предполагает использование благозвучных и стилистически правильных терминов. Законодатель по возможности должен избегать использования многозначных терминов, создающих дополнительные трудности для их понимания. Для этой цели служит т.н. текстуальный лингвистический контроль, позволяющий привлекать хранящуюся в электронной базе законодательного органа унифицированную специальную терминологию.

Общественная вредность (опасность) деяния как сущность правонарушения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Общественный порядок

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК - реально складывающийся в обществе, отвечающий задачам его прогрессивного развития порядок, основанный как на правовых, так и неюридических нормах (нормах нравственности, обычаях, нормах общественных организаций).

Это такой порядок отношений в обществе, который складывается под воздействием всех социальных регуляторов, а не только права. Его составными частями являются нравственный порядок, порядок в общественных отношениях, складывающийся на основе соблюдения обычаев, корпоративных норм, и иных социальных правил поведения. Понятие общественного порядка шире, понятия правового порядка, поскольку в укреплении и поддержании первого важная роль принадлежит всем социальным нормам. Правопорядок складывается только на основе правовых норм и в силу этого охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Соответственно, правопорядок - часть системы общественных отношений, урегулированных нормами права и находящихся под защитой закона и охраной государства. Он устанавливается в результате соблюдения режима законности в обществе. Если законность - это принцип, метод деятельности, режим действий и отношений, то правопорядок их результат.

Общественный правопорядок

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК - состояние упорядоченности общественных отношений, характеризующееся эффективной их охраной, обеспечением обстановки спокойствия и режима правомерности поведения граждан в общественных местах, а также созданием нормальных условий для их труда и отдыха. Общественный порядок характеризуется материальным, волевым и юридическим содержанием. Материальный компонент общественного порядка образуют реально существующие отношения и лежащие в их основе экономический и политический строй, реальные интересы и потребности людей. Волевое содержание общественного порядка определяют волевые действия и поступки людей, которые могут содействовать упрочению порядка либо служить фактором дезорганизующим его. Характер общественного порядка определяется и государственной волей, которая свое регулирующее влияние на него выражает в форме закона. Совокупность установленных в законодательстве правовых норм, определяющих должное поведение людей в среде общественного порядка, есть его (порядка) юридическое содержание. Все три составляющие общественного порядка взаимосвязаны между собой и характер этой связи в решающей мере определяет в целом состояние общественного порядка в целом в стране.

Общеупотребимые термины

ОБЩЕУПОТРЕБИМЫЕ ТЕРМИНЫ - общепринятые термины, используемые при изложении нормативного материала (к примеру «находка» «массовые отравления» и т.д.). Такие термины в одинаковой мере используются в бытовой речи, художественной и научной литературе, в деловых документах, в законодательстве, Такие термины используются в общепринятом значении, они просты и общепонятны;

Общие правоотношения

ОБЩИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - разновидность правоотношений, стороны которых не персонифицированы. В форме общих правоотношений выступает значительная часть конституционно-правовых отношений. Такие отношения в отличие от конкретных правоотношений (складывающихся в сфере действия иных отраслей права) носят статутный характер; выражают общее правовое состояние субъектов, их взаимоотношения, ответственность друг перед другом и государством; они характеризуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества - отношения собственности, власти, государственного устройства, организации власти, статус личности и др.; возникают непосредственно на основе конституции; действуют в течение длительного времени и др.

Общие принципы права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Объект правонарушения

ОБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ - предусмотренные законом и охраняемые им разнообразные интересы, ценности (в более широком смысле - общественные отношения), которым противоправными действиями причиняется ущерб. Объект - это охраняемые законом ценности, интересы и блага, которым может быть причинен вред в результате противоправного на них посягательства. В иерархии ценностей, охраняемых законом, первостепенное значение занимает охрана прав и свобод личности. Кроме того, объектами правовой охраны от противоправных посягательств являются все виды собственности, общественный порядок, общественная безопасность, окружающая среда и конституционный строй РФ.

Можно различать общий, родовой и непосредственный объекты правонарушения. Общий объект правонарушения - это сумма охраняемых законом объектов, предусмотренных самим законом (например, в ст. 2 УК РФ). Родовым является группа родственных (однородных) объектов охраны (например, в конституционном праве, политические, социальные, культурные, экономические права). Непосредственный объект предусмотрен конкретным составом правонарушения. В уголовном праве встречаются ситуации, когда одно и то же преступление посягает не на один, а на два непосредственных объекта, один из которых является основным, а другой - дополнительным. Например, непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 26 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), является безопасность движения и эксплуатации механических транспортных средств. В качестве дополнительного объекта могут выступать такие блага личности, как жизнь, здоровье, частная собственность.

Объект правоотношения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Объект (предмет) толкования

ОБЪЕКТ (ПРЕДМЕТ) ТОЛКОВАНИЯ - обусловленное природой права круг (сфера) обстоятельств, подлежащая уяснению в процессе толкования. Среди юристов существуют различные мнения по этому вопросу. Согласно одной из них ясные законы в толковании не нуждаются. Не случайно поэтому, что некоторые законодатели запрещали толкование принятых ими законов, полагая, что их ясность находится вне всяких сомнений. Именно таким образом поступил Юстиниан, признав за собой монополию толкования знаменитого свода законов. Однако уже со временем Савиньи, одного из наиболее ярких представителей исторической школы права, господствующим стало мнение о том, что каждый закон, независимо от степени его ясности, подлежит толкованию.

Исходной посылкой для правоприменителя является положение о том, что истолковано должно быть то, что реально выражено в норме права (в законе).

Задача толкования - выяснить смысл того, что правотворческий орган сформулировал, а не то, что намеревался выразить при издании правовой нормы. С этой точки зрения не то важно, что хотел выразить законодатель, а то, что он сумел выразить в законе, т.е. воплотить в словах, в тексте. Дух закона воплощается в его букве. Поэтому смысл правой нормы должен устанавливаться через его текст, так сказать, материализованную мысль законодателя. Здесь возникает вопрос принципиально важного свойства. Подлежащая толкованию мысль законодателя, воплощена в нормах права (законе), выражает волю законотворческого органа. Однако эта воля не всегда совпадает с общей волей. Закон в этом смысле не согласуется с правом (не есть правовой закон). Должен ли правоприменитель подправлять закон, приводить его в соответствие с общей волей? При кажущемся преимуществе такой подход означал бы на практике ни что иное, как возвышение целесообразности над законом. Иное дело, когда суд, иной правоприменительный орган сталкивается с нормой (законом), которая не вполне адекватна изменившимся отношениям, для регулирования которых она принята, либо чрезмерно абстрактна, в силу чего ее применение также невозможно. Доктрина общего права разрешает правоприменителю (суду) «корректировать» закон, уточняя его содержание. Континентальная правовая система, напротив, такой подход считает несогласующимся с требованиями законности.

Объективная сторона правонарушения

ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРАВОНАРУШЕНИЯ - противоправное деяние, выраженное вовне в форме фактических противоправных действий либо в противоправном несовершении предписанного законом поведения. Мысли, убеждения, намерения, внешне не проявившиеся, не признаются действующим законодательством объектом преследования. В этом находит проявление гуманистическая направленность права. С позиции правового подхода только действием (бездействием) либо в отдельных случаях вербальной активностью (оскорблением, клеветой и т.д.) может быть причинен ущерб защищаемым правом интересам. Практика преследования за убеждения, инакомыслие и тому подобное есть проявление репрессивной сути государства, дефицита в нем демократии и цивилизованности, свидетельство действия произвола, возведенного в закон и именуемого «правом». Не признается правонарушением и так называемая рефлекторная активность - нецензурная брань в болезненном бреду или социально опасная активность душевнобольного, являющегося невменяемым, и пр.

В так называемых материальных составах правонарушений к элементам объективной стороны правонарушения относятся противоправные последствия (причиненный вред) и причинная связь между деянием и наступившими последствиями. Применительно к отдельным видам правонарушения, в частности к преступлениям, важной характеристикой противоправного действия является способ совершения правонарушения - совокупность определенных приемов, используемых правонарушителем при реализации своих намерений. В соответствии с Уголовным законом, для целого ряда преступлений способ совершения преступления признается квалифицирующим признаком. Так, незаконное помещение лица в психиатрический стационар (ч. 1 ст. 128 УК) наказывается лишением свободы на срок до 3 лет; те же действия с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 128 УК) наказываются лишением свободы на срок от 3 до 7 лет.

В уголовном праве, кроме указанных элементов в понятие объективной стороны преступления включаются также время, место, обстановка, средства и орудия совершения преступления, имеющие значение для квалификации в случаях, когда они предусмотрены в качестве признаков преступления. Обнаружение всех элементов объективной стороны необходимо для: а) определения состава правонарушения; б) правильной юридической квалификации содеянного; в) назначения справедливого наказания (взыскания).

Объективное вменение

ОБЪЕКТИВНОЕ ВМЕНЕНИЕ (уголовная ответственность за невиновное причинение вреда) есть вменение в вину лицу уголовно-противоправного деяния, которое хотя и совершено, но без участия сознания (или) воли либо при отсутствии вины с наступившим в результате данного деяния вредным последствием. Согласно ч. 2 ст. 5 УК РФ объективное вменение запрещено.

Объективно-противоправное поведение

ОБЪЕКТИВНО-ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - поведение, по внешним признаком сходное с правонарушением, но не являющееся таковым, поскольку отсутствует вина субъекта правового поведения. О таких деяниях речь идет в Кодексе об административных правонарушениях (крайняя необходимость, необходимая оборона, невменяемость); в статьях 37-42 УК РФ (причинение вреда посягающему при необходимой обороне, при задержании преступника и др.). К такому поведению относится казус - обстоятельство, причинившее вред, но не вызванное чьим-либо умыслом или неосторожностью. За наступление такого вреда никто не может быть признан ответственным, поскольку отсутствует виновность деяния.

Обыденное правосознание

ОБЫДЕННОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ - вид правосознания, присущий категории людей, не связанных с профессиональной юридической деятельностью и наличием специальных познаний в правовой сфере. Это правосознание граждан, профессионально не связанных с правовой деятельностью. Обыденное правосознание в этой связи более всего «отягощено» психологическими образованиями, его носители в целом ряде случаев поступают не вследствие осознания, понимания правовой ситуации и адекватной ее рациональной оценки, но под влиянием привычек, примера близкого окружения и т.п. Носители обыденного правосознания чаще всего обходятся самыми общими знаниями о праве, и это ему оказывается достаточным для того, чтобы не вступать в конфликт с законом.

Обыденное толкование

ОБЫДЕННОЕ ТОЛКОВАНИЕ - выяснение смысла правовых предписаний на основе обыденной практики и житейского опыта. Значение этого вида для правоприменительной деятельности состоит в проявлении правового сознания широкого круга субъектов права. Одной из разновидностей неофициального толкования являются материалы обсуждения и принятия законопроектов (докладные и объяснительные записки, протоколы, прения, мотивированные предложения).

Обычай

ОБЫЧАЙ - правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения. Обычай регулирует отношения, складывающиеся на протяжении нескольких десятков поколений. В частности, наиболее древний - обычай кровной мести. Род ставил всех сородичей под защиту. Отсюда - обычай кровной мести осуществлялся совместно членами обиженного рода в отношении членов того рода, к которому принадлежал обидчик. Убийство члена рода наносило оскорбление и ущерб всему роду, поэтому весь род реагировал на убийство своего члена, мстил за него.

Обязательное рассмотрение федеральных законов Советом Федерации

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ - предусмотренный Конституцией РФ перечень федеральных законов, которые подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 106) обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров РФ; д) статуса и защиты государственной границы РФ; е) войны и мира. Федеральные конституционные законы, согласно ч. 2 ст. 108 Конституции РФ, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией, и рассматриваются обеими палатами Федерального Собрания, а значит и Советом Федерации. Рассмотрение всех других законов зависит от усмотрения Совета Федерации. На практике нередко возникают ситуации, когда Совет Федерации не успевает в течение 14 дней рассмотреть подлежащий обязательному рассмотрению федеральный закон. По этому поводу Конституционный Суд РФ дал следующее разъяснение. В постановлении от 23 марта 1996 г. Суд установил: 1. Рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в этой, палате, должно начаться согласно ч. 4 ст. 105 Конституции РФ не позднее 14 дней после его передачи в Совет Федерации. 2. Если Совет Федерации в течение 14 дней не завершил рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот закон не считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующем заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо отклонении.

Обязывающие нормы

ОБЯЗЫВАЮЩИЕ НОРМЫ - разновидность норм-предписаний, возлагающих на субъекта обязанность совершить те или иные действия (например, уплатить квартплату, вернуть долг в установленный соглашением срок и т.п.) Предписания такого рода, как правило, начинаются словами: «обязан», «необходимо», «должен» и т.п. Однако такой технико-юридический прием конструирования обязывающей нормы не всегда используется законодателем. Примером обязывающих могут служить нормы, содержащиеся в статьях 106, 107, 108 (п. 2), 109 (п. 2), 116 Конституции Российской Федерации. Обязывающие нормы содержатся в каждой отрасли права, однако все же они преобладают в публичном праве, в особенности в процессуальных отраслях права. Например: решение суда излагается в письменной форме председательствующим или одним из судей (ч. 1 ст. 197 ГПК РФ); при удовлетворении требования о взыскании денежных средств в резолютивной части решения арбитражный суд указывает общий размер подлежащих взысканию денежных сумм с раздельным определением основной задолженности, убытков, неустойки (штрафа, пеней) и процентов (ч. 1 ст. 171 АПК РФ); оправдательный вердикт коллегии присяжных заседателей обязателен для председательствующего и влечет за собой постановление им оправдательного приговора (ч. 1 ст. 348 УПК РФ); рассмотрение уголовного дела в апелляционном порядке должно быть начато не позднее 14 суток со дня поступления апелляционных жалобы или представления (ст. 362 УПК РФ); Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» предписывает: дела о банкротстве отсутствующего должника рассматривается судьей единолично (пункт 4 ст. 228).

Ограничение дееспособности

ОГРАНИЧЕНИЕ ДЕЕСПОСОБНОСТИ - предусмотренные законом исключительные случаи уменьшения судом объема дееспособности в отношении лиц, юридически являющихся полностью дееспособными. Лишь в двух случаях законом допускаются исключения. А именно: 1) вследствие психического расстройства лицо может быть признано судом недееспособным. В отношении его устанавливается опека; 2) в случае злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, если вследствие этого наступает тяжелое материальное положение семьи, лицо может быть ограничено судом в дееспособности. В отношении его устанавливается попечительство. В конституционном праве ограничение избирательных прав касается душевно больных лиц (при наличии соответствующего медицинского заключения) и лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы по приговору суда. Ограничение дееспособности возможно в трудовом, семейном, административном и уголовном праве. Однако во всех случаях оно возможно исключительно по прямому указанию закона (ст. 32, 35 Конституции РФ).

Предыдущая страница Следующая страница