Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "О" (часть 2, "ОГР"-"ОЦЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О" (часть 2, "ОГР"-"ОЦЕ")

Ограниченное действие закона по предмету регулирования

ОГРАНИЧЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА ПО ПРЕДМЕТУ РЕГУЛИРОВАНИЯ - распространение действия закона в пределах сферы регулируемых им отношений. Пределы действия нормативного акта по предмету определены тем, на какой предмет или круг общественных отношений распространяются нормы, содержащиеся в данном акте, и к какой разновидности они относятся (общим, отраслевым, специальным).

Ограничительное толкование

ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ - толкование, в результате которого действительное содержание правовой нормы понимается уже, чем ее текстуальное выражение. Ограничительное толкование - результат толкования, применяемый в тех случаях, когда действительное содержание нормы шире ее текстуального значения. Интерпретатор «ограничивает» норму тогда, т.е. когда словесная формулировка правовой нормы более пространна выраженной в ней мысли. При ограничительном толковании в отличие от распространительного толкования, буквальный смысл правовой нормы сужается и доводится до ее действительного содержания. Основанием ограничительного толкования является наличие специальной или исключительной нормы, делающей изъятие из более общей нормы. Тем самым норма права применяется к более узкому кругу общественных отношений, чем это вытекает из текста.

В юридической практике сформулированы правила, в соответствии с которыми не допускается:

во-первых, распространительное толкование исчерпывающих «закрытых» перечней; во-вторых, ограничительное толкование «открытых» перечней; в-третьих, распространительное толкование санкций; в-четвертых, распространительное толкование положений, составляющих исключение из общего правила; в-пятых, распространительное и ограничительное толкование терминов, определенных законом.

Определение понятий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Основания деления правонарушений на преступления и проступки

ОСНОВАНИЯ ДЕЛЕНИЯ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И ПРОСТУПКИ - обусловленные природой правонарушения характер и степень его общественной вредности (опасности). Все правонарушения принято разделять на две группы - преступления и проступки. При этом главным критериям их деления является характер и степень общественной вредности (опасности), которая, в свою очередь, определяется: ценностью объекта противоправного посягательства; содержанием противоправного деяния, обстановкой, временем, способами (насильственными или ненасильственными) его совершения; размером и характером причиняемого вреда; формой и степенью вины правонарушителя; интенсивностью противоправных действий; их мотивацией, личностными характеристиками правонарушителя и др. Существенным фактором отнесения правонарушения к категории правонарушающих, преступных или проступков является субъективный фактор, представленный субъектом законодательной деятельности. В действительности именно этот фактор в решающей мере оказывает влияние на признание того или иного деяния в качестве противоправного (закононарушающего).

Правовая система должна располагать такими механизмами, при которых бы признание того или иного деяния преступным (и вообще противоправным) не находилось исключительно в зависимости от усмотрения законодателя или правоприменителя.

Основания деления системы права на отрасли

ОСНОВАНИЯ ДЕЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВА НА ОТРАСЛИ - используемые юридической науки критерии структуризации права на относительно автономные образования. Признание права системным образованием предполагает обоснование принципов (критериев) построения этой системы, равно как и критериев подразделения системы на составляющие ее подотрасли. Отвергнув деление права на частное и публичное на том основании, что социализм не знает противоречий между личностью и обществом, отечественное правоведение попыталось найти «собственные» свойственные советскому праву, основополагающие критерии деления его системы на отрасли. Решению этой проблемы был посвящен ряд дискуссий. В ходе первой такой дискуссии (1938 - 1940 гг.) был сделан вывод о том, что основанием деления права на отрасли является материальный критерий - особенности регулируемых правом отношений или предмет правового регулирования. На этом основании действующая система права подразделялась на десять отраслей: государственное, административное, трудовое, земельное, колхозное, бюджетно-финансовое, семейное, гражданское, уголовное и судебное. Несколько позднее все эти отрасли были структурированы по выполняемым функциям. В системе права обособлялись: 1) государственное право как основное звено системы, 2) материальные отрасли (уголовное, гражданское, административное, колхозное и др.) и 3) процессуальные отрасли (ранее объединенные в одну отрасль - судебное право). Последующее обсуждение данной проблемы (1958-1959 гг.) подтвердило обоснованность материального основания деления права на отрасли. В то же время вызревала мысль о недостаточности использования в качестве критерия предмета правового регулирования, поскольку в этом случае множилось число отраслей права: в качестве таковых следовало признать водное, воздушное, горное, лесное право и т.д. Дискуссия привела к выводу о необходимости наряду с предметом правового регулирования как основным критерием выделять дополнительный - метод правового регулирования.

Современная юридическая теория в вопросе об основаниях построения системы права осталась на прежних позициях. Действующая система права с учетом предмета и метода правового регулирования подразделяется на основные отрасли, внутри них - на профилирующие. Всевозрастающий массив законодательства испытывает острую нужду в некоем объединяющем его начале. Традиционный подход к построению системы права, ее структурирование на отрасли этому требованию не отвечает. Укрупненному взгляду на проблему структурирования системы права, который изначально ориентировал бы не на дробление (партикуляризацию), а на «собирание», интеграцию составляющих систему права юридических элементов отвечает принцип (идея) деления права на частное и публичное.

Основания деления системы права на частное и публичное

ОСНОВАНИЯ ДЕЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ПРАВА НА ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ - критерии, подразделяющие национальное право на две «суперотрасли», имеющие своим назначением признание, разграничение и защиту, соответственно, частных и публичных интересов участников регулируемых отношений. Нарождающиеся институты рыночной экономики, признание частной собственности юридически равноправной с иными формами собственности переводит проблему деления права на публичное и частное из области теоретических рассуждений в практическую плоскость. Основной смысл деления права на частное и публичное означает юридическое признание сфер общественной жизни, вмешательство в которые государства и его органов юридически запрещено или ограничено законом. Тем самым исключается (юридически) возможность произвольного вторжения государства в сферу личной свободы, узаконивается степень и границы «прямого приказа» государства и его структур, юридически раздвигаются границы свободы собственности и частной инициативы. Важным представляется и следующее. Деление права на частное и публичное, признанное правовыми системами всех европейских стран, будет способствовать интернационализации российской правовой системы, сближению национального законодательства с европейским правом и тем самым обеспечит фактическое решение проблемы интеграции России в сообщество европейских государств - Совет Европы.

С учетом этого существующие системы права могут быть подразделены на следующие нормативные массивы: публичное право; частное право; процессуальное право; международное право. Своего рода общей частью этой системы выступают общие принципы права как системообразующее начало всего построения правовых норм.

При этом абсолютной публично-правовой или частноправовой отрасли не существует. Публично-правовые элементы присутствуют в отраслях частного права, равно как и наоборот. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относится судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания элементов. В земельном праве публично-правовой элемент имеет значительное проявление - определение порядка землеустройства, предоставления (отвода) земель, изъятия земель и др. Применительно к каждой конкретной отрасли права имеет место комбинирование этих юридических приемов.

Основания классификации правовых семей

ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ - критерии типизации всех существующих правовых систем на определенные классы (семьи) или типы.

В современной специальной литературе основанием типизации правовых систем принято считать: общность исторических причин возникновения и последующего развития, историю и эволюцию права (общность генетических корней, сходные условия развития); своеобразие источников (формы) права (нормативный правовой акт, судебный прецедент, правовой обычай, религиозно-правовые нормы); единство в структуре системы права (подразделение права на публичное и частное, выделение сходных отраслей права, сходство строения нормы права, общность институтов в составе отрасли права); общность принципов регулирования общественных отношений (принципы сывободы, формального равенства, справедливости правосудия и др. или религиозные начала, либо обычные нормы и традиции); сходство юридической техники (законодательство родственной группы стран отражает единство принципов построения нормативно-правового материала, сходство или идентичность используемых юридических конструкций, способы изложения норм права, правовые понятия). С учетом этого можно выделить следующие правовые семьи: романо-германская правовая семья; скандинавская, латиноамериканская, семья общего права или англо-американский тип правовых систем; смешанный тип правовых семей - скандинавские правовые семьи (Дания, Швеция, Норвегия, Исландия, Финляндия) и латиноамериканские (Аргентина, Парагвай, Уругвай, Чили и др.); религиозно-традиционная правовая семья, включающая религиозно-общинные семьи (мусульманская, индусская, иудейская, христианская), дальневосточную группу правовых систем (китайская, японская и др.) и обычно-общинную (правовые системы стран Африки и Мадагаскар).

Основания освобождения от юридической ответственности

ОСНОВАНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ - все те обстоятельства, наличие которых в соответствии с законом исключает возможность применения мер юридической ответственности.

Можно выделить две группы таких обстоятельств. В первую группу входят те деяния, которые по своим внешним признакам подпадают под квалификацию правонарушающих, однако в силу их общественной полезности они таковыми законом не признаются. К числу таких обстоятельств относятся необходимая оборона, крайняя необходимость, причинение вреда при задержание лица, совершившего преступление, обоснованный риск, связанный с достижением общественно полезной цели, совершение преступления вследствие физического или психического принуждения. Новым Уголовным Законом не признается преступлением причинение вреда охраняемым законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Точно так же исключает уголовную ответственность неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения (ст. 42 УК РФ). Каждое из этих деяний признается правомерным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Ко второй группе можно отнести те деяния, которые хотя и признаются законом в качестве противоправных, но в силу условий их совершения, личности правонарушителя или вследствие иных обстоятельств исключают применение мер юридической ответственности.

Действующее законодательство к основаниям освобождения от юридической ответственности относит: наличие акта амнистии или помилования, изменение обстановки, вследствие чего лицо ко времени рассмотрения дела в суде перестало быть общественно опасным; передача лица на поруки; передача дела в товарищеский суд; применение мер общественного воздействия; истечение сроков давности привлечения к ответственности; деятельное раскаяние; прекращение уголовного дела в связи с применением мер административного взыскания, а также в связи с примирением с потерпевшим. Кроме того, новый Уголовный Кодекс РФ предусматривает, что лицо, которое впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести может быть освобождено от уголовной ответственности, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им деяние перестали быть общественно опасными (ст. 77).

Основные черты (особенности) теории государства и права

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ (ОСОБЕННОСТИ) ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - признаки, указывающие на особенный характер (статус) науки в системе обществоведения и юридических наук. Теория государства и права в системе других наук представлена как наука теоретическая (общетеоретическая в системе правоведения), общественная (гуманитарная), имеющая фундаментальный (методологический), политический и общеправовой характер. Одновременно в системе юриспруденции теория государства и права предстает и в качестве учения, идеологии, разновидности мировоззрения.

Как наука теоретическая теория государства и права предстает системой обобщенного правового знания, есть форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях государственно-правовой действительности. При этом она является общей (или общетеоретической наукой) как по отношению к государству, так и праву. Общетеоретический статус теории права и государства выделяет ее среди иных отраслей юридического знания в системе правоведения.

Представляя определенную и весьма значимую часть гуманитарного знания - науку о праве и государстве, теория государства и права есть наука общественная, или гуманитарная. Это наука о закономерностях поведения и деятельности людей в государственно-правовой сфере, наука, исследующая государственно-правовую жизнь общества, место и роль в ней личности, взаимодействие личности с правом и государством.

В системе правоведения теория государства и права является фундаментальной, обобщающей наукой общетеоретического и общенаучного характера и значения. При этом общенаучный характер данной науки проявляется не только в системе юриспруденции и не только применительно к юридическим дисциплинам (историко-правовым, отраслевым, прикладным), но и к тем отраслям научного знания, которые изучают те или иные аспекты права и государства - общей истории, общей социологии, политологии и др.

Теория государства и права - наука политико-правовая. Политико-правовой характер отражен в самом названии этой науки: государство относится к политическим явлениям, а право - к юридическим. Соответственно политическая и юридическая действительность - объект изучения теории права и государства. В то же время политический характер не является доминирующим. Теория государства и права - прежде всего и преимущественно наука юридическая. В политических реалиях, прежде всего в государстве, она исследует юридическую сущность.

Основы законодательства

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - кодифицированный акт, содержащий наиболее общие нормы, регулирующие отношения по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. Основы законодательства - это такой акт кодификации, в котором определяются общие для всех субъектов Федерации цели и принципы правового регулирования, формируются наиболее важные понятия, объем которых не может регулироваться в региональном законодательстве. Эта особенность Основ отражена уже в самом названии:

Особое производство

ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО - урегулированный гражданским процессуальным правом порядок рассмотрения дел об установлении определенных обстоятельств - юридических фактов (изменении правового статуса граждан или неправильность действий (решений) органов, удостоверяющих факты), в соответствии с которыми закон предусматривает возникновение, изменение или прекращение имущественных и личных неимущественных прав. В порядке особого производства суд рассматривает дела о: признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; признание гражданина безвестно отсутствующим или объявления его умершим; установление неправильности записи в актах гражданского состояния; установление фактов, имеющих юридическое значение; возобновление прав на утраченные ценные документы на предъявителя; опротестование нотариальных действий или отказа в их совершении. Дела особого производства рассматриваются по общим правилам гражданского судопроизводства с исключениями и дополнениями, установленными ГПК и иными законами РФ. В этих делах участвуют заявители и заинтересованные лица, органы государственного управления, государственные предприятия, учреждения, организации. В случае, если при рассмотрении дела в порядке особого производства возникает подведомственный судом спор о праве, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам их право подать иск на общих основаниях.

Осуществление права

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВА - действие права, которым охватываются все правомерные акты поведения как непосредственных адресатов права, так и правоприменительных органов. Соответственно, осуществлением права охватываются и реализация права и правоприменение.

Отклоняющееся, девиантное поведение

ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ, ДЕВИАНТНОЕ (от лат. deviatio - отклонение, deviant (фр.) - отклоняющийся) ПОВЕДЕНИЕ - поведение индивида в группе или группы лиц, характеризующееся его несоответствием сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. От отклоняющегося поведения (аморального или противоправного) следует отличать странности, чудачество, эксцентричность, имеющие индивидуальную природу и не приносящих общественного вреда, а также формы инициативной, конструктивной и инновационной деятельности (нововведения), направленной на изменение сложившихся отношений и их совершенствование. В юридической интерпретации девиантное - это, прежде всего, поведение, отклоняющееся от юридического установления, судебной практики либо прямо нарушающее данную норму. В этом случае девиантное поведение совпадает с противоправным, правонарушающим. При этом правонарушение - это такое отклоняющееся поведение, которое отличается своей асоциальностью, дестабилизирующим правопорядок свойством, входит в конфликт с господствующей системой ценностей общества, приоритетами и ценностями человеческой личности.

Отправные нормы

ОТПРАВНЫЕ НОРМЫ - исходные нормы, отличающиеся высоким уровнем нормативности, особой структурой (отсутствие санкции, гипотезы), способами выражения и др. В результате развития правовой культуры появилась необходимость и возможность юридического признания основополагающих отправных положений правовых принципов, дефиниций, которые не тождественны правилу (предписанию), содержащемуся в норме права. Эти нормы носят характер отправных эталонов поведения. Но и они выступают как регуляторы, а применительно к ряду отраслей можно говорить о том, что посредством их разрешаются и конкретные юридические споры. Этот вывод не поддерживается многими юристами. Но если не оставаться на позициях так называемого узконормативного правопонимания, то позиция этой группы ученых будет выглядеть не вполне убедительной. Специальное юридическое же значение отправных регуляторов заключается в том, что они придают системе права цельность, единство и стабильность, способствуют единообразию в правоприменении и, что немаловажно, усиливают динамизм, «живучесть» права, придают ему более универсальное регулятивное значение.

Отправные нормы отличаются особым способом закрепления. Не все эти нормы закрепляются в тексте нормативного правового акта. Они могут существовать и как «неписанные» нормы, что в особенности характерно для правовых аксиом, презумпций, преюдиций, фикций, принципов права. Их специфика собственно выражена в диспозиции. «Президент Российской Федерации является главой государства» (ст. 80 Конституции РФ). Удельный вес такого рода норм в общем их массиве достаточно значительный, хотя, безусловно, преобладают нормы- предписания.

Наибольшее распространение среди отправных норм имеют нормы - дефиниции, учредительные нормы и нормы-принципы.

Отраслевая кодификация

ОТРАСЛЕВАЯ КОДИФИКАЦИЯ - вид кодификации, охватывающий нормативно-правовой материал какой-либо определенной отрасли права (к примеру, уголовный, семейный кодексы).

Отрасль законодательства

ОТРАСЛЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - часть системы законодательства, предназначенная для регулирования определенных сфер деятельности. В юридической теории и практике термины «отрасль права» и «отрасль законодательства» используются как нетождественные. Отрасли законодательства по кругу регулируемых отношений могут совпадать с отраслями права (гражданское, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное и др.) либо представлять массив нормативных актов, содержащих нормы, не образующих отрасль права. В этом случае системообразующим принципом отрасли законодательства является соответствующая сфера (функция) государственного управления (таможенное законодательство, лесное, горное, водное, финансовое право, право социального обеспечения и т.д.). Имеют место ситуации, когда отрасль права есть, а отрасль законодательства отсутствует (финансовое право, право социального обеспечения и т.д.) Отрасль права в этом случае не кодифицирована, действующий нормативный материал рассредоточен в различных нормативных правовых актах. Первый вариант наиболее желателен, поскольку сближение двух систем способствует эффективности действия всего правового механизма.

В РФ порядок расположения отраслей законодательства в иерархическую систему определяется общеправовым классификатором отраслей законодательства. Анализ законодательства (прежде всего ст.ст. 71, 72 Конституции РФ) позволяет выделить три группы отраслей законодательства: 1) одноименных с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.); 2) комплексные отрасли законодательства - отрасль, состоящая из норм различных отраслей права - административного, гражданского, уголовного. К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное или сельскохозяйственное, водное, горное, лесное и некоторые др.; 3) отрасли законодательства «привязанные» к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности (законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.). Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общим правовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.

Отрасль права

ОТРАСЛЬ ПРАВА - распределенная по правовым институтам совокупность юридических норм, регулирующих особую, качественно своеобразную область отношений (имущественных, трудовых, семейных и т.д.). Это основное подразделение системы права, его главный элемент, который объединяет взаимосвязанные между собой родственные институты права. Если отдельное нормативное предписание представляет собой первичную клеточку права, а правовые институты - группы таких предписаний (блоки), то отрасли права представляют относительно замкнутые подсистемы правового регулирования. Их главное назначение заключается в том, что применительно к специфической области отношений обеспечить специфический режим правового регулирования.

Отрасль права имеет особенное строение (структуру). В ней выделяется общая и особенная части. В общую часть входят институты, которые содержат в себе положения, «обслуживающие» все или почти все институты особенной части. Институты общей части содержат те нормы права, действие которых, как правило, распространяется на все регулируемые данной отраслью отношения. Институты общей части отрасли конкретизируются в институтах ее особенной части. Такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение норм данной отрасли.

Применительно к каждой отрасли права выделяется ее основной институт, закрепляющий общеотраслевые принципы права, содержащие и объем правового регулирования отношений, являющихся объектом данной отрасли. Так, в конституционном праве Российской Федерации таким основным институтом выступает институт «Основы конституционного строя». Нормы, содержащиеся в этом институте, имеют наибольшую юридическую силу и им не должны противоречить иные положения, в том числе и Основного закона (ч. 2 ст. 16 Конституции РФ).

Каждая отрасль отличается свойственной только ей областью регулируемых отношений (предметом правового регулирования), а также специфическим набором юридических средств, с помощью которых оказывается воздействие на регулируемые отношения. Специфичностью предмета правового регулирования и юридических средств регулирования (или методом правового регулирования) отрасль является «узнаваемой» в числе других.

Отрасли неоднородны по своему составу. Одни из них являются крупными нормативными образованиями, иные представляют собой сравнительно компактную совокупность правовых норм (например, процессуальные отрасли). Крупные и сложные по своему составу отрасли, как отмечалось, наряду с институтами права включают подотрасль права.

Официальная инкорпорация

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНКОРПОРАЦИЯ - подготовка и утверждение соответствующих собраний и сборников актов органами, издавшими их. Официальная инкорпорация осуществляется компетентным, специально уполномоченным государственным органом, который от имени и по поручению (либо с санкции, правотворческого органа) утверждает (или официально одобряет) подготовленное собрание законодательства. Собрание является формой или источником официального опубликования нормативных актов, а, значит, на текст, помещенный в инкорпорированный сборник (собрание), можно ссылаться при рассмотрении вопросов, имеющих юридическое значение (т.е. при применении норм права, при заключении договоров, рассмотрении жалоб и заявлений граждан должностными лицами государственных органов).

В зависимости от способа расположения нормативного материала официальная инкорпорация может быть хронологической, или предметной.

Официальное толкование

ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ - юридически обязательное разъяснение правовых предписаний специально уполномоченными на то органами. Официальное толкование есть своего рода общеобязательная директива о том, как правильно применять определенную норму.

Обязательность официального толкования предполагает обязанность, правоприменительного органа, во-первых, искать и изучать акты разъяснения применяемых норм; во-вторых, следовать им в случае расхождения собственных представлений о содержании применяемых норм с указанием актов официального толкования.

Официальное толкование правовых норм по признаку юридическим последствиям делится на нормативное и казуальное.

Официозная, или полуофициальная, инкорпорация

ОФИЦИОЗНАЯ, ИЛИ ПОЛУОФИЦИАЛЬНАЯ, ИНКОРПОРАЦИЯ - издание соответствующих собраний и сборников, инкорпорированных нормативно-правовых актов по поручению правотворческого органа специально уполномоченными на то государственными органами (чаще всего Министерством юстиции). Официозная инкорпорация в чем-то сходна с официальной. И в том, и в другом случаи на определенные государственные органы возлагается обязанность издания инкорпорированных сборников (собраний) законодательных актов. Однако есть и принципиальное отличие, сборники официозной инкорпорации не имеют официального характера и характера источников законодательства не приобретают. Это означает, что правотворческий орган не утверждает (не одобряет) официозное собрание актов. Примером официозной инкорпорации может служить систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в 60-е годы.

Охранительная функция права

ОХРАНИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА - направление правового воздействия, связанное с охраной регулируемых правом отношений путем возможного применения к правонарушителю, предусмотренных в праве мер принудительного воздействия. Специфика охранительной функции состоит в том, что она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкции, установлением запретов и реализации мер защиты и юридической ответственности. Если регулятивная функция указывает участникам регулятивных отношений, что они могут и должны делать в тех или иных ситуациях и каковы у них для этого юридические возможности (средства), то охранительная функция информирует адресатов правовых норм о том, какие социальные ценности взяты государством под охрану и какие неблагоприятные последствия следуют в случае посягательства на них. Регулятивная функция реализуется в правомерной деятельности; для осуществления охранительной функции характерна специфическая форма - охранительные отношения и правоохранительная деятельность органов государства и иных специально уполномоченных законом субъектов.

Деление функций права на регулятивную и охранительную в определенной мере условно, поскольку и регулятивная и охранительная функции реализуют основное социальное назначение права - упорядочивать общественные отношения, обеспечивать их стабильность, устойчивость. Поэтому через охранительную функцию право регулирует поведение субъектов, а через регулятивную - охраняет и защищает социальные ценности.

Охранительные нормы

ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ - нормы, определяющие условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Как правило, такие нормы, содержатся в основном в нормативных актах охранительных отраслей права, содержат предписание, имеющее четко выраженную гипотезу и санкцию. Диспозиция такой нормы воспроизводится путем логической операции - логического толкования. Например, статья 5.33 «Невыполнение соглашения», содержащаяся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, гласит: «Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, - влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда». Диспозиция данной нормы подразумевается в названии статьи, гипотеза и санкция содержатся непосредственно в тексте. По такому образцу сформулировано абсолютное большинство норм охранительных отраслей права. Несколько по иному выглядит конструкция охранительных норм в регулятивных отраслях права (см., например, ст. 761,777, 769, 1068 - 1070 ГК РФ).

Охранительные правоотношения

ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - отношения, возникающие из предусмотренных юридическими нормами конфликтных ситуаций, препятствующих осуществлению регулятивных правоотношений (факты нарушения регулятивного права). Охранительные правоотношения возникают в случае совершения правонарушения. Одной стороной всегда является властный субъект - правоприменительный орган. Функция охранительных отношений состоит в восстановлении нарушенных прав и привлечении нарушителя к юридической ответственности.

Охранительный правоприменительный акт

ОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АКТ - принятое в установленном порядке на основе правовых норм властным органом и выраженное вовне предписанным законом способом индивидуальное правовое решение о применении в отношении персонально названного субъекта (субъектов) мер государственно-правового принуждения.

Оценочная функция правосознания

ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ - свойство правосознания, характеризующее реакцию сознания на право и выражающееся в виде эмоционального отношения: одобрения права, солидарности с его требованиями либо неприятии права (правовой нигилизм). Этой функцией охватываются четыре типа оценок: правосознание вызывает соответствующее эмоциональное отношение личности к различным сторонам и явлениям правовой жизни - праву (его нормам, институтам, отдельному закону, законодательству в целом); к правовому поведению окружающих; к деятельности правоохранительных органов; к своему собственному поведению в правовой сфере (т.н. самооценка). Эмоциональное отношение находит проявление в определении значимости (ценности) полученных субъектом значений для конкретной ситуации в настоящем или будущем. Значимым, ценным признается то, что соответствует интересам, что служит средством для достижения поставленных целей. Эмоционально «окрашенные» знания формируют предрасположенность (готовность) установку к определенному поведению. «Работа» правосознания, таким образом, предшествует правовому поведению.

Оценочные понятия

ОЦЕНОЧНЫЕ ПОНЯТИЯ - не конкретизированные (детально не разъясняемые) правотворческим органом и обобщающие наиболее общие типичные признаки определенных правовых понятий, детализация которых осуществляется путем оценки применительно к конкретным ситуациям на основании усмотрения. Оценочные понятия встречаются во всех отраслях права «крупных ущерб», «тяжкие последствия» (ст. 98, 167, 168, 201 УК РФ) «существенная новизна», «разумный риск» (ст. 112, 117 ГК РФ) и др.

Использование оценочных понятий обусловлено формальной определенностью права, необходимостью кратко и лаконично излагать содержание правовых норм. В то же время наличие оценочных понятия предполагает высокий уровень правовой культуры правоприменителя (суда), нравственную зрелость должностных лиц, принимающих решение на основе предоставляемого им законом усмотрения. Хотя закон, иной нормативный акт не является учебником или учебным пособием, но для того чтобы обеспечить понятийную точность и определенность нормативного текста в законодательной технике используется такое средство, как определение понятий (дефиниции). Тем самым используемые в законе термины делают понятным сам текст закона, способствуют установлению сферы его действия, уяснению природы правовых институтов, обеспечивая вследствие этого эффективность его (закона) действия.

Предыдущая страница Следующая страница