Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАТ"-"ПРА")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 1, "ПАТ"-"ПРА")

Патология права

ПАТОЛОГИЯ ПРАВА состояние правового развития общества, характеризующееся локальным характером действия права, противопоставлением праву (цивилизованному инструментарию) неправовых средств достижения целей и задач в различных областях деятельности в сфере политики (во взаимоотношениях личности и государства), в законодательной и правоприменительной деятельности, в хозяйственной практике, в личностных взаимоотношениях и т.д. Патологией права является приобретшее характер явления правонарушающее законодательство, с его несоответствием правам человека, многочисленными правовыми ограничениями, сковывающими инициативу и свободу поведения, правоприменительная деятельность, ориентирующаяся в основе своей не на обеспечение реализации гражданами и их объединениями прав и свобод, а создающая дополнительные юридические препятствия к их использованию; это юстиция, действующая «с оглядкой» на чиновника; отсутствие (или незначительное число) в законе позитивных стимулов поведения. Патологией следует считать недоверие населения к институтам власти и нежелание властных структур учитывать правовые позиции населения при принятии решений, затрагивающих коренные интересы основной массы людей и т.д.

Первое чтение законопроекта

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ЗАКОНОПРОЕКТА - первоначальное рассмотрение законопроекта на пленарном заседании нижней палаты. При обсуждении законопроекта в первом чтении обсуждаются его основные положения, вопрос о необходимости его принятия, концепция законопроекта, дается оценка соответствия основных положений законопроекта Конституции РФ. Обсуждение начинается с доклада субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект (либо его представителя), и содоклада представителя ответственного комитета. По решению палаты может быть отведено время для ответов на вопросы депутатов по существу законопроекта, после чего заслушаны предложения и замечания депутатских объединений, депутатов, полномочных представителей Президента и Правительства в Государственной Думе, иных лиц, приглашенных на заседание палаты. По результатам первого чтения Государственная Дума может принять одно из следующих решений: 1) принять законопроект в первом чтении и продолжить над ним работу с учётом высказанных замечаний; 2) отклонить законопроект; 3) принять закон. Кроме того, на данном этапе палата может вынести законопроект на всенародное обсуждение. В случае принятия законопроекта Государственная Дума может установить срок подачи поправок и вынесения его на второе чтение. Принятый в первом чтении законопроект в обязательном порядке направляется всем субъектам права законодательной инициативы в течение 5 дней.

Переживание закона

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗАКОНА - состояние, когда закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может действовать в отношении определенных актов и обстоятельств. Так, до введения в действие Федерального закона от 21 июля 2001 г. «О политических партиях» действовала норма Федерального закона «Об общественных объединениях», которая содержала указание о применении в отношении оснований и порядка учреждения политических партий соответствующих статей Закона СССР 1990 г. «Об общественных объединениях».

Письменные доказательства

ПИСЬМЕННЫЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВА - доказательства, представленные документами и материалами. К ним относятся акты, договоры, справки, деловая корреспонденция, иные документы и материалы (в т.ч. полученные с помощью факсимильной, электронной или иной связи либо иным способом, позволяющим установить достоверность документа, содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для дела. Письменные доказательства предъявляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому делу имеет отношения лишь часть документов, представляются заверенная выписка из них. Подлинные документы представляются, когда обстоятельства дела соответственно законодательству подлежат подтверждению только такими документами, а также в иных необходимых случаях.

Планирование правотворческой деятельности

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - деятельность по разработке и реализации общегосударственных комплексных планов на длительный период, и направленная на совершенствование всей правовой системы.

Повторное рассмотрение федерального закона, отклоненного Президентом

ПОВТОРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, ОТКЛОНЕННОГО ПРЕЗИДЕНТОМ, - предусмотренный Конституцией и регламентными нормами порядок (процедура) рассмотрения палатами закона, в отношении которого Президентом применено право вето. Регламентами палат Федерального Собрания предусмотрено Федерации повторное рассматрение этого же закона Государственной Думой и Советом Федерации, но в определенном порядке. При этом возможны варианты. 1. Отклоненный закон рассматривается каждой из палат и большинством голосов принимается ими с учетом замечаний Президента либо в редакции, предложенной Президентом. 2. Государственная Дума соглашаетсяся с мотивами решения Президента и снимает закон с дальнейшего рассмотрения. 3. Государственная Дума создает специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предлагает Президенту и Совету Федерации (при необходимости) направить для работы в ней своих представителей. Однако возможен вариант связаннный с преодолением вето Президента, т.е. отклонением замечаний Президента на закон. В том случае, если федеральный закон при повторном рассмотрении будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он в течение семи дней подлежит обязательному подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию (ст. 107 Конституции РФ).

Повторное рассмотрение федерального закона, отклонённого Советом Федерации

ПОВТОРНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА, ОТКЛОНЁННОГО СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ, - стадия законодательного процесса, связанная с преодолением возникших между палатами Федерального Собрания разногласий по принятому федеральному закону. В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Если при повторном рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума не принимает предложения согласительной комиссии и выразит свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае он считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции РФ). Одобренный федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Если федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации и не был рассмотрен в течение 14 дней, он направляется Президенту для подписания и обнародования.

Подзаконные нормативные правовые акты

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ - основанные на законе и не противоречат ему правотворческие акты. Соответственно, они обладают меньшей юридической силой в сравнении с законом, их правовой характер определяет, соответствуют ли они закону или входят в противоречие с ним. К подзаконным актам относятся: а) нормативные акты главы государства (в Российской Федерации они могут издаваться в форме указов и крайне редко в виде распоряжений); б) акты Правительства, принятые в соответствии с законами Российской Федерации и нормативными указами Президента. Такие акты принимаются в форме постановлений, они носят общий характер, действуют на всей территории страны; в) нормативные правовые акты органов исполнительной власти (приказы, инструкции федеральных министерств, постановления глав краевых, областных администраций); г) внутриорганизационные или локальные подзаконные акты - нормативно-юридические акты, издаваемые различными организациями в пределах их правотворческих полномочий.

Подотрасль права

ПОДОТРАСЛЬ ПРАВА - представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. При этом не каждая, а только крупные и сложные по своему составу отрасли наряду с институтами права включают такой компонент, как подотрасль права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как избирательное, муниципальное, парламентское право и др. В гражданском праве в качестве подотраслей выступают авторское, обязательственное, наследственное право и др. В финансовом праве выделяют такие подотрасли, как бюджетное и налоговое. Сложность и неоднородность отраслей права, происходящая внутри их специализация и унификация нормативных комплексов обусловливает специфический феномен: выделение в составе материальных отраслей права подотраслей процессуального характера. Эта особенность характерна для отраслей публичного права. В частности, в составе конституционного и административного права обособляются, соответственно конституционно-процессуальное и административно-процессуальное право. Отдельные отрасли права, в частности процессуальные, земельное, семейное, трудовое, не подразделяются на подотрасли. Поэтому в отличие от правового института подотрасль права обязательным компонентом каждой отрасли права не является.

Позитивистская концепция происхождения права

ПОЗИТИВИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА - учение, базирующееся на философии позитивизма: право порождено государством, оно есть продукт его нормотворческой деятельности. Эта позиция может быть выражена формулой: «право есть установление, приказ государства». Государство предшествует праву исторически и логически, право есть функция государства, и потому оно немыслимо без государства и до государства». Данную концепцию, возникшей вслед за естественно-правовым учением, склонны расценивать как противоположность теории естественно-правового происхождения права.

Позитивное право

ПОЗИТИВНОЕ ПРАВО - официально признанное право, действующее в пределах границ государства и получившие закрепление в законодательстве, то есть это право, выраженное в законодательстве. Позитивное право исходит главным образом от государства, его властных структур: оно сконструировано по образу и подобию государства, отражает интересы и волю тех групп и слоев общества, которые оно преимущественно представляет и охраняет; позитивное право имеет официально-документальную форму выражения, воплощается в законах, иных нормативных правовых актах; позитивное право - это право, сведенное исключительно к закону.

Позитивное право возникает вместе с государством. Возникшее государство (публично-территориальная организация власти), стремясь навязать волю правящего слоя (класса, группы) всему обществу, издает акты, в которых выражает эту волю в общеобязательных, с формально-юридической точки зрения, определенных установлениях (правилах поведения, или нормах права). Совокупность таких установлений (правовых норм), содержащихся в принимаемых государством и его органами нормативных правовых актах, и есть позитивное право. Будучи обеспечено принудительной силой государства, позитивное право длительное время выступает главенствующей нормативной системой регулирования.

Познавательная функция правосознания

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ - способность правосознания выступать инструментом познания права и одновременно хранилищем правовых знаний. Правосознание в этом смысле есть правовая память социального субъекта. Познавательная функция проявляется через интеллектуальную мыслительную деятельность носителя правосознания, результатом которой является некая сумма правовых знаний. Это могут быть представления о праве, правовые взгляды, идеи и др.

Полномочие

ПОЛНОМОЧИЕ - предоставление государственному служащему (должностному лицу) в соответствии с занимаемой должностью права и возложение соответствующей юридической обязанности для совершения юридически значимого действия. Полномочие - это соединение юридической обязанности, возложенной на должностное лицо (государственный орган), с правом. Отдельного права, вне связи с юридической обязанностью у такого лица (органа) не существует. Право - это объем и форма свободы (юридической возможности) должностного лица (органа), предоставляемая исключительно для исполнения юридической обязанности. Право «не сливается» с обязанностью, но оно властно, напоминает о необходимости осуществить действия, предписанные обязанностью. Должностное лицо (орган государства) не может уклониться от неиспользования права для осуществления предписанного законом действия. Такое распоряжение правом (властью) квалифицируется как юридически противоправное бездействие. В то же время при осуществлении полномочия должностное лицо (орган) может выстраивать свое поведение только тем образом, как это вытекает из предоставленного ему права. Выход за пределы объема нормативной свободы, вытекающей из данного права, есть злоупотребление правом.

Положение

ПОЛОЖЕНИЕ - нормативный правовой акт, имеющий сводное значение и определяющий статус государственного органа или государственных органов. Пример - Положение о Межведомственной комиссии по вопросам охраны и использования объектов промышленной собственности и ее состава: утверждено постановлением Правительства РФ от 23 декабря 1998 г. № 1336: Положение о Федеральной антитеррористической Комиссии и ее составе: утверждено постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1303: Положение о Консульском учреждении РФ: утверждено Указом Президента РФ от 5 ноября 1998 г. № 1330

Постановление органа законодательной власти о порядке введения закона в действие

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правила

ПРАВИЛА - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации и осуществления определенного вида деятельности. Примерами правил могут служить: правила продажи меховых товаров: утверждены постановлением Правительства РФ от 24 мая 1994 г. № 553 (СЗ РФ, 1994 г. № 7 ст. 702). Правила установления и пользования придорожных полос федеральных автомобильных дорог общего пользования: утверждены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1998 г. № 1413. Кроме того, правила издаются и как ведомственные нормативные акты (см. гл. 40)

-----------------------------------

ПРАВИЛА - ведомственный нормативный акт, определяющий порядок организации и осуществления определенного вида деятельности. Примерами правил могут служить: Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. Утверждены приказом МВД России от 14 декабря 1993 г. № 536; Правила приема в учебные заведения, высшего и среднего профессионального образования МВД России. Утверждены приказом МВД России от 17 мая 1995 г. № 18521. От правил как ведомственного акта следует отличать те правила, которые утверждаются постановлением Правительства РФ.

Право в объективном смысле

ПРАВО В ОБЪЕКТИВНОМ СМЫСЛЕ - право, выраженное в системе согласованных, внутренне упорядоченных между собой норм. Объективное право отражено в правовых нормах (предписаниях или установлениях, принципах права, правовых обычаях), которые содержатся в законах, иных актах, являющихся источниками права. Термин «право» в таком значении близок к терминам «закон», «законодательство», а равно «источник права».

Право как воплощение общей воли (согласованных интересов)

ПРАВО КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ОБЩЕЙ ВОЛИ (СОГЛАСОВАННЫХ ИНТЕРЕСОВ) - признак, указывающий на социальную адаптированность права и его способность выступать общесоциальным регулятором поведения. Право в этом значении есть такой тип нормативного регулирования, который основан на учете интересов различных слоев общества, их согласии и компромиссах или общей воле. Соответствие согласованным интересам или общей воле придает ему реальность, а в конечном счете социальный вес. И, напротив, если нормативные требования не выражают общую волю, то никакими механизмами, в т.ч. принудительной силой государства, нельзя обеспечить их исполнение. Выражение в праве согласованных интересов участников регулируемых отношений придает ему обязательность, всеобщность, утверждает в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Право как действующая нормативная система

ПРАВО КАК ДЕЙСТВУЮЩАЯ НОРМАТИВНАЯ СИСТЕМА - способность права реально воздействовать на волю и сознание людей, стимулируя их действия и поступки в соответственно правовым требованиям. Право существует, «напоминает» о себе постольку, поскольку оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях. Реальность действия права - существенное его свойство, придающее ему качество общесоциального ориентира, силу и социальный вес в обществе. Действующее право в этом аспекте выступает системой общесоциального порядка.

Право как мера, масштаб свободы и поведения человека

ПРАВО КАК МЕРА, МАСШТАБ СВОБОДЫ И ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА - определяющая характеристика права, указывающая на его способность оказывать позитивно-стимулирующее воздействие на свободу. Право и свобода - неотъемлемы друг от друга. «Право по своей сущности и, следовательно по своему понятию - это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода» (В. С. Нерсесянц). В указанном аспекте право отражает: а) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения: б) меру допустимых ограничений свободы человека. Уже в Декларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 4) было зафиксировано: «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми границами, которые обеспечивают другими членами общества пользование теми же правами». Само «присутствие права» означает как признание, так и ограничение свободы. Но право ограничивает свободу, чтобы е гарантировать. Свобода там, где господствует закон, а не произвол (Гегель).

Право как нормативное выражение согласованных интересов

Статья большая, находится на отдельной странице.

Право как средство (инструмент) социального контроля (инструментальная концепция права)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Право Совета Европы

ПРАВО СОВЕТА ЕВРОПЫ - совокупность преимущественно конвенциональных норм, принятых в рамках Совета Европы и призванных способствовать развитию политического, социального, культурного и правового сотрудничества и защите человеческих ценностей в Европе. Нормативную базу права Совета Европы составляют более чем 170 европейских конвенций, обязательных для применения государствами-членами Совета Европы. Основополагающий документ - Конвенция о защите прав и основных свобод человека и гражданина 1951 г.

Право экстерриториальности (дипломатического иммунитета)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правовая аккультурация

ПРАВОВАЯ АККУЛЬТУРАЦИЯ - привитие элементов правовой цивилизации традиционным обществам или обществам, уступающим в правовом развитии. Правовая аккультурация, в понимании антропологов права, - это «глобальная трансформация, которую испытывает одна правовая система от контакта с другой правовой системой, этот процесс предполагает использование различных по природе и силе воздействия средств принуждения» (Н. Рулан). Фактор правовой аккультурации в значительной мере способствовал возникновению права. В основе правовой аккультурации передача права принудительно или без принуждения одним обществом другому. Если рассматривать правовое развитие во всемирном масштабе, то этот процесс характеризуется непрерывным влиянием одной правовой системы, более развитой, на другие, менее развитые. Происходит заимствование, т.е. перенос элементов развитой правовой системы в правовую систему, уступающую в развитии, и как следствие этого ее реинтеграция. Так, колонизация крупными европейскими державами, прежде всего Англией и Францией, неевропейского ареала обусловило навязывание (экспансию) права метрополии на местное сообщество. Покоренные Халифатом, а позднее Османской империей, народы в результате исламизации постигали законы шариата. В современных условиях правовая аккультурация приобретает глобальное измерение, правовое развитие отдельно взятой страны подчиняется законам движения права в его планетарном масштабе. Западные специалисты, в частности, указывают на фактор американизации права.

Правовая активность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правовая деятельность

ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - совокупность действий, охватываемых единым замыслом (целью) и обеспечивающих достижение фактического результата, содержанием которого являются целесообразные изменения и преобразования социально-правовой действительности. В отличие от правовых действий, правовая деятельность характеризуется: 1) определенным набором действий; 2) связью с достижением фактического результата; 3) целенаправленностью (предварительно продуманной последовательностью действий).

Разновидностью правовой деятельности является профессионально-юридическая деятельность.

Правовая доктрина (как источник права)

ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА (КАК ИСТОЧНИК ПРАВА) - придание некоторым положениям научных работ в области юриспруденции общеобязательного значения. В качестве источника права правовая доктрина известна уже на ранних этапах развития права. В 426 году н.э. в Риме был принят специальный закон, согласно которому положения работ наиболее известных юристов - Папиниана, Гая, Павла, Ульпиана и Модестина признавались обязательными для судей. Точнее сказать, уже начиная с римского императора Августа, работам, указанных юристов было придано значение jus respondendi. Это означало, что решение по делу судья может выносить не только на основании действовавших в то время законов, но и ссылаясь на высказывания указанных юристов. Ничего подобного последующие эпохи развития права не знали. В то же время правовая доктрина в качестве источника права известна и современным правовым системам. В частности, действующий гражданский кодекс Швейцарии содержит норму, предоставляющую правоприменительным органам право в случаях пробела в законодательстве решать рассматриваемый спор, основываясь на положениях работ наиболее известных специалистов в области гражданского права. Для мусульманской правовой системы правовая доктрина и ныне признается едва ли не важнейшим источником права. Труды ученых-юристов, по признанию ведущих специалистов по мусульманскому праву, «являются единственным источником права».

Правовая система нашей страны правовую доктрину не признает в качестве официального источника права. Однако вряд ли найдется хотя бы один уважающий себя юрист-практик, будь то следователь, прокурор или судья, который при необходимости квалификации преступления, отличающегося определенной степенью сложности и принятия по нему процессуального решения не преминул бы заглянуть в комментарий к УК или УПК - неофициальные источники права.

Правовая жизнь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правовая идеология

ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ - система идей, теорий и понятий, в которых отражается и оценивается отношение людей к праву. Правосознание в этом смысле есть осознание права, правовой действительности в целом. На уровне отдельной личности идеологический аспект правосознания выражен правовой информированностью. Элементом правовой идеологии являются идеи, правовые взгляды, научные теории и др. Компонентом правовой идеологии выступает правовая информация - функционирующие в обществе сведения о юридических нормах и принципах, правовых идеях и представлениях, правотворческой и правореализационной деятельности, а также об иных фактах и событиях, носящих правовой характер. Особое значение на правовую идеологию могут оказывать господствующие правовые доктрины - юридические концепции, которые конкретизируют положения правовой идеологии и при помощи понятийного аппарата политических и общетеоретических правовых знаний раскрывают отношение государственной власти к праву, его ценность и роль в жизни общества, детализируют официальные представления о социально-политическом содержании данного типа права, той или иной национальной правовой системы.

К правовой идеологии относятся не все правовые взгляды и представления, но только истинные, отображающие закономерности правовой жизни общества, права и правовых явлений. Это, прежде всего, правовые идеи, принципы права, научные теории. Особой формой правовой идеологии является правовая наука, или правоведение - система знаний о праве, законодательстве, юридической практике. При определенных условиях она может выступать в качестве источника права применительно к некоторым правовым системам. Наука в принципе определяет стратегию правового развития общества и является основой проводимой в стране государством правовой политики. Однако между правовой идеологией и правовой наукой могут быть противоречия. Правовая идеология может возникать и развиваться вне связи с наукой. Так, в исламских государствах правовая идеология основывается на религиозных догматах. Правовая идеология жестко привязывается к интересам правящих элит, по сути, обслуживает их и поэтому неадекватно выражает правовые реалии. Правовая наука призвана отображать объективные закономерности правового развития, не склоняясь к конъюктурщине и субъективизму. Науке противопоказана нормативная заданность (предопределенность) ее развития установками власть имущих.

Правовая информированность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правовая карта мира

ПРАВОВАЯ КАРТА МИРА - понятие, используемое в отечественной правовой литературе и призванное в общемировом плане отобразить все существующие национальные правовые системы мира. В зарубежной литературе используют идентичные данному понятию «юридическая география мира» (В. Кнап), «сообщество правовых систем» (Ж. Сталев).

Правовая культура

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА - вид духовной культуры, охватывающий своим содержанием все ценности, созданные деятельностью людей в области права. Правовая культура характеризует аксиологический аспект права, его ценность: степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан, престиж юридической профессии, роль юридической науки и т.д. Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. Существенна для характеристики правовой культуры общества осуществляемая государством юридическая политика и т.д. Правовая культура, таким образом, охватывает все ценности, которые созданы деятельностью людей в области права; она пронизывает право, правосознание, правовые отношения, режим законности, складывающийся правопорядок, правовой менталитет нации и отдельных групп населения. Явление правовой культуры так же объективно как объективна правовая жизнь общества. Она зафиксирована в памятниках права и в действующем законодательстве, проявляется в деятельности и в образе мышления участников правового общения. Правовая культура выступает следствием и показателем зрелости правовой системы.

Правовая культура личности

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ - свойство человека, которое характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер его действий во всех жизненных ситуациях. Правовая культура личности отражает степень и характер правового развития личности, культуру ее правового поведения, образ жизнедеятельности в правовой сфере. Такая деятельность должна соответствовать прогрессивным достижениям общества в области права, вследствие чего должно происходить непрерывное правовое обогащение самой личности и всего общества. Правовая культура есть степень зрелости, цивилизованности человека, его образ мышления, нормы и стандарты поведения в правовой сфере. Соответственно, своим содержанием правовая культура личности включает правовую информированность личности; ее отношения и убеждения в сфере действия права; уровень и характер правовой деятельности и правового поведения.

Правовая культура общества

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА - качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития социального. Если правосознание является компонентом сознания (индивидуального, группового или общественного), то правовая культура есть часть общей культуры - культуры отдельной личности, общества, цивилизации, под которой понимают всю совокупность ценностей, выработанных обществом. Существенна для характеристики правовой культуры общества осуществляемая государством юридическая политика и т.д.

Правовая основа государственной и общественной жизни

ПРАВОВАЯ ОСНОВА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ - вошедшее в отечественную юридическую лексику (70-80 гг. XX в.) понятие, призванное отразить те правовые явления (составляющие юридической надстройки), которые вносят упорядоченность, организованность и дисциплину в общественную жизнь, обеспечивают, основанную на незыблемых началах законности, деятельность государственных и общественных организаций, должностных лиц, создают режим наиболее благоприятных условий для беспрепятственного осуществления гражданами предоставленных прав и свобод. Правовая основа - не «собрание случайных» правовых реалий. Законодательство, законность и правопорядок, органично дополняя и взаимно обогащая друг друга, образуют единое политико-правовое явление, главное значение которого заключается в обеспечении нормального, отвечающего задачам коммунистического строительства, функционирование и развитие социалистического общества.

Правовая пассивность

ПРАВОВАЯ ПАССИВНОСТЬ - поведение, характеризующееся уклонением индивида (групп людей) от участия в правовой жизни общества, в бездействии при защите как собственного, так и чужого интереса. Правовая пассивность обладателя субъективным правом законом допускается, хотя и не поощряется. Пассивность обязанного лица сопряжена с нарушением требований правовых норм или требований, вытекающих из договора (в обязательственных отношениях).

Правовая презумпция

ПРАВОВАЯ ПРЕЗУМПЦИЯ - закрепленное в законодательстве предположение о наличии или отсутствии определенных юридических фактов, с которыми нормы права связывают наступление юридических последствий.

По способу отражения в праве правовые презумпции могут быть законодательными, т.е. закрепленными в законе (например, презумпция невиновности - в уголовном и административном процессе, презумпция компетенции - в конституционном праве), и фактическими (выработанные юридической практикой, как-то: незнание закона не освобождает от ответственности). Презумпции, которые не могут быть опровергнуты, т.е. те факты, которые не подвергаются сомнению, называются неопровергаемыми (например, презумпция недееспособности малолетнего). Опровергнутыми являются такие предположения (презумпции) относительно определенных фактов, которые имеют юридическое значение до тех пор, пока по отношению к этому факту не будет установлено иное (к примеру, презумпция отцовства). По действующему брачно-семейному законодательству РФ в отношении детей, рожденных от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение 300 дней с момента расторжения брака, признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не установлено иное. Действия презумпции отцовства мужа матери ребенка применяется в отношении детей, родившихся в зарегистрированном браке. Отцовство мужа матери ребенка предполагается, и в доказательстве этот факт не нуждается. В случае рождения ребенка женщиной, состоящей в браке, для регистрации отцовства ее мужа достаточно предъявить свидетельство о браке. Регистрация может быть произведена органом ЗАГСа по заявлению любого из родителей.

Правовая психология

ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ - совокупность чувств, эмоций, настроений, переживаний, привычек, в которых отражается отношение людей к праву. Правосознание связанно с переживаниями людей, их чувствами и эмоциями по отношению к действующему законодательству и практическому применению законов. Правовое осознание действительности (правосознание) формируется вследствие правовой потребности и правового интереса - осознанной личностью необходимости использовать правовые средства для удовлетворения существующих потребностей, т.е. совершения социально-правовых (правомерных) действий. Соответственно, элементами правовой психологии выступают: правовой мотив - оценочное отношение личности к правовой ситуации с позиций актуализированной потребности; правовая установка - особое состояние психологического склада личности, предрасполагающее к определенной активности с позиций определенной потребности и личностного интереса; ценностно-правовые ориентации - совокупность качеств личности (чувство правового долга, ответственности, законности, уважения к праву, солидарность с его требованиям и др.), определяющих в своем единстве правовую позицию к праву, его институтам, отдельному предписанию; правовая сплоченность - особая социально-психологическая форма организованности, высшая степень духовного единства людей, проявляющегося во взаимодействии друг с другом в правовой сфере общественной жизни.

Правовая реальность (действительность)

ПРАВОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ (ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ) - категория права, призванная отобразить все из мира правовых явлений, в «снятом» виде представить бытие права в конкретном историческом времени и пространстве. Правовая действительность характеризует собой реальное бытие правовой материи, наличную действительность всех правовых феноменов существующих в пространстве и во времени, причем как материального, так и идеального порядка, ибо «мысль и материя» действительны, т.е. существуют.

В правовую действительность включаются все те социальные явления объективного и субъективного порядка, которые имеют специфическое правовое содержание и соответствующую ему форму. Сюда же следует отнести и противоправную реальность - объективированные действия, сопряженные с нарушением правовых норм.

Правовая реальность есть мир права, конструируемый из правовых явлений и процессов, упорядоченных независимо от отношения к базисному феномену или «первореальности» права. Правовая реальность не представляет некой субстанциональной части реальности, а является способом организации и интерпретации определенных аспектов социальной жизни, бытия человека. Однако этот способ настолько существенный, что при его отсутствии распадается человеческий мир. Уже в этом определяется отличие бытия права от бытия собственно социальных объектов, по той причине, что мир права - это мир долженствования, а не существования. Являясь методологической и мировоззренческой категорией, правовая реальность дает возможность рассматривать право не просто как надстрочное явление (общественных отношений, института, формы общественного сознания), а как особый мир, автономную область человеческого бытия, который имеет свою логику и закономерности, с которым нельзя не считаться. Смысл проблемы правовой реальности находиться в связи с вопросом о бытии права, т.е. его внедрением в человеческое существование. Содержание правовой реальности позволяет выделить в ней такие формы бытия права, которые в совокупности отображают «пространство» правовой реальности. Это: мир идей - идеи права; мир знаковых форм - правовые нормы и законы; мир взаимодействий между социальными субъектами или правовая жизнь.

Правовая система

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА - правовая система представляет собой совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих взаимоотношения в обществе, и характеризующих уровень и особенности его правового развития.

Широкий философско-социологический взгляд на право позволяет рассматривать его как систему. Как и право, правовая система не есть абстрактное, отвлеченное от реальной жизни явление. Она всегда имеет конкретное содержание и специфическую форму, благодаря чему правовая система той или иной страны является узнаваемой.

В западной теории права понятие правовой системы используется преимущественно в сравнительном правоведении или т.н. компаративистике. При этом словосочетания «правовая семья», «семья систем права», «правовая система» воспринимаются как условные для обозначения соответствующих правовых феноменов. В отечественную науку это понятие вошло сравнительно недавно. При этом его назначение заключается в том, чтобы отобразить право как систему норм, правовую деятельность, правовую идеологию и др. С учетом этого содержанием правовой системы охватываются следующие аспекты:

1) институциональный - право, выраженное в нормах, институтах, отраслях;

2) организационно-структурный - правовые учреждения, обеспечивающие действие права;

3) поведенческий - право, выраженное в правовой деятельности, юридической практике;

4) духовно-культурный - право, представленное правовой идеологией, правовой культурой в целом.

Правовые нормы, правовая деятельность, правовые учреждения, правовая культура взаимосвязаны между собой, находятся в неразрывной связи, образуя, таким образом, целостное образование - правовую систему. Правовая система, следовательно «притягивает» к себе все те явления правовой действительности, которые так или иначе характеризуют («проявляют») право, правовую доктрину, господствующее правосознание, тип правовой системы, правовой менталитет нации, нормы права, формы и способы придания им общеобязательного значения (источники права); основные и типичные для данной страны институты и отрасли права, их структурные связи и объединения; характер правовой деятельности, юридической практики в целом, складывающийся на их основе правопорядок и юридические средства его поддержания; связь права с государством, национальной культурой, господствующей религией и моралью и др. Правовая система в этом смысле тождественна тому понятию, которое прежде в юридической науке именовалось юридической надстройкой (правда, можно «пускаться» и в теоретические споры об их нетождественности, что, однако, прироста знаний не принесет).

Правовая социализация

ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс «вхождения» социального субъекта в социально-правовую среду, восприятие (усвоение) им права, его ценностей и превращение их в нормы (мотивы) своего поведения в сфере действия права. Это научение праву, мобилизация его возможностей для участия в правовой жизни общества, реализации своих интересов и жизненных целей. Назначение правовой социализации можно определить словами русского правоведа А. С. Алексеева: «для того, чтобы жить в праве, необходимо, прежде всего, чтобы право жило в нас». Правовая социализация охватывает два взаимосвязанных между собой процесса: интериоризацию - восприятие личностью права (правового опыта) и экстериоризацию - трансформация его в социально-правовую среду. Соответственно, назначением правовой социализации является передача накопленных в обществе норм и ценностей правовой культуры; овладение языком права (самостоятельное оперирования правовыми понятиями), привитие навыков правомерного общения и взаимодействия в социально-правовой среде; мобилизация возможностей права для участия в правовой жизни общества; накопление мировоззренческих установок, обеспечивающих ориентацию в правовом пространстве и выработку стратегии поведения (формирование статутных качеств) в самых разнообразных юридических ситуациях. Результатом правовой социализации является правовая подготовленность (сформированность), или правокультурность отдельного индивида, группы людей, а ее слагаемыми выступают - правовая образованность, правовая воспитанность, правовая обученность, правовая развитость. Институтами правовой социализации выступают семья, школа, различные социальные группы, средства массовой коммуникации, специальное правовое обучение, юридическое образование и пр. Ретрансляторы (проводники) правовой социализации - объективированные во вне предметы правовой культуры, юридическая литература, правовое общение, язык, понятийные средства и др.

Правовая среда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правовая экспертиза законопроекта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правовое

ПРАВОВОЕ - категория, призванная отобразить явления, процессы и состояния общественной жизни, которые, «находясь» в сфере действия права, приобрели специфически юридическую качественную определенность (правовое содержание и соответствующую ему формализованную юридическую форму выражения, государственно-правовую защиту, способность вызывать правовые последствия, подверженность регулятивному или иному воздействию права и пр.).

Правовое воспитание

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - основанная на дидактических принципах правовой педагогики деятельность органов и учреждений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения правосознания, качеств, обеспечивающих их высокоэффективное функционирование в сфере правового регулирования и способствующих укреплению законности и правопорядка, развитию демократии, созданию прочного нравственно-правового климата в обществе. Правовое воспитание призвано формировать личность, которая добровольно и сознательно строит свою жизнедеятельность в соответствии с правом. Правовое воспитание имеет целью перевести политико-правовые установки и требования общества в личные убеждения граждан и нормы их поведения. Правовое воспитание осуществляется через определенную систему, формы и с помощью определенных средств и методов.

Формы правового воспитания - это способы внешнего выражения правовоспитательного воздействия на личность. К таковым относятся: правовое обучение, правовая пропаганда, организованная и контролируемая социально-правовая практика населения. Средства правового воспитания образуют материальные источники, используемые для достижения целей правовоспитательной работы (законодательные акты, юридическая литература и т.п.).

Методы правового воспитания представляют собой совокупность приемов и способов воздействия на правосознание и поведение людей с целью формирования у них правовой культуры. Система правового воспитания представляет организационную структуру, включающую субъектов (органы, которые проводят правовоспитательную работу), объекты (те категории населения, по отношению к которым проводится правовоспитательная работа и правовоспитательные действия), деятельность, осуществляемую для достижения намеченных целей.

Правовое предписание

ПРАВОВОЕ ПРЕДПИСАНИЕ - структурная единица текста нормативного правового акта, которая состоит из одного или нескольких предложений и выражает законченную мысль в ее полном объеме. Правовое предписание выделяется в тексте нормативного акта в виде статьи, пункта или абзаца. С лингвистической точки зрения правовое предписание представляет высказывание, с логической - суждение.

Правовое развитие

ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ - целенаправленный или протекающий стихийно процесс накопления количественных и качественных изменений и преобразований в правовой сфере общественной жизни, отображающий уровень правового развития отдельного индивида и общностей людей, степень совершенства форм их правового общения и взаимодействия. Правовое развитие - это преимущественно процесс прогрессирующей правовой культуры в масштабе всего общества и применительно ко всем участкам правовой действительности - правовому регулированию, правотворчеству, восприятию права, правореализации, правовому образованию и воспитанию правом. Это одна, можно сказать, магистральная линия правового развития. В то же время правовое развитие может характеризоваться и регрессивной направленностью: количественным и качественным ростом девиантного поведения, существенным возрастанием случаев разрешения возникающих юридических конфликтов неправовыми средствами, действием наряду с официальными правом и юстицией их «паразаменителей» - теневого права и теневой юстиции, имитирующим характером деятельности судебной системы и правоохранительных органов, блокирующая реализацию гражданами прав и свобод правоприменительная деятельность властных структур и их должностных лиц и др. Словом, правовое развитие охватывает две стороны - прогрессивную и регрессивную. Первая, прогрессивная, сторона правового развития, указывает преимущественно на то, что его (правового развития) основой являются согласие и солидарность; вторая - свидетельствует о том, что в основе правового развития лежит девиантность, отклонение от социальных (правовых, прежде всего) нормативов. Регрессивное правовое развитие можно охарактеризовать как патологию права.

Правовое регулирование

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правовой закон

ПРАВОВОЙ ЗАКОН - закон, содержание которого детерминировано естественным правом, «правовой природой вещей». В понимании представителей классической философии (К. Маркс, Гегель), закон выступает в роли правового, подлинного тогда, когда в его лице бессознательный естественный закон свободы становится сознательным государственным законом. Чтобы акт государственной воли превратился в государственный акт, законодатель должен видеть право в действительности, в ее естественно-правовой сфере. С позиции современных требований правовые свойства закона, его значение и место в правовой жизни определяются его соотносимостью с требованиями социальной адекватности закона вообще. Это требует всестороннего учета потребностей и интересов основного источника права - личности, в рамках ее естественно-правовой свободы.

Правовой менталитет

ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ - устойчивое мировоззрение определенной социальной группы, слоя, класса, нации, народа, иной общности в отношении права, характера его действия и роли в обществе. Особенность правового менталитета - в его особой зависимости от культуры, исторических традиций. Особенности правовой ментальности должны учитываться и, прежде всего, законодателем. Формируя правовую культуру масс, законодатель должен ориентироваться на исторические традиции народа, его культуру, язык. Отрадным в этой связи представляется возвращение в законодательную лексику неоправданно забытых исконных российских правоведческих терминов: судебный пристав, управы, несостоятельность, мировой суд и пр. Тем самым восстанавливается прерванная связь правовых эпох, восстанавливаются порушенные традиции. Такой ренессанс российской правовой культуры созвучен правовой политике западных стран. Несмотря на интеграцию своих экономических, политических и правовых систем в европейское сообщество, страны-участники ЕС тем не менее бережно относятся к национальной правовой традиции. Так, в ходе проводимой в конце 90-х гг. XX в. процессуальной реформы в Англии, правила судопроизводство очищались от непонятной рядовым гражданам терминологии. Приходится только сожалеть о засилье в законодательной лексике иностранной юридической терминологии (траст, аффилированные лица, фьючерс и др.).

Правовой нигилизм

ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ - сформировавшееся в общественном сознании или психике отдельного человека устойчиво пренебрежительное или иное негативное отношение к праву, выражающееся в отрицании его социальной ценности и конструктивной роли в обеспечении приоритетов личности и общества, в установке на достижение социально значимых результатов неправовыми средствами или на предельно минимальное их использование в практической деятельности, либо характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями или исполнением (соблюдением) их исключительно под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений.

С учетом предложенного определения следует проводить различие между рассматриваемым понятием и сходными с ним критикой права и юридическим фетишизмом.

Правовой обычай (обычное право)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница