Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "П" (часть 2, "ПРА"-"ПРЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 2, "ПРА"-"ПРЕ")

Правовой порядок

ПРАВОВОЙ ПОРЯДОК - состояние упорядоченности общественных отношений, складывающееся в результате осуществления правовых норм. Это то состояние урегулированности (упорядоченности) общественных отношений, к которому стремится общество, создавая в социальной жизни режим реального господства права. Причем, это не идеальные, проецируемые целями права отношения (порядок), а реально сложившиеся вследствие действия права общегосударственные связи или сложившаяся, устоявшаяся в данном государстве юридическая практика осуществления права; это не замысел законодателя, а то, что реально существует как реализуемое в общественных отношениях право (Л. С. Явич).

Правопорядок - это основанное на праве реальное состояние общественных отношений, характеризующее степень удовлетворения участниками этих отношений разнообразных интересов и потребностей с помощью средств права, а также характер исполнения ими правовых обязательств, вытекающих из закона или заключенных соглашений. Правопорядок есть практическая, или результативная, сторона права, есть право, осуществленное в общественных отношениях, которые под воздействием этого приняли правовой характер. Это атмосфера нормальной правовой жизни, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм (прав, свобод, обязанностей, ответственности) всеми субъектами права. Правопорядок концентрирует в себе все упорядочивающие начала правового характера; это общественные отношения, существующие в режиме законности.

Правопорядок - есть часть общественного порядка, складывающаяся на основе осуществления юридических норм. Главная отличительная черта правопорядка состоит в том, что здесь воплощаются свойства права, правовые принципы, требования законности. Свойства и принципы права, выраженные в режиме законности в виде системы требований, на уровне правопорядка как бы материализуются в системе реальных правовых отношений, актов реализации субъективных прав и обязанностей. Правопорядок поэтому есть определенная организация правовой жизни общества, отображающая качественное состояние урегулированных правом общественных отношений.

Особенности правопорядка состоят в том, что правопорядок есть разновидность порядка, который: а) предусмотрен нормами права, создаваемых в процессе правотворчества; б) характеризует состояние упорядоченности, организованности общественной жизни, есть определенный «слепок» правовой организации общества. В этом смысле правопорядок создает условия для организованности гражданского общества и режим благоприятствования для индивидуальной свободы; в) формируется в результате реализации правовых норм, осуществления в режиме законности фактической деятельности. Правопорядок есть итог действия права, достижения целей и задач правового регулирования; г) обеспечивается всеми государственно-правовыми механизмами, в том числе принудительными мерами.

Правовой прецедент (прецедентное право)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правовой прогресс

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правовой режим

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правовые действия

ПРАВОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ - специфическая форма активности или локализованные в пространстве и во времени дискретные проявления активности, соответствующие правовому предписанию либо не противоречащие природе права. Правовые действия многообразны, как многообразна правовая жизнь общества. Они подразделяются в зависимости от сфер действия права - на публично-правовые и частноправовые; в зависимости от функций права - на охранительные и регулятивные; по субъектам правовые действия дифференцируются на совершаемые гражданами, их объединениями и властные структуры, их должностными лицами; применительно к видам государственно-правовой деятельности - на правотворческие, правоприменительные и др. Распределение норм права на материальные и процессуальные дает основание для выделения материально-правовых и процессуальных действий. Среди процессуальных можно выделить группы следственных, судебных и др. действий.

Правовые иммунитеты

ПРАВОВЫЕ ИММУНИТЕТЫ (лат. immunitus - освобождение от чего-либо) - исключительное право определенной категории лиц не подчиняться некоторым общим законам, предоставленное лицам, занимающим особое положение в государстве, т.е. это особые льготы и привилегии, освобождающие определенных законом лиц от определенных обязанностей и ответственности в целях выполнения ими своего особого статуса. Правовые иммунитеты - это нахождение лица (полное или частичное) вне юрисдикции государства. В соответствии с принципами и нормами международного права законы, иные нормативные правовые акты РФ могут не применяться к дипломатическим представителям и некоторым другим сотрудникам представительств иностранных государств и международных организаций, а также и к определенным категориям иностранных и российских граждан.

Правовые иммунитеты специальной категории граждан

ПРАВОВЫЕ ИММУНИТЕТЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ КАТЕГОРИИ ГРАЖДАН - распространение ограниченной юрисдикция государства в отношении определенной законом категории граждан РФ. Под ограниченную юрисдикцию государства, кроме перечисленной выше категории иностранных граждан, подпадают и лица, обладающие российским гражданством. К ним отнесены: Президент РФ, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания, зарегистрированные кандидаты в Президенты РФ, депутаты Государственной Думы (при проведении соответствующих выборов); члены избирательных комиссий с правом решающего голоса; члены комиссий по проведению референдума с правом решающего голоса; судьи всех судов, прокуроры и следователи; сотрудники органов федеральной службы безопасности при исполнении ими служебных обязанностей; члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления; Председатель, заместитель председателя, аудиторы и инспектора Счетной палаты РФ. В отношении всех перечисленных лиц законодательством установлен специальный порядок привлечения к уголовной ответственности; применения мер уголовно-процессуального либо административно-процессуального воздействия (арест, обыск, задержание, личный досмотр и т.д.).

Правовые категории

ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ - систематизированная форма выражения правового знания, своеобразные сгустки человеческой мысли, совокупность таких мыслей, вобравших в себя знания о государственно-правовых явлениях, их свойствах и признаках. В определенном смысле правовые категории, если пренебречь методологической строгостью, можно представить как предельное правовое понятие. В то же время от правовых понятий категории права существенно отличаются. Правовые категории выполняют роль своего рода системообразующих логических узлов, с помощью которых научное познание проникает в сущность и содержание государственно-правовых явлений. Они отличаются своей фундаментальностью, представляя собой логическую основу, вокруг которой выстраивается система понятий, образуя «гнездо», «семью» правовых понятий, их логический ряд («право», «государство», «действие права», «правовая система», «правовая среда», «правовая культура» и др.).

В своей совокупности правовые понятия и категории образуют тот юридический инструментарий (категориальный аппарат юридической науки), оперируя которым познающий право и государство «проникает» в юридическую ткань, осваивает область правового в его концептуально-понятийном выражении.

Правовые коммуникации

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правовые понятия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правовые семьи

ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ - группы национальных правовых систем, объединенных общностью исторического пути формирования права (т.е. происхождением и эволюцией правовых систем), своеобразием его источников, структуры, а также особенностью правового мышления (правовой культуры в целом) государственно-организованной нации (народов). Отсюда назначение понятия правовой семьи состоит в том, что оно отображает (идентифицирует) сходство или «родство» юридических признаков правовых систем одной классификационной группы. При этом, как верно отмечается в специальной литературе, следует иметь в виду, что правовые семьи не наднациональное мировое право, а относительно автономное, не связанное функцией замкнутости правовая общность, нормативно-структурная идентичность, которая целиком зависит от территориальных границ (А. Х. Саидов). Современная правовая карта мира представлена около 200 правовыми системами. Каждая из них в чем-то уникальна, особенна и неповторима. Для всех существующих в современном мире национальных правовых систем в компетентной литературе используются термины «правовая карта мира» (В. А. Туманов), «юридическая география мира» (В. Кнапп), «сообщество правовых систем» (Ж.. Сталев). Однако есть то общее, типичное, что дает основание объединить (типизировать) их в единые, родственные классификационные группы - так называемые правовые семьи. В специальной литературе употребляются разные названия данного феномена: «семья правовых систем» (Р. Давид), «правовые круги» (К.-Х. Эберт, М. Рейнстайн, «структурная общность») (С. С. Алексеев); в некоторых случаях вполне обоснованно употребляется термин «тип правовой системы».

Правовые фикции

ПРАВОВЫЕ ФИКЦИИ - несуществующие факты, признанные законодательством существующими и имеющими в силу этого юридические последствия. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 45 ГК РФ «военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий». Фикции - это положения изначально неистинные. Так, в указанном процитированной нормы случае, военнослужащий или иной гражданин в действительности (т.е. фактически) не обязательно является умершим, но юридически таковым признается. Наличие в законодательстве такой фикции необходимо, поскольку без этого невозможно решить вопросы, вытекающие из брака, владения имуществом и т.п.

Правомерное поведение

ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ - есть качественная характеристика (свойство) фактических действий, деятельности, отображающая их правомерный характер; это единичные или совокупные юридически значимые деяния, качество которых дает основание сделать вывод об их соответствии праву. Правомерное поведение, или правомерность, есть поведение соизмеримое с правом, т.е. соотносимое с его целями, принципами и предписаниями. По своим свойствам это нормативное, типичное для права поведение, его «частица», объективируемая в различных формах социально-правовой активности - деятельности, единичных действиях, правомерном бездействии, вербальной активности, имеющей юридическое значение. Поэтому правомерное поведение не корректно соотносить с понятием правовой деятельности, правовой активности как более широкое или более узкое по своему содержанию (В. В. Оксамытный, Е. Т. Жеругов). Правомерное поведение есть правовой индикатор, мера права для соизмерения всякого реализующегося в правовой сфере поведенческого акта с требованиями правомерности, т.е. с требованиями правовых норм. Именно в таком значении это понятие приобретает категориальный статус, противостоит парному ему понятию - «противоправность», или «противоправное поведение».

Правомерность

ПРАВОМЕРНОСТЬ - качественная характеристика (свойство) фактических действий, деятельности, отображающая их правовой (правомерный) характер; это «соответствие явлений социальной жизни (деятельности или результатов деятельности субъектов права) требованиями дозволениям права» (Б. Назаров). Правомерность есть такое свойство всякой деятельности (действий), которое отражает ее правовой (правомерный) характер; правомерным следует признавать любой поведенческий акт или всякие проявления социальной активности, имеющие правовую природу и вызывающие правовые последствия. С правомерностью (соответствием праву, закону) должно соизмеряться не только поведение, действия граждан, но и акты, принимаемые государственными органами. С этой точки зрения правомерным (правовым) будет закон, основанный на праве; правомерность подзаконного нормативного акта означает соответствие акта требованиям закона, принципам и аксиомам права.

Важнейшей формой правомерности является конституционность.

Правомочие

ПРАВОМОЧИЕ - предусмотренная в нормах права и обеспеченная государством возможность участника правоотношения осуществлять определенные действия или требовать известных действий от других участников правоотношения. Правомочие включает - право-пользования, право-требование и право-притязания.

Правонарушение

ПРАВОНАРУШЕНИЕ - общественно вредное (или общественно опасное) противоправное и виновное деяние деликтоспособного субъекта, влекущее юридическую ответственность. Правонарушение характеризуют следующие признаки:

1) правонарушение - есть общественно вредное, опасное деяние;

2) правонарушение отличает противоправный характер. Кроме отмеченных, отличительными признаками противоправности является виновность и наказуемость. Наказуемость - это законодательное установление за деяние, признаваемое законом преступлением (административным проступком), соответствующей санкции или санкции, содержащей указание на виды наказания и их размеры, соответствующие тяжести и общественной вредности данного деяния. Признаком противоправности правонарушения охватывается еще один компонент - установление в законодательстве санкций (неблагоприятных последствий) за совершение правонарушений, являющееся непременным условием применения к правонарушителю мер юридической ответственности. Справедливо замечено, что там, где не предусмотрена юридическая ответственность, нет правонарушения.

3) правонарушение - это поведенческий акт, деяние, выраженное (объективированное) вовне в форме действия или бездействия. Помыслы, мысли, побуждения и намерения, не объективированные вовне, в качестве противоправных деяний не рассматриваются. Общеизвестно процитированное Марксом высказывание Гегеля о том, что «помимо своих действий, я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом»;

4) правонарушение - виновное деяние деликтоспособного лица. Отсутствие вины - возможности лица осознавать свои действия и руководить ими - одновременно означает, что данное деяние хотя и подпадает под формальные признаки правонарушения, таковым не может признаваться. По этой причине не являются правонарушениями деяния малолетних, невменяемых, объективно-противоправные деяния. Виновность как юридическое определение противоправного деяния выражает его осознанно волевой характер.

Правонарушения

ПРАВОНАРУШЕНИЯ - исторически переходящее и изменчивое антисоциальное явление государственно-организованного общества, состоящее из совокупности всех нарушений права в определенный период времени в соответствующем регионе.

Правообразование

ПРАВООБРАЗОВАНИЕ - социально обусловленный процесс формирования (фактического складывания) права, складывающийся под влиянием комплекса разнородных причин объективного и субъективного характера. Это «процесс фактического складывания и признания тех или иных общественных отношений и взаимосвязей людей и их объединений в качестве «нормальных» и «правильных» (с точки зрения господствующих в данном обществе материальных жизненных отношений и соответствующих им идей, ценностей и т.п.), процесс социально-исторического формирования общих критериев, правил, масштабов, образцов и стандартов этой «нормальности» и «правильности» и в конечном счете их кристаллизация в соответствующие нормы поведения, действия и взаимоотношения людей. Правообразование с указанной точки зрения «есть процесс становления права как формы» (В. С. Нерсесянц). Это объективная сторона правообразования. Правообразование, можно сказать, в этом смысле есть создание правовых норм помимо участия законодателя; это стихийная деятельность социального субъекта, в процессе которой формирующийся правообразующий интерес находит выражение в фактических правовых нормах (т.е. нормах, которые по своим объективным характеристикам уже приобрели правовую окраску, нормативность, но еще не получили государственно-правового признания и в силу этого не обладают свойством формально-юридической определенности).

Однако правообразование в действительности не означает, что право формируется «самопроизвольно», без участия социального субъекта. И в том случае, когда речь идет об объективном правообразования, и в случае, когда право есть следствие («продукт») специализированной деятельностью государства, право создается людьми, совокупным субъектом - индивидами, общностями людей, обществом в целом. В правообразовании поэтому следует выделять две стадии: 1) стадия объективного правотворчества, в которой главным действующим лицом является совокупный общественный субъект (социальная группа, общность людей, общество в целом). На этой стадии формируется и получает фактическое (не юридическое) выражение в соответствующей форме правообразующий интерес; 2) стадия правообразования с участием специализированных правотворческих органов. На этой стадии правообразующий интерес должен быть обнаружен и «объявлен» всеобщим интересом, т.е. выражен официально в правотворческом акте. Можно сказать, что правообразование есть процесс формирования, обнаружения и юридического закрепления правообразующего интереса.

Правоотношение

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правоположение

ПРАВОПОЛОЖЕНИЕ - сформулированное в процессе вынесения решений по однородным делам правило (образцы, примеры) наиболее правильного, целесообразного и эффективного применения права.

Право-пользование

ПРАВО-ПОЛЬЗОВАНИЕ - возможность управомоченного совершать активные действия, пользоваться благами. Так, собственник вправе пользоваться вещью, извлекать из нее полезные свойства, распоряжаться ею по своему усмотрению. Никто не вправе оказывать ему препятствие в этом.

Правопонимание

ПРАВОПОНИМАНИЕ - сложившиеся в юридической теории концептуальные взгляды на сущность права, формы его выражения (источники), связь с государством, причины происхождения, назначение и др. Вопрос о понятии права традиционно в юридической науке рассматривается в качестве основного. Это исходный, своего рода sancta sanctorum, punktum saliens). Его не обошла ни одна из существующих в истории философско-правовой мысли ведущих школ права. При этом от одной эпохи к другой понятие права менялось, приобретало одни характеристики и утрачивало иные. Поэтому, по Аристотелю право есть разумное уравновешивание противоречия, то есть компромисс, застывший, сформулированный разумом в норме - «нет равновесия - нет права». В поэмах Гомера и Гесиода право понимается как справедливость, установленная богом. Солон считал, что закон основан на силе «полиса». Пифагорейцы видели источник права в числе, цифре, как начале и сущности мира. Гераклит видел источник права в войне, по Демокриту - происхождение права представляет собой естественно необходимый процесс, чтобы обеспечить жизнь в полисе, софисты противопоставляли законы полиса и законы природы, но, считая, что власть устанавливает свои законы, справедливость выгодна сильнейшему. Для средневековых ученых право есть божественное установление, для Ж.-Ж. Руссо - общая воля (точнее, совокупная воля всех индивидов), Иеринга - защищенный (разграниченный) интерес, для Л. Петражицкого - это императивно-атрибутивные эмоции, для представителей юридического позитивизма - право есть веление, приказ государства и т.д.; с позиции сторонников естественного права - право есть мера, масштаб свободы и т.д. и т.п.

Многозначительность определений права, не утихающие по этому вопросу споры, вызвали у Иммануила Канта едкое замечание по поводу того, что «юристы все еще ищут определение права». Известный русский правовед конца XIX - начала XX в. Н. Н. Алексеев уже без иронии заметил что, «юристы никогда не найдут определение права, как естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа вообще».

Плюрализм определений права в общем-то объясним. В его основе лежат как гносеологические причины (особенности познания права, связанные с обособлением и приданием большего значения какой-то одной группе свойств и недооценке иных), так и онтологические (многообразие форм проявления права). Право может быть выражено в виде закона, обычных норм, признанных государственной властью, правовых эмоций, представлений, привычек нормативных и индивидуальных решений и др.

Правопреемство

ПРАВОПРЕЕМСТВО - переход прав от одного лица (правопредшественника) к другому (правопреемнику). Так, согласно ст. 382 ГК РФ, право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке или перейти к другому лицу на основании закона. Не допускается правопреемство в правоотношениях, носящих личный характер. Так, не может перейти к другим лицам право на имя, авторство и т.п. Правопреемство имеет место в международном (переход международных прав и обязанностей одного государства к другому) и гражданско-процессуальном праве. В последнем случае оно трактуется как замена в процессе лица, являющегося стороной или третьим лицом, другим лицом в связи с выбытием из процесса одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении. В соответствии со ст. 44 ГПК РФ, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном решением суда правоотношении (смерть гражданина, реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга и другие случаи перемены лиц в обязательствах) суд допускает замену этой стороны ее правопреемником. При этом правопреемство возможно на любой стадии гражданского судопроизводства. Идентично понимание процессуального правопреемства Арбитражным процессуальным кодексом (ст. 48 АПК РФ).

Правоприменительно производство (правоприменительный процесс)

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНО ПРОИЗВОДСТВО (ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС) - деятельность органов государства и их должностных лиц (в ряде случаев и негосударственных структур) по рассмотрению и разрешению индивидуальных дел, имеющих юридическое значение.

Правоприменительное решение

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ - индивидуальное, государственно-властное веление, предписание, облеченное в документальную форму акта-документа. Решение, принимаемое правоприменительным органом, должно отвечать ряду требований, к числу которых относят: законность, обоснованность, целесообразность, справедливость. Требование законности предполагает, что решение дела должно основываться на правильной юридической квалификации, точном соответствии со смыслом и содержанием правовой нормы и в пределах предоставленных правоприменителю полномочий. Требование обоснованности означает, что правоприменитель обязан всесторонне и объективно оценить фактические обстоятельства дела, исключая тем самым ситуацию, когда сомнительные и непроверенные факты могли бы быть положены в основу принимаемого правоприменительного решения. Целесообразность правоприменительного акта предполагает принятие в рамках закона оптимального решения, т.е. такого решения, осуществление которого приведет к результатам, предусмотренным законом. Требование справедливости исходит из того, что правоприменительное решение имеет нравственное обоснование, оно справедливо, так сказать, и по совести, и по закону. Справедливость в приложении к правоприменительной деятельности означает объективный и беспристрастный подход правоприменителя к рассматриваемому делу, его служение истине, уважительное отношение к правам и законным интересам граждан.

Правоприменительное усмотрение

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЕ УСМОТРЕНИЕ - предусмотренная правом возможность правоприменительного органа (правоприменителя) субъективного выбора наиболее оптимального правоприменительного решения. Правоприменительное усмотрение возможно только в рамках закона. Оно допускается в качестве способа преодоления пробелов в законодательстве, средства применения правового предписания, сформулированного в тексте нормативного акта в виде абстрактного понятия, при наличии оценочных понятий и в некоторых иных случаях. Кроме того, использование такого правоприменительного средства связано с обеспечением требования целесообразности правоприменительного решения.

Право-притязание

ПРАВО-ПРИТЯЗАНИЕ - такое правомочие, которое предполагает возможность управомоченного в случае нарушения его прав прибегнуть к защите, т.е. к юридической возможности требовать использования государственно-принудительных мер.

Правосознание

ПРАВОСОЗНАНИЕ - совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования. Как и право, правосознание является атрибутом, составной частью правовой жизни общества и важнейшей категорией юридической науки. Как специфическая форма общественного сознания, правосознание есть отражение права в форме идей, взглядов на законодательство, права и свободы человека, законность и правопорядок в обществе. Правосознание включает в себя как оценку действующего права в целом, так и отдельных законов, юридических норм, юридических действий, решений. Правосознание связанно с переживаниями людей, их чувствами и эмоциями по отношению к действующему законодательству и практическому применению законов, совершаемым в сфере правового регулирования. Значит, правосознание - это: 1) знание права, правовых явлений и 2) оценка или отношение к праву и правовым явлениям.

Особенность правосознания в том, что оно оценивает не только наличное право и правовую действительность, но и отображает в себе отношение к праву (законности, правопорядку, правовым учреждениям) прошедших правовых эпох и в то же время моделирует будущее право. В этом смысле правосознание есть знание и отношение права действующего, прошлого и права желаемого, будущего.

Правосознание - сложное по своему содержанию явление. В нем выделяются: 1) когнитивные, рациональные компоненты, объединяемые понятием правовой идеологии идеологические (правовая идеология) и 2) психологические образования, охватываемые понятием «правовая психология». Соответственно структура правосознания представлена правовой идеологией и правовой психологией.

Правоспособность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правосубъектность

ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ - свойство субъекта иметь субъективные права и юридические обязанности и осуществлять их в своих действиях. Физические лица и организации, обладающие правосубъектностью, выступают в качестве субъектов права. Правосубъектностью обладают все. В ст. 6 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и в ст. 16 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. говорится: «Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Правосубъектность в этом смысле неотделима от личности, носит всеобщий и абсолютный характер. Ее признание в принципе не зависит от пола, возраста, профессии, места жительства и т.д. Государство обязано гарантировать это качество - способность быть участником правоотношений - за каждым человеком. Гарантии этого (равенства всех перед законом и судом) закреплены в ст. 19 Конституции РФ. Соответственно, с формально-юридической точки зрения субъект права означает признание за фактическими лицами и организациями правосубъектности. От правосубъектности нужно отличать правовой статус - совокупность всех прав и обязанностей, это наличные права и обязанности, в то время как правосубъектность есть своего рода «право на право», т.е. возможность в принципе их иметь. Правосубъектность лица выражается и конкретизируется в его правоспособности, дееспособности и деликтоспособности.

Правотворческие ошибки

Статья большая, находится на отдельной странице.

Правотворческий процесс

ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС - совокупность процедур (правил, требований), а также соответствующих им правотворческих действий, связанных с разработкой, обсуждением, принятием и введением в действие нормативных правовых актов. Такие процедуры определены законодательством либо же применяются в соответствии с обыкновениями, сложившимися в правотворческой практике. Процесс принятия нормативного акта связан со множеством таких процедур. Они специализируются в зависимости от вида правотворчества и стадии правотворческого процесса.

Правотворческий эксперимент

ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - апробация компетентным правотворческим органом предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе для проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и проверки оптимальных моделей правотворческих решений общего действия.

Правотворческое прогнозирование

ПРАВОТВОРЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ - основанный на применении специальных научных методов процесс получения прогностической информации об основных тенденциях и направлениях развития законодательства и будущем его состоянии.

Правотворческое производство (правотворческий процесс)

ПРАВОТВОРЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО (ПРАВОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС) - деятельность уполномоченных органов государства, охватывающая совокупность последовательных действий по подготовке, утверждению и официальному оглашению нормативных правовых актов. Наиболее значимыми видами данного производства являются законодательный (см. главу 12), референдумный и бюджетный процесс.

Правотворчество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Право-требование

ПРАВО-ТРЕБОВАНИЕ - возможность управомоченного определенных действий, предусмотренных законом или договором, то обязанных лиц. Так, согласно ст. 351 ГК РФ, законодатель вправе потребовать досрочного исполнения обеспеченного залогом обязательства в случае нарушения залогодателем правил о замене предмета залога.

Прагматическая функция теории государства и права

ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - способность науки выступать основой функционирования государства и права, формулировать рекомендации для решения многочисленных проблем государственно-правового строительства. Существующие перед государством цели правового регулирования общественных отношений могут быть успешно реализованы лишь при условии подготовки и принятия совершенных законов и иных нормативных актов, активной организаторской деятельности всего механизма государства по реализации законодательных решений в жизнь, одобрения и поддержки нормативных решений большинством населения. Прагматизм теории права и государства заключается в том, что данная наука напрямую связана с юридической политикой государства, являясь ее теоретической основой, а также основой осуществляемых правовых реформ. Недооценка прагматической функции науки ведет к упрощенному пониманию ее роли в общественной практике, когда она сводится к методу проб и ошибок, что чревато правовым эмпиризмом.

Прагматизм теории права наглядно проявляется в том, что в ее составе органично включены учения о законодательной технике, законодательных технологиях, юридической герменевтике и др. В этом смысле назначение общетеоретического правоведения - разработка средств, способов, правил юридической техники и видов толкований, совершенствование практики законотворчества, деятельности по систематизации законодательства. Практическая направленность науки о государстве и праве выражается в ее прогностической функции, которая сводится к предвидению того, каким качественным или количественным изменениям могут подвергаться государственно-правовые институты. Прогностическая направленность науки выявляется при определении путей совершенствования законодательства и практики его применения и указывает, что отрыв практики от предварительного обоснования научного прогноза неизбежно ведет к резко отрицательным последствиям в государственно-правовой жизни общества. Решения (даже с использованием элементов юридической теории) без достаточно обоснованных и проработанных научных прогнозов, обязательной их многовариантности сопровождаются волюнтаризмом в правовой практике и неизбежными в таком случае потерями для общества.

Преамбула нормативного правового акта

ПРЕАМБУЛА НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА - краткое введение к особо важным нормативным актам, отражающее социально-политические мотивы их принятия. Она представляет собой своего рода методический ключ к пониманию, толкованию и применению положений, содержащихся в отдельных разделах, главах, статьях акта.

Пределы правового регулирования

ПРЕДЕЛЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - границы социального пространства, в пределах которых объективно возможно распространение регулятивного действия права. Пределы правового регулирования есть некая «демаркационная линия», отделяющая область правового от неправового и очерчивающая границы распространения позитивного права, предельность его воздействия на сознание человека и его деяния. Это границы властно-волевого воздействия государства на общественные отношения, поведение и деятельность людей. Они отделяют область правового от неправового, устанавливают границы распространения закона, определяют характер воздействия права на сознание и поведение людей. Пределы правового регулирования обусловлены как спецификой права (как особого регулятора), так и метаюридическими факторами, коренятся в природе человеческой деятельности, предопределены их общей культурой и цивилизованностью, детерминированы существующей системой отношений, особенностями регулируемых отношений, интересами государства и субъектов права, обусловлены экономическими, историческими, религиозными, национальными и другими обстоятельствами.

Пределы применения права

ПРЕДЕЛЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА - обусловленный характером прав и свобод граждан исчерпывающий (закрытый) перечень оснований использования средств индивидуально-правового регулирования (правоприменительных действий) в механизме реализации права. Далеко не во всех случаях удовлетворение интересов граждан с использованием юридических средств происходит с участием правоприменителя. В целом ряде случаев проявление гражданами правовой активности достаточно для осуществления своего субъективного права, исполнения правового предписания.

Пределы реализации субъективных прав

ПРЕДЕЛЫ РЕАЛИЗАЦИИ СУБЪЕКТИВНЫХ ПРАВ - обусловленные природой естественных прав человека, принципами конституционного строя и обозначенная законом сфера (пространство) реализуемых гражданами и их объединениями прав и свобод, а также допустимые формы и средства их реализации. Использование предполагает активное и свободное поведение правопользователя, его прерогативу действовать по своему усмотрению. Однако же всякое субъективное право всегда имеет более или менее четко очерченные законом границы, т.е. пределы. Границы этой сферы определены («стеснены») законом, правами и свободами других лиц. В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. По сути, это положение означает переведенное на язык конституционного установления «золотое правило» морали: поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. Нарушение этого правила ведет к злоупотреблению правом.

Предмет законодательной стилистики

ПРЕДМЕТ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ СТИЛИСТИКИ - изучение языка законодательства или законодательного стиля, определение его понятия, особенностей уяснения, специфики языковых средств, используемых в речи законодателя. Обосновывая закономерность использования языковых средств, законодательная стилистика призвана разработать методологию и методику речевой деятельности законодателя, выявить и обосновать закономерности и технико-лингвистические приемы использования лексических и грамматических ресурсов языка в правотворчестве. Законодательная стилистика - это прикладная дисциплина и главное в ее предмете сводится к познанию техники владения словом, использования законодателем языковых средств в процессе законодательствования.

Значение приемов и средств законодательной стилистики трудно переоценить. Настаивая на необходимости выделения и изучения языка законов в самостоятельный раздел стилистики, базирующейся на синтезе лингвистики и юриспруденции, ученые - юристы справедливо указывают, что это плодотворно окажется не только на языке законов, но и на всей законодательной практике, на повышении законодательной культуры в целом. С этой точки зрения учение о законодательном тексте, о законодательной письменности имеет для юриста не меньшее значение, чем само учение о сущности права. Слово необходимо законодателю точно так же, как мрамор ваятелю, кисти холст и краски художнику. Неточное слово, «оброненное» законодателем, оборачивается большим злом. Предназначение законодательного стиля как раз и заключается в том, чтобы научить законодателя умело пользоваться его основным инструментом, то есть овладеть техническими средствами и приемами, с помощью которых решаются задачи вербального выражения правовых норм в законодательных текстах.

Предмет общей теории государства и права

ПРЕДМЕТ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - социально-правовая и государственно-правовая действительность, общие и специфические закономерности их возникновения и развития, познание и использование которых позволяет разрабатывать фундаментальные проблемы, имеющие методологическое значение для всех юридических и государствоведческих дисциплин и общественной практики в целом.

Теория государства и права занимает свое специфическое место в системе научного знания. Как всякая отрасль научных знаний она имеет свой, присущий только ей, объект и предмет исследования. Объектом теории государства и права выступают социально-правовая и государственно-правовая действительность, складывающиеся в сфере действия права, а предметом - общие и специфические государственно-правовые закономерности. Соответственно объектом теории права и государства являются государство и право, а предметом - сущностные характеристики права и государства в их понятийной государственно-правовой форме (т.е. в форме понятий, категорий, идей, принципов, теорий, учений, концепций).

Содержанием предмета науки охватываются:

происхождение, сущность, типы, функции, механизм, форма государства, характеристика правового и социального государства; проблемы происхождения, сущности права; форма (источники) права; нормы права; система права; правотворчество, законодательство и законодательная техника; правоотношения; правосознание и правовая культура; реализация права; правонарушения; юридическая ответственность; законность и правопорядок; методологические и теоретические способы и средства познания государства и права (методология юридической науки); история развития юридической науки; перспективы и проблемы развития науки о государстве и праве, ее роль в современном мире и конкретном обществе.

Предмет теории государства и права зависит от многих обстоятельств, в том числе от уровня накопленных знаний, от потребностей общества в изучении той или иной стороны юридической жизни; от политической конъюнктуры (к примеру, от влияния западной идеологии); от финансирования научных исследований; от степени институционализации и др.

Главное в предмете - это вопрос о сущности, природе, назначении права и государства. В понимании отдельных ученых (В. С. Нерсесянц) предмет теории права и государства - это формулирование, разработка и конкретизация единого общего понятия права и государства в качестве предмета и метода юриспруденции как системы юридических наук. Узловой пункт в предмете науки - исследование действия права и государства, выявление закономерностей, механизмов, форм его проявления и др.

Предмет правового регулирования

ПРЕДМЕТ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - совокупность качественно однородных отношений, выступающих объектом правового регулирования. К таким отношениям относятся не все, а лишь те отношения, которые являются устойчивыми и характеризуются повторяемостью событий и действий людей; допускают по своим свойствам возможность государственно-правового (внешнего) контроля; вызывают заинтересованность государства и общества в их урегулировании. Общественные отношения есть самый общий объект воздействия права. Непосредственным же объектом (предметом) правового регулирования выступают многообразные действия, деятельность участников этих отношений. Отсюда - содержание правового регулирования зависимо от положения взаимодействующих в отношении сторон, объектов, по поводу которых возникает это взаимодействие, и др.

Предмет процессуального доказывания

ПРЕДМЕТ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ДОКАЗЫВАНИЯ - круг фактов, подлежащих установлению и исследованию в процессуальном производстве; это те обстоятельства, на познание которых направлена вся доказательственная деятельность суда и лиц, участвующих в деле. В гражданском процессе ими являются: 1) обстоятельства, которыми истец обосновывает свои требования; 2) обстоятельства, которыми ответчик обосновывает свои возражения; 3) иные обстоятельства, которые имеют значение для правильного решения дела.

Факты предмета доказывания определяются на основе норм материального права, которыми урегулированы спорные правоотношения; ими могут быть действия, которые осуществлялись по воле сторон, и события, которые осуществлялись не по их воле. Факты могут быть правомерными и неправомерными (правонарушения). Последние устанавливаются на основании официальных доказательств - актов судебных и прокурорско-следственных органов. В зависимости от времени исполнения действий факты подразделяются на факты-явления и факты-состояния.

Доказыванию подлежат и доказанные факты, то есть такие, которые тесно связаны с фактами материально-правового характера, и на основании которых можно делать вывод об их наличии или отсутствии. Доказыванию подлежат также гражданские процессуальные факты, с наличием которых может быть связана реализация права на обращение в суд за защитой, за обеспечением иска и др. Подлежат и факты, установление которых необходимо суду для реализации воспитательных и превентивных задач правосудия. Это факты, которые характеризуют действия и причины совершения правонарушений. Процессуальная деятельность по доказыванию не касается всех фактов предмета доказывания. Не требуют доказательства общеизвестные (обстоятельства, известные широкому кругу лиц, в том числе и составу суда) и преюдициальные.

Предметная инкорпорация

ПРЕДМЕТНАЯ ИНКОРПОРАЦИЯ - составление сборников нормативных правовых актов по определенным тематическим разделам в зависимости от содержания акта систематических собраний. При этом в каждом разделе акты размещаются по предметному принципу. Порядок расположения нормативных актов в систематическом собрании таков: в начале каждого раздела и последующих рубрик помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные нормы по определенному вопросу (теме, предмету); далее идут нормы конкретизирующие эти основные нормы. К примеру, в систематическом собрании федерального права Швейцарии весь нормативный материал поделен на 10 частей: 1. Государство - народ - власти. 2. Частное право - гражданский процесс - исполнение решений. 3. Уголовное право - уголовный процесс - исполнение приговоров. 4. Образование - наука - культура. 5. Национальная оборона. 6. Финансы. 7. Публичные работы - энергия - транспорт и связь. 8. Здравоохранение - труд - социальное обеспечение. 9. Экономика - промышленная кооперация. 10. Международные соглашения. Первые 9 частей делятся на тематические разделы, а те - на главы (не более 10). В пределах глав акты располагаются в логической последовательности, каждому из них присваивается свой номер (цифровой шифр). Первая цифра шифра означает номер части, вторая раздела, третья - главы.

Предпосылки правоотношения

ПРЕДПОСЫЛКИ ПРАВООТНОШЕНИЯ - совокупность условий (факторов), при наличии которых возникают (прекращаются, изменяются) правоотношения. Соответственно, предпосылками правоотношения являются: а) нормы права (наделяют участников правоотношений юридическими средствами - правами и обязанностями); б) юридические факты (указывают на те условия, при наличие которых, в соответствии с законом возникают правоотношения); в) правосубъектность (наделение участников правоотношений определенными юридическими свойствами); г) интерес управомоченного, т.е. осознанные потребности (нужды), удовлетворение которых требует привлечения специфических юридических средств (люди вступая во взаимоотношения, совершают юридически значимые действия не потому, что существуют юридические предписания, а в целях удовлетворения объективно существующих потребностей и связанных с ними интересов - приобрести, продать вещь, заключить сделку, создать семью, получить высшее образование и т.д.); д) поведение - деятельность (правовая активность) участников правоотношений.

Преемственность права

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРАВА - способность к заимствованию действующим национальным правом положений прошлых либо существующих правовых систем. Преемственность права проявляется также в том, что на процессы его образования и развития существенное значение оказывает такой фактор, как заимствование. Подмечено, что история права повторяется, и те самые стадии, которые были достигнуты на Востоке много тысячелетий назад, в других частях мира достигаются позднее или в наше время. Считается, к примеру, что кодекс Хаммурапи (1914 г. до н.э.) представляет стадию, которую Рим достиг в 196 г. до н.э., Англии - около 1250 г. нашей эры, а Абиссиния только сегодня.

Право не ограничивается национальными границами, как считали представители исторической школы права. По своей сути оно вненационально. Здесь наблюдается такая зависимость: чем больше народы и нации входят в общение друг с другом, тем в большей степени правовые системы этих стран испытывают на себе влияние иностранного (чужого) права. При этом более совершенная, развитая правовая система подчиняет своему влиянию менее развитые. Именно этим обстоятельством объясняется явление рецепции римского права правовыми системами Западной Европы. Для всех современных государств непременным условием их интеграции в союзы, сообщества и т.п. является интернационализация правовых систем, их унификация. Эти факторы и определяют в конечном счете особенности развития правовых систем.

Презумпции, преюдиции, фикции как разновидности юридических фактов

ПРЕЗУМПЦИИ, ПРЕЮДИЦИИ, ФИКЦИИ КАК РАЗНОВИДНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ФАКТОВ - специфические юридические обстоятельства, прямо не предусмотренные гипотезами правовых норм, но с которыми закон связывает наступление юридических последствий. Большинство правовых отношений возникают из оснований, предусмотренных законодательством. Обычно такие основания содержатся в гипотезах правовых норм. Однако в ряде случаев основаниями возникновения правоотношений могут признаваться и те обстоятельства, которые прямо не указаны в законе, но в силу общих начал и смысла законодательства порождают права и обязанности (ст. 8 ГК РФ). Такими специфическими основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений являются презумпции, преюдиции и фикции.

Презумпция невиновности

ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ - закрепленное в праве положение, согласно которому обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Принцип презумпции невиновности (от лат. praesumptio - предположение) - принцип уголовного и административного процесса, в соответствии с которым подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, а также привлекающийся к административной ответственности считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и вступившим в законную силу приговором суда. Юридическое содержание принципа презумпции невиновности основывается на следующих правилах: обязанность доказательства вины обвиняемого возлагается на лицо, которое проводит дознание, следователя, прокурора, а в делах частного обвинения - на потерпевшего или его представителя; подозреваемый, обвиняемый, подсудимый не обязан доказывать свою невиновность, или меньшую его уголовную ответственность, а также наличие обстоятельств, исключающих его уголовную ответственность; все сомнения, которые нельзя доказать, должны истолковываться в пользу подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, а не доказанная вина их в совершенном преступлении в юридическом отношении означает полную невиновность; вывод о вине лица в совершенном преступлении не может основываться на предположениях; факт привлечения лица к участию в деле в качестве подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, его задержание, арест или избрание к нему иной меры пресечения не должно расцениваться как доказательство его виновности; до окончательного разрешения уголовного дела и официального признания его виновным в совершении преступлении к подозреваемому, обвиняемому, подсудимому запрещается относиться как к виновным, а также публично, в средствах массовой информации нельзя утверждать о том, что данное лицо является преступником.

Под защитой презумпции невиновности находятся все лица, которые привлекаются к ответственности как за совершение преступления, так и административного правонарушения.

Прекращение действия нормативного правового акта

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА - утрата нормативным актом юридического значения (юридической силы) в случаях, предусмотренных законодательством. Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в самом акте не оговорено иное. Действие нормативно-правового прекращается в следующих случаях:

а) истечения срока, на который был рассчитан акт (например, федеральный закон о бюджете действует в течение одного года, в соответствии с п. 7 Заключительных и Переходных положений Конституции РФ «Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума избираются сроком на два года»). С истечением данного срока данное положение Конституции РФ прекращает свое действие;

б) принятия нового нормативного акта, которому противоречат положения ранее изданного акта;

в) заключения и вступления в силу в установленном порядке международного договора, нормам которого противоречат положения ранее изданного акта;

г) признания акта неконституционным;

д) признания акта, утратившего силу;

е) приостановления действия акта органами, принявшими этот акт, или иным уполномоченным на то органом. Так, согласно Конституции РФ, Президент РФ «вправе приостанавливать действие актов органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституция РФ и Федеральным законом, международным обязательствам Российской Федерации или нарушение прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом» (ч. 2 ст. 85).

Прекращение договора

ПРЕКРАЩЕНИЕ ДОГОВОРА - утрата им своей обязательной силы в отношениях между его участниками. Прекращение договора (как международного, так внутригосударственных) может происходить в результате истечения срока его действия, исполнения договора, возникновения новой нормы (в международном праве - jus cogens), денонсации на условиях, оговоренных договором. Способами прекращения договора являются: денонсация - прекращение действия договора на предусмотренных в нём условиях; отмена договора - утрата договором юридической силы по соглашению его участников. В международном праве - это также: новация - прекращение договора вследствие заключения его участниками нового договора по тому же вопросу из-за пересмотра или ревизии прежнего договора; аннулирование - односторонний отказ государства от заключённого договора; коренное изменение обстоятельств (лат. rebus sic standibus) - право государства (участника договора) прекращать договор ссылкой на коренное изменение обстоятельств в случае, когда наличие таких обстоятельств составляло существенное основание соглашение участников и когда изменение обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств.

Предыдущая страница Следующая страница