Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПРЕ"-"ПУТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПРЕ"-"ПУТ")

Преступление

ПРЕСТУПЛЕНИЕ - виновное, общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ). Это наиболее опасное для общества деяние, прямо предусмотренное уголовным законом.

В зависимости от характера и степени общественной опасности (Уголовным законом) все преступления подразделены на преступления небольшой, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления: преступления небольшой тяжести - умышленные неосторожные деяния, за совершение которых предусмотренное уголовным законом максимальное наказание не превышает двух лет; преступления средней тяжести - умышленные неосторожные деяния, за совершение которых предусмотренное уголовным законом наказание не превышает пяти лет лишения свободы; тяжкие преступления - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых предусмотренное уголовным законом наказание не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкие преступления - умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

За совершение преступление предусмотрено наказание - мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключающаяся в предусмотренном законом лишении или ограничении прав и свобод осужденного. Перечень видов наказаний, расположенный в порядке их тяжести, закреплен в ст. 44 УК. К ним отнесены: а) штраф; б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; г) обязательные работы; д) исправительные работы; е) ограничение по воинской службе; ж) конфискация имущества; з) ограничение свободы; и) арест; к) содержание в дисциплинарной воинской части; л) лишение свободы; м) пожизненное лишение свободы; н) смертная казнь. Перечень этих видов наказания является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Исчерпывающий и обязательный для судов перечень видов наказаний, установленный действующим уголовным законодательством образует систему наказаний.

Для лиц, совершивших преступления предусмотрены специальные правовые последствия, охватываемые понятием судимости.

Все непреступные правонарушения или проступки принято классифицировать применительно к отраслям права, соответственно выделяя административные проступки, гражданские деликты, правонарушения в сфере трудового законодательства и т.д.

Прецедент толкования

ПРЕЦЕДЕНТ ТОЛКОВАНИЯ - сформулированное в процессе толкования правило (образец, пример) наиболее целесообразного и точного уяснения и разъяснения нормативно-правового предписания.

Преюдиции

ПРЕЮДИЦИИ - юридическое предрешение наличия или отсутствия определенных фактов. Преюдиционными являются те факты (и решения), которые правоприменительный орган установил, проверил и оценил в установленном порядке, вследствие чего они признаются законом истинными, не подлежащими пересмотру и не требующими новой проверки. Так, преюдициальное значение вступившего в законную силу решения суда (приговора, определения) заключается в том, что содержащиеся в нем выводы об установленных судом по делу фактах являются обязательными для судов, рассматривающих те же обстоятельства в порядке гражданского судопроизводства, и других правоприменительных органов. Преюдициальность фактов основывается на правовом свойстве законной силы решения и определяется его субъективными и объективными границами, за рамками которых стороны и иные лица, принимавшие участие в деле, а также их представители не могут оспаривать в ином процессе установленные судом в деле факты и правоотношения. Факты, установленные решением суда, вступившего в законную силу, не доказываются повторно при рассмотрении иных гражданских дел, в которых принимают участие те же самые лица. Одновременно факты, установленные приговором суда по уголовному делу, вступившего в законную силу, является обязательным для суда, рассматривающего дело в гражданско-правовых последствиях для лица, в отношении которого вынесен приговор лишь в вопросах о том, имели ли место данные действия и совершены ли они данным лицом. Не требуют доказательства при рассмотрении дела также факты, которые по закону допускаются установленными, то есть законные презумпции (правоспособность граждан, вина лица, причинившего ущерб, и др.). В отличие от общеизвестных и преюдициальных фактов законные презумпции могут быть опровергнуты в общем порядке.

Таким образом, в отношении решения суда, вступившего в законную силу, действует презумпция его истинности. Решение суда тем самым имеет непререкаемое юридическое значение, с которым должен считаться каждый, к кому оно обращено.

Прием цифрового выражения

ПРИЕМ ЦИФРОВОГО ВЫРАЖЕНИЯ - технико-юридическое средство, используемое законодателем в целях более точного и правильного выражения смысла правовой нормы и обеспечения ее определенности. В законодательстве прием цифрового выражения (и перечисления) используется в различных отраслях права: в трудовом праве - при регулировании продолжительности рабочего времени, периода отпуска, размера заработной платы, пенсии и др.; в гражданском и административном праве - определение возраста, с момента которого физическое лицо становиться деликтоспособным; в конституционном праве - при определении даты выборов, минимального числа голосов, при котором кандидат на выборную должность считается избранным; в уголовном праве - при определении сроков (размера) наказания; в административном праве, в частности, при определении минимальной или максимальной скорости движения транспортного средства и др.

Прием цифрового перечисления

ПРИЕМ ЦИФРОВОГО ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ - технико-юридическое средство, используемое законодателем для придания правовой норме определенности и обеспечения ее точности. Как и цифровые выражения, перечисления используются законодателем в качестве приемов казуистики. Таким образом законодатель конкретизирует абстрактные понятия, выражающие качественные ценности, способствует более детальному определению содержания общей абстрактной нормы. В этом случае законодатель как бы расчленяет абстрактные понятия, заменяя общие родовые признаки конкретными. Вследствие такого приема абстрактное понятие заменяется более конкретными правилами, что значительно облегчает обращение с такими правилами (см., к примеру, ч. 2 ст. 769, ч. 2 ст. 855, ч. 2 ст. 887, ч. 1 ст. 931, ст. 942 ГК и др.). Перечисление может быть выражено в форме перечня, например, прав, обязанностей, условий и правовых последствий. Восприятие перечисления облегчается, если оно составлено в форме пронумерованного списка (например, п. 2,3 ст. 48, п. 7 ст. 49, п. 5,6 ст. 58, п. 3 ст. 59, п. 3 ст. 61 и др. Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»). Главное предложение может содержать обобщающее слово или словосочетание (к примеру, следующие). Предшествующие перечисления предложения или части предложения должны быть законченными. Прием цифрового перечисления применяется также при обозначении времени, процентов, технических и статистических данных, аббревиатур, выражается в таблицах, диаграммах и пр.

Признаки правомерного поведения

ПРИЗНАКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ - характеристики поведения, позволяющие оценивать его «правовую принадлежность» и социальную значимость. Правомерное - это такое поведение, которое:

1) находится в сфере действия права, а следовательно, подлежит его оценке, связано с правовыми последствиями, его носители - субъекты права и пр.;

2) отличается социальной пользой (полезностью), обладает личной ценностью. Социальная полезность правомерного поведения состоит в том, что посредством его происходит претворение права в жизнь, достижение предусмотренных им целей. В каких-либо иных формах право не реализуется;

3) соответствует нормам права. При этом оно может как детально описываться этими нормами или же может иметь самые общие ориентиры дозволенных действий. Именно так регулируется поведение и деятельность граждан и их объединений с точки зрения общедозволительного типа (принципа) правового регулирования: «разрешено все, что не запрещено законом»;

4) субъективное отношение носителя такого поведения не влияет на признание его в качестве правомерного. Таковым признается и желательное и допустимое поведение;

5) гарантировано государством, обеспечено его возможностями, в том числе и принудительными средствами.

Признаки реализации права

ПРИЗНАКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА - характерные особенности, отличающие правореализацию от иных форм действия права. Природа, содержание, особенности реализации права проявляются в следующем:

реализация права по своему содержанию есть правомерное поведение адресатов права. Неправомерное поведение не реализует право и не связано с достижением его целей, которые заключены в его нормах. Правомерное поведение есть содержание, объективная сторона реализации права. Реализация права в этом смысле есть претворение правовых норм в правомерном поведении субъектов права;

реализация права всегда связана с достижением определенного результата, предусмотренного нормой права. Акт поведения правореализующего субъекта, независимо от того использует он субъективные права или осуществляет юридические обязанности, сопряжен с наступлением определенных юридических последствий. Результат права всегда свидетельствует о результативном действии права, указывает на то, что фактические и юридические цели права достигнуты. Реализация права с этой точки зрения есть фактическая правомерная деятельность или правомерные действия, связанные с достижением фактических результатов. Конечный результат реализации права, следовательно, не ограничивается юридической стороной (исполнить, соблюсти требование нормы права либо только получить регистрационное удостоверение), но и предполагает достижение той полезной цели, к которой стремится законодатель (скажем, не только получить регистрационное удостоверение на право осуществления определенного вида предпринимательской деятельности, но и осуществление такой деятельности, получение прибыли от ее результатов). Таким образом, содержанием реализации права охватываются как юридически значимое поведение, так и конечный результат - фактически правомерные действия, связанные с достижением социально-полезного результата; реализация права - это не только объективированные действия (и их результат), но и их субъективная сторона - отношение правореализующего субъекта к этим действиям. Реализация права с этой (субъективной) стороны представляет собой акт подчинения воли адресатов нормы ее требованиям.

Признаки самобытности права

ПРИЗНАКИ САМОБЫТНОСТИ ПРАВА - внешне наблюдаемые отличительные особенности права в сравнении с иными нормативными системами (социальными нормами).

Возникающее право существенным образом отличается от иных регуляторов - морали, обычаев, религиозных норм. Право характеризуется формализмом и определенностью. Оно облекается в специфическую юридическую форму, которой должны подчиняться все, кто находится в сфере правового воздействия. По мере дифференциации социальных норм право становится все более узнаваемым не только формой и обязательностью, но и связью с государственной властью, которая в процессе правового развития все более упрочивается. Вследствие этого право всегда опирается на возможности государственного воздействия. В отличие от мононорм, из которых обособилось право, в праве отчетливо отделены права от обязанностей, дозволенное поведение от запрещенного.

Возникшее право отличается от иных социальных норм своей консервативностью, формальным характером и символической формой выражения. Эквивалентом права на первых этапах его становления служили не правовые нормы в современном их понимании, а определенные предметы, действия. Символизм права соответствовал специфике мышления людей того времени, неспособностью этого мышления отвлечься от случайностей. Право поэтому длительное время не только формировалось через познание отдельных казусов, но и выражалось через эти казусы.

Обособившись от социальных норм (морали, религии, традиций), право вместе с тем долгое время несет на себе «печать» этих норм. И только на достаточно высокой ступени правового развития происходит «полное» отделение права от неюридических норм.

Стремление права стать «самостоятельным» («государственным») вело к тому, что право зачастую развивалось в противоречии с иными социальными нормами. Если в секуляризации права (его отделении от религии) можно усматривать прогрессивное значение права, то его разрыв с моралью входит в противоречие с потребностями прогрессивного развития, общечеловеческими приоритетами и ценностями. Современное право не сливается с моралью, но оно не может развиваться обособленно от морали. Усиление нравственного потенциала права - еще одна из важнейших особенностей его развития.

По мере своего развития право все более выделяется совершенной формой своего выражения. Казуистичный характер правовых норм подчиняется высокой степени их абстрагированности. Право в силу этого становится более обозримым и доступным, усиливается его регулятивное значение. Как отмечалось, среди других социальных норм право выделяется своей процедурной оснащенностью, наличием правил, которые детально расписывают участникам правового общения, как они должны достигать предусмотренных правом целей.

Признаки (свойства) права

ПРИЗНАКИ (СВОЙСТВА) ПРАВА - совокупность основных черт права, придающих ему характер особенной господствующей системы нормативного регулирования в обществе. Праву присущи такие признаки, как: нормативность, всеобщность и общеобязательность права, государственная обеспеченность, системность, формальная определенность, реально действующий характер,. нетождественность (несводимость) права закону, способности выступать инструментом признания, разграничения и согласования разнообразных интересов, выступать мерой, масштабом свободы и поведения человека, нетождественность закону, а также динамизм и стабильность, преемственность.

Приказ

ПРИКАЗ - подзаконный нормативный правовой акт, издаваемый единолично руководителем органа исполнительной власти или ведомства и содержащий правовые нормы. В Российской Федерации приказы издают министры, руководители иных ведомств. Так, согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденному постановлением Правительства РФ от 22 октября 1991 г., Министр вправе издавать обязательные к выполнению в системе МВД приказы, инструкции и иные правовые акты. Юридическую форму приказа могут иметь и акты неведомственного характера. Нередко, как следует из уставов субъектов РФ, в форму приказа облекаются нормативные (и ненормативные) правовые акты высшего должностного лица исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

От приказа как нормативного правового акта следует отличать приказ как индивидуальный правовой акт, порождающий конкретные юридические последствия. Например, приказ руководителя организации, предприятия, учреждения, а равно министра, руководителя иного ведомства о назначении на должность, премировании, переводе на другую работу и т.д.

Применение права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Примечания

ПРИМЕЧАНИЯ - технико-юридическое средство выражения понятий, использование которого позволяет устранить неясности, неопределенности, которые имеют место в тексте закона. Так, глава 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов службы и службы органов местного самоуправления» содержит статью 285 «Злоупотребление служебными полномочиями». Поскольку данная статья в зависимости от категории должностных лиц содержит несколько составов преступления, то законодатель счел целесообразным включить в данную статью примечания. Их четыре. Соответственно в каждом из них дается определение должностных лиц, лиц, занимающих государственные должности РФ, лиц, занимающих государственные должности субъектов РФ, а также государственных служащих и служащих органов местного самоуправления. В данном случае приведенное примечание выполняет роль такого приема законодательной техники, как исключение.

Примитивное право

ПРИМИТИВНОЕ ПРАВО - протоправо, регулятивная система первобытного общества, имеющая квазиюридический характер. По утверждению ученых, примитивное право представляет «бесформенную груду» норм, с помощью которых примитивные культуры решают конфликты, являющиеся эмбрионально правовыми. Оно характеризуют ту стадию правового развития, которая связана с распадом первобытного общества, возникновением в его недрах регулятивной системы, которая способна была интегрировать общество в единый социальный организм. Как социальный институт примитивное право должно удовлетворять следующим признакам: оно выражается в решениях политического авторитета; включает в себя отношения между двумя сторонами спора; характеризуется регулярностью применения; обеспечивается санкциями.

Антропологи (Е. Хоубел) выделяют следующие функции примитивного права: 1) устанавливать, какая деятельность дозволена или запрещена; 2) смирять насилие и направлять силу на установление порядка, определять, кто может применять принуждение; 3) избавляться от возникающих затруднительных случаев; 4) обеспечивать приспособляемость людей при изменяющихся условиях.

В рамках позитивистской и аналитической юриспруденции Англии и США сформировались два подхода к рассматриваемой проблеме: собственно позитивистов и представителей аналитической юриспруденции. В понимании позитивистов примитивное право возникает во всяком первобытном обществе и существует вплоть до появления писаных законов. С точки зрения представителей аналитической юриспруденции (У. Сигл, Хартлэнд, Д. Салмонд и др.), примитивное право есть проявление племенной жизни, оно так же нераздельно, как и сама жизнь. Это не юридический феномен, в нем есть лишь крупинки, зачаточные формы, которые только в последующем могут развиться в настоящее право. Концом примитивного права явилось появление судов.

Данный процесс имел два источника: секуляризацию обычая и возникновение институтов возмездия за секулярные (нерелигиозные) поступки. В понимании Сигла нарушение есть мать права. Юридические институты, право в целом «имеют свое происхождение из патологии социальных отношений и расцветают только тогда, когда существуют частые нарушения социального равновесия. Не возникновение письменности, а появление судов завершает стадию примитивного права и возвещает приход эры права так же, как и самого государства. «В действительности суд дал начало государству, именно в судах впервые воспитывалось чувство этатизма со всеми его отклонениями и лояльностью. Суд был ответственен за этатистский миф, потому, что через его служащих обычный человек приходил в контакт с властью». Схема развития права, по Сиглу, такова: обычаи существуют до появления судов (примитивная фаза), но в архаическую фазу они должны быть объявлены правом судами и лишь с приходом профессиональных юристов правовые системы становятся зрелыми.

Принуждение в праве (государственное принуждение)

ПРИНУЖДЕНИЕ В ПРАВЕ (ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ) - основанное на организованной силе и юридических нормах, осуществляемое специальным аппаратом воздействие на поведение людей, ограничивающее их самоопределение в целях подчинения их поведения воле государства.

К видам государственного принуждения относятся меры предупреждения, меры пресечения, меры защиты и юридическая ответственность. Наиболее нежелательным видом принуждения для правонарушителя является юридическая ответственность.

Принцип экстерриториальности

ПРИНЦИП ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНОСТИ - распространение нормативных актов правотворческого органа за пределы территории его юрисдикции. В соответствии с принципом экстерриториальности действия закона при рассмотрении юридического дела допускается применение иностранного законодательства. Так, при рассмотрении судом определенных внешнеторговых сделок, по некоторым делам о наследстве допускается использование иностранного законодательства. Гражданский кодекс РФ допускает также при рассмотрении вещных гражданских споров возможность использования судом (иным уполномоченным на разрешение спора органом) применение законодательства того государства, на территории которого находится оспариваемое имущество (ст. ГК РФ).

Принцип экстерриториальности допускает также, что в публичном праве иностранное законодательство может быть применено при производстве уголовно-процессуальных действий. В соответствии с принципами государственного суверенитета иностранное законодательство может быть применено на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено международным соглашением с иностранным государством. Так, международными договорами могут определяться конкретные условия производства следующих действий в помещениях и на территории частных и служебных резиденций лиц, обладающих правом экстерриториальности. Общий порядок действия норм международного права в Российской Федерации определен Конституцией, в соответствии с которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора (ст. 15).

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и времени издания актов регулируются коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции РФ и специальных законодательных актах.

Принципы законности

ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ - наиболее существенные, глубинные характеристики законности, наиболее полно выражающие ее природу и назначение; это отправные начала, непререкаемые основополагающие требования, лежащие в основе создания норм права и предъявляемые к поведению участников правоотношений. К числу таких принципов относятся: верховенство закона; единство законности; реальность законности; целесообразность законности.

Принципы законодательной политики

Статья большая, находится на отдельной странице.

Принципы правотворчества

Статья большая, находится на отдельной странице.

Принципы процессуального права

ПРИНЦИПЫ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА - основные положения (начала, идеи), определяющие особенности, специфическое содержание, назначение и юридическую природу процессуальных отраслей права. Такие принципы прямо закреплены в законодательстве, в Конституции РФ, процессуальных кодексах (уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном, арбитражно-процессуальном) либо вытекают из его смысла и содержания, являясь результатом обобщения правового опыта, и аккумулированные индивидуальным и массовым правосознанием. Принципам должны соответствовать иные нормы процессуального права, деятельность участников процесса. Большинство принципов носят межотраслевой характер, т.е. присущи всем отраслям процессуального права. В то же время есть принципы, которые характерны только той или иной отрасли права. Так, в уголовном процессе действует принцип презумпции невиновности, а в гражданском - принцип вины должника. Принцип диспозитивности присущ гражданскому процессу. В зависимости от назначения принято выделять две группы принципов - принципы организации правосудия (судоустройственные) и принципы, определяющие процессуальную деятельность суда и участников процесса, т.е. судопроизводство.

Принципы юридической ответственности

Статья большая, находится на отдельной странице.

Принятие решения

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ - стадия применения права, связанная с вынесением правоприменительного решения, в котором официально зафиксированы юридические последствия для конкретных лиц. Такое решение является индивидуальной нормой права, которая позволяет участникам правоотношения реализовать принадлежащие им субъективные права и обязанности. Решение оформляется в акте применения права, имеющем обязательное преюдициальное значение, в силу чего он обязателен для всех органов и лиц, выступает юридическим фактом.

Принятие федерального закона Государственной Думой

ПРИНЯТИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМОЙ - окончательное одобрение закона Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым или квалифицированным большинством голосов. Простое большинство голосов предполагает большинство голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, необходимое для принятия федерального закона. Квалифицированное большинство голосов образует не менее двух третей от общего числа всех депутатов, требуемого по Конституции РФ для принятия федерального конституционного закона либо для преодоления вето Президента РФ в отношении отклоненного закона, а равно для преодоления так называемого «внутреннего вето» Совета Федерации в случаях, когда им отклонен принятый Государственной Думой закон, что требует повторного обсуждения закона в нижней палате и принятия по нему решения.

Принятый Государственной Думой федеральный закон в течение 5 дней направляется в Совет Федерации.

Принятый федеральный закон

ПРИНЯТЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН - закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации. В связи с поступившими запросами от Президента РФ и палат Федерального Собрания по поводу толкования ст. 107 Конституции РФ Конституционный Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. постановил: 1) под «принятым федеральным законом» по смыслу ч. 1. ст. 107 Конституции РФ понимаются: законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч. 1, 2, 3, 4 ст. 105 Конституции РФ; законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч. 3 ст. 107 Конституции РФ; 2) принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется для подписания и обнародования Президенту РФ Советом Федерации независимо от того, одобрен этот закон данной палатой путем голосования или без рассмотрения. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации, предусмотренном ч. 5 ст. 105 Конституции РФ, принятый федеральный закон Президенту направляет Государственная Дума. В последнем случае имеется в виду ситуация, когда отклоненный Советом Федерации закон Государственная Дума при повторном голосовании принимает вновь квалифицированным большинством (не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов). Принятый закон, минуя Совет Федерации, непосредственно направляется на подпись Президенту РФ.

Причины правового нигилизма в российском обществе

ПРИЧИНЫ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ - обстоятельства, воспроизводящие отрицательное отношение к праву, его институтам и учреждениям. Истоки правового нигилизма не исчерпываются факторами специально-юридического характера, а уходят за пределы правового пространства. Это явление правовой жизни связано с культурологическими, политическими, историческими особенностями развития страны, национальными традициями, уровнем социального самочувствия людей, состоянием духовности общества. Следует учитывать, что в современных условиях нигилизм получил широкое распространение в разных сферах общества: в политической жизни это находит отражение в отрицании демократических идеалов и ценностей; в литературе, публицистике, истории проявляется в отрицательном отношении к предшествующему опыту развития, стремлении «переписать» историю или представить ее исключительно в одномерном, негативном отображении; в искусстве, живописи. Проявлением нигилизма явилось распространение массовой субкультуры. Все это, несомненно, генерируется в правовую среду, подпитывает почву для правового нигилизма, способствует его распространению.

Причины пробелов в законодательстве

ПРИЧИНЫ ПРОБЕЛОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ - обстоятельства объективного и субъективного свойства, с которыми связано наличие пробелов в законодательстве. Основные причины пробелов в законодательстве две: во - первых, отставание закона от реальной жизни, развивающихся отношений; во - вторых, издержки законотворческой деятельности. Соответственно этому можно различить несколько разновидностей пробелов. Это абсолютный пробел (отсутствие необходимой нормы для урегулирования возникшего спора) и частичный (норма регулирует сходные отношения); пробелы первоначальные (возникают в момент принятия нормативного акта) и последующие (необходимость в правовом урегулировании возникает после принятия законодательного акта в результате появления новых отношений (явлений); «простительные» пробелы - законодатель не мог по каким - либо причинам увидеть или предвидеть потребность в правовом регулировании; «непростительные» пробелы - если существование такой потребности было проигнорировано законодателем либо же не были соблюдены правила юридической (законодательной) техники, в силу чего потребность в правовом урегулировании реализована не полностью.

Пробел в законодательстве

ПРОБЕЛ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ - полное или частичное отсутствие конкретного юридического предписания в отношении фактических обстоятельств, находящихся в сфере правового регулирования.

При пробеле в законодательстве отсутствует то, что должно там быть в силу объективных оснований, т.е. отсутствует правовое предписание, рассчитанное на юридически значимый случай. При этом далеко не всегда отсутствие нормативно- юридической урегулированности, а значит, не всякое «молчание» закона следует расценивать в качестве пробела. Те факты, обстоятельства, которые выходят за пределы правового регулирования, объективно не могут и не должны приобретать юридическое значение, т.е. требовать юридического решения. От этого случая необходимо отличать так называемое квалифицированное молчание закона (законодателя). Юридической теорией сформулированы определенные предпосылки, при наличии которых пробел в законодательстве считается действительным:

неурегулированный законом жизненный случай должен находится в сфере правового регулирования;

в действующем законодательстве действительно отсутствует норма, подлежащая применению к данному случаю;

восполнение пробела в данной сфере не должно быть запрещено законом.

Программа законопроектных работ

ПРОГРАММА ЗАКОНОПРОЕКТНЫХ РАБОТ - плановый организационно-правовой акт органа законодательной власти, содержащий совокупность правотворческих мероприятий по подготовке законопроектов, по определению средств и сроков их реализации, а также их исполнителей. К правотворческим мероприятиям, включаемым в программу законопроектных работ, относятся: подготовка конкретных законопроектов; подготовка законодательных инициатив; проведение правовых прогнозов; проведение социологических и сравнительно-правовых исследований.

В программе, как правило, выделяются следующие рубрики: наименование правотворческого мероприятия; экспертная оценка сложности; финансовые затраты на подготовку (проведение); срок проведения (подготовки); исполнители. Программа должна также содержать концепцию, цели и задачи, средства реализации, ожидаемые результаты.

Прогресс государственности

ПРОГРЕСС ГОСУДАРСТВЕННОСТИ - обусловленные духовно-культурным и социально-правовым развитием общества и личности процесс формирования государства как публично-правовой организации, всецело служащей общим интересам общества, обеспечению приоритетов и ценностей человека. Поскольку личность, ее права и свободы являются высшей государственно-правовой ценностью, то свобода личности, благоприятные материальные условия, возможность творческого самоутверждения, наличие прав и их гарантированность и др. являются важнейшими критериями оценок прогресса государства. Справедливо замечено (А. Б. Венгеров), что борьба за качество жизни личности, обеспечение ее достойных условий жизнедеятельности - главная задача государства и показатель его развитости, прогрессивности. Оценку всей организационной, деятельной стороне государства можно давать лишь после сопоставления с тем качеством жизни, которое создает или обеспечивает, или поддерживает государство. И при этом речь идет о конкретных, реальных условиях жизнедеятельности человека с его набором целей, потребностей, способами их удовлетворения, с тем, каково реальное положение человека во взаимодействии с государством. Словом, «человеческое измерение» - важнейшее направление в определении прогресса государственности.

Промежуточный (маргинальный) уровень

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ (МАРГИНАЛЬНЫЙ) УРОВЕНЬ - действие права свойственное странам, правовое развитие и развитие государственности которых пребывает в переходном состоянии. Отсюда социально-экономическая нестабильность, незавершенность политических и правовых реформ. В целом для данного уровня характерно неэффективное использование правового инструментария. По мере социально-политических и экономических преобразований сфера действия права расширяется, удельный вес правового в социальном пространстве увеличивается.

Простой институт права

ПРОСТОЙ ИНСТИТУТ ПРАВА - элемент системы права, включающий в себя юридические нормы одной отрасли (либо подотрасли) права. Например, институт прекращения брака в семейном праве (ст. 16-26 Семейного Кодекса РФ), институт залога в гражданском праве (ст. 334-358), проведения игр и пари (ст. 1062 ГК РФ), необходимой обороны в уголовном (ст. УК РФ) и административном праве (ст. Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Пространство действия закона ("законодательное поле")

Статья большая, находится на отдельной странице.

Противоправное поведение, не образующее состава правонарушения

ПРОТИВОПРАВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, НЕ ОБРАЗУЮЩЕЕ СОСТАВА ПРАВОНАРУШЕНИЯ - разновидность социальных отклонений, связанная с отступлением от целей, принципов и предписаний норм права, и не отличающаяся всем набором признаков, характерных для правонарушения. К противоправным деяниям, не образующим правонарушений, относятся деяния с «усеченным» составом правонарушения (объективно противоправное поведение малолетних, душевнобольных и проч. поведение недееспособных лиц, а также невиновные действия). Такое поведение не следует отождествлять с правонарушением, поскольку оно лишено такого важнейшего признака его состава, как общественная вредность (а также дееспособность лица его совершившего, его виновность). За совершенное правонарушение наступает юридическая ответственность. Основным средством государственного принуждения, применяемого за объективно противоправное поведение, являются меры защиты (например, применение мер медицинского или воспитательного характера к недееспособным или малолетним - ст. 90 УК РФ). Цель такого рода принудительных мер - не наказание, а прекращение нарушения правопорядка, восстановление нарушенного права.

Близкими, но не тождественными понятию правонарушения являются незначительные отклонения от юридического режима, складывающиеся в той или иной сфере общественной жизни (незлостное уклонение от уплаты алиментов, просрочка платежей или несвоевременное возвращение долга, кредита в силу извинительных обстоятельств, незначительные проступки в административно-правовой сфере, сфере действия трудового законодательства и так далее) и иное поведение, противоречащее праву и могущее влечь применение мер юридической защиты или мер воспитательного характера.

К рассматриваемому классу противоправных деяний следует отнести злоупотребление правом.

Противоправность деяния

Статья большая, находится на отдельной странице.

Противоправные последствия

ПРОТИВОПРАВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ - социально вредные изменения в охраняемых от них законом объектах и могут иметь материальный (причинение увечья, имущественный ущерб и пр.), моральный (оскорбление, ущемление деловой репутации) и иной вред. Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения, представляющих собой нарушение правопорядка, уничтожения какого-либо блага, ценности или ограничение пользования ими, стеснение свободы поведения других лиц (организаций), ущемление их субъективных прав. Отсюда понятием вреда охватываются два аспекта: 1) юридический, выражающийся в нарушении охраняемых законом интересов, субъективных прав граждан (либо создания условий, препятствующих пользованию ими), и 2) фактический, связанный с причинением материального, морального, физического и иного ущерба гражданам, а равно интересам общества и государства. Вред может иметь материальный, физический и иной характер, посягать на специфические интересы или общие интересы. Характер деяния и причиняемый при этом вред являются объективными основаниями для определения степени общественной опасности, ограничения правонарушений от иных отклонений от правопорядка.

Между противоправными последствиями (наступившим вредом) и противоправным деянием должна существовать причинная связь. Отсутствие таковой означает, что совершившее деяние лицо не может нести ответственность за вред, которые не является следствием этого деяния. В юридической теории и практике под причинной связью понимают такую объективную связь между вредным деянием и наступившими последствиями, при которой противоправное деяние предшествует по времени последствию и является главной и непосредственной причиной, неизбежно вызывающей данное

Профессиональная правовая культура

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА - одна из форм (разновидностей) правовой культуры, носителем которой является группа людей, профессионально вовлеченных в юридическую практику, т.е. осуществляющих правовую деятельность на профессиональных началах. Профессиональную правовую культуру отличают высокая степень знания права, глубокое понимание и оценка правовых явлений, уважительное отношение к праву, юридической профессии, убежденность в полезности (ценности) юридического инструментария, способность эффективно использовать правовые средства для осуществления целей и задач профессиональной деятельности. Каждая юридическая профессия определяет и особенности правовой культуры судей, прокурорских работников, сотрудников милиции, адвокатов и юрисконсультов и др. При этом уровень правовой культуры различен и среди представителей одной профессии.

Профессиональное правовое сознание

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ - представление о праве, формирующееся у служащих государственного аппарата (в особенности у юристов-практиков) на основе мировоззренческой идеологии и специальных юридических знаний, и аккумулирующее юридическую практику, опыт применения права, компетентное понимание всех сторон его содержания. Рациональный компонент профессионального правосознания существенно отличается от обыденного правосознания, прежде всего своей специализированностью. Если гражданам достаточно иметь общее представление о юридически значимом поведении, то, скажем юристу-практику, нужно досконально владеть знанием нормативного материала, чтобы его решение не только не расходилось с законом, но и было обоснованным и целесообразным. Такую специализированность правосознанию придает профессионально-юридическое обучение и правовой опыт.

Профессионально-юридическая деятельность

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - обусловленная правом трудовая, управленческая, государственно-властная деятельность компетентных органов государства, связанная с принятием юридических норм и властным их применением. Основными видами профессионально-юридической деятельности являются: законотворческая деятельность; правоприменительная; контрольно-надзорная; правоохранительная; интерпретационная; правовоспитательная.

Процедурно-процессуальная форма

ПРОЦЕДУРНО-ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ФОРМА - определенный нормами процессуального права порядок рассмотрения и разрешения юридических дел. В структуре процедурно-процессуальной формы выделяется процессуальная - форма правоприменительной деятельности, необходимая для разрешения юридических дел при осуществлении правосудия. В зависимости от категории рассматриваемых дел и норм, регулирующих порядок их рассмотрения, принято выделять гражданско-процессуальную, арбитражно-процессуальную, административно-процессуальную, уголовно-процессуальную, конституционно-процессуальную формы.

Процессуальная деятельность

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - система процессуальных действий, осуществляемых всеми участниками юридического процесса.

Процессуальное доказывание

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ДОКАЗЫВАНИЕ - деятельность, связанная с собиранием и процессуальным закреплением доказательств по делу, их изучением и оценкой.

Процессуальное право

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПРАВО (англ. process law) - совокупность (часть) норм национальной правовой системы, регулирующих порядок рассмотрения и разрешения уголовных и гражданских дел, т.е. правосудие по уголовным и гражданским делам, а также порядок принудительного исполнения судебных решений. Процессуальное право - это право, применяемое судами, т.е. судебное право. Соответственно двум основным формам судебного (юридического) процесса принято выделять две основные отрасли процессуального права - уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное. Кроме того, правомерно выделять административно-процессуальное и конституционно-процессуальное право.

Процессуальное производство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Процессуально-правовые отношения

ПРОЦЕССУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - урегулированные процессуальными нормами отношения, которые складываются между субъектами процессуальной деятельности по поводу реализации принадлежащих им прав и обязанностей, связанных с осуществлением (применением) материального закона. Процессуальные отношения - это отношения неравноправных сторон, они всегда возникают из закона, одной из сторон выступает государственный орган (должностное лицо). Единственным объектом процессуальных правоотношений являются действия участников процесса, акты, решения суда.

Процессуальные акты-документы

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АКТЫ-ДОКУМЕНТЫ - акты, предназначенные для закрепления полученных в ходе совершения процессуальных действий результатов, а также оформляющие процессуальное решение. Это разновидность юридических документов, содержащих информацию, имеющую юридическое значение и выступающих источником процессуальных доказательств. К процессуальным актам относят: протоколы, составляемые в ходе предварительного расследования (осмотра места происшествия, допроса, очной ставки, обыска, выемки документов, заключения экспертизы), судебных процессах (протоколы судебных заседаний).

Процессуальные действия

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - отдельная процессуальная операция или предусмотренное нормами процессуального права действие, совершаемое участниками производства по делу.

Процессуальные нормы права

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА - нормы, закрепляющие процедуры (порядок) осуществления субъектами их прав и обязанностей и отвечающие на вопрос: «как следует осуществить материальные предписания». Это значит, что процессуальные нормы закрепляют процедуры совершения тех или иных процессуальных действий. Однако это самая общая из характерных особенностей процессуальных норм. В процессуальных нормах закрепляется технология (специально-юридический механизм) осуществления материальных норм права. Соответственно, процессуальные нормы определяют состава участников процессуальных отношений, закрепляют их процессуальные права, обязанности и ответственность, процессуальную компетенцию суда, фиксируют основания и перечень мер процессуальной ответственности, указывают на процессуальные гарантии, сроки и требования осуществления процессуальных действий. В процессуальных нормах определяются виды процессуальных производств, процессуальные режимы, стадии, из которых складываются эти производства и пр. В большинстве своем процессуальные нормы, закрепляющие процедуры совершения тех или иных юридически значимых действий, носят императивный характер, это разновидность обязывающих норм. Соответственно, формой их реализации является соблюдение или исполнение.

В подавляющем большинстве случае процессуальные нормы размещены в процессуальном законодательстве. Однако, учитывая то обстоятельство, что не всем материальным отраслям права соответствуют процессуальные, процессуальные нормы закрепляются в материальных отраслях права. При этом они обособляются в специальные главы, разделы. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях содержится специальный раздел, включающий процессуальных 11 глав. Чаще всего процессуальные нормы содержатся непосредственно в текстах законов. В этом случае точнее говорить не о процессуальных, а о процедурных нормах - установлениях, закрепляющих порядок, правила осуществления определенного правового действия. К примеру, такие нормы содержатся в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Аналогичным примером может также служить Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».

Применительно к юрисдикционным видам процессуальных производств процессуальные нормы реализуются исключительно в охранительных отношениях; там где имеет место неюрисдикционное производство, процессуальные нормы реализуются в регулятивных относительных правоотношениях.

Процессуальные правонарушения

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ - деяния, связанные с нарушениями процессуального законодательства участниками правоприменительного (гражданского, уголовного, административного) процесса.

Они связаны с нарушениями гражданами или государственными органами (чаще юрисдикционными) интересов правосудия или процессуальных прав стороны, с которой правонарушитель состоит в правоотношении. Процессуальные проступки влекут нарушения прав участников судебного процесса. Поэтому ответной реакцией на их совершение является отмена приговора, определения суда, признание незаконными действий органов предварительного расследования с одновременным восстановлением нарушенных прав граждан и др. Не являются процессуальным правонарушением незначительные издержки процессуального характера, допускаемые гражданами и ущемляющие их же права. Это объективно неправовые действия, которые влекут применение мер защиты (санкции ничтожности): отказ суда в удовлетворении ходатайства, принятии искового заявления, несоответствующего установленной форме, и др.

Процессуальные требования, предъявляемые к доказательствам

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ДОКАЗАТЕЛЬСТВАМ, - предусмотренные процессуальным законодательствам условия, при соблюдении которых исследуемые юрисдикционным органом в процессе доказывания фактические данные могут быть положены в основу принимаемого решения, т.е. признаны как доказательства. К доказательствам, с помощью которых применяющий право устанавливает фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

Относимость доказательств означает, что доказываются лишь те факты, которые имеют значение для дела, т.е. такие, которые могут быть положены в основу принятия правоприменительного решения;

Допустимость доказательств предполагает привлечение предусмотренных законом средств доказывания (так, данные, полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий без надлежащего процессуального оформления или документирования, не могут служить доказательством вины подсудимого);

Полнота доказательств предполагает установление всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Согласно УПК (п. 1 ст. 342) и ГПК (п. 1 ст. 306) неполное установление обстоятельств дела является основанием отмены или изменения решения и приговора суда.

Следует иметь в виду, что по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях бремя доказывания (обязанность предоставления и обоснования доказательств вины правонарушителя) возлагается на государственный орган. По гражданским делам бремя доказывания возлагается на истца.

Процессуальный режим

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ РЕЖИМ - предусмотренная законом совокупность принципов, юридических средств и гарантий, применяемых в процессуальной деятельности; это нормативно-организационная обстановка разбирательства юридического дела. Процессуальный режим представляет атмосферу четко налаженного порядка рассмотрения юридического дела и наиболее эффективного его результата, запрограммированного определенным нормативным предписанием. Структурно процессуальный режим охватывает принципы процессуальной деятельности, способы осуществления процессуальных действий и гарантии обеспечения процессуальной деятельности, правовой статус субъектов юридического процесса.

Прямое действие закона как форма осуществления права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Прямой способ

ПРЯМОЙ СПОСОБ - способ изложения норм права, при котором норма права совпадает со статьей нормативного акта, то есть в статье нормативного акта содержатся все обязательные элементы нормы - гипотеза, диспозиция и санкция без отсылок к другим статьям. Такой вариант соотношения нормы и статьи нормативного акта наиболее приемлем как для правоприменителя, так и для граждан. Норма права в этом случае по своему объему полностью совпадает с нормативным предписанием, т.е. либо содержит все структурные элементы и этим исчерпывается ее юридическое содержание, либо недостающий элемент нормы воспроизводится логическим путем. К примеру, большинство норм уголовного закона сконструированы именно таким образом. Однако встречается он далеко не всегда. В качестве примера такого совпадения можно привести ст. 397 ГК РФ «Исполнение обязательства за счет должника», ст. 110 Семейного кодекса РФ. Несовпадение нормы и статьи нормативного правового акта обусловлено разными обстоятельствами. Требования экономии нормативного материала, которым связан законодатель, не позволяет ему полностью выразить норму в статье акта. К тому же, признак системности права указывает на то, что к такому состоянию законодатель в ряде случаев и не должен стремиться. Так, помещение в статьях общей части кодекса положений, распространяющихся на статьи особенной части, исключает необходимость при конструировании норм особенной части кодекса воспроизводить такое положение. Несовпадение нормы и статьи акта может объяснять и тем, что статья наряду с нормативными предписаниями может содержать и индивидуальные. В целом ряде крупных законодательных актов выделяется так называемые общие положения, которые содержат нормы-дефиниции. Понятно, что они имеют самое непосредственное отношение к оценке гипотезы нормы, содержащейся в конкретной статье такого акта. В ряде случаев в одной статье нормативного акта содержатся несколько норм. Примером такого соотношения являются статьи Особенной части Уголовного кодекса, содержащие квалифицирующие составы преступлений (ст. 139, 147 и др.). В данном случае каждая из частей этих статей содержит самостоятельный вид преступления. В целях экономии нормативного материала и во избежание его громоздкости законодатель использует именно такой способ конструирования правовых норм. Однако и здесь имеет место совпадение нормы и соответствующей ей статьи закона.

Психологическая концепция права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Психология права

ПСИХОЛОГИЯ ПРАВА - отрасль научного знания, предметом изучения которой являются психические закономерности действия права. Та часть психологии права, которая изучает психическую сущность права, общие закономерности его движения (интериоризацию права - восприятие норм, институтов, правовых идей психикой человека и закрепление в личностной структуре в виде набора определенных правовых качеств индивида, группы людей и экстериоризацию - проявление правового, представленного в психике (в правосознании, в сфере бессознательно-правового) вовне в правовом поведении, общении, в различных формах правовой коммуникации), образует составляющую общей теории права.

Публичное право

ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО - совокупность отраслей права, регулирующих отношения, связанные с обеспечением общего (публичного) или общегосударственного интереса. В публично-правовых отношениях стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из таких сторон всегда выступает государство либо его орган (должностное лицо), наделенное властными полномочиями; в сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть. Характер поведения сторон в частноправовых отношениях определяется самими же сторонами.

Для норм, институтов и отраслей публичного права наиболее специфичен императивный метод с присущими ему запретами и позитивным обязыванием. Соответственно в сфере действия публичного права господствует разрешительный тип правового регулирования, в то время как отрасли частного права основываются на диспозитивности, связаны с действием общедозволительного типа регулирования. Отсюда, если источником публичного права главным образом является нормативно-правовой акт (статутное право), то в отраслях частного права значительный удельный вес занимает договорное право. Частное право - это область свободы, а не необходимости, децентрализации, а не централизованного регулирования. Публичное право - это сфера господства императивных начал, необходимости, а не автономии воли и частной инициативы.

К отраслям публичного права относятся: конституционное право, административное право, финансовое право, уголовное право, экологическое право, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное право.

Пути ослабления правового нигилизма

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница