Приглашаем посетить сайт

Американская литература (american-lit.niv.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

Рассмотрение федерального закона Советом Федерации

РАССМОТРЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА СОВЕТОМ ФЕДЕРАЦИИ - стадия законодательного процесса, связанная с обсуждением принятого Государственной Думой закона в Совете Федерации, в результате которой данный закон получает одобрение или отклоняется. После принятия федерального закона он в течение пяти дней направляется для одобрения в Совет Федерации (ч. 3 ст. 105 Конституции РФ). Часть из этих законов подлежит обязательному рассмотрению. Это те законы, которые затрагивают интересы как РФ в целом, так и ее субъектов. Такие вопросы традиционны для обязательного рассмотрения верхними палатами федеративных государств. Согласно Регламенту Совета Федерации ответственный за рассмотрение федерального закона комитет (ответственный комитет) вправе рекомендовать Совету Федерации: а) одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой; б) отклонить такой закон, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить. Председатель Совета Федерации (или по его поручению заместитель) принимает одно из следующих решений: а) согласиться с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой закон на рассмотрение Совета Федерации; б) отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации закон, принятый Государственной Думой. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. На практике встречаются ситуации, когда Совет Федерации пропускает установленные Конституцией сроки для одобрения федеральных законов, Конституционный Суд РФ по этому поводу специально указал в своем решении, что в случаях пропуска 14-дневного срока для рассмотрения закона, несогласие Совета Федерации с принятым Государственной Думой федеральным законом (фактически заявленное по истечении этого срока), не считается отклонением закона в смысле ч. 4 ст. 105 Конституции РФ и не порождает предусмотренные ею юридические последствия.

Расширительное (распространительное) толкование

РАСШИРИТЕЛЬНОЕ (РАСПРОСТРАНИТЕЛЬНОЕ) ТОЛКОВАНИЕ - результат толкования, когда действительное содержание нормы права уже ее текстуального выражения. При расширительном толковании действительное содержание правовой нормы понимается шире ее текстуального выражения (словесной формулировки). При расширительном толковании буквальный смысл правовой нормы путем его расширения доводится до действительного содержания нормы. Распространительно толкуются незаконченные перечни обстоятельств. В нормах права такие перечни выражены оборотами «и т.д.», «и другие», «в аналогичных случаях». Таким образом, происходит распространение нормы права на более широкий круг общественных отношений, чем это вытекает из ее текстуального выражения.

Реализация права

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА - воплощение предписаний права в фактической правомерной деятельности участников регулируемых правом отношений. Реализацией права охватываются не все формы выражения (действия) права, а лишь одна из них, а именно процесс перевода требований закона в правомерное поведение. С точки зрения специально-юридического подхода реализация права начинается там, где уже есть правовое установление - норма права. При этом норма права может быть выражена как в законодательном акте, так и содержаться в ином источнике права - нормативном договоре, обычном праве, или представлена принципом права. Осуществление тех требований и возможностей, которые составляют содержание данной нормы, и есть реализация права в его специально-юридическом понимании.

Применение права, таким образом, не является частью (формой, способом) реализации права.

Реальность законности

РЕАЛЬНОСТЬ ЗАКОННОСТИ - принцип законности, основывающийся на развитости всех составляющих гражданского общества (экономики, политического режима, общей и правовой культуры и др.), предполагает учреждение в механизме государства специализированных действенных структур, а в правовой системе специализированных механизмов, обеспечивающих реализуемость требований законов, беспрепятственное использование гражданами прав и свобод, возможность оперативного разрешения возникающих правовых конфликтов.

Ревизии законодательства

РЕВИЗИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - пересмотр ранее принятых нормативных актов по определенному предмету регулирования в связи с принятием новых актов. Это означает, что для того чтобы свод законов был полным и достоверным требуется провести инвентаризацию всего массива нормативных актов, принятых и продолжающих действовать в Российской Федерации, начиная с октября 1917 г. Ревизия законодательства позволит «очистить» нормативное хозяйство от устаревших, недействующих актов, изменить и внести необходимые изменения и дополнения в акты, которые частично утратили силу и таким образом «оживить» их, усилить регулятивныевозможности.

Региональное право

Статья большая, находится на отдельной странице.

Региональный правопорядок

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРАВОПОРЯДОК - правопорядок, являющийся следствием интеграции государств в границах одного или более континентов. Так, правомерно вести речь о европейском правопорядке - явлении конца XX - начала XXI вв., сложившегося в результате интеграции ряда наиболее развитых в экономическом отношении европейских стран в единое региональное образование - Европейский Союз, а также, очевидно, экономическое сообщество североевропейских государств - Бенилюкс. В политической сфере такой правопорядок сложился в рамках объединения государств в Совет Европы. Сходный правовой феномен имеет место в рамках объединения стран Латинской Америки, Африканского континента, Азии и т.д. Возникает новое региональное государственно-правовое образование.

Регистрационно-разрешительное производство

РЕГИСТРАЦИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО - разновидность неюрисдикционного производства, связанного с выдачей, разрешений, согласований, регистрацией фактов, имеющих юридическое значение и др. Можно выделить несколько групп регистрационных производств: производства по регистрации актов гражданского состояния (удостоверение фактов рождения, бракосочетания, смерти, расторжения брака); производства, связанные с регистрацией субъектов предпринимательской деятельности (государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, регистрация коммерческих банков и др.) или определенных объектов (регистрация объектов недвижимости, автомототранспортных средств, регистрация гражданских воздушных судов, аэропортов и др.); регистрация прав (права собственности, договоров аренды и пр.). Это также производства по легализации (консульская легализация документов), нострификации (признанию актов) и установлению достоверности актов (нострификация дипломов и аттестатов, выданных гражданам России в других странах); производства, связанные с аккредитацией (высших учебных заведений), аттестацией (судебных экспертов) сертификацией (продукции в соответствии со стандартами государственной системы сертификации) и др.

Регулятивная самобытность морали

Статья большая, находится на отдельной странице.

Регулятивная функция права

РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВА - направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставление субъективных прав и возложении на субъектов права юридических обязанностей. Содержанием регулятивной функции охватывается: а) закрепление посредствам норм права право- и дееспособности граждан; закрепление и изменение правового статуса граждан; определение компетенции госорганов, полномочий должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц (это т.н. регулятивно-статическая функция права); б) определение (предусмотрение) юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений; установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения); определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям (это регулятивно-динамическая функция).

То направление действия права, которое связано с закреплением статуса юридический, физических лиц, граждан, должностных лиц, органов государства принято именовать регулятивно-статической функцией права. Та часть регулятивных правовых средств, которая обслуживает деятельность субъектов права (гражданский, торговый оборот, осуществление сделок и договоров, юрисдикционную и правоприменительную деятельность государственных органов охватывается содержанием регулятивно-динамической функции.

Регулятивная функция правосознания

РЕГУЛЯТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ - присущее правосознанию, как и норме права, свойство нормативности. Правосознание не только отображает право, правовое поведение, но и влияет на них, т.е. управляет поведением своего носителя. Это свойство правосознания особо важно для юристов. Закон предписывает судье основывать решение на внутреннем убеждении, на правосознании. Таким образом, правосознание нормативно, оно непосредственно влияет на выбор правового поведения, моделируя его в ситуациях, регулируемых правом. Правосознание в этом значении выступает посредником между нормами и поведением личности. Сознание человека отображает то, что есть в правовой действительности, в силу чего его правосознанием может быть запечатлен и негативный образ права. Это находит выражение в пренебрежительном отношении к праву, что диктует выбор поведения, противоречащего его требованиям. Последнее нередко имеет место еще и по той причине, что позитивное право (законодательство) не соответствует представлениям людей о желаемом (идеальном) праве, которое в их понимании тождественно так называемому праву естественному.

Регулятивные нормы права

РЕГУЛЯТИВНЫЕ НОРМЫ ПРАВА - нормы права, определяющие субъективные права и юридические обязанности субъектов, условия их возникновения и действия. Регулятивные нормы, за редким исключением, не могут быть «размещены» в одной статье нормативного правового акта. Это, во-первых, связано со специализацией права; соответственно санкции этих норм помещены в иных нормативных актах; а во-вторых, в целях экономного расходования «нормативной энергии» (нормативного материала) законодатель нередко составляющие одной и той же нормы (например, условия, сроки действия данной нормы и пр.) помещает в других статьях одного и того же нормативного правового акта и даже в других нормативных актах. Типичным примером регулятивной нормы являются большинство гражданско-правовых норм. В частности, в соответствии со ст. 653 ГК РФ в случаях, когда земельный участок, на котором находится арендованное здание или сооружение, продается другому лицу, за арендатором этого здания или сооружения сохраняется право пользования частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования, на условиях, действовавших до продажи земельного участка. Или: проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем (п. 2 ст. 672 ГК РФ); хранитель, осуществляющий хранение вещи в порядке секвестра (хранение вещей, являющихся предметом спора), имеет право на вознаграждение за счет спорящих сторон, если договором или решением суда, которым установлен секвестр, не предусмотрено иное (п. 4 ст. 926 ГК РФ)

Регулятивные правоотношения

РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ - общественные отношения, возникающие из правомерных действий и событий в целях обеспечения нормальной организации общественной жизни. Регулятивные правоотношения связаны с правомерным поведением их участников.

Реквизиты нормативного текста

РЕКВИЗИТЫ НОРМАТИВНОГО ТЕКСТА - внешние его атрибуты, которые свидетельствуют о надлежащем оформлении нормативного акта и юридической силе его положений. Реквизиты нормативного акта есть совокупность внешних (несодержательных) характеристик нормативного акта, удостоверяющие официальный характер и юридическую силу его (акта) положений. К реквизитам нормативного акта относятся; наименование нормативного акта (заголовок) и принявшего его органа; указание места и даты принятия нормативного акта; удостоверительная подпись утвердившего акт лица; регистрационный номер нормативного акта. Название нормативного акта определяет его предмет, круг регулируемых законодательства, наконец, ссылаться на него в других правовых актах. Обычно используется краткое название акта: закон «О гражданстве», «О чрезвычайном положении», «О государственной тайне», «О безопасности», «О прокуратуре», «О милиции» и т.д.

С юридической точки зрения указание на орган, принявший (издавший) нормативный акт, определяет пространственную сферу действия данного акта, его юридическую силу и место в иерархии действующего законодательства.

Отмеченные реквизиты (за исключением заголовка) - необходимый атрибут всякого нормативного акта. Значение реквизитов заключается в следующем: во-первых, они индивидуализируют акт, выделяют его из совокупности других актов; во-вторых, содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт; в-третьих, удостоверяют подлинность нормативного правового акта.

Всякий нормативный акт (точнее его нормативное содержание) отличается специфической рубрикацией.

Религиозно-традиционные системы права (обычное право Африки)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Религиозные нормы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Репарация

РЕПАРАЦИЯ - главная форма материальной ответственности, представляющая собой возмещение материального ущерба деньгами, товаром, услугами и т.д. К репарациям прибегают в тех случаях, когда восстановление прежнего положения невозможно.

Реституция

РЕСТИТУЦИЯ - возвращение или восстановление в натуре изъятых или поврежденных материальных ценностей (например, художественных ценностей, транспортных средств). От реституции отличают субституцию, которая представляет собой замену неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества, зданий, произведений искусства и т.д. сходными и равноценными.

Ресторация

РЕСТОРАЦИЯ - восстановление государством-правонарушителем прежнего состояния и несение им всех связанных с этим неблагоприятных последствий (например, освобождение незаконно оккупированной территории и несение связанных с этим расходов).

Референдумное производство (референдумный процесс)

РЕФЕРЕНДУМНОЕ ПРОИЗВОДСТВО (РЕФЕРЕНДУМНЫЙ ПРОЦЕСС) - предусмотренные законодательством процедуры (порядок) назначения, подготовки и проведения референдумов в Российской Федерации. Участниками референдумного процесса являются граждане, обладающие правом на участие в референдуме, правом на инициирование проведения референдума, инициативные группы граждан комиссии референдума, а также органы власти (должностные лица), правомочные объявлять дату проведения референдума. Референдумный процесс охватывает ряд последовательно сменяющих друг друга стадий, к которым относят: 1) стадию подготовки референдума; 2) стадию проведения референдума и 3) стадию реализации принятого на референдуме решения. Каждая из этих стадий в свою очередь распадается на несколько относительно обособленных этапов. На стадии подготовки референдума наиболее важным является этап реализации народной инициативы (инициативы проведения референдума).

Стадия проведения референдума начинается с процедуры назначения выборов. Принятие компетентным органом решения о проведении референдума является юридическим фактом, с которым связаны все последующие действия по проведению референдума. Центральным этапом данной стадии является процедура голосования - правовая форма выявления действительной воли народа. Завершающим этапом на стадии проведения референдума является подведение его итогов. Главным действующим лицом здесь выступает комиссия референдума, которая выясняет: 1) состоялся ли референдум (с учетом общего числа принявших участие в голосовании) и 2) какое решение принято в результате голосования. Завершающая процедура - исполнение принятого на референдуме решения.

Ритуалы

РИТУАЛЫ - форма символического внешнего поведения, предполагающая цепь последовательно совершаемых действий сигнально-знакового характера. Ритуал - это церемония, демонстративное действие, отличающееся театрализованностью и массовостью; это и порядок выполнения определенных действий в определенной форме. Цель ритуала - внушить определенные чувства. Он выполняет компенсаторную функцию, т.е. объясняет, внушает индивиду необходимость совершения определенных действий. Для ритуалов характерна и регулятивная функция, т.е. он является ориентиром для поведения - ему следуют, его соблюдают. Брачные ритуалы, ритуал посвящения в профессию, военный ритуал, похоронный и поминальный ритуалы известны всем народам.

Романо-германская (континентальная) правовая семья (континентальный тип правовых систем)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рубрикация нормативного акта

РУБРИКАЦИЯ НОРМАТИВНОГО АКТА - внутренняя его разбивка (компоновка) на определенные части: преамбулу, разделы, главы, статьи, пункты. Соответственно, нормативный акт состоит из преамбулы и нормативного содержания. Название рубрики включает ее вид и цифровой знак. Рубрики могут подразделяться на разделы, главы, части. Нумерация указанных структурных единиц дополняется названиями рубрик (тем самым создаются удобства для ссылки на данную рубрику). Рубрикация закона зависит от его нормативного объема. Небольшие по объему законы не подразделяются на части, главы, разделы, включая в свое содержание несколько статей. В соответствии с принятой структурой закона в тексте соблюдается единообразное обозначение рубрик по видам: Глава 1; Глава 2; Раздел 1; Раздел 2. В нумерации используются арабские цифры. Если структура законодательного акта подразделяется на рубрики, то частям, главам и разделам присваиваются промежуточные заголовки. Например, Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» рубрицируется (подразделяется) на 4 главы: глава I. «Общие положения»; глава II «Формирование и исполнение местного бюджета»; Глава III «О финансовых основах местного самоуправления в РФ»; Глава IV «Заключительные положения».

Предыдущая страница Следующая страница