Приглашаем посетить сайт

Спорт (www.sport-data.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "С" (часть 1, "САМ"-"СОЦ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 1, "САМ"-"СОЦ")

Саморегулирование (саморегуляция) в праве (автономное правовое регулирование)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Санкция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Сатисфакция (удовлетворение)

САТИСФАКЦИЯ (УДОВЛЕТВОРЕНИЕ) - вид политической международно-правовой ответственности, как правило, применяемый в случае нематериального ущерба, причиненного чести и достоинству потерпевшего государства.

Наиболее характерными примерами сатисфакции являются: официальные выражения сожаления или сочувствия, принесение извинений, заверения в том, что подобные неправомерные акции не будут иметь места в будущем и т.п. На практике сатисфакция нередко очень тесно связана с ресторацией, и поэтому они трудно различимы.

Свидетельский иммунитет

СВИДЕТЕЛЬСКИЙ ИММУНИТЕТ - гарантированное уголовно-процессуальным законодательством право лица не давать показания против себя и своих близких родственников. К близким родственникам Закон относит супруга, супругу, родителей, детей, усыновителей, родных братьев и родных сестер, дедушек, бабушек и внуков (п. 4 ст. 5 УПК РФ). От близких родственников уголовно-процессуальное законодательство отличает близких лиц - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений. Указанный круг лиц свидетельским иммунитетом не наделен.

Свод законов государства

СВОД ЗАКОНОВ ГОСУДАРСТВА - сведенные в одно целое (как правило, в одно издание) и расположенные в определенном порядке законы, а также нормативные правовые акты высших органов государственной власти. Как вид официальной инкорпорации свод законов известен уже древнеримскому праву - Свод законов Юстиниана, названый позже, (в XII в.) глоссаторами Corpus juris civilis (свод законов гражданских). Свод законов Юстиниана - это не только памятник права, но и образец высокой правовой культуры римских юристов, свидетельство их непревзойденного мастерства владения юридической техникой изложения нормативного материала, формулирования правоположений. Особо следует обратить внимание на первые две части Свода. Первая часть содержит «Институции» - краткий учебник правоведения для юношей, составленный римским юристом Гаем. Вторая часть - «Дигесты» (или «Пандекты») - предметное собрание высказываний наиболее авторитетных римских юристов - Павла, Ульпиана, Флорентина и др. Обе части были объявлены законом и их запрещено было толковать. Вторая часть Свода оказала огромное внимание на становление всей континентальной системы права.

В современном понимании ввод законов есть разновидность и наиболее высокая форма инкорпорации. От Собрания законодательства Свод законов отличается рядом признаков: Свод всегда является источником официального опубликования нормативных актов, поскольку издается от имени и по поручению правотворческих органов и предполагает последующее одобрение подготовленного издания в целом либо каждого из его томов в отдельности; издание Свода предполагает большую подготовительную работу законодательных органов. Свод представляет собой собрание всего действующего законодательства. В России первый Свод законов был создан в 1832 г. и состоял из 15 томов, включающих около 36 тысяч нормативных актов (указов, манифестов, циркуляров) и извлечений из них. Свод просуществовал до октября 1917 г. 6 февраля 1995 г. принят Указ Президента РФ «О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации». В соответствии с Указом Свод законов должен быть официальным систематизированным и полным собранием действующих нормативных правовых актов РФ, поддерживаемым в контрольном состоянии. Предварительным необходимым условием создания Свода законов является осуществление ревизии законодательства.

Секундарное правомочие

СЕКУНДАРНОЕ ПРАВОМОЧИЕ - право на односторонние действия (например, право на перевод неисправного плательщика на аккредитивную форму расчетов). Чаще всего характерно для гражданского права, но может встречаться и в других отраслях права- в конституционном, трудовом, а также в международном праве. Возможность одностороннего действия прямо дозволена законом. Например, согласно ст. 806 ГК РФ любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. Предполагается, что сторона такого рода действий всегда ведет себя добросовестно и не ущемляет права других лиц. Тем самым секундарное правомочие принципиально отличается от злоупотребления правом. Чтобы исключить недобросовестное поведение законодатель иногда достаточно детально описывает возможность совершения односторонних действий. Так, согласно п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов; исполнитель также вправе отказаться от исполнения обязательства по этому договору, но при условии полного возмещения заказчику убытков (п. 2 ст. 782 ГК РФ).

Семья общего права (англо-американское право)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Система законодательства

СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА - иерархичная и соподчиненная совокупность нормативных правовых актов, связанных и взаимодействующих между собой и регулирующих общественные отношения. Нормативные правовые акты не существуют изолированно друг от друга, в своем единстве они образуют единое целостное образование, внутренне дифференцированное по отраслям и институтам.

Система законодательства есть целостное и в то же время структурированное образование, складывающееся применительно к отраслям права (в этом случае отрасль права совпадает с отраслью законодательства) либо к функциям и сферам государственного управления. Структура законодательства специфична. Первичным его элементом является законодательный акт (закон). В свою очередь законодательные акты объединяются по институтам, в подотрасли и отрасли законодательства. Составной частью законодательства являются законодательные массивы и законодательные комплексы. Понятие «законодательные массивы» применяется для обозначения формирующихся и еще не обособившихся подотраслей, отраслей законодательства, когда в них еще велик удельный вес подзаконных актов, понятие «законодательные комплексы» - для характеристики комплексных нормативных массивов.

Система нормативного регулирования

СИСТЕМА НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - вся совокупность норм, посредством которых осуществляется регулирование поведения и деятельности людей. Степень и характер регулятивного влияния на общественные отношения позволяет выделить в системе нормативного регулирования наряду с правом следующие группы норм: мораль (нравственность), обычаи, корпоративные нормы, религиозные нормы. Все эти нормы образуют группу социальных норм. Своеобразное место в системе нормативного регулирования занимают технические нормы.

Являясь одним из важнейших регуляторов поведения и деятельности, право вместе с тем вынуждено учитывать регулирующую роль и возможности иных социальных норм. Постоянно происходящий обмен регулятивной энергией, избирательное отношение участников общественных отношений к различным социальным регуляторам должно учитываться как законодателем, так и правоприменительной практикой.

Система права

СИСТЕМА ПРАВА - объективно существующее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы. Своих регулятивных целей добивается благодаря так называемому системному эффекту - тому обстоятельству, что его нормы определенным образом взаимосвязаны друг с другом, находятся в определенной зависимости, внутренне устроены и согласованы, т.е. образуют определенную систему. Для выражения системного характера права в юридической науке используется категория «система права». Системное построение права означает, что оно представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (соподчинении, координации, функциональной зависимости и т.д.).

Связанность норм, институтов и отраслей в единый нормативно-юридический комплекс дает согласованный (системный) эффект. Право таким образом оказывает влияние на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь тем самым необходимого юридического и фактического результата, достижения целей и задач правового регулирования. Чем согласованнее между собой элементы системы права, тем ощутимее оказывается социальная отдача права. Системная организация права, указывающая на то, что оно представляет собой целостное внутренние непротиворечивое и согласованное единство правовых норм, имеет непосредственное значение для законодателя. Принимая законодательный акт, законотворческий орган обязан «вписать» его в действующую систему права, не нарушая ее целостности и гармонии. Не принятый системой права закон не только бездействует, но нередко проявляет активность в режиме «эффекта бумеранга».

Системное построение права сигнализирует законодателю о тех актах, которые находятся в противоречии с его системной организацией, дает представление о недостающих компонентах, позволяет обнаружить пробелы в законодательстве. В правоприменительной деятельности системный принцип права позволяет правильно истолковать и применить норму права. В основу использования систематического способа толкования норм права положен системный принцип права. Кибернетические свойства системы права позволяют использовать ее возможности в информационных целях для создания эффективного банка данных о позитивном праве. Несомненно значение системной организации права для систематизации законодательства, приведения его в упорядоченную и согласованную систему.

Систематизация законодательства

Статья большая, находится на отдельной странице.

Систематические собрания

СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ СОБРАНИЯ - результат упорядочения и группировки нормативного материала по предметному, а не хронологическому или какому - либо иному принципу. Основной вид официальной инкорпорации по предметному принципу являются систематические собрания законодательства и свод законов. Примером такого рода собраний являлись изданные в 60-70 гг. систематическое собрание законодательства СССР и соответствующие собрания в союзных республиках. Высшей формой систематизации законодательства по предметному принципу является свод законов.

Систематический способ толкования

СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ СПОСОБ ТОЛКОВАНИЯ - выяснение смысла нормативно-правового предписания путем установления его места в институте, отрасли, системе права, связей с другими правовыми нормами. Систематическое толкование - вытекает из такого свойства правовых норм как их системность и представляет собой уяснение содержания правовой нормы в зависимости от места, занимаемого ею в нормативном акте, в зависимости от ее связи с нормами других институтов и отраслей права, с принципами права. Основной прием систематического толкования - сравнение (например, сопоставление норм, содержащих однородные составы преступлений) и отграничение.

Не могут быть применены без систематического толкования нормы отсылочные и бланкетные. При систематическом толковании учитывается связь общих и специальных норм. Специальная норма устанавливает исключения из общего правила, содержащегося в общей норме. При наличии специальной нормы общая норма не принимается.

Системность права

СИСТЕМНОСТЬ ПРАВА - характерная особенность права, означающая, что право есть упорядоченная, внутренне согласованная система норм. Вследствие присущей праву системности оно представляет целостное нормативное образование (нормативный комплекс), дифференцированное или внутренне разделенное на специфические группы норм. Системность указывает на то, что регулятивную роль нормы права выполняют лишь во взаимосвязи друг с другом: нормы объединяются в институты права, институты - в отрасли. Все вместе отрасли права составляют единую систему права. Таким образом обеспечивается закрепление и охрана регулируемых отношений;

Славянская правовая семья

СЛАВЯНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ - понятие, используемое в специальной литературе для характеристики самобытных черт группы правовых систем, преимущественно по их этногеографическому принципу. На целесообразности выделения славянской правовой семьи настаивал уже русский дореволюционный государствовед и теоретик права Н. М. Коркунов. В новейшей отечественной литературе эта идея обсуждается в связи с анализом типологических особенностей правовой системы России. Сторонники этого подхода отстаивают за Россией особую правокультурную самобытность и на этой почве пытаются вывести ее из «исконных культурно-правовых основ» права, из специфических особенностей славянской правовой семьи, образованной странами славянского этнического происхождения. С учетом этого обосновывается вывод о том, что российская правовая система в будущем должна идентифицироваться в качестве основы правовой семьи как восточнославянских, так и тюркских народов бывшего Союза (В. Н. Синюков). Такие суждения - отнюдь не бесспорные. Этнографические факторы, несомненно, оказывают влияние на право. В то же время право нельзя ограничить национальными границами, территорией данного государства либо сопредельных государств. Право не терпит изоляции. Ему более чем государству, религии, политике свойственна преемственность. Стремление, уже представителей исторической школы сравнивать право с языком не только по происхождению, но и по содержанию, придавало ему национальную окраску, национальную самобытность, представляется беспочвенным, опровергаемым фактом истории правового развития.

В этой связи, как заметил наиболее авторитетный представитель компаративистики Рене Давид, «нужно преодолеть живучую идею о том, что право - это национальное явление». Достаточно взглянуть на системы права государств бывшего Союза ССР (Украину, Молдову, Грузию, не говоря уже о прибалтийских государствах), чтобы ощутить влияние европейского права как в публичной так и в частно-правовой областях этих стран. Дело, конечно, не обстоит так, чтобы перенести на российскую почву дух европоцентризма. Вместе с тем фактор интеграции, пронизывающий социально-политическую и экономическую жизнь современных государств, все более ощутимо сказывается в правовой сфере, в особенности в законодательстве, интернализует его, придает свойства более или менее унифицированного регулятора. По мере укрепления основ конституционного строя, интернализуется судебная система, профессиональное юридическое образование. В то же время менее всего подвержена внешнему влиянию духовно-правовая область, воздействие национального фактора на которую весьма заметно. Правовая ментальность нации с этой точки зрения может выступать как консервативной силой, так и фактором прогрессивного правового развития.

Сложный (комплексный) институт

СЛОЖНЫЙ (КОМПЛЕКСНЫЙ) ИНСТИТУТ - совокупность норм, входящих в состав различных отраслей права, но регулирующих взаимосвязанные родственные отношения. Типичным примером является институт собственности, который является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и некоторых иных отраслей права. Сложный институт имеет в своем составе ряд субинститутов. Например, институт ренты в гражданском праве включает субинституты: постоянная рента (ст. 589-595 ГК РФ), пожизненная рента (ст. 596-600 ГК РФ), пожизненное содержание с иждивением (ст. 601-605).

Смешанные институты

СМЕШАННЫЕ ИНСТИТУТЫ - разновидность институтов права, включающих в себя нормы разных отраслей права. Как правило, правовой институт представляет собой сравнительно небольшую общность правовых норм, которые по своему содержанию не выходят за пределы определенной отрасли права. Смешанные институты являются исключением из этого. К числу таких институтов относится институт собственности, институт дисциплинарной ответственности, состоящий как из норм трудового права, так и из гражданско-процессуальных норм (поскольку трудовые споры в судах разрешаются по правилам гражданского процесса). Наличие в составе системы правы смешанных институтов связано с тем обстоятельством, что регулируемые отношения не представляют собой идеально «чистых» отношений, относимых только к одному предмету регулирования. Так, сфера гражданского права отчасти охватывает нормы публичного права - конституционного, административного, гражданско-процессуального. Объяснением этому является наличие публично-правовых элементов в частном праве (равно как и наоборот). Кроме названных принято выделять материальные и процессуальные институты, охранительные и регулятивные и т.д.

Смешанный тип правовой системы

СМЕШАННЫЙ ТИП ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ - тип (семья) правовых систем, сочетающий элементы правовых систем континентального и англо американского типов и охватывающий североевропейскую (скандинавскую) и латиноамериканскую группу правовых систем.

Принципиальные особенности рассматриваемого типа правовых систем таковы: в системе источников права доминирует нормативный правовой акт, однако значительна роль судебной практики. Принципы права применяются при рассмотрении конкретного дела.

В странах данной системы права есть писаные конституции; структура системы права аналогична системе континентального права (подразделение на частное и публичное право); осуществление кодификации законодательства.

Каждая национальная правовая система в рамках данного типа в чем-то уникальна, самобытна. Так, в XVII-XVIII в. в каждой из скандинавских стран был принят единый кодифицированный акт, представлявший все действовавшее права. В последующем устаревшие части кодексов отменены и вместо них приняты новые крупные законодательные акты. Для скандинавской системы права характерна унификация законодательства. Так, с 1880 г. на территории Швеции, Дании и Норвегии вступил в действие единый Кодекс о векселе (оборотных документах); приняты единые законы о торговых знаках, торговых реестрах, фирмах и ведении торговых дел по доверенности, о ценах; завершена унификация морского права; действует объединенный общей концепцией закон о договорах и других законных операциях. Кроме того, правовые системы скандинавских стран традиционно отводят большую роль судебной практике как источнику права. Скандинавское право оказывает заметное влияние на правовые системы стран Прибалтики, что в особенности заметно в сфере частного права.

Свои особенности присущи латиноамериканским правовым системам. Национальные системы права Латинской Америки в основном построены по европейскому образцу (вследствие распространения в период европейской колонизации Южной Америки испанского и португальского права). Но действующее законодательство кодифицировано по французской модели. Под нормой права понимается общее абстрактное правило (как и в европейском праве). Те же источники права, однако они отличаются дуализмом: в сфере частного права они сходны эти системы сходны с системами романо-германского права, а в сфере публичного - восприняли ряд положений конституционного права США (объясняется это тем, что по форме правления латиноамериканские страны по образцу США - президентские республики).

Интегрирующая роль в этой группе правовых систем принадлежит Бразилии, выступающей за образование Латиноамериканского содружества наций.

Соблюдение права

СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВА - такая форма реализации права, которая заключается в воздержании субъектов права от совершения запрещенных нормой права действий. Эта форма реализации права связана с реализацией норм-запретов (запрещающих норм). Так, участники дорожного движения - пешеходы и водители автотранспортных средств обязаны прекратить движение по красному сигналу светофора; лица, заключающие договор страхования, обязаны воздерживаться от страхования противоправных интересов, страхования убытков от участия в играх, лотереях и пари; страхования расходов, к которым лицо может быть принуждено в целях освобождения заложников (ст. 928 ГК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 31 июня 1995 г. «Об основах государственной службы РФ» (ст. II) государственным служащим запрещено занимать другую должность (по совместительству) или выполнять другую оплачиваемую работу на условиях трудового соглашения, договора подряда. Государственному служащему запрещено: лично или через доверенных лиц заниматься производством, реализацией или приобретением продукции или товаров, оказанием услуг, выполнением работ с целью извлечения прибыли, владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом (зданиями, сооружениями, оборудованием, машинами, земельными участками), используемым в коммерческой деятельности; приобретать «промышленные» права (на материальные объекты) - товарные знаки, торговые секреты, ноу-хау, фирменные наименования и т.д.; голосовать лично или через представителя посредством принадлежащих ему акций, паев, долей участия при принятии решений общим собранием акционерного общества или иного хозяйственного товарищества, входить в состав их руководящих органов; занимать должности в органах управления хозяйствующего субъекта любой формы собственности, а также состоять членом его Совета либо правления и др. положения в интересах любой иной политической партии, членами которой они являются. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» (ст. 11) члены Правительства РФ не могут быть членами Совета Федерации, депутатами представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а равно занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях.

Во всех этих случаях адресованные указанным лицам запреты могут быть реализованы исключительно в форме соблюдения.

"Собрание законодательства Российской Федерации"

«СОБРАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» - официальное издание, представляющее собой инкорпорированный сборник принятых законов, нормативных и иных актов Палат Федерального Собрания, Президента, Правительства РФ и решений Конституционного суда, расположенных (помещенных) в хронологическом порядке. Собрание законодательства РФ издается в соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (в редакции 1999 г.) и состоит из 5-и разделов: а) в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы; законы; б) во втором разделе - акты палат Федерального Собрания; в) в третьем разделе - указы и распоряжения Президента РФ; г) в четвертом разделе - постановления и распоряжения Правительства РФ др.); д) в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда РФ.

События

СОБЫТИЯ - обстоятельства, которые не связаны с волей человека. К ним закон относит только те события, которые порождают определенные правовые последствия. Принято различать абсолютные и относительные события. Абсолютные - это такие события, возникновение и развитие которых не связано с волевой деятельностью субъекта. В гражданском праве такого рода юридические факты называют форс-мажорными обстоятельствами. Это чрезвычайные и непреодолимые при данных условиях обстоятельства, как-то: стихийные бедствия, эпизоотия, эпидемия, катастрофы техногенного характера, крупные аварии и др. Событиями в юридическом значении являются также смерть и рождение человека, и др.

Относительными выступают события, которые возникают по воле субъекта, но развиваются и проистекают независимо от его воли (к примеру, смерть человека, убитого в драке). Близкую к относительным событиям, но своеобразную роль в механизме правового регулирования играют такие юридические факты, как сроки.

Современная философия права (рефлексирующее учение права)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Согласование интересов в законодательном процессе (законотворчестве)

Статья большая, находится на отдельной странице.

Согласование интересов как разновидность законодательных технологий

Статья большая, находится на отдельной странице.

Содержание правопорядка

СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОПОРЯДКА - система собственно юридических и неюридических элементов, свойств, признаков, процессов, которые способствуют установлению и поддержанию правомерного поведения субъектов, т.е. такого поведения, которое урегулировано нормами права и достигло целей правового регулирования. Принято различать материальное и юридическое содержание. Материальное содержание представлено системой реальных (экономических, политических, нравственно-духовных, правовых) упорядоченных отношений в гражданском обществе, с правомерным поведением их участников - физических и юридических лиц. Поскольку отношения складываются в результате осуществляемой субъектами права деятельности и поведения, то можно говорить о том, что содержанием правопорядка являются фактические правомерные действия. Это значит, что правовой порядок знаменует собой общественную жизнь, упорядоченную, согласованную в действиях, цивилизованное общение социальных субъектов. Юридическое содержание охватывает систему реализованных субъективных прав и юридических обязанностей, т.е. результат установления законности, упорядоченности и урегулированности общественных отношений, правомерного поведения их участников, достигнутый с помощью правовых средств через выраженную в них волю государства.

Солидаристская теория происхождения права

СОЛИДАРИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА (Леон Дюги, М. М. Ковалевский) - учение, согласно которому право возникает до государства, зарождается с первыми признаками общественности. Право есть основной конституирующий элемент общества, оно зарождается вместе с первыми общественными союзами и отвечает одному с ними запросу на солидарность все более расширяющихся групп.

Соответстивие целесообразности законности

СООТВЕТСТИВИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЗАКОННОСТИ - принцип законности, означающий недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Соотношение законности и целесообразности имеет два аспекта:

а) законность и целесообразность при оценке действующих норм права;

б) законность и целесообразность в правоприменительной деятельности. Применительно к правотворческой сфере принцип целесообразности означает необходимость принятия целесообразных, т.е. отвечающих закономерностям общественного развития законодательных актов. Целесообразность законности вытекает из ценности права: в праве, в законе выражается высшая целесообразность. Соответственно действует презумпция целесообразности нормативного правового акта, означающая, что правореализующий субъект не должен с этой точки зрения подвергать сомнению принятый закон, поскольку на нем лежит прямая обязанность исполнить его требования. По отношению к адресату всякий нормативный акт есть целесообразный, т.е. подлежащий согласованию его норм с собственным поведением. Нецелесообразный нормативный акт может быть отменен, приостановлен лишь в специально предусмотренном законом порядке.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде РФ» суд общей юрисдикции, арбитражный суд, усомнившись в конституционности положений закона, на основе которых им рассматривается дело, вправе приостановить его рассмотрение и обратиться в Конституционный Суд для оценки конституционности данного закона. Право признать закон (его отдельные положения) неконституционным принадлежит и обычным гражданам, которые вправе обратиться в высший орган конституционного контроля для оценки конституционности сложившейся правоприменительной практики.

Целесообразность при применении означает выбор в рамках нормы наиболее приемлемого решения применительно к рассматриваемому случаю.

Если, к, примеру, решается вопрос об ответственности лица, совершившего мошенничество, то суд, рассматривая дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ определяет наиболее целесообразное наказание, т.е. лишение свободы в пределах - от пяти до десяти лет. Целесообразным может быть любой срок в пределах этого размера (с учетом личности, подсудимого, обстоятельств дела). Однако выходить за рамки закона, ссылаясь на целесообразность, нельзя. Иными словами, требованию законности при применении норм права не может противоречить требование целесообразности, ибо целесообразность правоприменительного решения возможно только в рамках закона (законного решения).

В связи с рассматриваемым положением, следует оценивать институт права усмотрения в правоприменительной деятельности. Право свободного усмотрения правоприменителей, должно быть, во-первых, четко очерчено рамками закона; во-вторых, иметь не очень большие размеры.

Социальная адекватность закона

СОЦИАЛЬНАЯ АДЕКВАТНОСТЬ ЗАКОНА - мера социальной пригодности закона, его способность отражать объективно обусловленные потребности и интересы людей, их ценности и приоритеты, стимулировать социальную активность и ограничивать деструктивные формы ее проявления. Социальная адекватность закона выражена в характеристике закона как правового.

Социальная необходимость применения права

СОЦИАЛЬНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА - целевое использование индивидуально-правовых средств в механизме действия права в случаях, необходимых для обеспечения реализации прав граждан и организаций. Потребность в применении права возникает в случаях, когда необходимо:

конкретизировать или удостоверить субъективные права граждан, без чего не может возникнуть правоотношение по поводу реального обладания этими правами (решение органа социального обеспечения о назначении пенсии, решение миграционной службы о регистрации лица в качестве беженца или вынужденного переселенца и т.д.);

удостоверить правомерный характер сделок, иных действий, совершаемых гражданами и их организациями (нотариальное удостоверение акта купли - продажи земельного участка, жилого дома, автомашины и др.);

разрешить спор о праве и устранить препятствие к пользованию правами (такие ситуации возникают в авторском праве, имущественных отношениях, скажем, между супругами при разделе имущества и т.д.);

восстановить нарушенное право в результате правонарушения, привлечь правонарушителя к юридической ответственности. В иных случаях и для иных целей использование правоприменительной формы осуществления права не только не желательно, но и общественно вредно. Во всех этих случаях применение права связано с выполнением двух функций - индивидуального (казуального) регулирования и охранительной (чаще всего юрисдикционной).

Социальная норма

СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА - поведение, выражающее типичные социальные связи и отношения. Объединенные единой нормативной природой, все социальные нормы характеризуются следующими общими чертам: а) являются правилами общего характера, представляют собой определенный стандарт (образец, эталон, норматив) поведения, типичный и нормальный для данного времени и среды. Социальные нормы в этом смысле есть поведение, выражающие типичные социальные связи и отношения; б) определяют границы должного и возможного поведения, служат ориентирами в выборе социально одобряемого поведения; в) являются средством контроля за поведением людей; г) формируются в процессе жизнедеятельности людей, т.е. неотделимы от своего носителя; д) преследуют общую цель - обеспечение порядка и организованности в общественных отношениях. Без отнесения к тому или иному виду социальные нормы выполняют следующие функции: регулятивную - социальные нормы устанавливают правила поведения, регулируют взаимодействие людей; оценочную - выступают критериями и основанием оценок поведения, действия людей (моральное - аморальное, правомерное - противоправное и др.); культурологическую - нормы, во-первых, выступают хранилищем культурных ценностей, в них концентрируется опыт, культура, а во-вторых, являются своего рода ретранслятором этой культуры, накопленные и аккумулированные ценности через воспитание, образование, обучение передаются другим поколениям; информативную - содержат полезную и нужную информации относительно способов социализации человека.

Социальная экспертиза законопроекта

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социальное правовое государство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социально-правовая активность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социальные функции права

СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ ПРАВА - распространение влияния права на различные участки социальной действительности. Это производимый правом социальный резонанс в общественной жизни. К социальным (неюридическим) функциям можно отнести: 1) аксиологическую, или культурологическую, означающую, что право как явление мировой и национальной культуры, аккумулирует ценности демократии и свободы, духовные ценности общества; 2) информативно-познавательную, указывающую на информационно-эвристический потенциал права; 3) функцию социального контроля, свидетельствующую об управляющих возможностях права; 4) цивилизующую или воспитательную, указывающую на то, что право выступает мощным средством социализации как для отдельной личности, так и для социальных общностей людей; 5) функцию согласования интересов, отражающей тот факт, что право воспринимается как способ фиксации в законодательстве состояния уравновешенности (гармонии) социально типичных интересов. В этом смысле получившая изначальный импульс в трудах Р. Иеринга, Н. М. Коркунова, С. И. Муромцева и последствие теоретически обоснованная в трудах западноевропейских и американских юристов (Паунд, Эрлих, Жени, Салейль и др.) концепция права как инструмента (социально-юридического средства) «уравновешивания интересов» обретает научную ценность и практическую пользу в современной юридической теории и практике. Признание за правом функции согласования различных интересов означает, что право (нормы права) постольку способно оказывать воздействие на интересы, обеспечивая их упорядочение, согласование, поскольку оно способно оказывать регулирующее воздействие на деятельность и поведение людей. Право не могло бы выполнять регулятивную и охранительную функции, если бы ему имманентно, т.е. объективно, по его природе не была присуща функция согласования интересов. Такой вывод основывается на том, что как бы ни было разнообразно и разнолико право в те или иные исторические эпохи, в тех или иных регионах, странах, правовых ареалах, оно везде и всегда призвано оставаться правом - системой, обеспечивающей решение жизненных ситуаций (С. С. Алексеев). А жизненные ситуации и есть средоточие разнообразных интересов, разграничение, защита, признание которых является главным объектом и целью правового регулирования.

Социальный конфликт

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ - вид взаимодействия социальных субъектов, при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делает невозможной реализацию их целей и интересов. Социальный конфликт есть столкновение сторон (двух или более субъектов), обусловленное противоположностью (несовместимостью) их интересов, ценностей и целей.

Социологическая концепция права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Социологический подход в праве

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРАВЕ - интегративный способ правопознания, позволяющий охарактеризовать право в действии, раскрыть его деятельностную природу, обосновать определенные фактические правовые действия и отношения, обладающие свойствами нормативности, в качестве регуляторов поведения и деятельности людей. Это способ познания права в единстве его норм, фактических правомерных действий и соответствующих им фактических социально значимых результатов. Объектом правопознания с точки зрения социологического подхода является действие права или социальные факторы правообразования, восприятия социальным субъектом и воплощения в правомерном поведении.

Социологический прием толкования

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ТОЛКОВАНИЯ - уяснение содержания закона (нормы права) путем обращения к внешним источникам. Позиция, в отношении данного способа толкования сформулированная в XIX веке, получила распространение в современных условиях. В качестве внешних источников познания воли законодателя, согласно данной позиции, могут служить мотивы к изданным законам, объяснительные и докладные записки, материалы обсуждения и принятия закона. По мнению сторонников такого подхода «кто ищет волю законодателя, тот должен использовать все, что способно раскрыть эту волю, совершенно так же, как литературный критик ищет ключ к творчеству писателя даже в его частных письмах, в его беседах».

Социология права

СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА - 1) отрасль общетеоретического правоведения, предметом которой являются социальные условия действия права в обществе (его формирования, существования, реального функционирования). Социология права, можно сказать, есть практическая сторона изучения права. Предмет социологии права - определение социальных (неюридических) средств и условий (среды), оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на формирование права и его осуществление в практических действиях граждан, их организаций, должностных лиц и государственных органов. Это часть, ветвь теории права, изучающая закономерности движения права от формирующейся правовой идеи, объективированных фактических правовых отношений и действий до их воплощения в законе, а затем «распредмечивания» установлений закона в фактическом правомерном поведении, в правовом порядке. При этом изучение этих закономерностей с точки зрения предмета социологии права рассматривается на фоне взаимодействия права и социальной среды; 2) часть общей социологии, изучающая роль права в системе социальных институтов.

Предыдущая страница Следующая страница