Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Элементарные начала общей теории права
Статьи на букву "С" (часть 2, "СПЕ"-"СФЕ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "С" (часть 2, "СПЕ"-"СФЕ")

Специальная (комплексная) кодификация

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОМПЛЕКСНАЯ) КОДИФИКАЦИЯ - вид кодификации, когда группируются нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (таможенный, лесной, налоговый кодексы и др.).

Специально-технические термины

СПЕЦИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ - используемые правотворческим органом термины, заимствованные из области специальных знаний - техники, медицины, биологии. При использовании таких терминов законодателю необходимо придерживаться следующего правила: технические термины употребляются в том значении, которые закрепляют за ними соответствующие отрасли знаний;

Специально-юридические методы

СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ - приемы научного познания права, позволяющие выявить и описать (объяснить) специально-юридические характеристики права. Они включают: формально-юридический или юридико-технический, догматический метод, используемый для познания внешней и внутренней формы правовых явлений. Позволяет на основе обобщения сформулировать понятия, дефиниции, определения (правосубъектность, субъективное право, вина); методы толкования права - предназначены для уяснения истинной воли законодателя, выраженной в тексте закона; сравнительно-правовой метод - основан на последовательном изучении и сопоставлении большого числа сходных объектов (так, достоинства и недостатки государственного или правового института определяются в сопоставлении с аналогичными институтами зарубежных стран); метод государственно-правового моделирования - используется для поиска оптимальной модели организации аппарата государства, рационализации административно-территориального деления, формирования системы законодательства и др.; метод правотворческого эксперимента - экспериментальный способ познания, основанный на апробации компетентным правотворческим органом предполагаемых законодательных нововведений в ограниченном масштабе для проверки эффективности, полезности и экономичности экспериментальных правовых норм и проверки оптимальных моделей правотворческих решений общего действия. Используется в законодательной практике нашей страны. При этом применяется для апробации как нового законодательного акта, так и отдельных правовых институтов (комплекса правовых норм в проектируемом законе).

Специально-юридические термины

СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ - термины, используемые для обозначения того или иного юридического понятия («соучастие», «укрывательство преступления», «доверительное управление», «эмансипация», «необходимая оборона», «судимость», «залог», «оферта», «акцепт», «иск» и т.д.). Как и технические, специальные термины удобны, поскольку они обозначают необходимое понятие, как говорят специалисты, максимально уплотняют словесную информацию, экономят средства передачи законодательной мысли. Чем больше в законодательном тексте терминов, тем более он точен и лаконичен. В то же время законодатель не должен перегружать нормативный текст специальной юридической терминологией, так как это создает определенные трудности для восприятия закона.

Специально-юридические функции права

СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ПРАВА - основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Свое воздействие на отношения, поведение и деятельность людей право оказывает: во-первых, посредством предоставления участникам регулируемых отношений прав и возложением на них обязанностей. Это правовое воздействие выражается в регулятивной функции права; во-вторых, путем охраны регулируемых им отношений, закрепления в санкциях норм права ответственности за противоправное поведение. Тем самым право выполняет и охранительную функцию; в-третьих, путем воздействия на психику (сознание, волю) отдельного человека, социальной общности и формирования на этой основе образа права, восприимчивости к нему. Это идейно-мотивационная функция права. Вне и помимо идейно-мотивационного влияния не возможно ни регулятивное, ни охранительное действие права. Регулятивная, охранительная и идейно-мотивационная функции - это имманентные праву функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.

Специально-юридический подход в праве

СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРАВЕ - интегративный способ познания явлений, процессов и состояний социально-правовой действительности, позволяющий определить их специально-юридическую природу, т.е. их специфические юридические свойства, признаки и закономерности, юридические формы их бытия. Соответственно, правопонимание с точки зрения данного подхода основано преимущественно на нормативной (нормативистской) концепции. Главным объектом правопознания для данного подхода является та часть правовой действительности, которая в правоведении представлена догмой права. Специально-юридический подход, базирующийся на знании и понимании внутренних закономерностей действия права (только и позволяющих познать вещество права, его конструктивные особенности), иногда неправомерно противопоставляется философско-правовому. Сторонники данного подхода считают, что эмпирическое, лежащее в основе специально-юридического подхода, исключает познание природы права, право может быть познано лишь вне данной эмпирики и т.д. и т.п. Однако в этом усматривается односторонность правопонимания.

Специально-юридический способ

СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ СПОСОБ - толкование, позволяющее оценить норму права с позиции формально-догматического подхода: проверить ее на законность появления, на действие во времени, в пространстве и по кругу лиц; провести анализ редакции текста нормы, используя для этого официальные источники публикации закона («Собрание законодательства Российской Федерации», «Парламентская газета», «Российская газета»).

Специальные отрасли права

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА - те отрасли, нормы которых действуют в конкретных сферах общественной жизни и применительно к специфическим субъектам (трудовое, земельное, финансовое, семейное, исправительно-трудовое право).

Способы изложения норм права в статьях нормативных актов

СПОСОБЫ ИЗЛОЖЕНИЯ НОРМ ПРАВА В СТАТЬЯХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ - обусловленная спецификой регулируемых отношений конструкция правовой нормы в тексте нормативного акта. Способы изложения - это те правила и приемы, которые используются законодателем для формулирования объема юридических норм в тексте закона (иного нормативного акта). Нормы права закрепляются в статьях нормативных актов, выступающих той формой («юридической оболочкой»), в которую облекаются нормы права.

В зависимости от полноты изложения элементов (гипотезы, диспозиции и санкции) нормы права в статьях нормативных актов принято различать прямой, ссылочный и бланкетный способы. В зависимости от уровня нормативного обобщения различают абстрактный и казуистический способы изложения права.

Способы правового регулирования

СПОСОБЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - специфические юридические средства организации поведения субъектов регулируемых отношений. Если метод - это, совокупность юридических способов правового регулирования, то способы являются его составляющими, так сказать, «строительный материал» (юридическое «вещество») метода. Принято различать следующие основные способы правового регулирования:

дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия (права поступать по собственному усмотрению - поступать так, как правопользователь сочтет необходимым);

позитивное обязывание - возложение на лиц (субъектов) обязанности к активному поведению (обязанность поступать только так, как определено законом);

запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий, запрещенных законом (не поступать так, как запрещено законом).

В качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации - своеобразные стимулы к правомерному поведению. Такие способы специфичны для трудового права, однако отдельные их проявления применимы даже в отраслях публичного права.

В конституционном праве в качестве способа регулирования используется общее установление, характеризующееся учредительным характером и существенно отличающееся от иных средств правового регулирования (дозволения, предписания и запрета). Юридическая конструкция конституционного установления не предполагает точно определенных (персонифицированных) прав и обязанностей конкретных субъектов участников правовых отношений; конституционные установления имеют всеобщий, универсальный характер, обращены ко всем или ко многим видам субъектов, как правило, не порождают конкретных правоотношений, реализуясь в общих конституционных отношениях (к примеру, ст. 10 Конституции РФ); находят выражение в форме конституционного закрепления (компетенции органа власти, правового статуса физического лица). Специфика общего конституционного установления заключается в том, что оно не требует специфически юридических средств обеспечения, т.е. юридических санкций, имеет статутных характер, отличается специфичностью действия. Общие конституционные установления проявляются как непосредственно в конституционном поведении (обладая свойством непосредственного, прямого действия), так и опосредованно, в конкретизирующих их законах, иных нормативных правовых актах. Общие установления выступают в форме конституционного закрепления (статуса гражданина, компетенции государственного органа, полномочий и т.д.).

Способы преодоления коллизий в законодательстве

СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ КОЛЛИЗИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ - выработанные юридической практикой меры, применение которых позволяет полностью или частично устранить конкуренцию правовых норм. Основной такой мерой остается правотворческая деятельность, связанная с принятием нового акта, т.е. введением новых норм, либо уточнением содержания действующих норм. Кроме того, эффективными способами частичного, а в отдельных случаях и полного преодоления коллизий оказываются: систематизация законодательства (в особенности такие ее разновидности, как консолидация и кодификация); обеспечение конституционности нормативных актов, т.е. выстраивание их в правовой системе в соответствии с приоритетной ролью в ней закона, конституции страны; обеспечение прямого действия закона и др.

Использование такого рода средств не решает всей проблемы, поскольку добиться абсолютной непротиворечивости законодательства невозможно. К тому же коллизии далеко не всегда можно своевременно и полностью устранить. Компенсирующие механизмы все же есть. Правовая система снабжена такими юридическими средствами, использование которых позволяет разрешать возникающую коллизию. К ним отнесено коллизионное право.

Способы (приемы) толкования норм права

СПОСОБЫ (ПРИЕМЫ) ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА - относительно обособленные операции с нормами права, которые в соответствии с их особенностями права позволяют раскрыть содержание правовых предписаний. Способ толкования - понятие более емкое, включающее в себя ряд технических приемов и средств познания (сравнение, аналогия, логическое преобразование).

В процессе толкования норм права для достижения их истинного содержания используются знания: а) о языке, посредством которого выражены нормы права; б) о связях между элементами нормы права; в) о связях толкуемой нормы с другими нормами права; г) об условиях принятия и реализации нормы; д) о целях данной нормы и др. Соответственно этому выделяются в качестве самостоятельных следующие способы толкования норм права: языковой (филологический, грамматический, словесный или текстовой); логический; систематический; историко-политический; теологический. Кроме того, к числу таких способов относят специально-юридические и социологические приемы толкования.

Сравнительное правоведение, или компаративистика

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ, ИЛИ КОМПАРАТИВИСТИКА (лат. comparativus - сравнительный) - наука, которая занимается изучением общих и специфических закономерностей возникновения, развития и функционирования современных правовых систем мира; это систематизированная концептуально выраженная система научных знаний о правовых системах современности. Данная наука базируется на применении сравнительно-правового метода. Сравнение позволяет классифицировать государственно-правовые явления, присущие правовым системам разных стран, определить их историческую последовательность, генетические связи между ними, характер заимствования норм, принципов, форм права одной правовой системы у другой. В условиях беспрецедентно усиливающейся во всем мире глобализации сравнительное право выступает в качестве важнейшего инструмента транснационализации юридической науки и образования. Как верно, замечено, не столько сравнение, сколько реальное соприкосновение и взаимодействие правовых институтов различных стран - конечная цель компаративистов. Большая часть эволюции и изменений в праве происходит на основании сравнительного изучения различных правовых систем. Отличительная особенность современного права в том, что оно характеризуется не только возрастающей интернациональной направленностью, но и ускорением реформ. Тем более интенсивными должны быть сравнительно-правовые исследования.

Объектом сравнения выступают правовые системы мира и их составляющие: общее понятие права, система права, источники права, юридическая техника, тип правосознания, судебная система и структура правоохранительных органов, и др.

Принято различать общее сравнительное правоведение и специальное (отраслевое). Предметом изучения первого является сравнительное изучение круга общетеоретических проблем - законодательства, системы права, источников права и др. Можно сказать, что общее сравнительное правоведение изучает в сопоставлении типы правовых систем и их составляющие - отрасли, институты, нормы и т.д. Предметом специального сравнительного права является изучение конкретных отраслей права тех или иных правовых систем мира.

Среда действия права

Статья большая, находится на отдельной странице.

Средства и правила (технико-юридический интсрументарий) построения текста нормативного акта

СРЕДСТВА И ПРАВИЛА (ТЕХНИКО-ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНТСРУМЕНТАРИЙ) ПОСТРОЕНИЯ ТЕКСТА НОРМАТИВНОГО АКТА - выработанная опытным путем техника составления текста нормативного правового акта. Техника составления нормативного акта подчиняется определенным правилам. В частности, правила требуют включения в нормативный акт юридически однородного материала. Считается, что целесообразнее издать несколько актов и таким образом избежать создания одного акта, содержащего разнородный материал. Правила устанавливают порядок расположения в тексте правовых установлений: согласно такому порядку, процессуальные нормы помещаются после материальных; специальные - после общих и т.д.

Техническими средствами построения правового акта являются реквизиты нормативного текста и его композиция, или рубрикация.

Ссылочный способ

ССЫЛОЧНЫЙ СПОСОБ - способ изложения норм права, при котором не все элементы нормы права закрепляются в статье нормативного акта. При этом есть отсылка к другим статьям акта, в которых содержатся недостающие сведения. Например, в соответствии со ст. 97 УПК РФ дознаватель, следователь, прокурор, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому одну из мер пресечения, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом. Перечень таких мер пресечения предусмотрен в статье 98 УПК РФ. Или же: согласно ст. 286 Бюджетного кодекса РФ очередность списания средств со счетов федерального бюджета определяется ст. 255 данного Кодекса.

Стабильность права

СТАБИЛЬНОСТЬ ПРАВА - коренящаясяся в стабильности общественных отношений неизменность его (права) сущности, незыблемость правовых принципов и нормативного содержания конкретных отраслей права. Стабильность и динамизм - две противоположные и вместе с тем неотъемлемые характеристики, сопровождающие право на всех этапах его эволюции.

Стабильность, устойчивость терминологии

СТАБИЛЬНОСТЬ, УСТОЙЧИВОСТЬ ТЕРМИНОЛОГИИ - устойчивость терминов и ее неподверженность изменениям с принятием каждого нового закона. Использование законодательных новелл допускается в правотворческой практике. Однако неоправданные языковые новшества (чрезмерное применение неологизмов и модернизмов) ухудшают язык законодательства. В то же время устаревшие, неточные термины требуют замены. Наиболее удачной считается замена, введение новых терминов при проведении кодификационных работ. В этом случае такая процедура носит естественный характер.

Стадии правотворческого процесса

СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА - относительно обособленные этапы разработки, обсуждения и принятия нормативного правового акта, объединяющие группы однородных правотворческих действий. Для каждой стадии характерен свой набор процедур, которыми сопровождается процесс принятия нормативного акта. К числу таких стадий относят:

подготовку проекта нормативного акта. Работа над нормативным актом начинается с принятия решения о его подготовке такого рода акта. Такие решения отражаются в планах работы парламента, подготовки ведомственных нормативных актов и т.п. Кроме того, осуществляется предварительная работа, необходимая для обсуждения акта: определение правотворческой потребности, т.е. необходимости принятия нормативно-правового акта; формирование концепции акта; определение возможных затрат, связанных с введением в действие данного акта, и возможных негативных последствий; определение места акта в действующем законодательстве, установление в связи с этим тех актов, которые требуют отмены, изменений и т.п.;

обсуждение проекта нормативного акта - следующая стадия. Эта стадия связана с привлечением специалистов к работе над проектом, вовлечение общественности в его обсуждение и выяснение общественных симпатий к будущему акту; уточнение редакции норм, содержащихся в проекте; окончательная его редакция специальной группой (или работником, выделенным для этой работы в ведомстве);

принятие нормативного акта - официальное придание акту общеобязательной силы, выражение в нем общей или государственной воли;

официальное опубликование (обнародование) нормативного акта. Способы обнародования определены законодательством; в нем же определяются и порядок вступления нормативных актов в силу.

Стадии применения права

СТАДИИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА - относительно обособленные группы правоприменительных действий (операций). Применение права можно рассматривать как длящийся во времени процесс, представленный взаимосвязанными и логически сменяемыми друг друга юридическими действиями (операциями), объединяемыми понятием «стадии применения права». Осуществление субъектами права отраслевой правосубъектности имеет свою специфику, поэтому каждая отрасль права отличается специфическим набором стадий. Так, в уголовном процессе выделяются такие стадии, как возбуждение уголовного дела, предварительное расследование и дознание, стадия окончания расследования и направления дела в суд, принятие судом дела на рассмотрение, стадия судебного следствия и стадия вынесения приговора, стадия обжалования и опротестования приговора и др. Характер применения права, его место и роль в механизме обеспечения реализации права позволяют выделить четыре таких стадии:

1) установление фактических обстоятельств дела (фактическая квалификация);

2) юридическая квалификация (выбор правовой нормы);

3) принятие решения по делу (вынесение правоприменительного акта);

4) исполнение принятого решения.

Таких стадий может быть больше или меньше, но именно перечисленные выше характеризуют природу всякой правоприменительной деятельности.

Стандартность юридической терминологии

СТАНДАРТНОСТЬ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ - свойство законодательного языка, характеризующее высокую степень формализации права и проявляющееся в повторении одних и тех же слов и словосочетаний, синтаксических конструкций, в применении языковых штампов - лексических и грамматических канцеляризмов. Стандартизация языка законов имеет важное значение для практики. На этой основе разрабатываются языковые стандарты, бланки.

Статья (пункт) закона

СТАТЬЯ (ПУНКТ) ЗАКОНА - первичная, относительно законченная и самостоятельная форма внешнего выражения (изложения) нормативно-правового предписания. Это часть текста закона, закрепляющая юридические нормы. Статьи могут подразделяться на части, а пункты на абзацы и подпункты. В крупных по объему нормативного материала актах статьи объединяются в главы, а главы - в разделы (пример: Конституция РФ состоит из преамбулы, 137 статей, 9 глав и 2 разделов). Возможна иная композиция нормативного материала: весь законодательный текст структурирован на разделы, разделы включают несколько глав, соответственно главы состоят из статей, пунктов. Такая компоновка характерна для крупных, как правило, кодифицированных актов (см., например действующий Арбитражно-процессуальный кодекс РФ). Или же композиция нормативного материала еще более сложная: части - разделы - главы - статьи - части (см., к примеру, Лесной кодекс РФ). В зависимости от вида правовой нормы, юридической силы ее конструкция может отличаться всей полнотой нормативных положений, но возможна конструкция нормы по образцу ссылочных или бланкетных норм. Статьи в нормативных правовых актах подлежат нумерации; зачастую нумерации подлежат части (абзацы) статьи. В частности, это характерно для кодифицированных актов. В Конституции РФ пронумерованы части. Каждая статья посвящена одному фрагменту регулируемых отношений. Обычно в ней содержатся одна или несколько взаимосвязанных между собой норм права (или фрагментов нормативных положений). Для различных видов нормативных правовых актов характерна «своя» нумерация. В частности, в кодексах, вне зависимости от количества частей, раздело и глав, нумерация статей является сплошной, т.е. каждой статье присваивается идентификационный номер (он остается неизменным даже при внесении изменений в кодекс).

Структура законодательного стиля (языка)

СТРУКТУРА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СТИЛЯ (ЯЗЫКА) - используемый законодателем лексический материал (тезаурус) и лингвистические средства оперирования им. Структуру законодательного языка образуют два пласта, которые именуют уровнями или ярусами. Основу языка образуют лексический и грамматический уровень. Если лексический уровень характеризует словарный состав законодательного языка (лексическое значение слов), то грамматический - отображает его морфологию и синтаксис. Лексический уровень составляют слова, своего рода строительный материал языка; грамматический - это связи, посредством которых слова объединяются и приобретают определенный смысл и значение. Каждая из этих составных частей одинаково важна. В то же время специфику законодательного стиля в решающей степени отражает именно юридическая лексика.

Структура правовой нормы

СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ - ее внутреннее строение, включающее диспозицию, гипотезу и санкцию. С позиции формальной логики структура правовой нормы выражается формулой: «если - то - иначе». В логически преобразованном виде она звучит так: если будут иметь место указанные в норме обстоятельства (гипотеза), то одно лицо вправе, а другое обязано совершить предусмотренные нормой действия (диспозиция), а иначе для лица, не исполнившего обязанность наступают неблагоприятные последствия (санкция).

Нормы права формулируются в статьях нормативных актов. Однако не всегда статья нормативного акта содержит в себе все структурные элементы нормы. Чаще всего какой-то один элемент нормы отсутствует. В юридической теории эта особенность конструирования правовой нормы выражена в понятиях «норма-предписание» и «логическая норма». Если норма-предписание совпадает со статьей нормативного акта, то логическая норма позволяет логическим путем воспроизвести недостающую часть нормы и таким образом представить ее в виде трех элементов. Очевидно, что логическим путем можно «найти» диспозицию охранительной нормы, например, в особенной части Уголовного кодекса, Кодекса об административных правонарушениях. Данная логико-юридическая операция требует совершенного знания законодательства, правил и принципов законодательной техники.

Иные особенности имеет конструкция нормативного предписания в отраслях частного права (что в равной мере присуще всем регулятивным нормам), где правовые нормы состоят, как правило, из двух элементов, чаще всего гипотезы и диспозиции, а санкция содержится в отсылочных или бланкетных нормах. Так, в соответствии со ст. 288 ГК РФ, если иной размер процентов не установлен договором ренты. Реконструируя такую норму по схеме «если - то - иначе», легко обнаружить все ее структурные элементы.

Трехчленная структура нормы (выражена в логической норме) имеет важное практическое значение: законодателя такой подход ориентирует конструировать в законе полноценную норму, способную выступать действенным регулятором, а правоприменителя нацеливает на тщательный и всесторонний анализ нормативного материала во всем его объеме, воспроизводя в нем весь набор элементов, образующих одно целое - нормативное предписание, представленное гипотезой, диспозицией и санкцией.

Структура правопорядка

СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА - представленная единством и дифференциацией системы общественных отношений, урегулированных правом. Соответственно правопорядок включает конституционные, административные, финансовые, гражданско-правовые, трудовые, земельные и иные виды отношений, урегулированных нормами различных отраслей права.

Действие права не ограничивается национальными границами, оно имеет планетарное значение. Эта особенность планетарного действия права обусловливает и специфический феномен - мировой правопорядок.

Структура (строение) системы права

СТРУКТУРА (СТРОЕНИЕ) СИСТЕМЫ ПРАВА - определенным образом структурированные и взаимосвязанные группы норм права, а также объективно складывающиеся между ними связь, которая придает им определенное структурное единство. Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием (системой нормативного регулирования), право вместе с тем подразделяется на обособленные части - отрасли и институты, каждая из которых выполняет самостоятельную роль в механизме воздействия права на поведение и деятельность индивидов и их организаций. Поскольку содержанием права являются его нормы (нормы - первичные «клеточки» права, его «атом»), то и система права представлена определенным образом структурированными и взаимосвязанными нормами права. Объективно складывающаяся между отдельными нормами (или группами норм) связь придает им определенное структурное единство. Таким образом нормы объединяются в более общее нормативно-юридическое образование - институты права, а те в свою очередь, - в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и составляют систему права. Соответственно, элементами системы права выступают нормы права, институты права, подотрасли и отрасли права

Структура теории государства и права

СТРУКТУРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА - обусловленное закономерностями возникновения, развития и функционирования государства и права существование (обособление) самостоятельных научных дисциплин. Своеобразие возникновения и функционирования государства и права, их природа не дают оснований для выделения некоей общей теории государства и права, или общей науки о государстве и праве. Поэтому название «теория государства и права» в известной мере условно и выполняет специфическую учебную нагрузку - объединить и преподавать в рамках одной дисциплины теорию государства и теорию права. Соответственно в структуре общей теории государства и права выделяются: 1) теория государства и 2) теорию права. Каждая из этих научных дисциплин имеет собственную структуру. Современная теория права, оставаясь в традициях дореволюционной правовой науки структурно подразделяется на: философию права, догму права и социологию права.

Специализация и дифференциация научного знания широко проникает в правовую науку. Соответственно, каждая из составных частей общей теории права имеет свои относительно самостоятельные ветви. В составе догмы права это, в частности, герменевтика - наука о толковании правовых норм, юридическая техника, центральными звеньями которой являются правотворческая, в особенности законодательная, техника и др. Социология права включает законодательную социологию, юридическую конфликтологию. Философия права в большей степени монистична, но и она имеет свое подразделение, сообразно которому происходит специализация научных исследований. Наиболее разработанными являются история философии (история правовых учений, или история теории права) и учение о сущности права и методологии правовой науки. Философская и социологическая составляющие теории права не означают в то же время то, что философия и социология права являются составными частями теории права, представляют собой и направления исследования (изучения) права. Эти направления делают теорию права методологической наукой.

Субсидиарное действие закона

СУБСИДИАРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА - особенности распространения действия закона в зависимости от положения отрасли права. Субсидиарное действие закона означает применение положений закона, относящегося к одной отрасли, для регулирования отношений, входящих в предмет иной отрасли. Например, применение норм гражданского кодекса РФ для регулирования семейных, земельно-правовых, трудовых правоотношений. Принцип субсидиарности действия закона основан также на том, что в рамках той или иной отрасли права в пределах отдельных институтов существует приоритет специальных норм: если в законе содержатся общие положение по тому или иному кругу общественных отношений и в то же время предусмотрены особые специальные нормы, рассчитанные на разновидность этих отношений, то при решении юридических вопросов, касающихся данной разновидности, действуют специальные нормы.

Субъект правонарушения

СУБЪЕКТ ПРАВОНАРУШЕНИЯ - деликтоспособное физическое лицо или организация, выступающая в статусе субъекта права. Как составная часть юридического состава правонарушения субъект предусмотрен гипотезами правовой нормы. В частности, субъектом преступления, предусмотренного ст. 276 УК РФ может быть только гражданин России.

Для признания противоправных действий правонарушением законодательство предъявляет к их субъекту определенные требования. Это, прежде всего, наличие определенного возраста, с достижением которого физические лица становятся деликтоспособными. Так, уголовная ответственность (основанием которой является совершение преступления) наступает - с 16 лет, а за отдельные виды - с 14, административная - с 16, гражданская - с 15 и т.д. В определенных законом случаях в качестве субъекта правонарушения выступает т.н. специальный субъект - физическое вменяемое лицо, обладающее дополнительными признаками, при наличии которых возможно привлечение его субъектом правонарушения. Так, субъектом воинских преступлений могут быть признаны только военнослужащие и военнообязанные во время прохождения ими учебных сборов. Субъектами некоторых преступлений могут выступать только должностные лица (ст. 219 УК РФ - нарушение правил пожарной безопасности). Как правило, признаки специального субъекта указаны в законе (ст. 270 УК - неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие). В иных случаях они устанавливаются толкованием. Например, за нарушение правил международных полетов, как следует из ограничительного толкования, может быть привлечено только лицо, выполнявшее международный полет.

Элементом деликтоспособности является психическая зрелость, или вменяемость лица.

Субъект правоотношения

СУБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ - физические лица и организации, наделенные правосубъектностью и вследствие этого обладающие способностью (возможностью) выступать участниками правоотношений. Субъект правоотношения - это его участник, сторона, т.е. индивиды и организации, которые могут выступать участниками правоотношений, быть носителями прав и обязанностей. Поскольку под действие права так или иначе подпадают все те, кто потенциально обладает абстрактными правами и обязанностями, может выступать участником правоотношений. Взаимодействующие в правоотношении стороны именуются управомоченными и правообязанными. Очень часто каждый из участников правоотношений выступает одновременно управомоченной и обязанной стороной. Это характерно, к примеру, для гражданско-правовых договоров - купли-продажи, подряда, перевозки и др. При этом состав участников гражданского правоотношения может изменяться в силу правопреемства.

Для обозначения всех возможных субъектов правоотношений законодательство использует специальные термины. Так, гражданское законодательство использует собирательное понятие «лица», к которым закон относит три группы субъектов: граждане (физические лица); юридические лица; Российская федерация, ее субъекты, муниципальные образования. Общий перечень участников гражданско-правовых отношений дан в ст. 2 ГК РФ. Уголовно-процессуальный закон к субъектам уголовно-процессуальных отношений относит: органы государства и должностные лица (суд или судья, прокурор, следователь, начальник следственного отдела, орган дознания); участников процесса (подозреваемого, обвиняемого их защитников, потерпевшего, гражданского истца, гражданский ответчик и их представителей); свидетелей, экспертов, специалистов, переводчиков и иных лиц, оказывающих содействие органам, выполняющим задачи судопроизводства. Две последние группы лиц объединяются общим понятием - «участвующие в деле лица».

Независимо от отраслевой принадлежности в праве выделяют две группы субъектов: 1) индивиды (физические лица) - граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и 2) организации (государство, его органы, предприятия и учреждения, общественные объединения и др.). Особой разновидностью организаций являются юридические лица.

Все участники правоотношений, независимо от своей видовой принадлежности, должны обладать определенными свойствами, т.е. должны быть наделены правоспособностью, дееспособностью и деликтоспособностью. В своем единстве эти три компонента образуют правосубъектность.

Субъективная сторона правонарушения

СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРАВОНАРУШЕНИЯ - психическое состояние лица в момент совершения правонарушения воплощена в понятии вины правонарушителя. Это означает, что правонарушением признается лишь виновное деяние, то есть такие действия, которые в момент их совершения находились под контролем воли и сознания лица. Отсутствие свободной воли - возможности выбрать иной (правомерный) вариант действий вследствие невменяемости, малолетнего возраста, физического или психического воздействия и прочего - является юридическим условием, при котором деяние правонарушением не признается, даже если оно и имело вредные последствия. Так, действующее уголовное законодательство России освобождает от ответственности лиц, которые совершили преступные деяния под физическим принуждением. Для признания противоправного деяния правонарушением необходимо, чтобы оно было совершено виновно.

При этом формы вины могут быть разными (умысел или неосторожность). Соответственно виновное лицо - это лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности.

Вина лица, совершившего общественно опасное деяние, может выступать в форме умысла или неосторожности: умысел представляет умышленное совершение правонарушения, при котором лицо осознаёт общественно опасный характер своего деяния, предвидит его общественно опасные последствия и желает (прямой умысел) или хотя и не желает, но сознательно допускает (косвенный умысел) их наступления (ст. 25 УК).

Неосторожность означает совершение лицом общественно вредного деяния при отсутствии у него умысла (прямого или косвенного), вследствие противоправной самонадеянности или небрежности. Противоправная неосторожность, следовательно, может выступать в двух формах: 1) противоправное легкомыслие - форма вины, при которой лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления общественно вредных последствий, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение; 2) противоправная небрежность - форма вины (преступной неосторожности), при которой лицо, совершившее преступление, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности могло и должно было их предвидеть.

В уголовном праве, кроме вины, элементами субъективной стороны в случаях, специально указанных в законе, признаются также цели и мотивы совершенного деяния. Это факультативные, или дополнительные элементы, наличие которых позволяет квалифицировать противоправное деяние как преступление (см. ст. 14 УК РФ). Цель преступления - это тот преступный результат, которого стремится виновный. Мотивы преступления - это внутреннее побуждение достигнуть результат, к достижению которого оно стремится, совершая преступление.

Субъективное право

СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО - обусловленная природой прав человека или вытекающая непосредственно из закона юридическая возможность субъекта совершения фактических действий для достижения определенного блага. Сам термин «субъективное» означает, что данное право принадлежит конкретному человеку (субъекту) и выражается в дозволенном ему поведении, которое обеспечено государством. Скажем, право на владение, пользование и распоряжение конкретной вещью ее обладателем. Право же собственности на вещи вообще, закрепленное в нормах гражданского законодательства, есть не субъективное, а право, понимаемое в объективном смысле. Субъективным право называется еще и потому, что инициатива в его реализации исключительно зависит от правопользователя или управомоченного.

Всякое субъективное право имеет собственное юридическое содержание. Это содержание охватывает три элемента - право-пользование, право-требование и право-притязание. Эти элементы именуют правомочиями. Вполне оправданно выделять и четвёртый элемент субъективного права - благоприятный социальный результат (благо), к достижению которого стремится управомоченный.

Субъективное право (право в субъективном значении)

СУБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО (ПРАВО В СУБЪЕКТИВНОМ ЗНАЧЕНИИ) - основанная на законе свобода или возможность совершения определенных действий конкретным субъектом права (право собственника истребовать принадлежащее ему имущество из незаконного владения, право гражданина на судебную защиту и т.д.). Объективное и субъективное право взаимосвязаны. Субъективное право возникает на основе норм объективного права, нормы объективного права закрепляют (объективируют) субъективное право. Субъективное же право есть ступень реализации, осуществления его норм в действиях индивидов и их объединений.

Субъекты нарушения законности

Статья большая, находится на отдельной странице.

Субъекты права законодательной инициативы

СУБЪЕКТЫ ПРАВА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ - определённый Конституцией РФ круг органов государственной власти и должностных лиц, наделённых правом вносить в Государственную Думу законопроекты либо выступать с законодательными предложениями. Такое право принадлежит Президенту РФ, Правительству РФ, депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации Федерального Собрания, законодательным (представительным) органам субъектов Федерации, а также Конституционному Суду, Верховному Суду, Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по предметам их ведения (ст. 104). Кроме того, согласно Регламенту Государственной Думы Федерального Собрания РФ, правом законодательной инициативы обладает также группа депутатов, составляющих комитет Государственной Думы. Данные официальной статистики свидетельствуют о том, что от 40 до 60% законодательных инициатив исходит от депутатов Государственной Думы. При этом значительная часть таких инициатив реализуется отдельными депутатами, что нельзя признать оправданным. Право законодательной инициативы в этом случае нередко используется в качестве инструмента политической борьбы или средства лоббирования интересов определенных социальных групп. Некоторые особенности реализации права законодательной инициативы предусмотрены Регламентом Совета Федерации, который, по сути, исключает возможность реализации законодательных инициатив отдельными членами палаты. Согласно ст. 43 Регламента предложение о разработке проекта нового федерального закона вносится комитетом Совета Федерации, или двумя членами палаты, представляющими в Совете Федерации один субъект РФ, или группой членов Совета Федерации численностью не менее 10 человек.

Судопроизводство

СУДОПРОИЗВОДСТВО - урегулированная нормами процессуального права деятельность суда, участвующих в деле лиц и других участников процесса, а также органов исполнения судебных решений по разрешению юридических дел. Основными формами процесса (судопроизводства) являются уголовный и гражданский процесс (судопроизводство), а также конституционное и административное судопроизводство. Каждая из этих типологических разновидностей судопроизводства в свою очередь классифицируется на составляющие. Так, в уголовном и гражданском судопроизводстве различают кассационное, заочное производство, исковое, особое - в гражданском процессе и т.д.

Сухопутная территория

СУХОПУТНАЯ ТЕРРИТОРИЯ - часть государственной территории, представленная всей сушей в пределах границ государства. К ней относится материк, острова и анклавы - часть сухопутной территории государства, охваченная сухопутной территорией другого государства и не имеющая морского берега. Не все государства состоят из указанных частей, некоторые государства не имеют островов, иные относятся к архипелажным, или островным, состоящим из островов.

Сущность права

СУЩНОСТЬ ПРАВА - обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности людей, характером взаимоотношения социальных групп населения, отдельных индивидов согласованный интерес или общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженный в законе либо иным способом признаваемым государством, и выступающий вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей. Согласованный интерес есть сущностное проявление, первооснова права.

Сфера правового регулирования (правовое пространство)

СФЕРА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО) - отношения, которые уже урегулированы правом либо могут и должны быть им урегулированы. Близким и во многом сходным с понятием сферы правового регулирования в политической и публицистической лексике используется термин «правовое поле». Правовое поле с этой точки зрения означает, что деятельность, поведение индивидов, групп людей, властных структур в той или иной сфере имеет правовые основания. Сфера правового регулирования есть нечто изначальное по отношению к правотворческой деятельности государства, она представляет совокупность неупорядоченных отношений и фактов, упорядочение которых объективно невозможно без использования правовых средств. Сфера правового регулирования есть область потенциальных правовых отношений. Из сказанного вытекает, что сфера (и пределы) правового воздействия не может определяться лишь задачами государства в тот или иной период времени, а значит, зависеть от его усмотрения, субъективно очерчиваться предписаниями закона. Сфера правового регулирования и сфера действия закона, таким образом, могут не совпадать. Иной вывод входил бы в противоречие с характером цивилизованных форм общения, присущих современному обществу, а на практике неизбежно приводил бы к закрепощению правовой свободы граждан, ограничению их инициативы и самостоятельности. Принципиально важно в связи с отмеченным иметь в виду следующее: правильное уяснение особенностей (объема, границ) сферы правового регулирования находится в непосредственной связи с проблемой правопонимания. Очевидно, что если сводить право только к нормам закона, то тогда сфера его (права) действия ограничивается исключительно законодательными предписаниями. Но право, как отмечалось, не тождественно закону.

Сферы действия права

СФЕРЫ ДЕЙСТВИЯ ПРАВА - участки социального пространства (деятельности, поведения, отношений), на которые распространяется действие права. Если уровни характеризуют проникновение права «в глубь» правовой действительности (в правовое сознание и поведение), то сферы характеризуют его распространение «вширь». Сферы указывают на те участки социальной деятельности, которые охвачены правом, т.е. подвергнуты правовому воздействию. В таких сферах проявляется; 1) регулятивное действие права - сферы действия права, обусловленные содержанием регулятивной функции права; 2) охранительное действие права - сферы действия права, обусловленные содержанием охранительной функции права (действия, деятельность, реализующиеся в охранительных правоотношениях); 3) идейно-мотивационное (психологическое) действие права право, объективированное в психике отдельного человека, групповом или общественном сознании. Области действия частного или публичного права позволяют выделить: а) сферу действия частного права - сферы общественной жизни, связанные с удовлетворением частной инициативы, защитой и разграничением частных интересов; б) сферу действия публичного права - деятельность, отношения, имеющие публично-правовой характер. В зависимости от участия (или неучастия) государства в правовом регулировании можно выделить: 1) сферу государственного или централизованного регулирования и 2) сферу саморегуляции или «стихийного» действия права. Сферы действия права не совпадают со сферами правового регулирования. Последние есть часть тех сфер, на которые распространяется действие права.

Предыдущая страница Следующая страница